аль-Кади ан-Нуман
Абу Ханифа ан-Нуман ибн Мухаммад ибн Мансур ибн Ахмад ибн Хайюн аль-Тамими | |
---|---|
Рожденный | 896/897 |
Умер | 974 |
Род занятий | Историк, юрист, исламовед |
Академическая карьера | |
Эра | Золотой век ислама |
Основные интересы | Исламская юриспруденция, История, Эзотерическая интерпретация Корана |
Известные работы | Китаб Дааим аль-Ислам ( Столпы Ислама ) |
Известные идеи | Основатель юриспруденции Фатимидов Исмаилита. |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Шанифа аль-Нухан ибн Мухаммед ибн Мандур ибн Ахмад ибн Шайюн аль-Тамимия арабский : альхман бин Мухаммед бин Мансур бин Ахмед бин Хайюн аль- общеизвестный Тамими , ( 'ман ) или как ибн Хайюн ( Ибн Хайюн ) [ 1 ] (умер в 974 г. н. э./363 г. хиджры ) был исмаилитским юристом и официальным историком Фатимидского халифата . Его также называли Кади аль-Кудат ( قَازِي القهة ) «Юрист из юристов» и Даи ад-Дуат ( دعي داءة ) «Миссионер из миссионеров».
Биография
[ редактировать ]Родился в Кайруане , [ 2 ] на территории нынешнего Туниса ан-Нуман обратился в исмаилизм и начал свою карьеру в Ифрикии (ныне Тунис, западная Ливия и восточный Алжир ) под руководством первого халифа Фатимидов Абдуллы аль-Махди Биллаха (годы правления 909-934 гг. н.э.). /297-322 гг. хиджры), быстро став самым выдающимся судьей ( кади ) государства Фатимидов.
Его отец, Мухаммад ибн Мансур (ум. 351 г. по хиджре / 923 г. н.э.), получил образование суннитского юриста -маликита в Кайраване . Некоторые предполагают, что отец аль-Кади ан-Нумана обратился в исмаилитский шиизм до основания Фатимидского халифата , предполагая, что аль-Кади ан-Нуман был воспитан исмаилитом. Однако Ибн Тагрибирди альтернативно предположил, что аль-Кади ан-Нуман был ханафитом до своего обращения в исмаилитский шиизм. Это в значительной степени было отвергнуто из-за предположения, что Ибн Тагрибирди основывал это на явно ошибочной идее о том, что ханафитская школа преобладала в Северной Африке до тех пор, пока аль-Муизз ибн Бадис не навязал школу Малики . Однако утверждение Ибн Тагрибирди могло альтернативно основываться на том факте, что отчество аль-Кади ан-Нумана, «Абу Ханифа», совпадает с именем одноименного основателя ханафитской школы . Это может поддержать идею о том, что его отец, Мухаммед, возможно, обратился в ханафитскую школу до того, как обратился в исмаилитский шиизм. Тем не менее, аль-Кади ан-Нумани определенно был исмаилитом, когда в молодом возрасте поступил на службу к Фатимидам. [ 3 ]
За свою жизнь аль-Кади ан-Нуман служил четырем фатимидским халифам: [ 4 ]
- Абдулла аль-Махди Биллах
- аль-Каим
- аль-Мансур Биллах
- аль-Муизз ли-Дин Аллах
За пятьдесят лет службы ан-Нумана Фатимидам он при поддержке халифов написал огромное количество книг по истории, биографии, фикху (исламской юриспруденции) и эзотерической интерпретации Корана . После завоевания Египта и Сирии Фатимидами ан-Нуман покинул Ифрикию и отправился в недавно основанный город Каир , где в конце концов умер в 974 г. н. э./363 г. хиджры. [ 4 ]
При аль-Махди начал карьеру Кади ан-Нуман (ум. 974), основатель исмаилитского права и автор его самого авторитетного сборника - Китаб дааим аль-Ислам (Книга столпов ислама). В отсутствие исмаилитской правовой традиции Кади ан-Нуман полагался в первую очередь на правовое учение имамов Мухаммада аль-Бакира и Джафара ас-Садика , переданное шиитскими традиционалистами-двунадесятниками, и во вторую очередь на зайдитские традиции.
