Суфийская философия
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Суфийская философия включает школы мысли, уникальные для суфизма , мистической традиции ислама . [1] его также называют Тасаввуф или Факр По мнению его приверженцев, . Суфизм и его философская традиция могут быть связаны как с суннитской , так и с шиитской ветвями ислама . [1] Было высказано предположение, что суфийская мысль возникла на Ближнем Востоке в восьмом веке нашей эры , но сейчас ее приверженцы можно найти по всему миру. [2]
По мнению мусульман-суфиев, это часть исламского учения, которая касается очищения внутреннего «я» и является способом снять все завесы между божественным и человечеством. Примерно в 1000 году нашей эры ранняя суфийская литература в форме руководств, трактатов, бесед и поэзии стала источником суфийского мышления и медитаций. Суфийская философия, как и все другие основные философские традиции, имеет несколько ответвлений, включая космологию и метафизику , а также несколько уникальных концепций. [1]
История [ править ]

Возникновение суфийской мысли обычно связывают с историческим развитием Ближнего Востока в седьмом и восьмом веках нашей эры после жизни исламского пророка Мухаммеда , и ее развитие происходило на протяжении столетий после этого. Между 10 и 12 веками суфизм стал широко распространенной дисциплиной в мусульманском мире . Одним из влиятельных ранних авторов суфийской философии был мусульманский ученый и богослов Аль-Газали (1058–1111). Он обсуждал концепцию личности и причины ее страданий и счастья . Суфизм в мусульманском мире возник и разросся как мистическая, [3] в основных суннитских и шиитских конфессиях ислама несколько скрытая традиция , [3] заявляют Эрик Хэнсон и Карен Армстронг , вероятно, в ответ на «растущую обмирщенность обществ Омейядов и Абассидов ». [4] Суфизм был принят, а затем особенно распространился в приграничных районах исламских государств . [3] [5] где аскетизм факиров и дервишей привлекал население, уже привыкшее к монашеским традициям индуизма , буддизма и христианства . [4] [6] [7]
К концу 13-го века суфизм стал четко определенной наукой духовного пробуждения всей исламской цивилизации, « золотого века ислама ». В этот период ни одна важная сфера исламской цивилизации не осталась незатронутой суфизмом. несколько тарикатов Было основано (суфийских орденов). Кроме того, класс выдающихся суфийских мусульманских философов, богословов и юристов, таких как Ханкари , Ибн Араби и Абу Саид Мубарак Махзуми , возглавлял эту эпоху, которые обучали и создавали исторические образцы философов и гениев, которые сейчас читаются во всем мире, таких как Авиценна , аль- Газали и др. [8] Важную страницу в истории суфийской философии оставил Абдул Кадир Джилани с его юриспруденцией и философией суфизма, которые помогли ему определить суфийские ордена. [9] Принятый Джилани орден был Кадирийя , а ответвление, которое он основал, позже стало известно как Сарвари Кадири . В эту эпоху было также основано несколько других орденов.
