Jump to content

Киотская школа

Китаро Нисида , считающийся основателем Киотской школы философской мысли, ок. 1943 год

Киотская школа ( 京都学派 , Киото-гакуха ) — название японского философского движения с центром в Киотском университете , которое ассимилировало западную философию и религиозные идеи и использовало их для переформулирования религиозных и моральных взглядов, уникальных для восточноазиатской философской традиции. [1] Однако его также используют для описания послевоенных ученых, которые преподавали в том же университете, находились под влиянием основных мыслителей философии киотской школы и разработали отличительные теории японской уникальности. Поэтому, чтобы устранить неоднозначность этого термина, мыслители и писатели, охваченные этим вторым смыслом, появляются в Исследовательском центре культурных наук Киотского университета .

Начиная примерно в 1913 году с Китаро Нисиды , оно пережило серьезные споры, возникшие после Второй мировой войны , и превратилось в широко известное и активное движение. Однако это не «школа» философии в традиционном смысле этого слова, как, например, Франкфуртская школа или Академия Платона . Вместо этого группа ученых собралась вокруг Киотского университета как фактического места встреч. Ее основатель Нисида постоянно поощрял независимое мышление.

По словам Джеймса Хейсига, название «Киотская школа» впервые было использовано в 1932 году учеником Нисиды и Хадзиме Танабэ . Дзюн Тосака считал себя представителем « левого марксистского крыла » школы. [2] Впоследствии этот термин начали использовать средства массовой информации и академические учреждения за пределами Японии. К 1970-м годам этот термин стал общепринятым.

История [ править ]

Масао Абэ во введении к новому английскому переводу великого произведения Нисиды пишет, что если думать о философии в терминах Канта или Гегеля , то в Японии не существует философии. Но если вместо этого рассматривать ее в традиции Августина и Кьеркегора , тогда Япония имеет богатую философскую историю, состоящую из великих мыслителей Кукая , Синрана , Догэна и других. [3]

Группа философов, связанных с Киотской школой за ее почти 100-летнюю историю, разнообразна. Участники часто происходят из самых разных социальных слоев. При этом в пылу интеллектуальных дебатов они не стеснялись критиковать творчество друг друга.

Следующие критерии примерно характеризуют особенности этой школы:

  1. Преподавание в Киотском университете или в ближайшей дочерней школе.
  2. Делимся некоторыми основными предположениями об использовании азиатской мысли в рамках западной философской традиции.
  3. Введение и рациональное исследование значения « ничто » и его значения в истории философских дебатов.
  4. Расширение философского словаря, введенного Нисидой.

Как правило, большинство из них находились под сильным влиянием немецкой философской традиции, особенно идей Канта , Гегеля , Ницше и Хайдеггера . Кроме того, многие использовали свои культурные ресурсы для формулирования своей философии и ее применения в качестве дополнения к философскому предприятию.

Хотя их работа не носила явно религиозного характера, она в значительной степени повлияла на нее. Например, Танабэ и Кейджи Нишитани писали о христианстве и буддизме и выявили общие элементы между религиями. [4] По этой причине некоторые ученые относят интеллектуальные продукты школы к «религиозной философии».

Хотя группа была подвижной и в значительной степени неформальной, традиционно ее лидером считался тот, кто занимал кафедру современной философии в Киотском университете. Нисида был первым, с 1913 по 1928 год. Хадзиме Танабэ сменил его до середины 1930-х годов. К этому времени Нишитани окончил Киотский университет, учился у Мартина Хайдеггера два года в Германии и вернулся на преподавательскую должность с 1928 года. С 1955 по 1963 год Нишитани официально занимал кафедру. После его ухода руководство школой рухнуло, превратив движение в очень децентрализованную группу философов с общими убеждениями и интересами.

его известных Значение членов

Значение группы продолжает расти, особенно в американских отделах религии и философии. С середины 1980-х годов наблюдается растущий интерес к диалогу Востока и Запада , особенно к межконфессиональным исследованиям. Масао Абэ путешествовал по обоим побережьям Соединенных Штатов в качестве профессора и читал лекции многим группам по буддийско-христианским отношениям.

