Поток сознания (психология)
Метафора « поток сознания » предполагает, что текут через сознание мысли . Исследования показали, что люди воспринимают одновременно только одно психическое событие как быстро движущийся поток мыслей. [1] [2] [3] Этот термин был введен Александром Бэйном в 1855 году в первом издании книги «Чувства и интеллект» , когда он писал: «Совпадение ощущений в одном общем потоке сознания (на одном и том же мозговом пути) позволяет ассоциировать ощущения, принадлежащие к различным чувствам. так же легко, как и ощущения того же чувства» (с. 359). Но обычно его приписывают Уильяму Джеймсу (часто считающемуся отцом американской психологии ), который использовал его в 1890 году в своих «Принципах психологии» . [4] [5] Весь спектр мыслей, которые человек может осознать , может составить содержание этого «потока».
буддизм
[ редактировать ]Ранние буддийские писания описывают «поток сознания» ( пали ; viññāna-sota ), где его называют потоком ума . [6] [7] [8] Практика осознанности , которая заключается в осознании каждого момента своего субъективного сознательного опыта. [9] помочь человеку напрямую ощутить «поток сознания» и постепенно развивать самопознание и мудрость. [6] Буддийские учения описывают непрерывный поток «потока умственных и материальных событий», который включает в себя сенсорный опыт (т. е. видение, слух, обоняние, вкус, ощущения прикосновения или мысли, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему), а также генерируются различные психические события, а именно чувства, восприятия и намерения/поведение. [10] Эти психические события также описываются как находящиеся под влиянием других факторов, таких как привязанности и прошлые обусловленности. [6] Далее, ежемоментное проявление «потока сознания» описывается как находящееся под влиянием физических законов, биологических законов, психологических законов, волевых законов и универсальных законов. [10]
Сторонники
[ редактировать ]В своих лекциях примерно 1838–1839 годов сэр Уильям Гамильтон, девятый баронет, описал «мысль» как «серию неразрывно связанных действий»; это происходит из-за того, что, по его утверждению, было четвертым «законом мышления», известным как «закон разума и следствия» :
- «Логическое значение закона Разума и Следствия заключается в том, что в силу него мысль состоит из ряда неразрывно связанных действий, каждое из которых необходимо выводит другое» (Гамильтон 1860:61-62). [11]
В этом контексте слова «необходимо сделать вывод» являются синонимами слова «предполагать» . [12] В дальнейшем обсуждении Гамильтон отождествил «закон» с modus ponens ; [13] таким образом, акт «необходимого вывода» отделяет консеквент с целью стать (следующим) антецедентом в «цепочке» связанных умозаключений.
Уильям Джеймс [4] [14] утверждает это понятие следующим образом:
- «Сознание, таким образом, не кажется само себе раздробленным на кусочки. Такие слова, как «цепь» или «поезд», не описывают его должным образом в том виде, в котором оно представляется в первом случае. В нем нет ничего сочлененного, оно течет. «Река» или «поток» — метафоры, с помощью которых это наиболее естественно описывается. Говоря о нем в дальнейшем, давайте будем называть его потоком мысли, сознания или субъективной жизни (Джеймс 1890: 239) .
Он чрезвычайно скептически относился к использованию интроспекции как метода понимания потока сознания. «Попытка интроспективного анализа в этих случаях на самом деле подобна захвату волчка, чтобы уловить его движение, или попытке достаточно быстро включить газ, чтобы увидеть, как выглядит темнота». [15] Однако эпистемологическое разделение двух уровней анализа представляется важным для систематического понимания «потока сознания». [10]
Бернард Баарс разработал теорию глобального рабочего пространства. [16] что имеет некоторое сходство с потоком сознания.
