Стих Икмал ад-дина
Коран |
---|
Стих Икмаля ад-дина ( араб . إِکْمَال الدِّيْن ) или стих Икмаля относится к стиху 5:3 Корана , центральному религиозному тексту в исламе . В этот стих включен отрывок:
Безнравственность. Сегодня те, кто не верят в вас, отказались от вашей религии. Так что не бойтесь их, но бойтесь. Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию и завершил ее. Мои благословения да пребудут с вами, и я выбрал для вас ислам в качестве вашей религии.
Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Так не бойтесь их, но бойтесь Меня! В этот день Я усовершенствовал для вас вашу религию, завершил Мое благословение на вас и утвердил для вас в качестве религии подчинение [Богу] ( ислам ). [ 1 ]
Толкование аята Икмаля является спорным. Суннитские источники высказывают разные точки зрения, главная из которых заключается в том, что этот стих был ниспослан исламскому пророку Мухаммеду во время его прощального паломничества в Мекку , чтобы обозначить завершение принятия исламского законодательства, хотя некоторые предписания относительно ростовщичества , вероятно, были раскрыты позже. Напротив, шиитские власти почти единодушны в том, что аят Икмаля был ниспослан после объявления Мухаммедом об Али в Гадир Хумм , после его прощального паломничества и незадолго до его смерти в 632 году нашей эры . В шиитских источниках Мухаммед получил это откровение после того, как он назначил Али ибн Аби Талиба в Гадир-Хумме возглавить зарождающуюся мусульманскую общину после него. Некоторые суннитские источники также связывают стих Икмаля с Гадир Хумм, но отвергают его шиитское значение.
Фон
[ редактировать ]
Прощальное паломничество
[ редактировать ]Незадолго до своей смерти в 632 году исламский пророк Мухаммед совершил хадж в Мекку , который стал известен как его прощальное паломничество . [ 2 ] В своей проповеди в Мекке на горе Арафат , а также, по некоторым сведениям, позднее в Гадир-Хумме , он предупредил мусульман о своей неминуемой смерти. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] На обратном пути в Медину после совершения хаджа Мухаммад приказал каравану остановиться в Гадир-Хумме ( букв. « пруд Хумма » ). [ 6 ]
Гадир Хумм
[ редактировать ]Там Мухаммед произнес проповедь, в которой объявил: «Любой, для кого я — маула , имеет этого Али как его мавля . » [ 7 ] [ 8 ] [ 3 ] как сообщают некоторые канонические суннитские и шиитские источники, в том числе Муснад Ибн Ханбал и аль-Гадир . [ 9 ] [ 10 ] [ 4 ] В частности, бывший источник добавляет, что Мухаммед повторил это заявление три или четыре раза и что его спутник Умар поздравил Али после проповеди: «Теперь ты стал маула каждого верующего мужчины и женщины». [ 11 ] [ 3 ] [ 12 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Хотя подлинность Гадир Хумма редко оспаривается, интерпретация арабского слова мавла является источником разногласий между суннитами и шиитами. [ 3 ] [ 13 ] В этом контексте шиитские источники интерпретируют это слово как означающее «лидер», «господин» или «покровитель». [ 4 ] [ 14 ] и, таким образом, рассматривать Гадир Хумм как назначение Али преемником Мухаммеда как на духовном, так и на мирском уровнях. [ 4 ] в то время как суннитские отчеты об этой проповеди, как правило, дают мало объяснений или заменяют слово вали (Бога, букв. « друг Бога » ) вместо маула . [ 3 ] Суннитские авторы утверждают, что Мухаммед в своей проповеди прямо не называл Али своим преемником. [ 4 ] а шиитский писатель Абдул Хосейн Амини ( ум. 1970 перечисляет суннитские и шиитские источники, подтверждающие шиитскую интерпретацию ) в своем многотомном «Аль-Гадире» . [ 4 ] [ 15 ]
суннитский взгляд
[ редактировать ]
