Материализм
Материализм — это форма философского монизма , которая утверждает, что материя является фундаментальной субстанцией в природе и что все вещи, включая психические состояния и сознание , являются результатами материальных взаимодействий материальных вещей. Согласно философскому материализму, разум и сознание обусловлены физическими процессами, такими как нейрохимия человеческого мозга и нервной системы , без которых они не могут существовать. Материализм прямо противопоставляется идеализму , согласно которому сознание является основной субстанцией природы.
Материализм тесно связан с физикализмом — точкой зрения, согласно которой все существующее в конечном итоге является физическим. Философский физикализм развился из материализма вместе с теориями физических наук и включил в себя более сложные понятия телесности, чем просто обычная материя (например, пространство-время , физические энергии и силы , а также экзотическая материя ). Таким образом, некоторые предпочитают термин физикализм» материализму « , в то время как другие используют эти термины, как если бы они были синонимами .
Открытия нейронных коррелятов между сознанием и мозгом воспринимаются как эмпирическая поддержка материализма, но некоторые философы разума находят эту связь ошибочной или считают ее совместимой с нематериалистическими идеями. [1] [2] Альтернативные философии, противостоящие или альтернативные материализму или физикализму, включают идеализм, плюрализм , дуализм , панпсихизм и другие формы монизма . Эпикурейство — это философия материализма классической античности , которая была главным предшественником современной науки. Хотя Эпикур якобы был деистом , он подтверждал буквальное существование греческих богов либо в каком-то родственном небесном «небе», из которого они управляли вселенной (если не на буквальной горе Олимп), и его философия пропагандировала атомизм , в то время как платонизм учил примерно наоборот, несмотря на учение Платона о Зевсе как о Боге .
Обзор
[ редактировать ]Материализм принадлежит к классу монистической онтологии и этим отличается от онтологических теорий, основанных на дуализме или плюрализме . Для своеобразного объяснения феноменальной реальности материализм противопоставляется идеализму , нейтральному монизму и спиритуализму . Он также может контрастировать с феноменализмом , витализмом и двуаспектным монизмом . Его материальность в некотором смысле может быть связана с концепцией детерминизма , которую поддерживали мыслители Просвещения . [3]
Несмотря на большое количество философских школ и их нюансов, [4] [5] [6] Говорят, что все философии попадают в одну из двух основных категорий, определяемых в отличие друг от друга: идеализм и материализм . [а] Основное положение этих двух категорий относится к природе реальности: основное различие между ними заключается в том, как они отвечают на два фундаментальных вопроса — из чего состоит реальность и как она возникла. Для идеалистов дух, разум или объекты разума ( идеи ) первичны, а материя вторична. Для материалистов материя первична, а разум, дух или идеи вторичны — продукт воздействия материи на материю. [6]
Материалистический взгляд, пожалуй, лучше всего понимается в его оппозиции доктринам нематериальной субстанции, исторически примененным к разуму Рене Декартом ; Сам по себе материализм ничего не говорит о том, как следует характеризовать материальную субстанцию. На практике его часто отождествляют с той разновидностью физикализма или иной .
Современные философские материалисты расширяют определение других научно наблюдаемых сущностей, таких как энергия , силы и пространственно-временной континуум ; некоторые философы, такие как Мэри Миджли , предполагают, что понятие «материи» неуловимо и плохо определено. [7]
В XIX веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс расширили концепцию материализма, чтобы разработать материалистическую концепцию истории, сосредоточенную на грубо эмпирическом мире человеческой деятельности (практики, включая труд) и институтах, созданных, воспроизведенных или разрушенных этой деятельностью. Они также разработали диалектический материализм , взяв гегелевскую диалектику , лишив ее идеалистических аспектов и соединив ее с материализмом (см. Современную философию ). [8]
Нередуктивный материализм
[ редактировать ]Материализм часто ассоциируется с редукционизмом , согласно которому объекты или явления, индивидуализированные на одном уровне описания, если они подлинны, должны быть объяснимы в терминах объектов или явлений на каком-то другом уровне описания — обычно на более редуцированном уровне. .
Нередуктивный материализм явно отвергает это понятие, считая, что материальная конституция всех деталей совместима с существованием реальных объектов, свойств или явлений, не объяснимых в терминах, канонически используемых для основных материальных составляющих. Джерри Фодор придерживался точки зрения, согласно которой эмпирические законы и объяснения в «специальных науках», таких как психология или геология, невидимы с точки зрения фундаментальной физики. [9]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]До нашей эры
[ редактировать ]Материализм развивался, возможно, независимо, в нескольких географически разделенных регионах Евразии во время того, что Карл Ясперс назвал осевым веком ( ок. 800–200 до н.э.).
