Привет аль-Байт
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Ахль аль-Байт ( араб . أَهْل ٱلْبَيْت , букв. «Люди дома») относится к семье исламского пророка Мухаммеда . В суннитском исламе этот термин также был распространен на всех потомков Бану Хашим (клана Мухаммеда) и даже на всех мусульман . [1] [2] В шиитском исламе этот термин ограничен Мухаммедом, его дочерью Фатимой , его двоюродным братом и зятем Али , а также их двумя сыновьями, Хасаном и Хусейном . Распространенная суннитская точка зрения добавляет женам Мухаммеда . к этим пяти [3]
Хотя все мусульмане почитают Ахль аль-Байт, [4] [5] именно мусульмане-шииты высоко ценят Ахль аль-Байт, считая их законными лидерами мусульманской общины после Мухаммеда. Шииты -двунадесятники также верят в искупительную силу боли и мученичества, которые пережили члены Ахль аль-Байт, особенно Хусейн. [2] [4]
Определение
[ редактировать ]Когда ахль ( أهل ) появляется в конструкции рядом с человеком, это относится к его кровным родственникам. Однако слово приобретает и более широкие значения с другими существительными. [6] В частности, бейт ( بَيْت ) переводится как «жилище» и «жилище», [7] и, таким образом, основной перевод ахль аль-байт — «жители дома». [6] То есть ахль аль-байт буквально переводится как «()люди дома». В отсутствие определенного артикля al- дословный перевод ahl bayt означает «домашний». [6]
Другие пророки
[ редактировать ]Фраза ахль аль-байт встречается трижды в Коране , центральном религиозном тексте ислама , по отношению к Аврааму (11:73), Моисею (28:12) и Мухаммаду (33:33). [6] Для Авраама и Моисея ахль аль-байт в Коране единогласно трактуется как семья. [6] Однако заслуги также являются критерием принадлежности к семье пророка в Коране. [7] То есть язычники или нелояльные члены семей прошлых пророков не исключены из Божьего наказания. [1] [8] В частности, семья Ноя спасена от потопа, за исключением его жены и одного из его сыновей, о которых мольба Ноя была отклонена согласно стиху 11:46: «О Ной, он [твой сын] не из твоей семьи ( ахль ) ." [9] Семьям прошлых пророков часто отводится заметная роль в Коране. [10] При этом их родственники избираются Богом в качестве духовных и материальных наследников пророков. [11] [12]
Мухаммед
[ редактировать ]Семья Мухаммеда, часто называемая Ахль аль-Байт, появляется в стихе 33:33 Корана: [13] также известный как стих очищения . [14] Последний отрывок аята об очищении гласит: «Бог желает лишь удалить с тебя скверну, о ахль аль-байт , и полностью очистить тебя». [13] Мухаммеда Мусульмане расходятся во мнениях относительно того, кто принадлежит к ахль аль-байт и какие привилегии и обязанности у них есть. [1]
Включение Ахль аль-Киса
[ редактировать ]
Большинство традиций, цитируемых суннитским экзегетом ат-Табари ( ум. 923 ), отождествляют Ахль аль-Байт с Ахль аль-Кисой , а именно с Мухаммедом, его дочерью Фатимой , ее мужем Али и двумя их сыновьями, Хасаном и Хусейн . [15] [16] [17] Подобные сообщения также приводятся у Сахиха Муслима , Суннана ат-Тирмизи , Муснада Ахмада ибн Ханбала , [18] [19] все канонические суннитские сборники хадисов, а также некоторые другие суннитские авторитеты, в том числе ас-Суюти ( ум. 1505 ), аль-Хафиз аль-Кабир, [20] аль-Хаким ан-Нишапури ( ум. 1014 ), [21] и Ибн Касир ( ум. 1373 ). [22]
