Jump to content

Стих очищения

Аят очищения ( араб . آية التطهير) относится к стиху 33:33 Корана , центральному религиозному тексту ислама . Стих касается статуса чистоты Ахль аль-Байт ( букв. « Люди дома » ), последний отрывок которого гласит:

Аллах желает только ( иннама юриду ллаху ) удалить с тебя скверну ( риджс ), о Ахль аль-Байт, и полностью очистить тебя. [ 1 ]

Мусульмане расходятся во мнениях относительно того, кто принадлежит к Ахль аль-Байт и какие политические привилегии и обязанности у них есть. [ 2 ] Шиитский ислам ограничивает Ахль аль-Байт исламским пророком Мухаммедом , его дочерью Фатимой , ее мужем Али и двумя их сыновьями, Хасаном и Хусейном . [ 3 ] [ 4 ] существуют различные взгляды В суннитском исламе , хотя типичным компромиссом является включение в Ахль аль-Байт также жен Мухаммеда. [ 5 ] Аят очищения рассматривается шиитами как свидетельство непогрешимости Ахль аль-Байт. [ 6 ]

Исламский ) как все злые дела и ложные убеждения , философ Хоссейн Наср и его соавторы определяют духовное осквернение ( риджс возникающие из «болезни сердца», еще одного коранического выражения, которое появляется, например, в стихе 9:125. По их мнению, аят очищения, таким образом, можно интерпретировать как желание Бога удалить любые неправильные действия или убеждения из Ахль аль-Байт ( букв. « люди дома » ) и даровать им непогрешимость ( исма ), то есть , врожденная защита от всех ложных убеждений или злых поступков. Они определяют иму как данное Богом сознание, которое превосходит все другие человеческие способности, так что человек, наделенный имой, полностью защищен от заблуждения и совершения грехов. [ 7 ]

Шиитский взгляд

[ редактировать ]

Экзегет - двунадесятник шейх Туси ( ум. 1067 ) отмечает, что артикль иннама в стихе об очищении грамматически ограничивает этот стих Ахль аль-Байт. Затем он утверждает, что здесь риджс не может ограничиваться непослушанием, потому что Бог ожидает послушания от каждого ответственного человека (арабский: مكلف , латинизированный: мукаллаф ), а не только от Ахль аль-Байт. Следовательно, этот стих должен относиться к непогрешимости Ахль аль-Байт, заключает он. [ 8 ] Аргументация шиитского теолога Шарифа аль-Муртазы ( ум. 1044 ) аналогична. Он утверждает, что желание Бога в стихе об очищении не может быть просто желанием, потому что Бог желает духовного очищения каждого ответственного человека. Следовательно, за желанием Бога в этом аяте должно было последовать действие, то есть действие по очищению Ахль аль-Байт и обеспечению их непогрешимости. [ 8 ] Другой аргумент в этом духе представлен современным юристом-двунадесятником Джафаром Собхани . [ 9 ]

Привет аль-Байт

[ редактировать ]

Включение Ахль аль-Киса

[ редактировать ]
Имена Ахль аль-Кисы, начертанные в храме Аббаса ибн Али , расположенном в Кербеле , Ирак.

Большинство традиций, цитируемых суннитским экзегетом ат-Табари ( ум. 923 ), отождествляют Ахль аль-Байт с Ахль аль-Кисой , а именно с Мухаммедом, его дочерью Фатимой , ее мужем Али и двумя их сыновьями, Хасаном и Хусейн . [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] Подобные сообщения также приводятся у Сахиха Муслима , Суннана ат-Тирмизи , Муснада Ахмада ибн Ханбала , [ 12 ] [ 13 ] все канонические суннитские сборники хадисов, а также некоторые другие суннитские авторитеты, в том числе ас-Суюти ( ум. 1505 ), аль-Хафиз аль-Кабир, [ 14 ] аль-Хаким ан-Нишапури ( ум. 1014 ), [ 15 ] и Ибн Касир ( ум. 1373 ). [ 16 ]

Возможно, в самой ранней версии хадиса Киса : [ 17 ] Жена Мухаммеда Умм Салама рассказывает, что он собрал Али, Фатиму, Хасана и Хусейна под свой плащ и помолился: «О Боже, это мой ахль аль-байт и мои ближайшие члены семьи; удали с них осквернение и полностью очисти их». [ 18 ] [ 2 ] В некоторых сообщениях утверждается, что Умм Салама затем спросила Мухаммеда: «Я с тобой, о Посланник Бога?» но получил отрицательный ответ: «Получишь добро. Получишь добро». Среди прочих такие сообщения приводятся у Суннана ат-Тирмизи , Муснада Ахмада ибн Ханбала , [ 19 ] и Ибн Касир, ас-Суюти и шиитский экзегет Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ). [ 1 ] Еще одна суннитская версия этого хадиса добавляет Умм Салама к Ахль аль-Байт. [ 5 ] В другой суннитской версии служанка Мухаммеда Ватила бинт аль-Аска также упоминается в Ахль аль-Байт. [ 20 ]

