Дух (оживляющая сила)
Часть серии о |
Спиритуализм |
---|
Философский портал · Религиозный портал |
В философии и религии живых дух — это жизненный принцип или одушевляющая сущность внутри людей или, по некоторым взглядам, во всех существах . Хотя взгляды на дух различаются в разных системах верований, когда дух противопоставляется душе , отдельного существа первый часто рассматривается как основная природная сила, принцип или субстанция, тогда как последний используется для описания организованной структуры сознания , в люди, включая их личность . Дух как субстанцию также можно противопоставить материи , где он обычно считается более тонким, идея, выдвинутая, например, в Principia Mathematica . [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово «дух» пришло в среднеанглийский язык через древнефранцузский esperit . Его источником является латинский spīritus , первоначальное значение которого было «дыхание, дыхание» и, следовательно, «дух, душа, мужество, энергия»; [2] его окончательное происхождение - протоиндоевропейский корень *(s)peis- .
На латыни spīritus отличался от латинского anima , этимологическим значением которого также было «дыхание» ( PIE корень * h₂enh₁- ), [3] однако это слово имело несколько иное значение, а именно « душа ».
Различие между «душой» и «духом» в английском языке отражает различие между «psykhē» и «pneuma» в классическом греческом языке , причем оба слова связаны с дыханием:
- psykhē ( ψυχή ), первоначально «холодный воздух», отсюда «дыхание жизни» и «душа». [2] ( PIE корень *bhes- «дышать»). [4]
- пневма ( πνεῦμα ) «дыхание, подвижный воздух, дух», от глагола pnéō ( πνέω ) «дышать».
Различие между душой и духом также возникло в авраамических религиях : арабский нафс ( نفس ) напротив рух ( روح ); на иврите Нешама ( нəшамах ( или нефеш ) נֶ֫פֶשׁ nép̄eš ) (на иврите нешама происходит от корня НШМ или «дыхание») напротив руах ( רוּחַ руах ). (Обратите внимание, однако, что в семитском языке, как и в индоевропейском, эта дихотомия не всегда была исторически столь четкой, как ее стали воспринимать в течение длительного периода развития: Душа (корень душа ) и Дух (корень רוח ), а также родственные слова в различных семитских языках, включая арабский, также сохраняют значения, связанные с различными воздушными явлениями: «дыхание», «ветер» и даже «запах». [5] [6] [7] )
Связанные термины
[ редактировать ]Подобные концепции в других языках включают китайские линь и хун (靈魂) и санскритскую акашу / атман. [2] (см. также Прана ). В некоторых языках используется слово, обозначающее дух, часто тесно связанное (если не синонимично) со словом разум . Примеры включают немецкий Geist (связанный с английским словом « призрак ») или французский l'esprit . [8] В английских версиях Библии еврейское слово руах (רוח; ветер ) чаще всего переводится как «дух». [9]
Альтернативно, в текстах на иврите обычно используется слово нефеш . Каббалисты считают нефеш одной из пяти частей еврейской души , где нефеш (животное) относится к физическому существу и его животным инстинктам. Точно так же в скандинавских , балтийских и славянских языках слова, обозначающие дыхание, используются для выражения понятий, подобных «духу». [2]
Просмотры
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]В древнегреческой медицине и философии в целом дух ( пневма, буквально «дыхание») считался оживляющей силой живых существ.