Возможно, в самой ранней версии хадиса Киса : [23] Жена Мухаммеда Умм Салама рассказывает, что он собрал Али, Фатиму, Хасана и Хусейна под свой плащ и помолился: «О Боже, это мой ахль аль-байт и мои ближайшие члены семьи; удали с них осквернение и полностью очисти их». [6] [1] В некоторых сообщениях утверждается, что Умм Салама затем спросила Мухаммеда: «Я с тобой, о Посланник Бога?» но получил отрицательный ответ: «Получишь добро. Получишь добро». Среди прочих такие сообщения приводятся у Суннана ат-Тирмизи , Муснада Ахмада ибн Ханбала , [24] и Ибн Касир, ас-Суюти и шиитский экзегет Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ). [13] Еще одна суннитская версия этого хадиса добавляет Умм Салама к Ахль аль-Байт. [3] В другой суннитской версии служанка Мухаммеда Ватила бинт аль-Аска также упоминается в Ахль аль-Байт. [25]
В другом месте «Муснада Ахмада ибн Ханбала» говорится, что Мухаммад читал последний отрывок аята очищения каждое утро, когда проходил мимо дома Фатимы, чтобы напомнить ее домочадцам об утренней молитве. [26] [27] в своей мубахале ( букв. « взаимное проклятие » ) с делегацией наджрани христиан- Мухаммед, как полагают, собрал вышеупомянутых четверых под свой плащ и назвал их своим ахль аль-байтом . Согласно шиитским и некоторым суннитским источникам, [28] [17] включая Сахих Муслима и Сунан ат-Тирмизи . [29] Эту структуру Ахль аль-Байт повторяет исламистка Лаура Векча Вальери ( ум. 1989 ), [26] а также единогласно сообщили в шиитских источниках. [3] В шиитских богословских трудах Ахль аль-Байт часто включает в себя и остальных шиитских имамов . [15] В шиитских писаниях этот термин иногда широко применяется ко всем потомкам Али и Фатимы. [15] [30] [31]
Включение жен Мухаммеда
[ редактировать ]
Возможно, потому, что предыдущие предписания в аяте очищения адресованы женам Мухаммеда, [1] некоторые суннитские авторы, такие как аль-Вахиди ( ум. 1075 ), интерпретировали Ахль аль-Байт исключительно как жен Мухаммеда. [15] [6] Другие отметили, что последний отрывок этого стиха грамматически несовместим с предыдущими предписаниями (местоимения множественного числа мужского рода и местоимения женского рода во множественном числе). [32] Таким образом, Ахль аль-Байт не ограничивается женами Мухаммеда. [13] [1] [26] Ибн Касир, например, включает Али, Фатиму и двух их сыновей в Ахль аль-Байт, помимо жен Мухаммеда. [15] Действительно, некоторые суннитские хадисы поддерживают включение жен Мухаммеда в Ахль аль-Байт, включая некоторые сообщения об авторитете Ибн Аббаса и Икримы , двух ранних мусульманских деятелей. [33]
С другой стороны, исламист Оливер Лиман предполагает, что брак с пророком не гарантирует включения в его ахль аль-байт . Он утверждает, что в стихе 11:73: [6] Сара включена в Авраама ахль аль-байт только после получения вести о своем скором материнстве от двух пророков, Исаака и Иакова . Точно так же Лиман предполагает, что мать Моисея считается членом ахль аль-байт в стихе 28:12 не потому, что она замужем за Имраном , а потому, что она была матерью Моисея. [7] Аналогичным образом, в своем стремлении к включению в Ахль аль-Байт Аббасиды утверждали, что женщины, какими бы благородными и святыми они ни были, не могут считаться источником родословной ( насаб ). Как потомки дяди Мухаммеда по отцовской линии Аббаса , они утверждали, что он был равен отцу Мухаммеда после смерти последнего. [6] [34]
Более широкие интерпретации
[ редактировать ]Как упоминалось выше, некоторые суннитские авторы расширили его применение, включив в Ахль аль-Байт клан Мухаммеда ( Бану Хашим ), [6] [4] Бану Мутталиб, [3] Аббасиды, [13] [6] [15] и даже Омейяды , которые произошли от Хашима племянника Умайи . [1] [15] Действительно, другая суннитская версия Хадиса аль-Киса, очевидно, предназначена для добавления Аббасидов к Ахль аль-Байт. [15] Это утверждение Аббасидов, в свою очередь, было краеугольным камнем их стремления к легитимности. [6] [1] же суннитская версия хадиса Такалайн Точно так определяет Ахль аль-Байт как потомков Али и его братьев ( Акиля и Джафара ) и дяди Мухаммеда Аббаса. [3] [15]