В другом месте «Муснада Ахмада ибн Ханбала » Мухаммад, как сообщается, читал последний отрывок аята очищения каждое утро, когда проходил мимо дома Фатимы, чтобы напомнить ее домочадцам об утренней молитве. [ 21 ] [ 22 ] в своей мубахале ( букв. « взаимное проклятие » ) с делегацией наджрани христиан- Мухаммед, как полагают, собрал вышеупомянутых четверых под свой плащ и назвал их своим ахль аль-байтом . Согласно шиитским и некоторым суннитским источникам, [ 23 ] [ 11 ] включая Сахих Муслима и Сунан ат-Тирмизи . [ 24 ] Эту структуру Ахль аль-Байт повторяет исламистка Лаура Векча Вальери ( ум. 1989 ), [ 21 ] а также единогласно сообщили в шиитских источниках. [ 5 ] В шиитских богословских трудах Ахль аль-Байт часто включает в себя и остальных шиитских имамов . [ 6 ] В шиитских писаниях этот термин иногда широко применяется ко всем потомкам Али и Фатимы. [ 6 ] [ 25 ] [ 26 ]

Включение жен Мухаммеда

[ редактировать ]
Стих очищения в листе Корана, относящийся к позднему Сефевидов . периоду

Возможно, потому, что предыдущие предписания в аяте очищения адресованы женам Мухаммеда, [ 2 ] некоторые суннитские авторы, такие как аль-Вахиди ( ум. 1075 ), интерпретировали Ахль аль-Байт исключительно как жен Мухаммеда. [ 6 ] [ 18 ] Другие отметили, что последний отрывок этого стиха грамматически несовместим с предыдущими предписаниями (местоимения множественного числа мужского рода и местоимения женского рода во множественном числе). [ 27 ] Таким образом, Ахль аль-Байт не ограничивается женами Мухаммеда. [ 1 ] [ 2 ] [ 21 ] Ибн Касир, например, включает Али, Фатиму и двух их сыновей в Ахль аль-Байт, помимо жен Мухаммеда. [ 6 ] Действительно, некоторые суннитские хадисы поддерживают включение жен Мухаммеда в Ахль аль-Байт, включая некоторые сообщения об авторитете Ибн Аббаса и Икримы , двух ранних мусульманских деятелей. [ 28 ]

В качестве альтернативы исламист Оливер Лиман предполагает, что брак с пророком не гарантирует включения в его ахль аль-байт . Он утверждает, что в стихе 11:73: [ 18 ] Сара включена в Авраама ахль аль-байт только после получения вести о своем скором материнстве от двух пророков, Исаака и Иакова . Точно так же Лиман предполагает, что мать Моисея считается членом ахль аль-байт в стихе 28:12 не потому, что она замужем за Имраном , а потому, что она была матерью Моисея. [ 4 ] Аналогичным образом, в своей заявке на включение в Ахль аль-Байт Аббасиды утверждали, что женщины, какими бы благородными и святыми они ни были, не могут считаться источником родословной ( насаб ). Как потомки дяди Мухаммеда по отцовской линии Аббаса , они утверждали, что он был равен отцу Мухаммеда после смерти последнего. [ 18 ] [ 29 ]

Более широкие интерпретации

[ редактировать ]

Как упоминалось выше, некоторые суннитские авторы расширили его применение, включив в Ахль аль-Байт клан Мухаммеда ( Бану Хашим ), [ 18 ] [ 30 ] Бану Мутталиб, [ 5 ] Аббасиды, [ 1 ] [ 18 ] [ 6 ] и даже Омейяды , которые произошли от Хашима племянника Умайи . [ 2 ] [ 6 ] Действительно, другая суннитская версия Хадиса аль-Киса, очевидно, предназначена для добавления Аббасидов к Ахль аль-Байт. [ 6 ] Это утверждение Аббасидов, в свою очередь, было краеугольным камнем их стремления к легитимности. [ 18 ] [ 2 ] же суннитская версия хадиса Такалайн Точно так определяет Ахль аль-Байт как потомков Али и его братьев ( Акиля и Джафара ) и дяди Мухаммеда Аббаса. [ 5 ] [ 6 ]

Первые два халифа Рашидунов , Абу Бакр и Умар , также были включены в Ахль аль-Байт в некоторых суннитских сообщениях, поскольку оба они были тестями Мухаммеда. Тем не менее, эти сообщения, а также сообщения о включении Омейядов в Ахль аль-Байт, возможно, были более поздней реакцией на претензии Аббасидов на включение в Ахль аль-Байт и их собственные претензии на легитимность. [ 2 ] Этот термин также интерпретировался как мекканское племя курайшитов . [ 18 ] [ 2 ] или вся мусульманская община. [ 5 ] [ 2 ] Например, исламист Руди Парет [ де ] ( ум. 1983 ) отождествляет бейт ( букв. « дом » ) в стихе об очищении с Каабой , расположенной в самом святом месте ислама. Однако его теория нашла лишь несколько сторонников, в частности Моше Шарона , другого эксперта. [ 18 ] [ 2 ] [ 31 ]