В стоицизме дух — это всепроникающая сила, часто отождествляемая с Богом. душа ( психея Считалось, что ) — это особый вид пневмы , которая присутствует у людей и животных, но не у растений. [10]
христианство
[ редактировать ]Христианский Новый Завет использует термин «пневма» для обозначения «духа», «духовного» и, в частности, Святого Духа . [11] Отношения между Святым Духом в христианстве и духом в других религиях неясны. Различие между психикой и пневмой может быть заимствовано из эллинистических религий через евреев-эллинистов, таких как Филон , — точка зрения, которой придерживается так называемая школа истории религий . [12]
Однако другие думают, что Святой Дух может на самом деле больше напоминать стоическую концепцию anima mundi , или мировой души, чем пневму . в христианстве нет никакой связи, По мнению теолога Эрика Консмо, между пневмой в греческой философии и пневмой помимо использования самого этого слова. [12]
Новое религиозное движение «Христианская наука» использует «Дух» как один из семи синонимов Бога , например: «Принцип; Разум; Душа; Дух; Жизнь; Истина; Любовь». [13]
последних дней Святой Пророк Джозеф Смит-младший (1805-1844) отверг концепцию духа как бестелесного или лишенного субстанции: «Не существует такой вещи, как нематериальная материя. Любой дух является материей, но он более тонкий и чистый, и может только быть различимы более чистыми глазами». [14] Что касается души, Джозеф Смит писал: «И Боги образовали человека из праха земного, и взяли его дух (то есть дух человека) и вложили его в него; и вдохнули в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой». [15] Таким образом, душа — это сочетание духа и тела (хотя большинство членов Церкви используют слова «душа» и «дух» как синонимы). В Священных Писаниях Святых последних дней духов иногда называют «разумами». [16] Однако другие Священные Писания СПД учат, что Бог организовал духов из ранее существовавшей субстанции, называемой «разумом» или «светом истины». [17] Хотя это может показаться запутанным, сравните, как программист пишет алгоритм, организуя строки логического кода. Логика существовала всегда, независимо от программиста, но именно творец организует ее в живой дух/разум/душу.
Европа 17 века
[ редактировать ]Совсем недавно, соответственно, в 1628 и 1633 годах, и Уильям Гарвей , и Рене Декарт все еще предполагали, что где-то внутри тела, в особом месте, существует «жизненный дух» или «жизненная сила», которая оживляет весь телесный каркас, точно так же, как двигатель на заводе приводит в движение оборудование на нем. [18]
Анимизм
[ редактировать ]Различные формы анимизма , такие как японский синтоизм и африканская традиционная религия , фокусируются на невидимых существах, которые представляют растения, животных или формы рельефа или связаны с ними (по-японски: ками ): переводчики обычно используют английское слово «дух», пытаясь выразить представление о таких сущностях. [19] Сравните понятия духов предков и духовных животных .
Китайская культура
[ редактировать ]Традиционная китайская концепция ци — это своего рода жизненная сила, составляющая часть любого живого существа. Точное значение этого термина менялось в ходе развития китайской философии . Буквальное значение китайского термина ци (气), как и многих аналогичных понятий в других культурах, происходит от слова «дыхание»; [2] возможно, именно такое значение имело это слово в « Аналектах Конфуция » . [20]
боги , особенно антропоморфные Иногда считается, что боги, обладают ци и являются отражением микрокосма ци в людях. [21] Ци также находилась в природных силах, где ею могли управлять боги и использовать маги . [22]
Юнг
[ редактировать ]По словам К.Г. Юнга (в лекции, прочитанной в Литературном обществе Аугсбурга 20 октября 1926 г. на тему «Природа и дух»):
Связь между духом и жизнью — одна из тех проблем, включающих в себя факторы такой сложности, что нам следует быть начеку, чтобы самим не попасться в сети слов, в которых мы пытаемся уловить эти великие загадки. Ибо как можем мы ввести в орбиту нашей мысли те безграничные сложности жизни, которые мы называем «Духом» или «Жизнью», если мы не облекем их в словесные понятия, которые сами по себе являются всего лишь противовесами интеллекта? Недоверие к вербальным понятиям, каким бы неудобным оно ни было, тем не менее кажется мне вполне уместным, когда речь идет об основных принципах. «Дух» и «Жизнь» — достаточно знакомые нам слова, фактически очень старые знакомые, пешки, которые на протяжении тысячелетий передвигались взад и вперед на шахматной доске мыслителя. Проблема, должно быть, началась на заре времен, когда кто-то сделал ошеломляющее открытие, что живое дыхание, покидающее тело умирающего человека с последним предсмертным хрипом, означало нечто большее, чем просто движение воздуха. Вряд ли это может быть случайностью звукоподражательные слова вроде руах ( иврит ), рух ( арабский ), рохо ( суахили ) означают «дух» не менее ясно, чем πνεύμα ( пневма , греческий ) и Spiritus ( латынь ). [23]
ислам
[ редактировать ]Люди часто представляли себе дух как сверхъестественное существо или нефизическую сущность ; например, демон , привидение , фея или ангел . [2] Однако в древней исламской терминологии термин «дух » ( рух ) применяется только к «чистым» духам, но не к другим невидимым существам, таким как джинны , демоны и ангелы . [24] [ нужна цитата для проверки ]
Психические исследования
[ редактировать ]Психические исследования : «Во всех публикациях Общества психических исследований термин «дух» обозначает личный поток сознания , независимо от того, что он в конечном итоге подразумевает или требует» ( Джеймс Х. Хислоп , 1919). [25]
Смерть
[ редактировать ]Понятия духа и души часто пересекаются. [26] а некоторые системы предполагают, что оба переживут телесную смерть. [27]
В некоторых системах верований «дух» может отделиться от тела после смерти и остаться в мире в форме призрака , то есть проявления духа умершего человека.