Первые два халифа Рашидунов , Абу Бакр и Умар , также были включены в Ахль аль-Байт в некоторых суннитских сообщениях, поскольку оба они были тестями Мухаммеда. Тем не менее, эти сообщения, а также сообщения о включении Омейядов в Ахль аль-Байт, возможно, были более поздней реакцией на претензии Аббасидов на включение в Ахль аль-Байт и их собственные претензии на легитимность. [1] Этот термин также интерпретировался как мекканское племя курайшитов . [6] [1] или вся мусульманская община. [3] [1] Например, исламист Руди Парет ( ум. 1983 ) отождествляет бейт ( букв. « дом » ) в стихе об очищении с Каабой , расположенной в самом святом месте ислама. Однако его теория нашла лишь несколько сторонников, в частности Моше Шарона , другого эксперта. [6] [1] [35]
Заключение
[ редактировать ]Типичный суннитский компромисс состоит в том, чтобы определить Ахль аль-Байт как Ахль аль-Киса (Мухаммед, Али, Фатима, Хасан, Хусейн) вместе с женами Мухаммеда, [3] что также может отражать мнение большинства средневековых суннитских экзегетов. [36] Среди современных исламистов эту точку зрения разделяют Игнац Гольдзихер ( ум. 1921 ) и его соавторы. [15] и упомянутый Шэрон, [6] в то время как Вилферд Маделунг ( ум. 2023 ) также включает Бану Хашим в Ахль аль-Байт ввиду их кровного родства с Мухаммедом. [33] Напротив, шииты ограничивают Ахль аль-Байт Мухаммедом, Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном, указывая на подлинные традиции в суннитских и шиитских источниках. [37] [7] [32] Их точку зрения поддерживают Векча Вальери и Хусейн М. Джафри ( ум. 2019 ), еще один эксперт. [26]
Место в исламе
[ редактировать ]В Коране
[ редактировать ]Семьи и потомки прошлых пророков занимают видное место в Коране. При этом их потомки становятся духовными и материальными наследниками, сохраняя в неприкосновенности заветы своих отцов. [38] [39] Родственники Мухаммеда также упоминаются в Коране в различных контекстах. [40]
Стих Мавадды
[ редактировать ]Известный как стих мавадды ( букв . « привязанность » или « любовь » ), стих 42:23 Корана содержит отрывок: «[О Мухаммад!] Скажи: «Я не прошу у тебя никакой награды за это, кроме привязанность среди родственников». [41] Историк шиитского толка Ибн Исхак ( ум. 767 ) передает, что Мухаммед в этом стихе назвал аль-Курбой Али, Фатиму и двух их сыновей, Хасана и Хусейна. [42] Такого же мнения придерживаются и некоторые суннитские учёные, в том числе ар-Рази ( ум. 1209 ), Байдави ( ум. 1319 ), [43] и Ибн аль-Магазили. [42] Однако большинство суннитских авторов отвергают шиитскую точку зрения и предлагают различные альтернативы. [41] Главный из них заключается в том, что этот стих предписывает любовь к родственникам в целом. [44] [45] У шиитов-двунадесятников любовь в стихе мавадды также предполагает послушание Ахль аль-Байту как источнику экзотерического и эзотерического религиозного руководства. [5] [46]
Стих Мубахалы
[ редактировать ]Христианский посланник из Наджрана, расположенного в Южной Аравии , прибыл в Медину около 632 года и заключил мирный договор с Мухаммедом. [47] [48] Во время своего пребывания обе стороны, возможно, также обсуждали природу Иисуса , человеческую или божественную, хотя в конечном итоге делегация отвергла исламскую веру. [49] который признает чудесное рождение Иисуса, но отвергает веру христиан в его божественность. [50] С этим испытанием связан стих 3:61 Корана. [51] Этот стих предписывает Мухаммаду бросить вызов своим противникам на мубахалу ( букв. « взаимное проклятие » ), [32] возможно, когда дебаты зашли в тупик. [52]
