аз-Захир ли-Изаз Дин Аллах
аз-Захир ли-Изаз Дин Аллах Кажется, он чтит религию Бога | |
---|---|
![]() Золотой динар аз-Захира | |
Имам – халиф Фатимидского халифата | |
Царствование | 1021–1036 |
Предшественник | аль-Хаким би-Амр Аллах |
Преемник | аль-Мустансир Биллах |
Рожденный | 20 июня 1005 г. Каир , Египет |
Умер | 13 июня 1036 г. (30 лет) Каир, Египет |
Супруг | Расад и др. |
Проблема | аль-Мустансир Биллах |
Династия | Фатимид |
Религия | Исмаилитский шиитский ислам |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хаким ( араб . Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хаким ; 20 июня 1005 г. - 13 июня 1036 г.), более известный под своим царственным именем аль-Захир ли-Изаз Дин Аллах ( араб . Аль- Захира в знак уважения к религии Бога , букв. « Тот, кто открыто проявляется, чтобы укреплять». Религия Бога' [ 1 ] ), был седьмым халифом династии Фатимидов (1021–1036). Аз-Захир принял халифат после исчезновения своего отца аль-Хакима би-Амра Аллаха .
Царствование
[ редактировать ]Во время исчезновения аль-Хакима 14 февраля 1021 года его сестра Ситт аль-Мульк бразды правления взяла на себя . Она проигнорировала предыдущее назначение двоюродного брата Абд ар-Рахима ибн Ильяса наследником аль-Хакима и вместо этого возвела на трон 16-летнего сына аль-Хакима Али. Али принял публичную присягу на верность 28 марта под царственным именем аль-Захир ли-Изаз Дин Аллах . [ 2 ] Его соперник Абуль-Касим был отозван из Дамаска , где он занимал пост губернатора, в Каир , где он умер – как сообщается, в результате самоубийства – несколько месяцев спустя. [ 2 ]
До ее смерти в феврале 1023 года правительство возглавляла Ситт аль-Мульк, которая, по словам историка Тьерри Бьянкиса, оказалась «настоящей государственной женщиной». [ 2 ] Он был первым монархом Фатимидов, который активно переложил ответственность за управление на своих чиновников, положив начало тенденции, которая в конечном итоге привела к полному политическому бессилию халифов Фатимидов. [ 2 ]
При этом режиме государство Фатимидов впало в кризис — в Египте голод и чума привели к анархии в 1023–1025 годах, а в Палестине и Сирии произошло восстание среди бедуинов (1024–1029). Коалиция повстанцев была фрагментирована дипломатией Фатимидов, после чего генерал Ануштакин ад-Дизбари смог победить ее военным путем.
Между тем, в 1028 году один из правящих кругов, Али ибн Ахмад Джарджарай , смог устранить своих коллег и занять должность визиря , которую ему удалось сохранить до 1045 года. Он пользовался хорошими отношениями с Византийской империей , хотя сюзеренитет По поводу Алеппо постоянно велись споры, иногда доходившие до вооруженных конфликтов. Для улучшения отношений с Византией и христианскими подданными королевства было разрешено восстановление Храма Гроба Господня при его халифате в договоре с византийским императором Романом III , разрушенного в 1009 году . Фактические строительные работы, финансируемые византийцами, не проводились до 1042 года.
Преследование друзов
[ редактировать ]В течение следующих семи лет друзы подвергались жестоким преследованиям со стороны нового халифа аз-Захира, который хотел искоренить веру. [ 3 ] Это было результатом борьбы за власть внутри империи Фатимидов, в которой к друзам относились с подозрением из-за их отказа признать нового халифа своим имамом. Многие шпионы, в основном последователи ад-Дарази, присоединились к унитарному движению, чтобы проникнуть в общину друзов. Шпионы принялись сеять тревогу и портить репутацию друзов. Это привело к трениям с новым халифом, который вступил в военные столкновения с общиной друзов. Столкновения охватывали территорию от Антиохии до Александрии , где армия Фатимидов вырезала десятки тысяч друзов. [ 4 ] Самая крупная резня произошла в Антиохии, где были убиты 5000 видных друзов , за ней последовала резня в Алеппо . [ 4 ] В результате вера ушла в подполье в надежде на выживание, поскольку пленных либо заставляли отречься от своей веры, либо убивали. Выжившие друзы «были обнаружены в основном на юге Ливана и Сирии». В 1038 году, через два года после смерти аз-Захира, движение друзов смогло возобновиться, поскольку новое руководство, сменившее его, имело дружеские политические связи по крайней мере с одним видным друзским лидером. [ 3 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Срок его имамата составлял четырнадцать лет. После того, как Али умер от чумы 13 июня 1036 года, его сын стал восьмым халифом под царственным именем аль-Мустансир .
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо Мухаммеда # Генеалогическое древо, связывающее пророков с имамами
- Список имамов-исмаилитов
- Список правителей Египта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бретт 2017 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с д Бьянкис 2002 , с. 391.
- ^ Jump up to: а б Ребекка Эриксон. «Друзы» (PDF) . Энциклопедия новых религиозных движений . Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Мукарим, Мустафа Ф., О вере друзов мовахедун , заархивировано из оригинала 26 апреля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1989). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Второй том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159131-4 .
- Бьянки, Тьерри (2002). «Аль-Захир ли-Изаз Дин Аллах» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 391–392. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8080 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Канард, Мариус (1965). «Дджааррахиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 482–485. OCLC 495469475 .
- Каппель, Эндрю Дж. (1994). «Византийский ответ арабам (10–11 века)». Византийские путешествия . 20 . А. Хаккерт: 113–132.
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лев, Яаков (2003). «Турки в политической и военной жизни Египта и Сирии одиннадцатого века» . В Хидэмицу, Куроки (ред.). Влияние человеческой мобильности в мусульманских обществах . Кеган Пол. стр. 43–62. ISBN 0710308027 .