Картезианский театр

« Картезианский театр » — это насмешливый термин, предложенный философом и когнитивистом Дэниелом Деннетом , ставший известным в его книге « Объяснение сознания» в 1991 году , чтобы указать на определяющий аспект того, что он называет картезианским материализмом , который он считает часто непризнанными остатками картезианского материализма. дуализм в современных материалистических теориях разума .
Бывший учитель Деннета Гилберт Райл в своей книге «Концепция разума» (1949) также высмеивал концепцию разума как «частного театра» или «второго театра» в картезианском дуализме. [1]
Обзор
[ редактировать ]Декарт первоначально утверждал, что для сознания необходима нематериальная душа, которая взаимодействует с телом через шишковидную железу мозга. Деннетт говорит, что, когда дуализм устранен, то, что остается от первоначальной модели Декарта, сводится к воображению крошечного театра в мозгу, где гомункул (маленький человек), теперь физический, выполняет задачу наблюдения за всеми сенсорными данными, проецируемыми на экран. в определенный момент принимает решения и отправляет команды (см. аргумент Гомункула ).
Термин «картезианский театр» был поднят в контексте модели множественных проектов , которую Деннетт постулирует в «Объясненном сознании» (1991):
Декартовский материализм — это точка зрения, согласно которой где-то в мозгу существует решающая финишная линия или граница, отмечающая место, где порядок прибытия равен порядку «представления» в опыте, потому что то, что происходит там, — это то, что вы осознаете. ... Многие теоретики настаивают на том, что они явно отвергли столь явно плохую идею. Но... убедительные образы Картезианского театра продолжают преследовать нас – как обывателей, так и ученых – даже после того, как его призрачный дуализм был осужден и изгнан. [2]
См. также
[ редактировать ]- Круговые рассуждения
- Теория глобального рабочего пространства
- Наизнанку
- Трилемма Мюнхгаузена
- Нумчерепа
- Личный горизонт
- Пуруша
- Черепахи полностью вниз
- Головокружительный вопрос
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кастон, Виктор (2021). «Аристотель и картезианский театр» (PDF) . У Григорика, Павел; Финк, Якоб Лет (ред.). Встречи с аристотелевской философией разума . Нью-Йорк: Рутледж . стр. 169–220 (сноска 1). дои : 10.4324/9781003008484-11 . ISBN 9780367439132 . OCLC 1223014825 .
- ^ Деннетт, Дэниел К. (1991). Объяснение сознания . Нью-Йорк: Little, Brown & Co. 107. ИСБН 0-316-18065-3 . OCLC 36182395 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каррутерс, Питер (2000). «Фрагментарное сознание и картезианский театр». Феноменальное сознание: натуралистическая теория . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 297–324. дои : 10.1017/CBO9780511487491.012 . ISBN 0521781736 . OCLC 43287175 .
- Деннетт, Дэниел К. (1982). «Стили мысленного представления». Труды Аристотелевского общества . 83 :213-226. JSTOR 4545000 . Включает раннее использование термина «картезианский театр».
- Деннетт, Дэниел С.; Кинсборн, Марсель (июнь 1992 г.). «Время и наблюдатель: где и когда сознание в мозгу» . Поведенческие и мозговые науки . 15 (2): 183–201, комментарий и ответ 201–247. дои : 10.1017/S0140525X00068229 . Включает открытые комментарии коллег и ответы авторов.
- Долега, Кшиштоф; Дьюхерст, Джо (2015). «Занавес в Картезианском театре» (PDF) . Журнал исследований сознания . 22 (9–10): 109–128. Отвечает на статью Хобсона и Фристона (2014) .
- Гобер, Р. Даррен (2013). Стадия разума и тела: страсть и взаимодействие в картезианском театре . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . дои : 10.11126/Стэнфорд/9780804786386.001.0001 . ISBN 9780804786386 . OCLC 830683608 .
- Грей, Джеффри Алан (2004). «От картезианского театра к глобальному рабочему пространству». Сознание: приближаясь к трудной проблеме . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 149–170. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198520917.003.0011 . ISBN 0198520905 . OCLC 55970336 .
- Хобсон, Дж. Аллан ; Фристон, Карл Дж. (2014). «Сознание, сны и умозаключения: новый взгляд на картезианский театр» (PDF) . Журнал исследований сознания . 21 (1–2): 6–32.
- Хобсон, Дж. Аллан; Фристон, Карл Дж. (2016). «Ответ нашим театральным критикам» (PDF) . Журнал исследований сознания . 23 (3–4): 245–254. Отвечает на статью Долега и Дьюхерст (2015) .
- Лорманд, Эрик (1994). «Квалиа! (сейчас идет показ в ближайшем к вам кинотеатре)» . Философские темы . 22 (1/2): 127–156. JSTOR 43154656 .
- Слезак, Питер (2023). Зритель в картезианском театре: где теории разума пошли не так со времен Декарта . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books . ISBN 9781666923759 . OCLC 1377716149 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]