И всякому, кто будет спорить с тобою по этому поводу, после того, как к тебе придет знание, скажи: «Приди! Призовем наших сыновей и твоих сыновей, наших женщин и твоих женщин, нас самих и вас самих. как наложить проклятие Божие на тех, кто лжет». [51]
Делегация отказалась от вызова и начала переговоры о мире. [48] Большинство сообщений указывают на то, что Мухаммед явился по случаю мубахалы в сопровождении Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. [53] Такие сообщения приводит Ибн Исхак: [54] ар-Рази, [54] Муслим ибн аль-Хаджадж ( ум. 875 ), Хаким ан-Нишапури, [55] и Ибн Касир. [56] Включение Мухаммедом этих четырех родственников в качестве своих свидетелей и гарантов в мубахала ритуал [57] [58] должно быть, повысили свой религиозный статус в обществе. [49] [59] Если слово «мы» в этом стихе относится к Али и Мухаммеду, как утверждают шиитские авторы, то первый, естественно, пользуется в Коране таким же религиозным авторитетом, как и последний. [60] [61]
Хумс
[ редактировать ]Коран также оставляет за родственниками Мухаммеда пятую часть ( хумс ) добычи и часть фай . Последний включает в себя земли и собственность, мирно завоеванные мусульманами. [44] Это кораническое указание рассматривается как компенсация за отстранение Мухаммеда и его семьи от милостыни ( садака , закят ). Действительно, милостыня считается актом очищения для обычных мусульман, и их пожертвования не должны доходить до родственников Мухаммеда, поскольку это нарушило бы их состояние чистоты в Коране. [62]
В хадисной литературе
[ редактировать ]Хадис от Такалайна
[ редактировать ]Хадис такалайн ( букв . « два сокровища » ) представляет собой широко известный пророческий хадис, который представляет Коран и потомство Мухаммеда как единственные два источника божественного руководства после его смерти. [28] Этот хадис имеет особое значение для шиитов-двунадесятников, где Двенадцать имамов , все потомки Мухаммеда, считаются его духовными и политическими преемниками. [63] Версия, представленная в «Муснад Ахмад» , каноническом сборнике суннитских хадисов, гласит:
Я [Мухаммад] оставил среди вас два сокровища, и если вы будете держаться за них, вы не вступите в заблуждение после меня. Один из них больше другого: Книга Бога (Коран), которая представляет собой верёвку, протянутую с Неба на Землю, и [вторая] моё потомство, мой Ахль аль-Байт. Эти двое не будут разлучены, пока они не вернутся в купальню [изобилия в раю, Каутар ]. [28]
Хадис о ковчеге
[ редактировать ]Хадис о ковчеге приписывается Мухаммеду и сравнивает его дом с Ноевым ковчегом . Версия, представленная как шиитскими, так и суннитскими властями, в аль-Мустадраке , суннитском сборнике пророческих традиций, гласит: [64] «Воистину, люди моего дома (Ахль аль-Байт) в моей общине подобны Ноеву ковчегу: всякий, кто укрывается в нем, спасается, а тот, кто противостоит ему, тонет». [65]
В мусульманских общинах
[ редактировать ]Святость семьи пророка, вероятно, была общепринятым принципом во времена Мухаммеда. [66] Сегодня все мусульмане почитают семью Мухаммеда. [4] [2] [5] и благословение его семьи ( ал ) содержится в каждой молитве. [67] Во многих мусульманских общинах высокий социальный статус предоставляется людям, заявляющим, что они происходят от Али и Фатимы. называют сайидами или шарифами Их . [31] [4] [30] Несколько глав мусульманских государств и политиков также заявляли о своем кровном происхождении от Мухаммеда, в том числе династия Алавидов в Марокко династия Хашимитов в Ираке и Иордании , а также лидер иранской революции , Хомейни . [4]