Хотя Дайсэц Тейтаро Судзуки был тесно связан с Киотской школой и в некотором смысле имел решающее значение для развития мысли, которая там происходила (он лично знал Нисиду, Танабэ и Нишитани), его не считают истинным членом группы. [5]

Китаро Нисида [ править ]

Китаро Нисида , основатель школы, наиболее известен своей новаторской работой « Исследование добра » , а затем разъяснением «логики басё » (яп. 場所; обычно переводится как «место» или греческое τόπος топос ). Это принесло ему известность за пределами Японии и во многом способствовало тому вниманию, которое позднее было обращено на философов Киотской школы.

Работа Нисиды примечательна по нескольким причинам. Главным из них является то, насколько они связаны с немецкой философской традицией со времен Шопенгауэра . Логика басё — это недуалистическая «конкретная» логика, призванная преодолеть неадекватность различия субъект-объект, существенного для субъектной логики Аристотеля и предикатной логики Канта . , посредством утверждения того, что он называет «абсолютно противоречивым» самотождественность» — динамическое напряжение противоположностей, которое, в отличие от диалектической логики Гегеля, не разрешается в синтезе. Скорее, он определяет свой собственный предмет, поддерживая напряжение между утверждением и отрицанием как противоположными полюсами или перспективами.

Нишитани описывает восточноазиатскую философию как нечто совершенно отличное от того, на что западная традиция Декарта , Лейбница или Юма указывает .

Он «интуитивен и практичен», с его упором на религиозные аспекты опыта, которые не поддаются теоретическому описанию. Истинную мудрость следует отличать от интеллектуального понимания, свойственного наукам. «Присвоение» мысли Нисиды... «охватывает трудности, совершенно отличные от трудностей интеллектуального понимания»... и объектом являются те, кто «притворяется, что понимает многое, но на самом деле не понимает, независимо от того, насколько много они понимают интеллектуально». его презрения. [1]

Нисида написал «Логику места и религиозное мировоззрение» , более полно развивая религиозные последствия своей работы и философии через «Абсолютное Ничто», которое «содержит в себе собственное абсолютное самоотрицание». [6] Под этим Нисида подразумевает, что, хотя божественное динамически парадоксально, его не следует истолковывать как пантеизм или трансцендентный теизм .

Нишитани и Абэ посвятили большую часть своей академической жизни развитию небытия и Абсолюта, что иногда приводило к панентеизму . [ нужна ссылка ]

Хадзиме Танабе [ править ]

Кейджи Нишитани [ править ]

Кейджи Нишитани , один из главных учеников Нисиды, стал дуайеном в послевоенный период . Работы Нишитани, такие как его «Религия и ничто» , в первую очередь касались западного понятия нигилизма , унаследованного от Ницше , и религиозной интерпретации небытия , обнаруженной в буддийской идее шуньяты и специфически дзен-буддийской концепции му .

Масао Абэ [ править ]

Шизутеру Уэда [ править ]

Шизутеру Уэда был учеником Кейджи Нишитани .

Эшин Нишимура [ править ]

Критика [ править ]

Сегодня проводится множество критических исследований роли школы до и во время Второй мировой войны .

Хадзиме Танабэ несет наибольшую тяжесть критики за то, что он привнес в японскую политику свою работу по «Логике видов», которая использовалась для поддержки милитаристского проекта по формулированию империалистической идеологии и пропаганды . Идея Танабэ заключается в том, что логические категории «вида» и нации эквивалентны, и каждая нация или «вид» обеспечивает фундаментальный набор характеристик, которые определяют и определяют жизнь и мировоззрение тех, кто в нем участвует.

Участники [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д.С. Кларк-младший. «Введение» в «Нисида Китаро» Нишитани Кейджи, 1991.
  2. ^ Хейзиг 2001, стр.4
  3. ^ Масао Абэ, «Введение» в «Исследовании добра» , 1987 (1921).
  4. ^ Танабэ в «Философии как метаноэтике и демонстрации христианства» и Нишитани в «Религии и небытии» и «О буддизме» .
  5. ^ Роберт Ли, «Обзор Глаза Будды: Антология Киотской школы », в «Журнале азиатских исследований » , том 42, № 4 (август 1983 г.).
  6. ^ Киотская школа (Стэнфордская энциклопедия философии)
  7. ^ Джаннель, Ромарик (26 июля 2022 г.). «Тетралемма Нагарджуны в философии Ямаути Токурю» . Восточный буддист . Третья серия. 2 (1): 55–68. дои : 10.15070/00011240 . Проверено 14 февраля 2023 г.