Концептуальное понимание того, что подразумевается под «настоящим моментом», «прошлым» и «будущим», может помочь систематически понять «поток сознания». [6]
Критика
[ редактировать ]Сьюзан Блэкмор бросила вызов концепции потока сознания. «Когда я говорю, что сознание — это иллюзия, я не имею в виду, что сознания не существует. Я имею в виду, что сознание — это не то, чем оно кажется. Если оно кажется непрерывным потоком богатых и подробных переживаний, происходящих одно за другим, для сознательного человека это иллюзия». Однако она также говорит, что хорошим способом наблюдать «поток сознания» может быть успокоение ума во время медитации. Критика основана на потоке данных восприятия от органов чувств, а не на самом сознании. Также не объясняется причина, по которой некоторые вещи вообще обладают сознанием. [17] Также были сделаны предложения относительно важности разделения «двух уровней анализа» при попытке понять «поток сознания». [10]
Баарс согласен с этими пунктами. Непрерывность «потока сознания» на самом деле может быть иллюзорной, как иллюзорна непрерывность фильма. Тем не менее, серийность взаимонесовместимых сознательных событий хорошо подтверждается объективными исследованиями, проводимыми в течение примерно двух столетий экспериментальной работы. Простой иллюстрацией может быть попытка одновременно осознавать две интерпретации неоднозначной фигуры или слова. Когда время точно контролируется, как в случае с аудио- и видеодорожками одного и того же фильма, серийность оказывается обязательной для потенциально сознательных событий, представленных в одном и том же интервале 100 мс. [ нужна ссылка ]
Дж. У. Дальтон раскритиковал теорию глобального рабочего пространства на том основании, что она в лучшем случае дает объяснение когнитивной функции сознания и не может даже решить более глубокую проблему ее природы, того, что такое сознание и как любой психический процесс все, что может быть сознательным: так называемая « трудная проблема сознания ». [18] А. С. Элицур, однако, утверждал: «Хотя эта гипотеза не затрагивает «сложную проблему», а именно саму природу сознания, она ограничивает любую теорию, которая пытается это сделать, и обеспечивает важное понимание связи между сознанием и познанием». , поскольку любая теория сознания ограничена естественными ограничениями восприятия мозга. [19]
Новая работа Ричарда Робинсона обещает выявить функции мозга, задействованные в этой модели, и может помочь пролить свет на то, как мы понимаем знаки и символы и связываем их с нашими семиотическими регистрами. [20]
Литературная техника
[ редактировать ]В литературе письмо «поток сознания» — это литературный прием , который стремится изобразить точку зрения человека, давая письменный эквивалент мыслительных процессов персонажа либо в свободном внутреннем монологе, либо в связи с его или ее сенсорными реакциями на внешние события. . Поток сознания как повествовательный прием тесно связан с модернистским движением. Этот термин был впервые применен в литературном контексте, перенесенном из психологии, в «Эгоисте» в апреле 1918 года Мэй Синклер по отношению к ранним томам Дороти Ричардсон романа « Паломничество» . [21] Среди других писателей-модернистов, использовавших его, — Джеймс Джойс в «Улиссе» (1922) и Уильям Фолкнер в «Шуме и ярости» (1929). [22]
См. также
[ редактировать ]- Эдмунд Гуссерль
- Бесплатный отзыв
- поток мыслей
- Феноменология (психология)
- Квалиа
- Он не встает
- Парадокс телетранспортировки
- Ход мыслей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поттер MC, Уайбл Б., Хагманн CE, МакКорт ES (2014). «Определение смысла в RSVP по 13 мс на изображение». Внимание, восприятие и психофизика . 76 (2): 270–9. дои : 10.3758/s13414-013-0605-z . hdl : 1721.1/107157 . ПМИД 24374558 . S2CID 180862 .
- ^ Раймонд Дж. Э., Шапиро К. Л., Арнелл К. М. (1992). «Временное подавление визуальной обработки в задаче RSVP: моргание внимания?». Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность . 18 (3): 849–60. дои : 10.1037/0096-1523.18.3.849 . ПМИД 1500880 .
