Абу Язид
История Туниса |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Абу Язид Махлад ибн Кайдад ( арабский : أبو يزيد مخلد بن كيداد ; ок. 874 - 19 августа 947), также известный как Человек на осле ( арабский : صاحب الحمار , латинизированный: Ṣ Ахиб аль-Химар ), был ибади -бербером. из племени Бану Ифран , которое возглавило восстание против Фатимидского халифата в Ифрикии (современный Тунис и восточный Алжир), начиная с 944 года. Абу Язид на время завоевал Кайруан , но в конечном итоге был отброшен и побежден фатимидским халифом аль-Мансуром би- Наср Аллах .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Абу Язида Кайдад был зенатским бербером из Такьюса или Тозера в районе Шотт-эль-Джерид , тогда еще известного под своим древним названием Кастилия . Кайдад был транссахарским торговцем и во время своих путешествий взял в наложницы хаввару или чернокожую африканскую рабыню Сабику. [1] [2] [3] Абу Язид родился ок. 874 г. к югу от Сахары, в Тадмакке. [2] или Гао . [4] В сочетании с происхождением его матери это принесло ему прозвище «Черный Эфиоп» ( аль-Хабаши аль-Асвад ). [1] [2]
Абу Язид вернулся со своим отцом в Китун недалеко от Тозера, где вскоре после этого умер Кайдад. Мальчик-сирота выжил за счет подаяния и в юности стал школьным учителем в окрестностях Китуна, Тозера и Такьюса. [4] воспитывался как хариджит . Вероятно, с младенчества [4] Абу Язид отправился в Тахерт для изучения учения Ибади ( мазхаба ); [1] в то время Тахерт все еще был резиденцией имама Ибади из династии Рустамидов , которого североафриканские хариджиты широко признавали своим духовным лидером. [4] Абу Язид был очевидцем конца имамата Ибади в 909 году: после свержения Аглабидов эмирата исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом аш-Шии и его последователями Кутамы последний двинулся на запад, в Сиджилмасу , чтобы принести свою скрытый хозяин Абдаллах аль-Махди Биллах вернулся в Ифрикию , чтобы занять трон Фатимидского халифата . По пути Кутама сверг и казнил имама Рустамида, а на его место поставил наместника Фатимидов. [5] Абу Язид вернулся в Такьюс и возобновил свою деятельность в качестве школьного учителя. [1] [3]

В 928 году Абу Язид начал антифатимидскую агитацию. [1] Он был арестован в 934 году, но бежал и совершил хадж в Мекку . [6] В 937 году он тайно вернулся в Тозер и возобновил проповедь. Он был разоблачен и снова арестован, но его освободили из тюрьмы его бывший учитель Абу Аммар Абд аль-Хамид аль-Ама и сорок его вооруженных последователей, а также двое сыновей Абу Яида. [6] Абу Язид и его семья бежали в горы Орес на территории современного восточного Алжира, найдя убежище у племени хаввара. [1] В предыдущие десятилетия этот район был преобразован в ветвь Нуккари ислама Ибади и был крупным центром секты, а ее местным лидером был Абу Аммар. [7] Нуккарцы отвергли наследственных имамов Рустамидов и настояли на избрании лидера общины. [2]
Восстание
[ редактировать ]Абу Язид, его жена и четыре сына Абу Аммар и двенадцать последователей поселились в деревне ан-Навалат, которая стала центром их движения. [6] Абу Язид совершил поездку по региону и призвал местных жителей присоединиться к нему в священной войне против Фатимидов. [6] Вскоре группе удалось приобрести большое количество последователей среди хавара. [1] [8] и Абу Язид был избран их лидером ( шейх аль-Муслимин , букв. « патриарх мусульман » ). [8] Вслед за этим Абу Аммар уступил свое лидерство ему как более достойному ( афдал ) в соответствии с доктриной Нуккари. [7] Абу Язид сознательно избегал на данный момент принятия на себя титула имама; Имам будет избран после взятия столицы Фатимидов Аль-Махдии , но до тех пор движением будет управлять собрание. [6]
Движение Абу Язида было духовным наследником ряда тенденций, характерных для Магриба: движения Ибади с его антиарабским и проберберским шовинизмом и настаиванием на том, что лидерство принадлежит «лучшему мусульманину», что резко контрастировало с движением Фатимидов. ' претензии к наследственному имамату ; [9] антиимперские традиции великого берберского восстания против халифата Омейядов в 740 году; [10] и сильные мессианские традиции Магриба, который приветствовал и укрывал Алидов, преследуемых Аббасидским халифатом , и которые будут повторяться на протяжении всей истории, достигнув кульминации в мессианской империи Альмохадов в XII–XIII веках. [11]
Сам Абу Язид представлял собой мессианскую фигуру: его внешность соответствовала признакам пророка в исламской мессианской традиции, таким как родинка на плече; преклонного возраста, одетый в лохмотья и хромой, [12] он ездил на осле , что дало ему прозвище «Человек на осле» или «Повелитель осла» ( Сахиб аль-Химар ). [12] [13] «Ожидаемый пророк, который придет верхом на осле», был фигурой с давней традицией в иудейской, а затем и исламской эсхатологии , ассоциировался с Иисусом и Мухаммедом и ему подражали несколько потенциальных пророков в первые века ислама. [14] Даже его уничижительное прозвище аль-Хабаши часто считалось имеющим мессианский оттенок. [12] С другой стороны, фатимидские враги Абу Язида называли его «Ложным Мессией» ( аль-Масих ад-Даджаль ). [15]
Вторжение в Ифрикию и падение Кайруана, февраль – октябрь 944 г.