В древнеиндийской философии материализм развился около 600 г. до н.э. благодаря работам Аджиты Кесакамбали , Паяси , Канада , и сторонников Чарвака философской школы . Канада стала одним из первых сторонников атомизма . Школа Ньяя - Вайшешика (ок. 600–100 до н. э.) разработала одну из самых ранних форм атомизма (хотя их доказательства существования Бога и их утверждение о том, что сознание нематериально, не позволяют называть их материалистами). Буддийский атомизм и джайнская школа продолжили атомную традицию. [10]
Древнегреческие атомисты, такие как Левкипп , Демокрит и Эпикур, являются прообразами более поздних материалистов. Латинская поэма Natura Лукреция De Rerum (99 – ок. 55 до н. э.) отражает механистическую философию Демокрита и Эпикура. Согласно этой точке зрения, все, что существует, — это материя и пустота, и все явления являются результатом различных движений и скоплений основных материальных частиц, называемых атомами (буквально «неделимых»). De Rerum Natura дает механистические объяснения таких явлений, как эрозия, испарение, ветер и звук. Знаменитые принципы вроде «ничто не может касаться тела, кроме тела» впервые появились в творчестве Лукреция. Демокрит и Эпикур не поддерживали монистическую онтологию, вместо этого поддерживая онтологическое разделение материи и пространства (т.е. пространство — это «другой вид» бытия). [ нужна ссылка ]
Ранняя наша эпоха
[ редактировать ]Ван Чун (27 – ок. 100 г. н.э.) был китайским мыслителем начала нашей эры, которого считали материалистом. [11] Позже индийский материалист Джаярааши Бхатта (6 век) в своей работе «Таттвопаплавасимха» ( «Нарушение всех принципов ») опроверг эпистемологию Ньяя-сутры . Материалистическая философия чарвака , похоже, вымерла где-то после 1400 года; Когда Мадхавачарья составил Сарва-даршана-самграху ( «Сборник всех философий ») в XIV веке, у него не было текста Чарваки (или Локаяты), на который можно было бы цитировать или ссылаться. [12]
В начале XII века в Аль-Андалусе арабский философ Ибн Туфаил ( он же Абубасер) обсуждал материализм в своем философском романе « Хай ибн Якдан» ( Philosophus Autodidactus ), одновременно смутно предвещая исторический материализм . [13]
Современная философия
[ редактировать ]Во Франции Пьер Гассенди (1592–1665). [14] представлял материалистическую традицию в противовес попыткам Рене Декарта (1596–1650) дать естествознанию дуалистические основы. За ним последовали материалист и атеист аббат Жан Мелье (1664–1729), а также французские материалисты : Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751), Дени Дидро (1713–1784), Этьен Бонно де Кондильяк (1714–1780), Клод Адриен Гельвеций (1715–1771), немецко-французский барон д'Гольбах (1723–1789) и другие французские эпохи Просвещения . мыслители [15]
В Англии материализм получил развитие в философии Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), Томаса Гоббса (1588–1679), [16] и Джон Локк (1632–1704). [17] Шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Юм (1711-1776) стал одним из самых выдающихся философов-материалистов XVIII века. [18] Джон «Уокинг» Стюарт (1747–1822) считал, что материя имеет моральное измерение, что оказало большое влияние на философскую поэзию Уильяма Вордсворта (1770–1850).
В философии позднего Нового времени немецкий антрополог- атеист Людвиг Фейербах обозначил новый поворот в материализме в своей книге 1841 года «Сущность христианства» , в которой представлен гуманистический взгляд на религию как внешнюю проекцию внутренней природы человека. Фейербах ввел антропологический материализм — разновидность материализма, рассматривающую материалистическую антропологию как универсальную науку . [19]
Разнообразие материализма Фейербаха сильно повлияло на Карла Маркса . [20] который в конце XIX века разработал концепцию исторического материализма — основу того, что Маркс и Фридрих Энгельс определили как научный социализм :
Материалистическое понимание истории исходит из положения, что производство средств поддержания человеческой жизни и, наряду с производством, обмен произведенными вещами является основой всей социальной структуры; что в каждом обществе, возникшем в истории, способ распределения богатства и разделение общества на классы или порядки зависят от того, что производится, как это производится и как происходит обмен продуктов. С этой точки зрения конечные причины всех социальных изменений и политических революций следует искать не в мозге людей, не в лучшем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях в способах производства и обмена. Их следует искать не в философии, а в экономике каждой конкретной эпохи.
- Фридрих Энгельс, Социализм: научный и утопический (1880).
В своей «Диалектике природы » (1883) Энгельс позже разработал «материалистическую диалектическую» философию природы — мировоззрение, которое Георгий Плеханов , отец русского марксизма , назвал диалектическим материализмом . [21] начала 20-го века философии В русской Владимир Ленин развил диалектический материализм в своей книге 1909 года « Материализм и эмпириокритицизм» , которая связывает политические концепции его оппонентов с их антиматериалистической философией.