- ^ Шапиро К.Л., Арнелл К.А., Раймонд Дж.Э. (ноябрь 1997 г.). «Моргание внимания». Тенденции в когнитивных науках . 1 (8): 291–296. дои : 10.1016/S1364-6613(97)01094-2 . ПМИД 21223931 . S2CID 203066948 .
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Уильям (1890). Принципы психологии . Нью-Йорк: Генри Холт.
- ^ Джеймс, Уильям (13 июля 2012 г.) [1890]. Принципы психологии . Том. 1 (переиздание, исправленное изд.). Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486123493 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карунамуни Н., Вирасекера Р. (июнь 2017 г.). «Теоретические основы медитации осознанности: путь к мудрости» . Современная психология . 38 (3): 627–646. дои : 10.1007/s12144-017-9631-7 . S2CID 149024504 .
- ^ Дэн Лустхаус, Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь. Рутледж 2002, стр. 193.
- ^ В частности, в Дигха Никае . См. Стивен Коллинз, Самоотверженные люди; Образы и мысль в буддизме Тхеравады. Издательство Кембриджского университета, 1982, стр. 257.
- ^ (Кабат-Зинн, 1994, стр. 4)» - Тренировка осознанности как клиническое вмешательство: концептуальный и эмпирический обзор, Рут А. Баер, доступно по адресу http://www.wisebrain.org/papers/MindfulnessPsyTx.pdf.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карунамуни Н.Д. (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
- ^ Сэр Уильям Гамильтон, девятый баронет (Генри Л. Мэнсел и Джон Вейтч, изд.), Лекции 1860 г. по метафизике и логике, в двух томах. Том. II. Логика , Бостон: Гулд и Линкольн. Скачал через гуглбук.
- ^ Подразумевать — значит «вовлекать или указывать посредством умозаключения, ассоциации или необходимого следствия, а не прямым утверждением», современное использование слова «вывод» немного отличается. Вебстер утверждает, что сэр Томас Мор (1533 г.) был первым, кто использовал эти два слова «в некотором смысле, близком по значению», и «Оба этих использования вывода сосуществовали без комментариев примерно до конца Первой мировой войны». см. Девятый новый университетский словарь Вебстера, Merriam-Webster Inc., Спрингфилд, Массачусетс, ISBN 0-87779-508-8 .
- ^ Гамильтон 1860: 241-242
- ^ Впервые эту фразу , вероятно, использовал Джеймс (1890); например, в 9-м университетском словаре Мерриам-Вебстера первым упоминается 1890 год. Но Джеймс не обязательно был первым, кто отстаивал эту концепцию. Более того, в то время как Джеймс использует фразу «поток мысли» на протяжении всего своего 1890 года (он посвящает целую главу IX «Потоку мысли»), на 689 страницах текста он предлагает всего девять примеров «потока сознания». в частности, что касается «души».
- ^ Джеймс, Уильям (1890), Принципы психологии . ред. Джордж А. Миллер , издательство Гарвардского университета, 1983 г., ISBN 0-674-70625-0
- ^ Баарс, Бернард (1997), В Театре Сознания , Нью-Йорк: Oxford University Press
- ^ «Нет потока сознания» . 25 марта 2002 г. Проверено 5 ноября 2007 г.
- ^ Далтон, JW Незавершенный театр , JCS, 4 (4), 1997, стр. 316-18.
- ^ Элицур, AC Почему мы не знаем того, что знает Мэри? Баарс обращает проблему квалиа. JCS, 4 (4), 1997, стр. 319-24.
- ^ Робинсон, Ричард (2009). «Исследование «глобального рабочего пространства» сознания» . ПЛОС Биология . 7 (3): e1000066. дои : 10.1371/journal.pbio.1000066 . ПМЦ 2656553 . ПМИД 20076729 .
- ^ Уилсон, Ли, 2001. Мэй Синклер Литературная энциклопедия.
- ^ Оксфордский словарь литературных терминов , стр.212.