Великий Дух
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Великий Дух — это вездесущая высшая жизненная сила, которую обычно концептуализируют как высшее существо или бога . Великий Дух является центральным компонентом во многих, но не во всех, коренных народов культурах Канады и США , и его интерпретации различаются в зависимости от культуры.
В традиции Лакота Великий Дух известен как Вакан Танка . [1] [2] По мнению Лакота активиста Рассела Минса , более семантически точный перевод Вакан Танка — « Великая Тайна» . [3]
В традиции Хауденосауни Великий Дух известен как «Творец». мужской команды Хауденосауни по лакроссу Капитан Лайл Томпсон охарактеризовал его как «Творца, который живет в каждом из нас. Он на солнце. Он на луне. Он в звездах и воде. Он в земле». [4]
В алгонкинской традиции Великий Дух известен как Гитче Маниту . [5]
Из-за предполагаемого сходства между Великим Духом и христианским божеством европейские колониальные миссионеры провели сравнение между двумя божествами как метод обращения в христианство . [6]
Концептуализация
[ редактировать ]Великий Дух иногда концептуализировался как « антропоморфное небесное божество ». [7] бог творения , истории и вечности, [8] который также проявляет личный интерес к мировым делам и может регулярно вмешиваться в жизнь людей. [7]
Считается, что многие люди были « говорителями » Великого Духа; люди, которые, как полагают, служат земными посредниками, ответственными за облегчение общения между людьми и сверхъестественным в целом. Обычно считается, что такой оратор обязан сохранять духовные традиции своей линии. [8] Духовные лидеры обращаются к Великому Духу за руководством как для отдельных людей, так и для сообществ в целом. [9]
Хотя вера в сущность или сущности, известные как Великий Дух, существует у многих коренных американских народов, отдельные племена часто демонстрируют различную степень культурных различий. Таким образом, в разных культурах одной и той же фигуре приписывались различные истории, притчи, басни и послания, отражающие разные, иногда противоречивые темы и элементы сюжета. [ нужна ссылка ]
Танка песня
[ редактировать ]Вакан Танка ( Wakáŋ Táŋka ) можно интерпретировать как силу или святость, присущую всему, напоминающую некоторые анимистические и пантеистические верования. Этот термин описывает каждое существо и объект как вакан («святой») или имеющий аспекты, которые являются ваканами ; [10] танка соответствует «великому» или «большому». [11]
До христианизации коренных американцев европейскими поселенцами и миссионерами лакота использовали Вакан Танка для обозначения организации или группы священных существ , чьи пути считались загадочными и недоступными человеческому пониманию. Именно развитие этих убеждений вызвало научные дебаты, предполагающие, что термин «Великая тайна» может быть более точным переводом такой концепции, чем «Великий Дух». [12] Активист Рассел Минс также продвигал перевод «Великой тайны» и точку зрения о том, что духовность лакота изначально не является монотеистической . [10]
Вождь Лютер Стоящий Медведь (1868–1939) народа лакота выразил это так:
- От Вакан Танка, Великого Духа, пришла великая объединяющая жизненная сила, которая текла во всех вещах и через них – цветы равнин, дуновения ветра, камни, деревья, птицы, животные – и была той же самой силой, которая была вдохнута в первый мужчина. Таким образом, все вещи были родственными и были объединены одной и той же Великой Тайной. [13]
Маниту
[ редактировать ]Маниту , родственная хауденосауни у концепции оренды , воспринимается алгонкинскими народами как духовная и фундаментальная жизненная сила . Практикующие полагают, что он вездесущ; проявляется во всех вещах, включая организмы , окружающую среду и события, как антропогенные, так и иные. [14] Проявления Маниту также считаются двойственными, и такие контрастирующие случаи известны как аашаа монету («добрый дух») и отшее монету («злой дух») соответственно. Согласно легенде, когда мир был создан, Великий Дух Ааша Монету подарил землю коренным народам , шауни . в частности [15]
Гитче Маниту
[ редактировать ]Культура Анишинаабе , произошедшая от говорящих алгонкинском языке на абенаков и кри , унаследовала традицию Великого Духа своих предшественников. Гитче Маниту (также транслитерируется как Гичи-маниду ) — слово на языке анисинаабе, которое обычно интерпретируется как Великий Дух, Создатель всего сущего и Податель жизни, а иногда переводится как «Великая Тайна». Исторически люди Анисинаабэ верили во множество духов, чьи изображения размещались возле дверных проемов для защиты.