[ редактировать ]В феврале 944 года последователи Абу Язида спустились с гор, чтобы свергнуть Фатимидов, напав на форты в окрестностях Багхайи . [6] Восстание, похоже, застало Фатимидов врасплох. Местный губернатор пытался оказать давление на вождей племен, чтобы они доставили ему Абу Язида, но тщетно. [6] Халиф аль-Каим мобилизовал свои верные племена Кутама, но небольшие и очень мобильные отряды Абу Язида ускользали от них и всегда могли бежать обратно в безопасные места Ореса. [6]
Первым крупным поселением, которое капитулировало, была Тебесса , за ней последовала Мармаджанна, где ему дали покататься на своем знаменитом осле. После капитуляции Сбибы повстанцы уничтожили армию Кутамы возле Дуги и захватили город. [16] 7 августа 944 года аль-Арибус (древний Ларибус ), ворота в центр Фатимида Ифрикии, сдался в обмен на охранное письмо ( аман ) для его жителей; Должностные лица Фатимидов и все приверженцы исмаилизма были явно исключены из него. [17] В ответ Аль-Каим мобилизовал четыре армии: одну для защиты старого города-дворца Аглабидов Раккады , одну под командованием Халила ибн Исхака ат-Тамими для защиты бывшей столицы и главного города Ифрикии Кайруана , одну под командованием евнуха Бушры для район Бежа , и основная армия под командованием Майсура аль-Фата , которая должна была расположиться лагерем на полпути между аль-Махдией и Кайруаном, готовая оказать помощь любому из них. [17]
Такая диспозиция оставила инициативу за повстанцами, напавшими на Бушру. В последующей битве Фатимиды сначала одержали победу, пока Абу Язид, безоружный и в своей обычной аскетической одежде, не сплотил своих людей и не привел их к победе. Бежа был разграблен на три дня, а Бушра и его люди отошли сначала в Тунис , а затем, поскольку его жители хотели сдаться, переправились морем в Сус . [18] 13 октября силы Абу Язида появились перед Раккадой и разграбили ее. Укрывшись в Кайруане, Халил аль-Тамими сопротивлялся призывам своих офицеров выступить и противостоять армии повстанцев, ожидая прибытия основной армии Фатимидов под командованием Майсура аль-Фата, но последний также не решался решительно выступить против повстанцев. [19]
В результате недовольные солдаты местной милиции, которым не платили зарплату, начали дезертировать на сторону повстанцев, пока у Халила не осталось всего 400 человек. Не имея возможности укомплектовать городские стены такими небольшими силами, он отступил во дворец губернатора рядом с Великой мечетью Кайруана . [19] Когда 14 октября войска Абу Язида вошли в Кайруан, Халил начал переговоры об амане с повстанцами города . Большинство его людей использовали веревку, чтобы выбраться из задней части дворца, но Халил, главный кади , армейский казначей и еще тридцать человек были взяты в плен и доставлены к Абу Язиду в Раккаде. Лидер повстанцев первоначально намеревался сохранить жизнь Халилу, но Абу Аммар отметил, что опасных противников следует убивать. В результате Абу Язид казнил Халила и главного кади . [19] Абу Язид завершил свой триумф, уничтожив армию Майсура внезапной ночной атакой 29/30 октября: Майсур был убит, а его армия распалась. Вскоре после этого был уволен и Сус. [20]
Большинство маликитов жителей Кайруана -суннитов- , которые сильно возмущались правлением Фатимидов, первоначально поддерживали приход к власти Абу Язида, но неуправляемое поведение его берберских последователей и их хищническое поведение быстро оттолкнули их. [1] [21] Сам Абу Язид не был застрахован от обвинений: после завоевания Кайруана он начал отказываться от своих спартанских привычек в пользу шелковой одежды и характерного осла в пользу чистокровных лошадей, что отдалило его более строгих последователей. [1] [22] Он даже взял в наложницы двух сестер, пренебрегая суннитскими законами, утверждая, что, поскольку они не хариджиты, они были рабынями, и он мог делать все, что ему заблагорассудится. [22]
Поражение при аль-Махдии, январь – сентябрь 945 г.