Ученые-сунниты высказывают различные мнения о том, когда и почему стих Икмаля был ниспослан Мухаммеду. Большинство считает, что Мухаммед получил этот стих после своей проповеди в Арафате во время своего прощального паломничества в 632 году. [ 16 ] [ 1 ] С этим вердиктом согласен и исламист Теодор Нёльдеке ( ум. 1930 ). [ 2 ] Некоторые другие суннитские сообщения подразумевают, что этот стих был ниспослан сначала во время прощального паломничества, а затем снова в Гадир Хумм. Такие сообщения дают суннитские ученые ат-Табари ( ум. 923 ), аль-Багдади ( ум. 1071 ) и Ибн аль-Джаузи ( ум. 1201 ). [ 16 ] Альтернативно, стих Икмаля связан с завоеванием Мекки в 629–630 годах суннитским юристом аль-Куртуби ( ум. 1273 ) в его толковании . [ 1 ] Во всяком случае, по словам ат-Табари и аль-Куртуби, неверующие в тот день потеряли надежду отвратить мусульман от их веры. [ 17 ]
Совершенствование ислама и завершение благословения в аяте трактуются как изгнание идолопоклонства из паломничества в некоторых сообщениях ат-Табари и аз-Замахшари ( ум. 1144 ), еще одного суннитского экзегета. [ 18 ] Здесь ат-Табари отвергает точку зрения шиитов, представляя противоположные традиции, которые он приписывает Ибн Аббасу ( ум. ок. 687 ), ключевой фигуре шиитов, но также делает необычный шаг, включая свой собственный вердикт. [ 19 ] Некоторые другие суннитские комментаторы рассматривают совершенство ислама и завершение благословения как ссылку на обряды хаджа, которые были установлены Мухаммедом во время его прощального паломничества. Альтернативно, одна из интерпретаций, предложенная суннитским богословом аль-Байдави ( ум. 1319 ), заключается в том, что Бог усовершенствовал свою религию благодаря победе ислама в тот день над всеми другими религиями. По его мнению, эта победа может легко завершить благословения Божьи. [ 20 ] Однако для других аят Икмаль означает завершение откровения. [ 17 ] хотя существуют и другие кандидаты на последний аят Корана , а именно стихи 2:281, 4:176, 9:128-9, 110:1-3. [ 1 ] Это уточняется ат-Табари и аз-Замахшари, которые объясняют, что после аята Икмаля не было раскрыто никаких ритуальных или юридических постановлений , в то время как аль-Куртуби утверждает, что Мухаммад действительно получил некоторые юридические, но не ритуальные предписания после этого аята. [ 17 ] Эта последняя точка зрения, согласно которой совершенство религии в аяте соответствует завершению исламского законодательства, распространена среди суннитов, хотя некоторые юридические предписания о ростовщичестве , вероятно, были раскрыты после аята Икмаль . [ 21 ]
Шиитский взгляд
[ редактировать ]Почти единогласно, [ 16 ] Шиитские источники объясняют, что аят Икмаля был ниспослан Мухаммеду после его объявления об Али в Гадир Хумм на обратном пути после прощального паломничества в 632 году. [ 22 ] [ 4 ] [ 3 ] В частности, традиция на этот счет приписывается шиитскому имаму Мухаммаду аль-Бакиру ( ум. 732 ) различными шиитскими авторитетами, в том числе аль-Кумми ( ум. 919 ), аль-Кади ан-Ну'маном ( ум. 974). ), аль-Кулайни ( ум. 941 ), ат-Туси ( ум. 1067 ) и ат-Табарси ( ум. 1153) . ). [ 23 ] С другой стороны, несколько шиитских источников предполагают, что этот стих и заявление Мухаммеда произошли во время прощального паломничества. В шиитских источниках совершенствование религии и завершение благословения в аяте Икмаль последовали за установлением духовной власти Али ( валая ) над мусульманами. [ 17 ]
Тафсир аль-Мизан
[ редактировать ]Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ), автор основополагающего шиитского толкования «Тафсир аль-мизан» , утверждает в своей работе, что «сегодня» в стихе Икмаля — это день Гадир Хумм. В частности, отчаяние неверующих в аяте « Икмаль» последовало за назначением Мухаммедом Али руководить зарождающейся мусульманской общиной, пишет он. [ 24 ] Враги Ислама отчаялись уничтожить его, [ 25 ] предполагает Табатабай, потому что руководство Али правильно направляло бы мусульманскую общину. [ 24 ]