Сунниты тоже почитают Ахль аль-Байт, [4] возможно, в большей степени до наших дней. [1] Большинство суфийских тариков (братств) также ведут свою духовную цепь от Мухаммеда через Али и почитают Ахль аль-Кису как Святую Пятерку. [4] Однако именно (двунадесятники и исмаилиты ) шииты высоко ценят Ахль аль-Байт, считая их законными лидерами мусульманской общины после Мухаммеда. Они также верят в искупительную силу боли и мученичества, которые пережил Ахль аль-Байт (особенно Хусейн) для тех, кто сочувствует их божественному делу и страданиям. [2] [4] Двенадцать шиитов ожидают мессианского пришествия Мухаммада аль-Махди , потомка Мухаммеда, который, как ожидается, откроет эру мира и справедливости, преодолев тиранию и угнетение на земле. [68] [4] Некоторые шиитские источники также придают Ахль аль-Байту космологическое значение, считая их причиной творения. [3]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бруннер 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д Поле 2009 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гольдзихер, Арендонк и Триттон, 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Поле 2004 года .
- ^ Jump up to: а б с Мавани 2013 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Шэрон .
- ^ Jump up to: а б с д Лиман 2006 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 10.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 9, 10.
- ^ Маделунг 1997 , с. 8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 17.
- ^ Джафри 1979 , стр. 14–16.
- ^ Jump up to: а б с д и Наср и др. 2015 , с. 2331.
- ^ Аббас 2021 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Говард 1984 .
- ^ Маделунг 1997 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Алгар 2011 .
- ^ Момент 1985 , стр. 16–7, 325.
- ^ Шомали 2003 , стр. 58–59, 62–63.
- ^ Мавани 2013 , с. 71.
- ^ Шах-Каземи 2007 , с. 61н17.
- ^ Строка 2000 , стр. 69, 147.
- ^ Суфий 1997 , с. 6.
- ^ Шомали 2003 , с. 62.
- ^ Суфий 1997 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д Вечча Валььери 2012 .
- ^ Шомали 2003 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 16.
- ^ Момент 1985 , стр. 16, 325.
- ^ Jump up to: а б Эспозито 2003 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Глассе 2001 .
- ^ Jump up to: а б с Хайдер 2014 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 15.
- ^ Джафри 1979 , с. 195.
- ^ Маделунг 1997 , с. 11.
- ^ Суфий 1997 , с. 16.
- ^ Момент 1985 , стр. 16, 17.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 8–12.
- ^ Джафри 1979 , стр. 15–17.
- ^ Маделунг 1997 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 2691.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , стр. 41, 60.
- ^ Момент 1985 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 13.
- ^ Гриль .
- ^ Строка 2000 , с. 66.
- ^ Момент 1985 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Шмукер 2012 .
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 16.
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 378–379.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 379.
- ^ Осман 2015 , с. 110.
- ^ Хайдер 2014 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2015 .
- ^ Осман 2015 , с. 140н42.
- ^ Наср и др. 2015 , с. 380
- ^ Маколифф .
- ^ Феделе 2018 , с. 56.
- ^ Строка 2006 , с. 29.