Заключение

[ редактировать ]

Типичный суннитский компромисс состоит в том, чтобы определить Ахль аль-Байт как Ахль аль-Киса (Мухаммед, Али, Фатима, Хасан, Хусейн) вместе с женами Мухаммеда, [ 5 ] что также может отражать мнение большинства средневековых суннитских экзегетов. [ 32 ] Среди современных исламистов эту точку зрения разделяют Игнац Гольдзихер ( ум. 1921 ) и его соавторы: [ 6 ] и упомянутый Шэрон, [ 18 ] в то время как Вилферд Маделунг ( ум. 2023 ) также включает Бану Хашим в Ахль аль-Байт ввиду их кровного родства с Мухаммедом. [ 28 ] Напротив, шииты ограничивают Ахль аль-Байт Мухаммедом, Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном, указывая на подлинные традиции в суннитских и шиитских источниках. [ 3 ] [ 4 ] [ 27 ] Их точку зрения поддерживают Векча Вальери и Хусейн М. Джафри ( ум. 2019 ), еще один эксперт. [ 21 ]

Значение в шиитском исламе

[ редактировать ]
Стих очищения, начертанный в святилище Хусейна в Кербеле, Ирак.

Шииты издавна считали аят очищения доказательством непогрешимости Ахль аль-Байт. [ 6 ] Али процитировал этот стих, когда представил Хасана своим преемником на смертном одре в 661 году, согласно шиитскому историку аль-Масуди ( ум. 956 ) в своем «Мурудже» . [ 33 ] Среди прочего, суннитский историк аль-Баладхури ( ум. 892 ) цитирует Хасана в своем «Ансабе» , который ссылался на этот стих в своей инаугурационной речи в качестве нового халифа:

Я из семьи пророка ( ахль аль-байт ), из которого Бог удалил грязь и которого Он очистил, чью любовь Он сделал обязательной в Своей Книге (Коране), когда Он сказал: «Всякий, кто совершает доброе дело, Мы умножит в нем добро». Совершение доброго поступка – это любовь к нам, семье пророка. [ 34 ]

- Хасан ибн Али

У шиитов-двунадесятников непогрешимость ( исма ) считается необходимой чертой их имамов как божественных наставников после пророка, чтобы их последователи не сбились с пути. [ 35 ] Помимо логических аргументов, текстовая основа непогрешимости их имамов включает аят Корана: «Мой завет не охватывает злодеев». [ 36 ] Это понятие было включено в шиитское учение еще при шиитском имаме Мухаммаде аль-Бакире ( . г. н. э 732 ). [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Наср и др. 2015 , с. 2331.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бруннер 2014 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 16, 17.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Лиман 2006 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гольдзихер, Арендонк и Триттон, 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Говард 1984 .
  7. ^ Наср и др. 2015 , стр. 2331–2332.
  8. ^ Перейти обратно: а б Суфий 1997 , с. 154.
  9. ^ Собхани 2001 , стр. 111–2.
  10. ^ Маделунг 1997 , стр. 14, 15.
  11. ^ Перейти обратно: а б Алгар 2011 .
  12. ^ Момент 1985 , стр. 16–7, 325.
  13. ^ Шомали 2003 , стр. 58–59, 62–63.
  14. ^ Мавани 2013 , с. 71.
  15. ^ Шах-Каземи 2007 , с. 61н17.
  16. ^ Строка 2000 , стр. 69, 147.
  17. ^ Суфий 1997 , с. 6.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шэрон 2004 .
  19. ^ Шомали 2003 , с. 62.
  20. ^ Суфи 1997 , стр. 7–8.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Вечча Валььери 2012 .
  22. ^ Шомали 2003 , с. 63.
  23. ^ Момент 1985 , с. 16.
  24. ^ Момент 1985 , стр. 16, 325.
  25. ^ Эспозито 2003 , с. 9.
  26. ^ Глассе 2001 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2014 , с. 35.
  28. ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 15.
  29. ^ Джафри 1979 , с. 195.
  30. ^ Поле 2004 .
  31. ^ Маделунг 1997 , с. 11.
  32. ^ Суфий 1997 , с. 16.
  33. ^ Дакаке 2007 , стр. 73, 265н3.
  34. ^ Маделунг 1997 , стр. 311–312.
  35. ^ Момент 1985 , с. 155.
  36. ^ Мавани 2013 , стр. 91–92.
  37. ^ Строка 2000 , с. 69.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02bacc8801a99a02a18f2040a84cf5c9__1705835340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/c9/02bacc8801a99a02a18f2040a84cf5c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Verse of purification - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)