См. также
[ редактировать ]- Брахман
- я ушел
- Духовная наука
- Великий Дух или Вакан Танка — это термин, обозначающий Высшее Существо.
- Маниту
- Философия религии
- Пневматология
- Научный скептицизм
- Шэнь (китайская религия)
- Душа
- Дуализм души
- Полет души
- Спиритуализм
- Спиритуализм
- Духовный мир (Святые последних дней)
- Духовный мир (спиритуализм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бертт, Эдвин А. (2003). Метафизические основы современной физической науки . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., с. 275.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж См . Франсуа, 2009 , стр. 187–197.
- ^ anə- , от * ə 2 enə 1 - . Уоткинс, Калверт. 2000. Словарь индоевропейских корней американского наследия , второе издание. Бостон: Houghton-Mifflin Co., стр. 4. Также доступно онлайн . (Примечание: Уоткинс использует ə 1 , ə 2 , ə 3 как полностью эквивалентные варианты для h 1 , h 2 , h 3 соответственно для обозначения протоиндоевропейских сегментов гортани .)
- ^ бхес- 2 (с нулевой степенью *bhs-, озвучивания ведущей к *phs- и позже ps- в классическом греческом языке ). Уоткинс, Калверт. 2000. Словарь индоевропейских корней американского наследия , второе издание. Бостон: Houghton-Mifflin Co., 2000, стр. 11. Также доступно онлайн .
- ^ Келер Л., Баумгартнер В., Ричардсон МЭД и Стамм Дж.Дж. (1999). Еврейский и арамейский лексикон Ветхого Завета (электронное издание) (711). Лейден; Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл.
- ^ Браун, Ф., Драйвер, С.Р., и Бриггс, Калифорния (2000). Расширенный лексикон иврита и английского языка Брауна-Драйвера-Бриггса (электронное издание) (659). Оук-Харбор, Вашингтон: Системы исследования логотипов. (Примечание: близко соответствует печатным изданиям.) [ ISBN отсутствует ]
- ^ Браун, Ф., Драйвер, С.Р., и Бриггс, Калифорния (2000). Расширенный лексикон иврита и английского языка Брауна-Драйвера-Бриггса (электронное издание) (924 и далее). Оук-Харбор, Вашингтон: Системы исследования логотипов. (Примечание: близко соответствует печатным изданиям.) [ ISBN отсутствует ]
- ^ См. статьи в Викисловаре о Geist и esprit .
- ^ «Руах: Дух или Ветер или ???» . BiblicalHeritage.org . Архивировано из оригинала 6 октября 2015 года.
- ^ «Стоицизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . 20 января 2023 г. . Проверено 3 июля 2023 г.
- ↑ Сопутствующая Библия – KJV Э. У. Буллингера , Kregel Publications, 1999. ISBN 0825420997 . п. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Консмо, Эрик (2010). Метафоры Павла о Святом Духе: ощутимое присутствие нематериального Духа в жизни христианина . Нью-Йорк: Питер Лэнг. п. 2. ISBN 978-1-4331-0691-0 .
- ^ Эдди, Мэри Бейкер (1875). «Глоссарий» . Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию . п. 587 . Проверено 11 марта 2009 г.