Более натуралистически ориентированной материалистической школой мысли, которая развилась в середине 19 века, был немецкий материализм , в который входили Людвиг Бюхнер (1824–1899), уроженец Голландии Якоб Молешотт (1822–1893) и Карл Фогт (1817–1895) . ), [22] [23] хотя у них были разные взгляды на основные вопросы, такие как эволюция и происхождение жизни. [24]
Современная история
[ редактировать ]Аналитическая философия
[ редактировать ]Современные аналитические философы (например, Дэниел Деннетт , Уиллард Ван Орман Куайн , Дональд Дэвидсон и Джерри Фодор ) действуют в широком физикалистском или научно-материалистическом контексте, создавая конкурирующие концепции того, как лучше всего приспособить разум , включая функционализм , аномальный монизм и теорию идентичности. . [25]
и обычно его называют Научный материализм часто является синонимом редуктивного материализма . В начале 21 века Пол и Патриция Черчленд [26] [27] отстаивал радикально противоположную позицию (по крайней мере, в отношении некоторых гипотез): элиминативный материализм . Элиминативный материализм утверждает, что некоторые психические явления просто не существуют вообще, и что разговоры о таких явлениях отражают ложную « народную психологию » и иллюзию самоанализа . Материалист такого типа может полагать, что такое понятие, как «вера», на самом деле не имеет под собой основы (например, то, как народная наука говорит о болезнях, вызванных демонами).
С редуктивным материализмом на одном конце континуума (наши теории сведутся к фактам) и элиминативным материализмом на другом (некоторые теории необходимо будет исключить в свете новых фактов), ревизионный материализм находится где-то посередине. [25]
Континентальная философия
[ редактировать ]Современный континентальный философ Жиль Делёз попытался переработать и укрепить классические материалистические идеи. [28] Современные теоретики, такие как Мануэль ДеЛанда , работающие с этим возрожденным материализмом, стали классифицироваться как новые материалисты . [29] Новый материализм стал отдельной отраслью, ему посвящены курсы в крупных университетах, а также многочисленные конференции, изданные сборники и монографии.
Книга Джейн Беннетт » 2010 года «Живая материя сыграла особенно важную роль в возвращении теорий монистической онтологии и витализма в критическое теоретическое русло, в котором доминируют постструктуралистские теории языка и дискурса. [30] Такие ученые, как Мел Ю. Чен и Закия Иман Джексон, раскритиковали этот корпус новой материалистической литературы за игнорирование материальности расы и пола, в частности. [31] [32]
Ученая-метис Зои Тодд , а также ирокез (Клан Медведя, Шесть Наций) и ученая- анишинабе Ванесса Уоттс, [33] подвергнуть сомнению колониальную ориентацию расы в поисках «нового» материализма. [34] Уоттс, в частности, описывает тенденцию рассматривать материю как предмет феминистской или философской заботы как тенденцию, слишком направленную на реанимацию евроцентристской традиции исследования в ущерб коренной этике ответственности. [35] Другие ученые, такие как Хелен Востерс, разделяют их опасения и задаются вопросом, есть ли что-то особенно «новое» в «новом материализме», поскольку туземные и другие анимистические онтологии свидетельствовали о том, что можно было бы назвать «вибрацией материи» на протяжении веков. [36] Другие, такие как Томас Нэйл , критиковали «виталистские» версии нового материализма за деполитизацию «плоской онтологии» и антиисторичность. [37] [38]
Квентин Мейясу предложил спекулятивный материализм , посткантианский возврат к Дэвиду Юму, также основанный на материалистических идеях. [39]
Определение понятия «материя».
[ редактировать ]Природа и определение материи , как и другие ключевые концепции науки и философии, вызвали множество споров: [40]
- Существует ли один вид материи ( hyle ), из которого все состоит, или существует несколько видов?
- Является ли материя сплошной субстанцией, способной выражать множественные формы ( гиломорфизм ) [41] или ряд дискретных, неизменных составляющих ( атомизм )? [42]
- Имеет ли материя внутренние свойства ( теория вещества ) [43] или их не хватает ( prima materia )?
Один из вызовов общепринятому представлению о материи как осязаемом «веществе» возник с появлением полевой физики в 19 веке. Теория относительности показывает, что материя и энергия (включая пространственно распределенную энергию полей) взаимозаменяемы. Это дает возможность онтологического представления о том, что энергия — это prima materia , а материя — одна из ее форм. Напротив, Стандартная модель физики элементарных частиц использует квантовую теорию поля для описания всех взаимодействий. С этой точки зрения можно сказать, что поля — это prima materia , а энергия — это свойство поля. [44] [ нужна ссылка ]
Согласно доминирующей космологической модели, модели Lambda-CDM , менее 5% плотности энергии Вселенной состоит из «материи», которую описывает Стандартная модель, а большая часть Вселенной состоит из темной материи и темной энергии . среди ученых мало согласия относительно того, из чего они сделаны. [45]
С появлением квантовой физики некоторые ученые полагали, что концепция материи просто изменилась, в то время как другие считали, что общепринятая позиция больше не может сохраняться. Вернер Гейзенберг говорил: «Онтология материализма основывалась на иллюзии, что вид существования, непосредственная «действительность» окружающего нас мира может быть экстраполирована в атомный диапазон. Однако эта экстраполяция невозможна... не вещи». [46]
Представления о материи изменились в связи с новыми научными открытиями. Таким образом, материализм не имеет определенного содержания, независимого от той конкретной теории материи, на которой он основан. По мнению Ноама Хомского , любое свойство можно считать материальным, если определить материю так, что она обладает этим свойством. [47]
Философский материалист Густаво Буэно использует более точный термин, чем материя , — строму. [48]
Физикализм
[ редактировать ]Джордж Стэк проводит различие между материализмом и физикализмом:
В двадцатом веке физикализм возник из позитивизма. Физикализм ограничивает значимые утверждения физическими телами или процессами, которые поддаются проверке или в принципе поддаются проверке. Это эмпирическая гипотеза, которая подлежит пересмотру и, следовательно, лишена догматической позиции классического материализма. Герберт Фейгл защищал физикализм в Соединенных Штатах и последовательно утверждал, что ментальные состояния — это состояния мозга и что ментальные термины имеют тот же референт, что и физические термины. Двадцатый век стал свидетелем множества материалистических теорий психического и множества споров вокруг них. [49]
Но не все концепции физикализма связаны с верификационистскими теориями значения или прямыми реалистическими теориями восприятия. Скорее, физикалисты полагают, что ни один «элемент реальности» не упущен в математическом формализме нашего лучшего описания мира. «Материалистические» физикалисты также считают, что формализм описывает поля несознательности. Другими словами, внутренняя природа физического не является экспериментальной. [ нужна ссылка ]
Религиозные и духовные взгляды
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]Индуизм и трансцендентальный клуб
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2022 г. ) |
Большинство индуистов и трансценденталистов рассматривают всю материю как иллюзию или майю , скрывающую людей от истины. Считается, что трансцендентные переживания, такие как восприятие Брахмана , разрушают иллюзию. [50]
Критика и альтернативы
[ редактировать ]От современных физиков
[ редактировать ]Рудольф Пайерлс , физик, сыгравший главную роль в Манхэттенском проекте , отверг материализм: «Предпосылка, согласно которой можно описать в терминах физики всю функцию человеческого существа … включая знания и сознание, несостоятельна. чего-то не хватает». [51]
Эрвин Шредингер сказал: «Сознание нельзя объяснить в физических терминах. Ибо сознание абсолютно фундаментально. Его нельзя объяснить с точки зрения чего-либо еще». [52]
Вернер Гейзенберг писал: « Онтология материализма основывалась на иллюзии, что вид существования, непосредственная «действительность» окружающего нас мира может быть экстраполирована в атомный диапазон. Однако эта экстраполяция невозможна ... Атомы не вещи». [53]
Квантовая механика
[ редактировать ]Некоторые физики 20-го века (например, Юджин Вигнер [54] и Генри Стэпп ), [55] и некоторые современные физики и научные писатели (например, Стивен Барр , [56] Пол Дэвис и Джон Гриббин ) утверждали, что материализм ошибочен из-за некоторых недавних открытий в физике, таких как квантовая механика и теория хаоса . По словам Гриббина и Дэвиса (1991):
Затем появилась квантовая теория, которая полностью изменила наше представление о материи. От старого предположения о том, что микроскопический мир атомов представляет собой просто уменьшенную версию повседневного мира, пришлось отказаться. На смену детерминистской машине Ньютона пришло призрачное и парадоксальное соединение волн и частиц, управляемое законами случая, а не жесткими правилами причинности. Расширение квантовой теории выходит даже за рамки этого; он рисует картину, в которой твердая материя растворяется, заменяясь странными возбуждениями и вибрациями невидимой полевой энергии.Квантовая физика подрывает материализм, поскольку показывает, что материя содержит гораздо меньше «вещества», чем мы могли бы поверить. Но другое развитие идет еще дальше, разрушая представление Ньютона о материи как об инертных комках. Таким развитием является теория хаоса, получившая в последнее время широкое внимание.
- Пол Дэвис и Джон Гриббин, Миф о материи , Глава 1: «Смерть материализма»
Цифровая физика
[ редактировать ]Возражения Дэвиса и Гриббина разделяют сторонники цифровой физики , которые считают фундаментальной информацию, а не материю. Физик и сторонник цифровой физики Джон Арчибальд Уиллер писал: «Вся материя и все физические вещи имеют теоретико-информационное происхождение, и это вселенная участия». [57] Некоторые основатели квантовой теории, такие как Макс Планк , разделяли их возражения. Он написал:
Как человек, посвятивший всю свою жизнь самой здравомыслящей науке, изучению материи, я могу сказать вам в результате своих исследований об атомах вот что: материи как таковой не существует. Вся материя возникает и существует только благодаря силе, которая приводит частицу атома в вибрацию и удерживает вместе эту мельчайшую солнечную систему атома. Мы должны предположить, что за этой силой стоит существование сознательного и разумного Разума. Этот Разум является матрицей всей материи.