Это дает имаму право определять начало месяца независимо от появления новолуния, как того требуют все другие мусульманские правовые школы. Начиная с раннего периода Фатимидов, начало месяцев обычно устанавливалось на практике на основе астрономических вычислений и поэтому часто приходилось на один или два дня раньше, чем у других мусульман; это несоответствие часто вызывало межобщинные ссоры по поводу начала и окончания месяца поста Рамадан.
Его работы
[ редактировать ]Работа Ан-Нумана состоит из более чем 40 трактатов по фикху, истории, религиозным верованиям и эзотерическому толкованию Корана. [ 4 ] Фуат Сезгин приводит 22 его произведения. [ 5 ]
Самый известный труд Ан-Нумана, « Даим аль-Ислам» ( араб . «Столпы ислама» ) [ 6 ] на создание которого ушло почти тридцать лет, представляет собой изложение исмаилитской юриспруденции. [ 7 ] Эта работа была окончательно завершена во время правления четвертого халифа аль-Муизза ли-Дина Аллаха (годы правления 953–975 гг. н.э./341–365 гг. хиджры) и была принята в свое время в качестве официального кодекса Фатимидского халифата. и по сей день служит основным источником религиозного права ( шариата ) для некоторых мусталитских общин, особенно тайибитов-исмаилитов . Иран включил Дааим аль-Ислам в свою конституцию. [ 8 ] Книга состоит из 32 глав в двух томах. Первый том состоит из 7 глав, в которых обсуждаются Семь столпов исмаилизма . Второй том состоит из 25 глав, посвященных различным темам, касающимся разных сторон жизни.
Наряду с его «Столпами ислама» , « Основание символической интерпретации» ( Асас ат-Тавиль ) является одной из самых знаменитых работ ан-Нумана и посвящено эзотерической интерпретации ( тавиль ). По словам автора: «Наша цель [с Асас ат-Тавил ] — объяснить внутреннее измерение ( батин ) того, что мы изложили в книге «Дааим аль-Ислам» , чтобы эта книга могла стать источником внутренней информации. означает ( батин ), так же, как и для внешней формы ( захир ). [ 9 ]
Кади ан-Нуман считал, что важно распознать и понять символику историй Корана, основанную на определенных стихах, указывающих на внутренний смысл, например: «Таким образом, ваш Господь изберет вас и научит вас символическому толкованию ( та'вил ) событий ( хадисов )» (Коран 12:21). В своей работе «Основы символической интерпретации» ( Асас ат-Тавиль ) он указывает, что Бог сделал Коран чудом Мухаммеда , а его внутренний смысл — чудом имамов . Точно так же, как никто не может повторить чудо Книги , никто не может раскрыть ее внутренний смысл, кроме Имамов . Это священное знание передается из поколения в поколение и вверяется им. [ 9 ]
Другой крупный труд, « Китаб ифтитах ад-да'ва ва-ибтида ад-давла» («Начало миссии и создание государства»), повествует о возвышении Фатимидов. В нем упоминаются начальные этапы исмаилитского призыва в Йемене при Ибн Хавшабе . В нем также обсуждается переписка Абу Абдаллы аль-Шии с Кутама Имазигеном и их военные экспедиции, приведшие к завоеванию Аглабидов , правивших Ифрикией. В ней обсуждается эмиграция Имама аль-Махди из Саламии , его плен в Сиджилмасе и возможное освобождение, кульминацией которого стало создание государства Фатимидов в 909 году. В книге также рассказывается об обстоятельствах, приведших к восстанию аш-Шии, поскольку который считает ответственным за подстрекательство к его старшему брату Абу аль-Аббасу и его последующую казнь. Там же дается описание государства Фатимидов до 957 года, когда книга была завершена.