Суфии были очень влиятельны и добились больших успехов в распространении ислама между 10 и 19 веками. [3] особенно к самым дальним аванпостам мусульманского мира на Ближнем Востоке и в Северной Африке, на Балканах и Кавказе , на Индийском субконтиненте и, наконец, в Центральной , Восточной и Юго-Восточной Азии. [3] Некоторые ученые утверждают, что суфийские мусульманские аскеты и мистики сыграли решающую роль в обращении тюркских народов в ислам между 10 и 12 веками и монгольских захватчиков в Персию в 13 и 14 веках, главным образом из-за сходства между крайними аскетическими суфиями. ( факиры и дервиши ) и шаманы традиционной тюрко-монгольской религии . [5] [10]
Метафизика [ править ]
Основные идеи суфийской метафизики окружают концепцию вахдата или «единства с Богом». В этой спорной теме преобладают две основные суфийские философии. Вахдат-уль-Вуджуд (единство бытия) по сути утверждает, что единственная истина во вселенной — это Бог , и что все вещи существуют только внутри Бога. Вахдат-уль-шухуд (аппарентизм, или единство свидетелей), с другой стороны, утверждает, что любой опыт единства между Богом и сотворенным миром существует только в сознании верующего и что Бог и его творение полностью разделены. Это состояние, в котором нет разницы между Богом и человеком, который пытается достичь определенного состояния, то есть «Никто, кроме Бога». [11] Концепция суфийской метафизики была впервые подробно обсуждена в письменной форме Ибн Араби. [12] в одной из своих самых плодовитых работ под названием «Фусус-аль-хикам». [13] где он применяет глубокий анализ проблемы Единства через метафору зеркала. В этой метафоре аль-Араби сравнивает объект, отражающийся в бесчисленных зеркалах, с отношениями между Богом и Его творениями. Сущность Бога видна в существующем человеке, поскольку Бог является объектом, а люди — зеркалами. Это означает две вещи: поскольку люди являются всего лишь отражением Бога, между ними не может быть никакого различия или разделения, и без Бога творения не существовали бы. и Богом нет разделения, Когда человек понимает, что между человеком он вступает на путь окончательного единства. Есть суфийская поговорка:«Кто узнал себя, несомненно, узнал своего Учителя (Аллаха)». [14]
Космология [ править ]
Суфийская космология ( араб . الكوزمولوجية الصوفية ) — общий термин для космологических доктрин, связанных с мистицизмом или суфизмом . Они могут различаться от места к месту, от порядка к порядку и от времени к времени, но в целом демонстрируют влияние нескольких различных космографий, таких как завещание Корана о Боге и нематериальных существах, душе и загробной жизни, начале и конце вещей. , семь небес и т. д.; неоплатонические взгляды , разделяемые исламскими философами , такими как Ибн Сина / Авиценна и Ибн Араби ; Герметико сферический геоцентрический - Птолемеев мир. Космологический план объясняет творение последовательным эманацией миров, как учил Плотин. [15] В исламской суфийской терминологии они также известны как «Танзалат-э-Сатта» (6 ступеней). После Хусейна ибн Али Абу Саид Мубарак Махзуми обсуждал эти уровни в своей книге на арабском языке под названием «Тохфа Мурсала». [16]
Латаиф-е-Ситта [ править ]
Опираясь на стихи Корана, практически все суфии различают Латаиф-ас-Ситту («шесть тонкостей») как: Нафс , Калб , Сирр , Рух , Хафи и Ахфа . Эти латаифы (единственное число: латифа) обозначают различные психодуховные «органы» или, иногда, способности чувственного и сверхчувственного восприятия. Считается, что они являются частью личности, подобно тому, как железы и органы являются частью тела. [17]
Тонкие тела [ править ]
Рух (дух) [ править ]
Некоторые мистики называли рух « батин », «эзотерической самостью» или «калбом». Суфий в основном верит в сильную душу, поскольку она приближает его к Божественному . Душа укрепляется духовной подготовкой, проводимой совершенным духовным наставником. В конечном итоге это приводит к близости к Аллаху. [18] сказано Также в хадисе Кудси : «Тот, кто осознает себя, несомненно, признал своего Аллаха ». [14] Следовательно, смерть — это не конец, а начало вечной жизни, которая дарована только душе, а не телу.
Насма [ править ]
Насма — это суфийский термин, обозначающий тонкое или астральное тело . Его не следует путать с Рухом (духом), который превосходит как насму, так и физическую форму. [19]
Физическое тело [ править ]
Суфизм отделяет физическое тело от Насмы. Согласно суфийским верованиям, физическое тело является отражением духовного тела или «батин» или «рух», как также сказано в хадисе (изречении) Мухаммеда : «Действия суть лишь намерения». [20]
Духовные состояния [ править ]
Хал [ править ]
Хал сулюк (мн. ахвал) — это состояние сознания, возникающее в ходе духовного пути ( ) , либо внутри, либо вне формальной практики поминания ( зикра ). Среди них состояния блаженства ( ваджд ), недоумения ( хайра ) и различные другие. Преходящему характеру таких состояний противопоставляется более постоянное качество макама ( остановки), то есть этапа духовного пути.