- Макс Планк, Природа материи (1944).
Джеймс Джинс согласился с Планком, сказав: «Вселенная начинает больше походить на великую мысль, чем на великую машину. Разум больше не кажется случайным вторгшимся в царство материи». [58]
Философские возражения
[ редактировать ]В «Критике чистого разума » Иммануил Кант выступал против материализма, защищая свой трансцендентальный идеализм (а также предлагая аргументы против субъективного идеализма и дуализма разума и тела ). [59] [60] Но Кант утверждает, что перемены и время требуют прочного субстрата. [61] [62]
Мыслители постмодерна / постструктуралиста также выражают скептицизм по поводу любой всеобъемлющей метафизической схемы. Философ Мэри Миджли [63] утверждает, что материализм — это самоопровержимая идея , по крайней мере, в ее элиминативной материалистической форме. [64] [65] [66] [67]
В течение 20 века несколько других философов также выступили с конкретной критикой фундаментальных концепций, лежащих в основе научного материализма. Среди них был австралийский ученый Колин Мюррей Турбейн , который в своей книге «Миф о метафоре» анализирует ограничения, связанные с несколькими метафорами, обычно включенными в качестве буквальных конструкций в «механистические» объяснения Вселенной, впервые изложенные Исааком Ньютоном Декарта и дуализмом разума и тела . [68] такие как «вещество» и «субстрат», которые, по мнению Турбейна, имеют мало значения или вообще имеют какое-либо значение. Далее он утверждает, что такие физикалистские теории Вселенной обычно полагаются на механистические метафоры, полученные с помощью дедуктивной логики для синтеза соответствующих гипотез. [69] Турбейн отмечает, что современный человек стал жертвой метафор, лежащих в основе этих гипотез, которые непреднамеренно интерпретировались как примеры буквальной истины, несмотря на их ограниченность. [68] [70] [69] [71]
Разновидности идеализма
[ редактировать ]Аргументы в пользу идеализма , такие как аргументы Гегеля и Беркли , часто принимают форму аргумента против материализма; действительно, идеализм Беркли назывался имматериализмом . Теперь можно утверждать, что материя избыточна, как в теории связок , а независимые от разума свойства, в свою очередь, могут быть сведены к субъективным восприятиям . Беркли дает пример последнего, указывая, что невозможно собрать прямые доказательства существования материи, поскольку не существует прямого опыта материи; все, что переживается, — это восприятие, внутреннее или внешнее. По существу, о существовании материи можно судить только на основе кажущейся (воспринимаемой) стабильности восприятий; оно не находит абсолютно никаких подтверждений в прямом опыте. [72]
Если материя и энергия рассматриваются как необходимые для объяснения физического мира, но неспособные объяснить разум, дуализм возникает . Философия эмерджентности , холизма и процесса стремится исправить очевидные недостатки традиционного (особенно механистического ) материализма, не отказываясь при этом от материализма полностью. [ нужна ссылка ]
Материализм как методология
[ редактировать ]Некоторые критики возражают против материализма как части чрезмерно скептического, узкого или редуктивистского подхода к теоретизированию, а не против онтологического утверждения, что материя является единственной субстанцией. Физик элементарных частиц и англиканский теолог Джон Полкингхорн возражает против того, что он называет многообещающим материализмом — утверждает, что материалистическая наука в конечном итоге преуспеет в объяснении явлений, которые она до сих пор не могла объяснить. [73] « двусторонний монизм ». Полкингхорн предпочитает материализму [74]
Некоторых ученых-материалистов критиковали за то, что они не смогли дать четкого определения материи, в результате чего термин «материализм» остался без какого-либо определенного значения. Ноам Хомский утверждает, что, поскольку новые научные открытия могут повлиять на концепцию материи, как это случалось в прошлом, научные материалисты догматичны, предполагая обратное. [47]
См. также
[ редактировать ]- Алеаторный материализм
- Убеждения антиматериализма :
- Панцирь
- Христианский материализм
- Критический реализм
- Культурный материализм
- Диалектический материализм
- Экономический материализм
- Существование
- Французский материализм
- Гротескное тело
- Исторический материализм
- Вой
- Бестелесность
- Мадхьямака , философия Срединного пути.
- Марксистская философия природы
- Материалистический феминизм
- Метафизический натурализм
- Модельно-зависимый реализм
- Натурализм (философия)
- Философский материализм
- Философия разума
- Физикализм
- Постматериализм
- Квантовая энергия
- Рациональный эгоизм
- Реальность в буддизме
- Научный материализм
- Теория вещества
- Трансцендентность (религия)
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Действительно, было отмечено, что трудно, если не невозможно, определить одну категорию, не противопоставляя ее другой. [5] [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эдвард Фезер: Против «Нейробаббла» » .
- ^ «Тайлер Бердж, настоящая наука о разуме — The New York Times» .