БОГ – Великий Я ЕСМЬ; всезнающий, всевидящий, вседействующий, всемудрый, вселюбящий и вечный; Принцип; Разум; Душа; Дух; Жизнь; Правда; Любовь; вся субстанция; интеллект.
- ↑ Учение и Заветы 131:7.
- ^ «Авраам 5:7» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «Авраам 3:22» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «Тематический справочник: Интеллект, интеллект» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Михелс, Джон (18 января 1884 г.). Наука: Том 3 . Highwire Press, Jestor: Американская ассоциация содействия развитию науки. стр. 74–75 . Проверено 24 ноября 2021 г.
[...] благодаря развитию философии [...] люди начали вырываться из оков греческой и средневековой метафизики и осознавать, что процесс не объясняется произвольным предположением о какой-то гипотетической причине, изобретенной для объяснения для этого. До тех пор, пока явления, демонстрируемые живыми существами, рассматривались не как проявления свойств материи, из которой они состоят, а просто как проявление деятельности внешней независимой сущности, пневмы, анимы, жизненного духа, или жизненное начало, временно вселившееся в тело животного, но имевшее с этим телом не более существенную связь, чем жилец с домом, в котором он живет, - не было необходимости в физиологических лабораториях. [...] И Гарвей, и Декарт, однако, все еще верили в особый, локально размещенный жизненный дух или витальный дух. сила , которая оживляла весь организм, подобно тому, как двигатель на большом заводе приводит в движение все оборудование на нем.
- ^ Майлз, Леройс (7 августа 2018 г.). "Дух". Введение в изучение религии . Уолтем-Эбби, Эссекс: Научные электронные ресурсыED-Tech Press (опубликовано в 2018 г.). п. 98. ИСБН 978-1839473630 . Проверено 6 декабря 2021 г.
Различные формы анимизма, такие как японский синтоизм и традиционная африканская религия, фокусируются на невидимых существах, которые представляют растения, животных (иногда называемых «отцами-животными») или формами рельефа (ками) или связаны с ними: переводчики обычно используют английское слово «дух». при попытке выразить идею таких сущностей.
- ^ Легг, Джеймс (2010). Аналекты Конфуция . Окленд: Плавающий пресс. ISBN 978-1775417958 .
- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 225. ИСБН 0-415-94180-6 .
- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 225. ИСБН 0-415-94180-6 .
- ^ Юнг, К.Г. (1960). «Дух и жизнь». В Халле, RFC (ред.). Собрание сочинений К.Г. Юнга . ХХ. Том. 8. Нью-Йорк: Книги Пантеона для Боллинджера. стр. 319–320. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Ходкевич, М., «Рухания», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 18 ноября 2019 г. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6323 Впервые опубликовано в Интернете: 2010 г.
- ^ Хислоп, Джеймс Херви (1919). Контакт с потусторонним миром (Первое изд.). Нью-Йорк: The Century Co., стр. 11 .
- ^ OED : «дух 2.а.: Душа человека, восхваленная Богом или выходящая из тела в момент смерти».
- ^ Например: Силл, Эрнест Р. (сентябрь 1996 г.) [1897]. Что происходит после смерти и каково наше состояние после смерти? (3-е изд.). Помрой, Вашингтон: Книги исследований в области здравоохранения (опубликовано в 1996 г.). п. 16. ISBN 978-0787307929 . Проверено 24 ноября 2021 г.
[...] дух и душа, которые занимали и использовали тело, покинули его. [...] Душа и дух переживут смерть.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франсуа, Александр (2008), «Семантические карты и типология колексификации: переплетение многозначных сетей в разных языках» , Ванхов, Мартин (редактор), От полисемии к семантическим изменениям: к типологии лексико-семантических ассоциаций , Исследования языкового компаньона Серия, том. 106, Амстердам; Нью-Йорк: Бенджаминс, стр. 163–215.
- Баба, Мехер (1967). Дискурсы . Сан-Франциско: переориентация суфизма. ISBN 1-880619-09-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение духа (одушевляющей силы) в Викисловаре.
- Цитаты, связанные с Духом (оживляющей силой) в Wikiquote