И ахвал , и макамат считаются дарами Бога, а не опытом, полученным с помощью какой-либо техники как таковой. Хотя они являются благоприятными знаками, салику рекомендуется не отвлекаться на их обаяние, а оставаться стойкими в поисках одного только Бога посредством любви и знания. [21]
Адрес [ править ]
Манзил, что буквально означает пункт назначения (терминология суфизма), представляет собой план сознания. На пути к Богу есть семь манзилов. Манзилы . также являются частями Корана, помогающими защититься от колдовства [22]
Макам [ править ]
Макам — это духовное положение или уровень развития человека, в отличие от его хала, или состояния сознания. Это рассматривается как результат усилий человека по преобразованию себя, тогда как Хал — это дар. [23]
Концепции в Гнозисе [ править ]
Фанатик [ править
Фанаа — суфийский термин, обозначающий вымирание. Это значит уничтожить себя и осознать Бога, оставаясь при этом физически живым. [24] Некоторые говорят, что о людях, вошедших в это состояние, говорят, что они не существуют вне Аллаха и находятся в полном единстве с Аллахом . Природа Фанаа состоит в устранении злых дел и скромных качеств плоти. Другими словами, Фанаа – это воздержание от греха и изгнание из сердца всякой любви, кроме Любви Божественной ; изгнание жадности, похоти, желаний, тщеславия, показухи и т. д. В состоянии Фанаа реализуется реальность истинного и единственного. отношения утверждаются в уме. Человек осознает, что единственные настоящие отношения – это отношения с Аллахом.
Убежать [ править ]
Бакаа, что буквально означает «постоянство», — это термин в суфийской философии, который описывает особое состояние жизни с Богом и представляет собой манзил или абобе, который следует за стадией фанаа. Инайят Хан говорит, что это было высочайшее достижимое состояние, достигнутое святыми и мудрецами. [25]
Якин [ править ]
Якин обычно переводится как «уверенность» и считается вершиной многих макаматов путь валайи (иногда переводится как святость). (станций), на которых полностью завершается [26]
Другие концепции [ править ]
Действительно [ править ]
Хакика или Хакикат — это суфийский термин, обозначающий высшую Истину или абсолютную Реальность. [27] [28]
Оружие [ править
Марифа (или, альтернативно, «марифа») буквально означает знание или признание. Согласно мистицизму, истиной сотворения человека и сутью всех молитв является признание Аллаха. Этот термин используется мусульманами-суфиями для описания мистического интуитивного знания, знания духовной истины, достигнутого посредством экстатического опыта, а не раскрытого или приобретенного рационально. [29]
Ихсан [ править ]
Ихсан — арабский термин, означающий «совершенство» или «совершенство». Ихсан является целью или целью суфийских практик и достигается, когда ищущий сдается и полностью подчиняет себя воле Аллаха . [30] [31]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чаудри, Хафиз-ур-Рехман (2013). «Понимание философии духовности в святынях Пакистана» . В Беннетте, Клинтон; Рэмси, Чарльз М. (ред.). Суфии Южной Азии: преданность, отклонение и судьба (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Bloomsbury Academic . стр. 43–60. дои : 10.5040/9781472548696.ch-003 . ISBN 9781441184740 . LCCN 2011036221 .
- ^ Британская энциклопедия 2005 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кук, Дэвид (май 2015 г.). «Мистика в суфийском исламе» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.51 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2018 года . Проверено 4 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон, Эрик О. (2006). Религия и политика в международной системе сегодня . Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета . стр. 102–104. дои : 10.1017/CBO9780511616457 . ISBN 978-0-521-85245-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финдли, Картер В. (2005). «Ислам и империя от сельджуков через монголов» . Тюрки в мировой истории . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 56–66. ISBN 9780195177268 . OCLC 54529318 .
- ^ Шахзад Башир (2013). Суфийские тела: религия и общество в средневековом исламе . Издательство Колумбийского университета. стр. 9–11, 58–67. ISBN 978-0-231-14491-9 .
- ^ Энтони Блэк (2011). История исламской политической мысли: от Пророка до наших дней . Издательство Эдинбургского университета. стр. 241–242. ISBN 978-0-7486-8878-4 .