Ихтилаф усул аль-мадхахиб («Различия между юридическими школами») представлял собой опровержение суннитских принципов исламской юриспруденции, написанное примерно в то же время, что и самая ранняя из таких работ. [ 10 ] Книга Нумана во многом заимствована у книг Дауда аз-Захири , Мухаммада бин Дауда аз-Захири и ат-Табари , трех суннитских авторов, к которым Нуман испытывает сложные смешанные чувства. Было отмечено, что, хотя книга Нумана известна, она не была первым исмалийским опровержением суннитских юридических принципов.
Другими крупными произведениями ан-Нумана являются « Китаб аль-маджалис валь-мусаярат» («Книга сеансов и экскурсий»), в которой он подробно приводит слова имамов в меджлисе или просто во время прогулки, которые он приняты к сведению и заключенная в них мудрость) и « Китаб аль-химма фи адаб атба аль-аимма» («Книга этикета, необходимая для Последователи имамов»).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Между революцией и государством: путь к государственности Фатимидов: Кади ан-Нуман и построение легитимности Фатимидов Сумайей А. Хамдани. Лондон; Нью-Йорк: ИБ Таурис; Лондон: Совместно с Институтом исмаилитских исследований, 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Декабрь 2016 г.
- ^ Листы 2006 .
- ^ Стюарт, Девин (2015). Аль-Кади ан-Нуман: Разногласия юристов . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 100-1 ix–x. ISBN 9780814763926 .
- ^ Jump up to: а б с Листы 1990 , с. 250.
- ^ Сезгин 1967 , с. 575-578.
- ^ Ан-Нуман 2018 .
- ^ Пунавала 2002 , с. ххх.
- ^ Файзи 1974 .
- ^ Jump up to: а б Вирани, Шафик. «Иероистория в «Основе символической интерпретации» Кади ль-Нухмана (Асас ат-Тавиль): Рождение Иисуса» . Исследования по исламской историографии . дои : 10.1163/9789004415294_007 .
- ^ Стюарт 2002 , с. 116.
Источники
[ редактировать ]- Ан-Нуман (2018). «Ан-Нуман, Аль-Кади (ум. 363 г. хиджры / 974 г. н. э.) | Институт исмаилитских исследований» . iis.ac.uk. Проверено 4 января 2018 г.
- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Дафтари, Фархад (2006). «Архивная копия» (PDF) . В Лимане, Оливер (ред.). Биографическая энциклопедия исламской философии . Международная издательская группа «Континуум». Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2013 г. Проверено 19 июня 2015 г.
- Файзи, Асаф А.А. (1974). Книга веры: перевод из «Даим аль-Ислам» Кади Нумана . ООО «Начикета Публикация»
- Пунавала, Исмаил К. (2002). Столпы ислама: акты преданности и религиозные обряды . Издательство Оксфордского университета.
- Пунавала, Исмаил К. (2016). «Исмаилизм xi. Исмаилитская юриспруденция» . Энциклопедия Ираника . Проверено 26 апреля 2016 г.
- Сезгин, Фуат (1967). История арабской литературы . Том И. Брилл. стр. 575–578. ISBN 9789004020078 .
- Стюарт, Девин Дж. (2002). «Руководство по юриспруденции Мухаммада б. Дауда аз-Захири». В Вайсе, Бернард Г. (ред.). Исследования по исламскому праву и обществу, Том 15: Исследования по теории исламского права . Брилл.
- 974 смерти
- Арабские люди 10-го века
- Тунисские исмаилиты
- Историки X века из Фатимидского халифата
- Мусульманские учёные исламской юриспруденции
- Тунисские мусульмане-шииты
- Переходит в шиитский ислам из суннитского ислама
- Критики суннитского ислама
- Люди X века из Ифрикии
- Люди из Кайруана
- Тунисские эмигранты в Египет
- Юристы X века
- Ученые из Фатимидского халифата
- Исмаилиты 10-го века