Табатабай утверждает, что совершенство религии в аяте « Икмаль» — это опека ( валайя ) Али, в отличие от закрытия исламского законодательства, продвигаемого некоторыми суннитскими учёными. По мнению Табатабаи, эта суннитская точка зрения игнорирует предписания о ростовщичестве , которые были ниспосланы после аята Икмаля . Исламист Хамид Мавани добавляет, что традиции, приводимые Табатабаем, являются мутаватирами , то есть имеют многочисленные, непрерывные цепи передачи. [ 21 ] Табатабай в другом месте бросает вызов распространенному суннитскому мнению, утверждая, что совершенство ислама в этом стихе не может относиться к незначительному событию, такому как обнародование религиозного запрета. [ 26 ] Он также утверждает, что совершенство религии в стихе Икмаль было исполнением более раннего божественного обещания в стихе 24:55, который гласит:
Бог дал обещание тем из вас, кто верует и творит добрые дела: Он сделает их наследниками земли, как Он сделал тех, кто был до них; Он укрепит религию, которую Он избрал для них; Он дарует им безопасность, чтобы заменить их страх. Они поклоняются Мне и ни к чему не присоединяются со Мной. [ 24 ]
Для Табатабаи авторитет божественных наставников ( улу аль-амр ) завершает духовный авторитет ( валайя ) Бога и Его пророка. Тем не менее, добавляет он, все это было обусловлено подчинением мусульман их божественным наставлениям в Гадир Хумм в стихе 8:53 Корана, который включает в себя отрывок: «Бог никогда не изменил бы милости, которую Он оказал людям, если бы они изменили то, что было внутри них». [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Наср и др. 2015 , с. 648.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2002 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вечча Валььери 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Амир-Моэци 2014 .
- ^ Поле 2009 .
- ^ Строка 2011 .
- ^ Джафри 1979 , с. 19.
- ^ Мавани 2013 , с. 79.
- ^ Мавани 2013 , с. 80.
- ^ Аббас 2021 , с. 81.
- ^ Момент 1985 , с. 15.
- ^ Аббас 2021 , с. 82.
- ^ Джафри 1979 , стр. 21–22.
- ^ Джафри 1979 , с. 21.
- ^ Мавани 2013 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с Аббас 2021 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д Наср и др. 2015 , с. 650.
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 650–651.
- ^ Строка 2000 , с. 63.
- ^ Строка 2000 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 71.
- ^ Мавани 2013 , стр. 70–71.
- ^ Строка 2000 , стр. 62, 145н17.
- ^ Jump up to: а б с д Мавани 2013 , стр. 70–1.
- ^ Табатабай 1975 , с. 155.
- ^ Табатабай 1975 , с. 154.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2014). «Гадир Хумм» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). ISBN 9789004269613 .
- Филд, Джон Эдвард, изд. (2009). «Гадир Хумм» . Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. п. 257–258. ISBN 9780816054541 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман.
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Лалани, Арзина (2011). «Гадир Хумм» . Оксфордские библиографии. дои : 10.1093/OBO/9780195390155-0105 .
- Стюарт, Девин Дж. (2002). «Прощальное паломничество» . В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 2. Брилл. стр. 178–180. ISBN 9789004120358 .
- Мавани, Хамид (2013), Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни , Исследования Рутледжа в политическом исламе, Рутледж, ISBN 9780415624404
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, SH ; Дагли, СК; Дакаке, ММ ; Ламбард, JEB; Рустом, М., ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780061125867 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, Сейеда Хоссейна Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012). «Гухадир Кухамм» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .