Гетерофеноменология
По мысли философа Дэниела Деннета , гетерофеноменология (« феноменология другого , а не себя») — это явно научный подход от третьего лица к изучению сознания и других психических явлений. Он состоит из применения научного метода с антропологическим уклоном, объединения самоотчетов субъекта со всеми другими доступными доказательствами для определения его психического состояния. Цель состоит в том, чтобы выяснить, как субъекты видят мир сами, не принимая точность взгляда субъекта как нечто само собой разумеющееся.
Обзор
[ редактировать ]Гетерофеноменология выдвигается как альтернатива традиционной картезианской феноменологии, которую Деннетт называет «автофеноменологией одинокого волка», чтобы подчеркнуть тот факт, что традиционная феноменология принимает самоотчеты субъекта как авторитетные. Напротив, гетерофеноменология считает, что субъекты авторитетны только в том, как вещи кажутся им . Он не отвергает картезианскую перспективу от первого лица, а скорее помещает ее в скобки , чтобы ее можно было интерсубъективно проверить эмпирическими средствами, что позволяет представить ее в качестве научного доказательства.
Этот метод требует от исследователя слушать испытуемых и серьезно относиться к тому, что они говорят, но также учитывать все остальное, что ему доступно, включая телесные реакции испытуемого и окружающую среду, данные, полученные в результате соответствующих неврологических или психологических исследований, воспоминания исследователя о своем опыте. собственный опыт и любые другие научные данные, которые могут помочь интерпретировать то, что сообщил субъект.
Деннетт отмечает, что этот метод на самом деле является обычным способом исследования аспектов разума, который выбирает каждый. Он пишет: «Гетерофеноменология не является чем-то новым; это не что иное, как метод, который использовался психофизиками, когнитивными психологами, клиническими нейропсихологами и почти всеми, кто когда-либо претендовал на серьезное, научное изучение человеческого сознания». [1]
Ключевая роль гетерофеноменологии в философии сознания Деннета заключается в том, что она определяет все, что можно или необходимо знать о разуме. Любому феноменологическому вопросу «почему я испытываю X» соответствует гетерофеноменологический вопрос: «почему субъект говорит: «Я испытываю X»». Цитируя Деннета: «Общий набор деталей гетерофеноменологии плюс все данные, которые мы можем собрать о одновременных событиях в мозгу субъектов и в окружающей среде, составляют полный набор данных для теории человеческого сознания. объективные явления и отсутствие субъективных явлений сознания». [2]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Деннетт 2003 , с. 22.
- ^ Деннетт 2003 , с. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Деннетт, Д. «Гетерофеноменология» в Деннетте, Д. «Объяснение сознания» , Penguin Press, 1991.
- Деннетт, Д. (октябрь 2003 г.). «Кто первый? Объяснение гетерофеноменологии» (PDF) . Журнал исследований сознания . 10 (9–10): 19–30. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2012 г.
- Деннетт, Д. «Пересмотр гетерофеноменологии» , 31 мая 2006 г.
- Макс Вельманс , Гетерофеноменология против критической феноменологии ... https://philpapers.org/rec/VELHVC
Внешние ссылки
[ редактировать ]Исследования сознания в Wikibooks