Библиография [ править ]

Научные книги
  • Глаз Будды: Антология Киотской школы. Под редакцией Фредерика Франка. Нью-Йорк: Crossroad Publishing, 1982.
- Семнадцать эссе, большинство из которых из «Восточного буддиста» , о дзэн и буддизме Чистой Земли.
- Антология текстов самих киотских ученых с дополнительными биографическими очерками.
  • Мысль о Киотской школе под редакцией Охаси Рёсукэ. 2004.
- Сборник эссе, посвященных истории его названия и вкладу его членов в философию.
Отличное введение в историю и содержание Школы; включает богатую многоязычную библиографию.
  • «Абсолютное ничто: основы буддийско-христианского диалога» , Ганс Вальденфельс. Нью-Йорк: Паулист Пресс, 1980.
Хорошая ранняя работа, в основном сосредоточена на значимости Нишитани для перспективы буддийско-христианского диалога.
  • Джеймс В. Хейсиг , Джон К. Маральдо (ред.): «Грубые пробуждения. Дзен, Киотская школа и вопрос национализма», Гонолулу: University of Hawaii Press, 1994.
Журнальные статьи
  • «Религиозная философия Киотской школы: обзор», Джеймс Хейсиг. Японский журнал религиоведения, том 17, № 1 (1990), стр. 51–81.
  • «Хайдеггер и буддизм» Т. Умехара. Философия Востока и Запада , Том 20 (1970), стр. 271–281.
  • «Философия места Нисиды», Масао Абэ, Международный философский ежеквартальный журнал , том 28, № 4 (зима 1988 г.), с. 355-371.
  • «Памяти: Кейджи Нишитани (1900-1990)» Э. Кавамура-Ханока. Буддийско-христианские исследования , Том 12 (1992), стр. 241-245.

Чтения участников [ править ]

  • Для получения дополнительной информации см. Библиографию Института Нанзан для всех членов Киотской школы.
  • Китаро Нисида, «Исследование добра » в переводе Масао Абэ и Кристофера Айвза. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1987 (1921).
  • ——, Искусство и мораль , перевод Д. Дилворта и Вальдо Вильельмо. Гонолулу: Гавайский университет Press, 1973.
  • ——, Разборчивость и философия небытия , перевод Роберта Шинзингера. Вестпорт: 1958.
  • Танабэ, Хадзиме, «Демонстрация христианства», во «Введении в философию Танабэ: согласно английскому переводу седьмой главы демонстрации христианства» , переведенному Макото Одзаки, Rodopi Bv Editions, январь 1990 г., ISBN   90-5183-205-2 , ISBN   978-90-5183-205-1 , ASIN   B0006F1CBU .
  • ——, «Логика вида как диалектика», трнс. Дэвид Дилворт; Тайра Сато, в Monumenta Nipponica , Vol. 24, № 3, 1969, стр. 273–288. [Доступно в формате pdf через JSTOR]
  • ——, Философия как метаноэтика (исследования Нанзана в области религии и культуры), Ёсинори Такеучи, Вальдо Вильельмо и Джеймс В. Хейсиг (переводчики), University of California Press, апрель 1987 г., ISBN   0-520-05490-3 .
  • Кейджи Нишитани, Религия и ничто , Беркли: Калифорнийский университет Press, 1982. ISBN   0-520-04946-2
  • ——, Самопреодоление нигилизма в переводе Грэма Паркса и Сэцуко Айхара. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1990.
  • Ёсинори Такеучи, «Сердце буддизма » в переводе Джеймса Хейсига. Нью-Йорк: 1983.

Вторичные источники об участниках [ править ]

  • Нисида Китаро , автор Нишитани Кейджи, перевод Ямамото Сесаку и Джеймса Хейсига. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991.
  • Религиозная философия Танабэ Хадзиме под редакцией Тайтэцу Унно и Джеймса Хейсига. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1990.
  • Религиозная философия Нишитани Кейдзи под редакцией Тайтэцу Унно. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1990.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d215c0b8e9fa816b021f55428e32e69__1701613680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/69/2d215c0b8e9fa816b021f55428e32e69.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kyoto School - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)