- ^ Идоко, Варнава Обиора (14 декабря 2023 г.). «КРИТИЧЕСКИЙ ЭПОХАЛЬНЫЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА» . Тринитарист: Международный журнал искусств и гуманитарных наук . 2 (1).
- ^ Эдвардс, Пол , изд. (1972) [1967], Энциклопедия философии , вып. 1–4 . ISBN 0-02-894950-1 , 978-0-02-894950-5 . (Первоначально опубликовано в 8 томах.)
- ^ Jump up to: а б Священник, Стефан (1991). Теории разума . Лондон: Книги Пингвинов . . ISBN 0-14-013069-1 , 978-0-14-013069-0 .
- ^ Jump up to: а б с Новак, Джордж (1979). Истоки материализма . Нью-Йорк: Следопыт Пресс. ISBN 0-87348-022-8 .
- ^ Мэри Миджли Мифы, которыми мы живем .
- ^ Маркс, Карл. 1873. » Послесловие ко Второму немецкому изданию . Капитал , Том 1, в переписании Х. Кульса.
- ^ Фодор, Джерри А. 1981. Репрезентации: философские очерки об основах когнитивной науки . Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262060790 . ( Отрывок из гл. 1 ).
- ^ Берриман, Сильвия (2022). «Древний атомизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Кембриджский спутник атеизма (2006) , с. 228, в Google Книгах.
- ^ История индийского материализма , Рамакришна Бхаттачарья.
- ^ Урвой, Доминик. 1996. «Рациональность повседневной жизни: андалузская традиция? (Аропос о первых опытах Хая)». стр. 38–46 в книге «Мир Ибн Туфайла: Междисциплинарные взгляды на Хайя Ибн Якана » под редакцией Л. И. Конрада . Издательство «Брилл» , ISBN 90-04-09300-1 .
- ^ Пьер Гассенди (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ Махан, А.; Фридрих, Р. (2003). Критическая история философии . Салем Паблишинг Решения. стр. 587–589. ISBN 978-1-59160-363-4 . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Томас Гоббс (Стэнфордская энциклопедия философии) ,
- ^ Генри, Джон Ф. (2012). Создание неоклассической экономики (возрождение Рутледжа) . Возрождение Рутледжа. Тейлор и Фрэнсис. стр. 23–25. ISBN 978-1-136-81053-4 . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Браун, Робин; Ледиман, Джеймс (2019). Материализм: историческое и философское исследование . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-429-53537-6 . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Аксель Хоннет , Ханс Йоас , Социальное действие и человеческая природа , издательство Кембриджского университета, 1988, стр. 18.
- ^ Николас Черчич, Марксизм и отчуждение , издательство Fairleigh Dickinson University Press, 1990, стр. 57: «Хотя Маркс отверг абстрактный материализм Фейербаха», Ленин говорит, что взгляды Фейербаха «последовательно материалистичны», подразумевая, что концепция причинности Фейербаха находится в полном соответствии с диалектическим материализмом».
- ^ см. Плеханов, Георгий: 1891. «К шестидесятилетию со дня смерти Гегеля»; 1893. Очерки истории материализма ; и 1895. Развитие монистического взгляда на историю .
- ^ Чедвик, Оуэн . 1990. Секуляризация европейского разума в девятнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. п. 165 : «В 1850-х годах немецкие... ученые вели полемику, известную... как материалистическая полемика. Она была особенно связана с именами Фогта, Молешотта и Бюхнера». п. 173 : «Французы были удивлены, увидев Бюхнера и Фогта… Французы были удивлены немецким материализмом».
- ^ Девятнадцатый век и после , Том. 151 . 1952. с. 227: «Континентальный материализм Молешотта и Бюхнера».
- ^ Андреас В. Даум , Популяризация науки в XIX веке: гражданская культура, научное образование и немецкая общественность, 1848–1914 . Мюнхен: Ольденбург, 1998, стр. 210, 293–99.
- ^ Jump up to: а б Рэмси, Уильям. [2003] 2019. « Элиминативный материализм § Конкретные проблемы народной психологии » (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Черчленд, PS (1986). Нейрофилософия: к единой науке о разуме/мозге . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Черчленд, премьер-министр (1981). «Элиминативный материализм и пропозициональные установки». Журнал философии . 78 : 67–90.
- ^ Смит, Дэниел; Протеви, Джон (1 января 2015 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Жиль Делёз (изд. Зима 2015 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Дельфин, Рик; Сад, Ирис ван дер (1 января 2013 г.). Новый материализм: интервью и картографии . Открытая гуманитарная пресса. ISBN 9781607852810 .
- ^ Беннетт, Джейн (4 января 2010 г.). Живая материя: политическая экология вещей . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822346333 .
- ^ «Животное: новые направления в теоретизации расы и постгуманизма» . www.academia.edu . Проверено 8 мая 2016 г.
- ^ Чен, Мэл Ю. (10 июля 2012 г.). Анимации: биополитика, расовая значимость и странный аффект . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822352549 .