- ^ Браг, Реми (15 апреля 2009 г.). Легенда Средневековья . ISBN 9780226070803 .
- ^ Биографическая энциклопедия суфиев: Центральная Азия и Ближний Восток , Том 2. Ханиф Н. Саруп и сыновья. (2002) ISBN 81-7625-266-2 , 9788176252669.
- ^ Амитай-Прейсс, Реувен (январь 1999 г.). «Суфии и шаманы: некоторые замечания по исламизации монголов в Ильханате». Журнал экономической и социальной истории Востока . 42 (1). Лейден : Издательство Brill : 27–46. дои : 10.1163/1568520991445605 . ISSN 1568-5209 . JSTOR 3632297 .
- ^ Таухид стр. 442 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года.
- ^ Ибн аль-Араби, Мухий ад-Дин (1164–1240)
- ^ Читтик, Уильям К. «Эбн аль-АрабиМохий-ад-Дин Абу Абдаллах Мохаммад Та'ИХатеми». Энциклопедия Ираника (1996): Интернет. 3 апреля 2011 г. < http://iranica.com/articles/ebn-al-arabi. Архивировано 19 июля 2011 г. на Wayback Machine >
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Основы ислама» .
- ^ «Суфийская космология» . Хепер.нет.
- ^ Тохфа Мурсала, автор Абу Саид Мубарак Махзуми . yanabi.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 г.
- ^ «Латаиф-е-ситта» . 02 января 2007 г.
- ^ Рух или Душа в свете суфизма . 11 марта 2015 г. ISBN 9789699795183 .
- ^ «Астральное тело» .
- ^ «захир о батин = физическое и духовное тело» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
- ^ «Хал» .
- ^ Читтик, Уильям К. (31 марта 2010 г.). Манзил . ISBN 9780791498989 .
- ^ «макам» .
- ^ «Фана в суфизме» . Британника.
- ^ Хан, Хазрат Инайят (23 декабря 2010 г.). Суфийское послание о духовной свободе . ISBN 9781613100004 .
- ^ Лаливала, Дж.И. (2005). этапы якин . ISBN 9788176254762 .
- ^ «Хакикат, Абсолютная Истина» . 13 марта 2013 г.
- ^ Джон Бэлдок, Сущность суфизма (март 2005 г.). Хакика . ISBN 9781848584075 .
- ^ Концепция Марифата . 11 марта 2015 г. ISBN 9789699795183 .
- ^ М.Фетхуллах Гюлен, Ключевые понятия в практике суфизма (19 апреля 2014 г.). Ихсан . ISBN 9781597846448 .
- ^ Уильям Читтик, Суфизм: Руководство для начинающих (октябрь 2007 г.). ихсан . ISBN 9781780740522 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Спрашивающий, Роберт , «Основной суфизм».
- Фрагер, Роберт (1999). Сердце, Я и Душа. Книги квестов. стр. 54–88. ISBN 0-8356-0778-X . Отпечаток Теософского издательства.
- Шах, Идрис (2001). Суфии. Лондон, Великобритания: Octagon Press. стр. 394–395. ISBN 0-86304-020-9 .
- Шиммель, Аннемари (2013). Мистическое измерение ислама Книги Нуры. ISBN 978-979-433-797-4 .
- Рахими, Садек (2007). Интимная экстерьерность: суфийское пространство как убежище для оскорбленных субъективностей в Турции. , Журнал религии и здоровья , Vol. 46, № 3, сентябрь 2007 г.; стр. 409–422.
- Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели. ISBN 978-93-85083-52-5 .
- Хак, Эмбер (2004), «Психология с исламской точки зрения: вклад ранних мусульманских ученых и проблемы для современных мусульманских психологов», Journal of Religion and Health , 43 (4): 357–377, doi : 10.1007/s10943-004-4302 -z , S2CID 38740431
- Исторический словарь суфизма Джона Ренара
- Садия Дельви (декабрь 2013 г.). Суфизм: сердце ислама . Издательство ХарперКоллинз. ISBN 978-93-5029-448-2 .
- Раскрытие мистического мира тасаввуфа и суфийских историй: личный опыт и перспективы