Согласно традиции Анишинаабе , Мичилимакинак , позже названный европейскими поселенцами островом Макинак в Мичигане, был домом Гитче Маниту, и некоторые племена Анишинаабега совершали туда паломничества для ритуалов, посвященных духу. [16]
Другие имена Анишинаабе для такой фигуры, включенные в процессе синкретизма , — это Гиже-маниду («почтенный Маниду »), Венижишид-маниду («Прекрасный Маниду ») и Гичи-оджичааг («Великий Дух»). В то время как Гичи-маниду и Гичи-оджичааг означают «Великий Дух», Гичи-маниду несет в себе идею большей духовной связи, в то время как Гичи-оджичааг несет в себе идею связи индивидуальной души с Гичи-маниду . Следовательно, христианские миссионеры часто использовали термин Гичи-оджичааг для обозначения христианской идеи Святого Духа .
Индейская церковь
[ редактировать ]Современная вера в великий дух обычно ассоциируется с индейской церковью . [17] Доктрина о великом духе в рамках этой современной традиции весьма разнообразна и обычно сочетает в себе христианские идеи о монотеистическом Боге наряду с анимистическими концепциями. [18] [19] Число приверженцев этих современных верований в великий дух неизвестно, но вполне вероятно, что они насчитывают более четверти миллиона человек. [17]
См. также
[ редактировать ]- Обращение к Великому Духу , статуя 1908 года.
- Слава восходу солнца , статуя 1932 года.
- Религии коренных американцев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остлер, Джеффри. Равнинные сиу и колониализм США от Льюиса и Кларка до Вундед-Ни . Издательство Кембриджского университета , 5 июля 2004 г. ISBN 0521605903 , стр. 26.
- ^ Маркс, М., и Фаутек, Л. (2007). Великие загадки: религии коренных жителей Северной Америки и коллективные видения. РеВижн, 29 (3).
- ^ Значит, Роберт. Куда боятся ступить белые люди: автобиография Рассела Минса . Макмиллан, 1995. ISBN 0312147619, стр. 241.
- ^ Макдональд, Томаси (16 ноября 2023 г.) | Герцог сегодня. Возвращение коренных корней лакросса
- ^ Томас, Роберт Мюррей. Маниту и Бог: религии североамериканских индейцев и христианская культура. Издательская группа Гринвуд , 2007. ISBN 0313347794, стр. 35.
- ^ Ссылки: Скулкрафт, Генри Р. Миф о Гайавате и другие устные легенды, мифология и аллегорика североамериканских индейцев. Дж. Б. Липпинкотт и компания, 1856 г. Брем, Виктория. Звездные песни и духи воды, читатель Великих озер. Пресс для дамских тапочек . 2011.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейв, Альфред А. Пророки великого духа: движения возрождения коренных американцев в восточной части Северной Америки . Линкольн: Университет Небраски, 2006. Google Книги. 2006. с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейв, Альфред А. Пророки великого духа: движения возрождения коренных американцев в восточной части Северной Америки . Линкольн: Университет Небраски , 2006. Google Книги. 2006. Интернет.
- ^ «Великий Дух» . www.phy.duke.edu . Университет Дьюка . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райс, Джулиан (1998). Перед великим духом: многоликая духовность сиу . Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 0-8263-1868-1 .
- ^ "Большой" . Новый онлайн-словарь лакота. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ Хелен Уилер Бассетт, Фредерик Старр . Международный фольклорный конгресс Всемирной Колумбийской выставки , Чикаго, июль 1893 г. Чарльза Х. Сергела Компания , 1898 г. , с. 221 -226.
- ^ Нерберн, Кент Мудрость коренных американцев . Книги МДЖФ, 1999. ISBN 9781567319934, стр. 15.
- ^ Брэгдон, Кэтлин Дж. (2001). Колумбийский путеводитель по американским индейцам северо-востока . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 18 . ISBN 9780231114523 .
- ^ Жизнь Текумсе .
- ^ Америка: Международный словарь исторических мест Америка: Международный словарь исторических мест ; редакторы: Труди Ринг, Ноэль Уотсон и Пол Шеллингер. Рутледж, Тейлор и Фрэнсис ; 1996 год; п. 349].
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Индейская церковь | Североамериканская религия | Британника» . www.britanica.com . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Харц, Паула (2009). Религии коренных американцев . Издательство «Челси Хаус». ISBN 978-1-60413-111-6 . ОСЛК 276406250 .
- ^ Гаррет, Майкл Тлануста; Уилбур, Майкл П. (октябрь 1999 г.). «Живет ли червь в земле? Размышления о духовности коренных американцев» . Журнал мультикультурного консультирования и развития . 27 (4): 193–206. дои : 10.1002/j.2161-1912.1999.tb00335.x .