- ^ «Доктор Ванесса Уоттс» . Институт исследований коренных народов Макмастера . 12 декабря 2018 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Тодд, Зои (2016). «Взгляд феминистки из числа коренных народов на онтологический поворот: «онтология» - это просто еще одно слово для обозначения колониализма». Журнал исторической социологии . 29 (1): 4–22. дои : 10.1111/johs.12124 . ISSN 1467-6443 .
- ^ Уоттс, Ванесса (4 мая 2013 г.). «Местные мысли и действия коренных народов среди людей и нелюдей (Первая женщина и Небесная женщина отправляются в мировое турне по Европе!)» . Деколонизация: коренное население, образование и общество . 2 (1). ISSN 1929-8692 .
- ^ Швейцер, М.; Зерди, Дж. (14 августа 2014 г.). Исполнительские объекты и театральные вещи . Спрингер. ISBN 9781137402455 .
- ^ Наиль, Томас (10 декабря 2018 г.). Бытие и движение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 11–54. ISBN 978-0-19-090890-4 . OCLC 1040086073 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гэмбл, Кристофер Н.; Ханан, Джошуа С.; Наиль, Томас (2 ноября 2019 г.). «Что такое новый материализм?». Анжелаки . 24 (6): 111–134. дои : 10.1080/0969725x.2019.1684704 . ISSN 0969-725X . S2CID 214428135 .
- ^ Мейясу, Квентин . 2008. После Конечности . Блумсбери, стр. 90.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ "Гиломорфизм" Краткая Британника
- ^ «Атомизм: от древности до семнадцатого века». Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine . Словаре истории идей
«Атомизм в семнадцатом веке» Словарь истории идей
Статья философа, выступающего против атомизма. Архивировано 21 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
Информация о буддийском атомизме. Архивировано 16 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
Статья о традиционном греческом атомизме
«Атомизм с 17 по 20 века» Стэнфордская энциклопедия философии. - ^ « Стэнфордская энциклопедия философии по теории вещества» . Plato.stanford.edu . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Хосе Игнасио Ильяна; Алехандро Хименес Кано (2022). Корнелльский университет. arXiv : 2211.14636 [ hep-ph ].
- ^ Бернар Садуле «Частица темной материи во Вселенной: на грани открытия?» Наука 5 января 2007 г.: Том. 315. нет. 5808, стр. 61 - 63.
- ^ Гейзенберг, Вернер. 1962. Физика и философия: революция в современной науке .
- ^ Jump up to: а б Хомский, Ноам . 2000. Новые горизонты в изучении языка и разума.
- ^ Густаво Буэно, Строма , получено 28 декабря 2021 г.
- ^ Стек, Джордж Дж. (1998), «Материализм» , в Крейге, Э. (ред.), Энциклопедия философии Рутледжа: от Лютера до Нифо , Рутледж, стр. 171–172, ISBN 978-0-415-18714-5
- ^ mahavidya.ca
- ^ «Материя подорвана» . Экономические времена . 2 ноября 2012 года . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ «Общенаучные и популярные статьи». В сборнике статей , Vol. 4. Вена: Австрийская академия наук . Брауншвейг/Висбаден: Vieweg & Sohn. п. 334.
- ^ Гейзенберг, Вернер. 1962. Физика и философия: революция в современной науке.
- ^ Вигнер, Юджин Пол (6 декабря 2012 г.). Философские размышления и синтезы . Спрингер. ISBN 9783642783746 .
- ^ Стапп, Генри . «Квантовый интерактивный дуализм – альтернатива материализму». Журнал исследований сознания
- ^ Джон Фаррелл. «Физик говорит о Боге и квантах» . Форбс.com . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Журек, Войцех Х. , изд. 1990. «Информация, физика, квант: поиск связей». В сложности, энтропии и физике информации .
- ^ Джинсы, Джеймс. 1937. Таинственная Вселенная . п. 137.
- ^ Кант, Иммануил. «Опровержение идеализма». стр. 345–52 в «Критике чистого разума» (1-е изд.), Под редакцией Н. К. Смита . (2-е изд., стр. 244–7).
- ^ Кант, Иммануил. «Опровержение идеализма». стр. 345–52 в «Критике чистого разума» (1-е изд.), Под редакцией Н. К. Смита . А379, с. 352: «Если, однако, как это обычно бывает, мы стремимся расширить понятие дуализма и принять его в трансцендентальном смысле, то ни оно, ни две противоположные альтернативы — пневматизм [идеализм] с одной стороны, материализм с другой — не имело бы никакой основы… Ни трансцендентальный объект, лежащий в основе внешних явлений, ни тот, который лежит в основе внутреннего созерцания, сам по себе не является ни материей, ни мыслящим существом, но основой (нам неизвестной)…»
- ^ Энциклопедия философии Рутледжа . Архивировано 6 февраля 2007 года в Wayback Machine : «Кант утверждает, что мы можем определить, что произошло изменение в объектах нашего восприятия, а не просто изменение в самих наших восприятиях, только представив то, что мы воспринимаем как последовательные состояния длительного существования. вещества (см. Вещество)».