- ^ Мавани 2013 , с. 72.
- ^ Билл и Уильямс 2002 , с. 29.
- ^ Маделунг 1997 , с. 14.
- ^ Табатабай 1975 , с. 156.
- ^ Момент 1985 , с. 325.
- ^ Собхани 2001 , с. 112.
- ^ Джафри 1979 , с. 17.
- ^ Суфий 1997 , стр. 16–17.
- ^ Мавани 2013 , с. 240.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббас, Х. (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Алгар, Х. (2011). «Аль-е Аба» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/7. п. 742.
- Билл, Дж.; Уильямс, Дж. А. (2002). Католики и мусульмане-шииты: молитва, страсть и политика . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0807826898 .
- Бруннер, Р. (2014). «Ахль аль-Байт» . В Фитцпатрике, К.; Уокер, А.Х. (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . стр. 5–9.
- Кампо, Дж. Э. (2004). «Ахль аль-Байт» . В Мартине, RC (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 1. Справочник Макмиллана. стр. 25–26. ISBN 0028656040 .
- Кампо, Дж. Э., изд. (2009). « ахль аль-байт » . Энциклопедия ислама . Факты в файле. п. 23. ISBN 9780816054541 .
- Эспозито, Дж.Л. , изд. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 0195125584 .
- Феделе, В. (2018). «Фатима (605/615–632 гг. Н. Э.)» . Ин де-Гайя, С. (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях: вера и культура в истории . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Глассе, К. (2001). «Ахль аль-Байт» . Новая энциклопедия ислама . Альтамира. п. 31. ISBN 0759101892 .
- Гольдзихер, И .; Арендонк, К. ван; Триттон, А.С. (2012). «Ахль аль-Байт» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Гриль Д. «Любовь и привязанность» . В Пинк, Дж. (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00266 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Ховард, IKA (1984). «Ахль-э Байт» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/6. п. 365.
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Лалани, AR (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Лалани, AR (2006). « Али ибн Аби Талиб » . В Лимане, О. (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. стр. 28–32. ISBN 9780415326391 .
- Лиман, О. (2006). «Ахль аль-Байт» . В Лимане, О. (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. стр. 16–17. ISBN 9780415326391 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521646963 .
- Мавани, Х. (2013), Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни , Исследования Рутледжа в политическом исламе, Рутледж, ISBN 9780415624404
- Маколифф, доктор медицинских наук «Фатима» . В Пинк, Дж. (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00153 . Проверено 12 июня 2023 г.
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, SH ; Дагли, СК; Дакаке, ММ ; Ламбард, JEB; Рустом, М., ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780061125867 .
- Осман, Р. (2015). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781315770147 .
- Шмукер, В. (2012). «Мубахала» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5289 . ISBN 9789004161214 .
- Шах-Каземи, Р. (2007). Справедливость и память: представление о духовности имама Али . ИБ Таурис. ISBN 9781845115265 .
- Шах-Каземи, Р. (2015). « Али б. Аби Талиб 2. Биография» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Мелвина-Кушки, М. doi : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0252 .
- Шэрон, М. «Люди дома» . В Пинк, Дж. (ред.). Энциклопедия Корана . Проверено 16 июля 2023 г.
- Шомали, Массачусетс (2003). Шиитский ислам: истоки, вера и практика . Исламский колледж перспективных исследований Press. ISBN 190406311X .
- Собхани, Дж. (2001). Доктрины шиитского ислама: сборник верований и практик имамитов . Перевод Шах-Каземи, РИБ Таврида. ISBN 1860647804 . LCCN 2004433965 . OCLC 48944249 . ОЛ 17038817М .
- Суфи, Д.Л. (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012). «Фатима» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оз, М. (1994). «Ахль аль-Байт» . Турецкая энциклопедия ислама (на турецком языке). Том. 10. Исламская энциклопедия TDV . стр. 498–501. ISBN 9789753894371 .