- ^ Кант, Иммануил. «Опровержение идеализма». стр. 345–52 в «Критике чистого разума» (1-е изд.), Под редакцией Н. К. Смита . Б274, с. 245:«Всякое определение времени предполагает нечто постоянное в восприятии. Однако это постоянное не может быть чем-то во мне…»
- ^ Миджли, Мэри . 1990. Мифы, которыми мы живем .
- ^ Бейкер, Л. 1987. Спасительная вера . Принстон: Издательство Принстонского университета
- ^ Репперт, В. 1992. «Элиминативный материализм, когнитивное самоубийство и постановка вопроса». Метафилософия 23:378–92.
- ^ Зейднер, Стэнли С. 10 июня 2009 г. «Троянский конь: логотерапевтическая трансцендентность и ее светские последствия для теологии». Институт Матери Деи . п. 5.
- ^ Богосян, Питер . 1990. «Статус содержания». Философское обозрение 99:157–84; и 1991. «Возвращение к статусу контента». Тихоокеанский философский ежеквартальный журнал 71: 264–78.
- ^ Jump up to: а б Гессен, Мэри (1966). «Обзор мифа о метафоре». Основы языка . 2 (3): 282–284. JSTOR 25000234 .
- ^ Jump up to: а б Словарь современных американских философов Шук, Джон. 2005 с. 2451 Биография Колина Мюррея Тербейна в Google Книгах
- ^ Философский факультет Рочестерского университета - Конкурс эссе Беркли - История премии Колина Тербейна « Миф о метафоре» на rochester.edu
- ^ Мерфи, Джеффри Г. «Беркли и метафора ментальной субстанции». Ratio 7 (1965): 171, примечание 3.
- ^ де Ваал, Корнелис (апрель 2006 г.). «Имея представление о материи: пирсовское опровержение берклианского имматериализма». Журнал истории идей . 67 (2): 292–293, 302–303. JSTOR 30141879 .
- ^ Однако критики материализма в равной степени виновны в прогнозах, что он никогда не сможет объяснить некоторые явления. «Более ста лет назад Уильям Джеймс ясно увидел, что наука никогда не решит проблему разума и тела ». Являемся ли мы духовными машинами? Архивировано 11 ноября 2013 года в Wayback Machine Дембски, В.
- ^ «Интервью с Джоном Полкингхорном» . Crosscurrents.org . Проверено 24 июня 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюхнер, Л. (1920). Сила и Материя . Нью-Йорк, издательство Питера Эклера.
- Черчленд, Пол (1981). Элиминативный материализм и пропозициональные установки . Философия науки. Бойд, Ричард; П. Гаспер; Джей Ди Траут. Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
- Филд, Хартри Х. (1981), «Ментальное представление», в блоке, Нед Джоэл (редактор), « Чтения по философии психологии» , том. 2, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9780416746006
- Фланаган, Оуэн Дж. (1991). Наука разума 2e . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-56056-6 . Проверено 19 декабря 2012 г.
- Фодор, Дж. А. (1974). «Специальные науки», Synthese , Vol. 28.
- Гунасекара, Виктор А. (2001). « Буддизм и современный мир ». Основы буддизма: современное введение в учение Будды». 18 января 2008 г.
- Ким, Дж. (1994) Множественная реализация и метафизика редукции , Философия и феноменологические исследования , Vol. 52.
- Ла Меттри, Ла Меттри, Жюльен Офре де (1748). Человек - машина
- Ланге, Фридрих А. (1925) История материализма . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и Ко.
- Мозер, Пол К.; Траут, Джей Ди (1995). Современный материализм: читатель . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-10863-8 . Проверено 19 декабря 2012 г.
- Священник, Стивен (1991), Теории разума , Лондон: Penguin Books , ISBN 0-14-013069-1 Альтернатива ISBN 978-0-14-013069-0
- Шопенгауэр, Артур (1969). Мир как воля и представление . Нью-Йорк, Dover Publications, Inc.
- Зейднер, Стэнли С. (10 июня 2009 г.). «Троянский конь: логотерапевтическая трансцендентность и ее светские последствия для теологии» . Институт Матери Деи
- Тернер, М.С. (5 января 2007 г.). «Кварки и космос». Наука . 315 (5808): 59–61. Бибкод : 2007Sci...315...59T . дои : 10.1126/science.1136276 . ПМИД 17204637 . S2CID 30977763 .
- Вицтум, Ричард К. (1995) Материализм: позитивная история и определение . Амхерст, Нью-Йорк, Prometheus Books.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). 1911. .
- Стэнфордская энциклопедия :
- Философский материализм (Ричард К. Вицтум) с сайта infidels.org
- Словарь философии разума по материализму Университета Ватерлоо.
- Новая теория идеоматериализма, являющаяся синтезом идеализма и материализма.