[ редактировать ]Оставив Абу Аммара и его собственного сына Фадла управлять Кайруаном от его имени, Абу Язид двинулся, чтобы захватить последний оплот Фатимидов, город-дворец аль-Махдия. [1] Абу Язид прибыл к столице Фатимидов 9 января 945 года. [23] Первая атака на город 20 января 945 года достигла стены города-дворца, но в конечном итоге была отбита. Город был помещен в блокаду, которая продлилась до 16 сентября 945 года. [1] [24]
Положение Фатимидов было трудным, поскольку корабли, привозившие зерно, садились на мель и были захвачены повстанцами, но с проблемами столкнулся и Абу Язид. Большинство его людей были необученными крестьянами, которые теперь вернулись на свои поля или отправились на грабеж; лидер хариджитов мог твердо рассчитывать только на хавара. В результате осада была не очень эффективной, и вылазки Фатимидов иногда оказывались пустыми. [25] Тем временем самому Абу Язиду пришлось столкнуться с восстанием человека, который выдавал себя за принца Аббасидов и Махди , исламского мессию; Сын Абу Язида Айюб, губернатор Бежи, арестовал и казнил этого человека после того, как допрос показал, что он был самозванцем. [26]
Осада аль-Махдии была прорвана в результате бегства арабских войск из аль-Арибуса 16 сентября: в решающий момент битвы против вылазки Фатимидов арабы обратились против своих бывших союзников. Армия повстанцев понесла тяжелые потери, и Абу Язид был вынужден отступить к Кайруану. [26]
Профатимидские заговоры и восстания, сентябрь – ноябрь 945 г.
[ редактировать ]Под наставлением Абу Аммара он отказался от роскоши, которую он принял, и вернулся к своей прежней строгой жизни, что привело к возрождению поддержки его дела со стороны берберов. [1] [26] Однако жители Кайруана к этому времени отвернулись от него. Некоторые связались с Фатимидами, предлагая выдать его; заговор с убийством был раскрыт и предотвращен; и беспорядки вспыхнули из-за похищения дочерей и наложниц местных жителей хариджитскими солдатами. Абу Язид был вынужден пообещать прекратить эту практику и покинул Кайруан; после этого местные жители насильно освободили многих похищенных женщин. [26]
Недовольство правлением Абу Язида распространилось по другим частям Ифрикии: Сус поднял восстание и при помощи флота Фатимидов сверг правление хариджитов. Тунис, Бежа и аль-Арибус последовали этому примеру. [27] В течение следующих месяцев ожесточенные бои между силами Абу Язида и Фатимидов произошли в Тунисе, который был захвачен и отбит обеими сторонами и остался почти полностью разрушенным. Похожая судьба постигла Бежу и аль-Арибуса. [1] [28]
Сын Абу Язида Айюб разбил армию Фатимидов у Мсилы . Ее командир, ветеран-партизан Фатимидов Али ибн Хамдун аль-Андалуси , был смертельно ранен и вскоре скончался. [28] В ноябре Айюб потерпел поражение от войск Фатимидов под командованием аль-Хасана ибн Али аль-Кальби , прежде чем, в свою очередь, нанес поражение последнему. Аль-Хасан ибн Али отступил на территории кутамских берберов в Малой Кабилии , которые были опорой режима Фатимидов; оттуда он захватил крепости Тиджис и Багайя, угрожая тылу Абу Язида. [1]
В поисках союзников против Фатимидов Абу Язид отправил некоторых видных деятелей Кайруана в качестве послов к испанским Омейядам . После того, как это первое посольство было хорошо принято, Абу Язид отправил Айюба присягнуть на верность халифу Омейядов Абд ар-Рахману III , который, в свою очередь, пообещал оказать поддержку. [29] Однако, поскольку год уже подходил к концу и сезон мореплавания закончился, флот Омейядов должен был выйти в море в следующем году. [8]
Осада Суса и смерть аль-Каима, январь – май 946 г.
[ редактировать ]К концу 945 года война находилась в шатком балансе. Восстание по-прежнему контролировало основные регионы Ифрикии, но с помощью своего флота Фатимиды удерживали Аль-Махдию, Сус, Триполитанию и Сицилию, а также части западной Ифрикии: регион Заб и Малую Кабилию. [28] Таким образом, Абу Язид двинулся, чтобы восстановить контроль над Суссом, начав осаду города 13 января 946 года. [1] Это была первая регулярная осада в ходе конфликта, когда повстанцы построили и использовали осадные машины . [28]
17 мая 946 года халиф аль-Каим умер, и ему наследовал его сын Исмаил аль-Мансур Биллах . Чтобы не дать повстанцам какого-либо преимущества, аль-Мансур и его правительство скрыли смерть его отца, и эта задача облегчалась затворническим образом жизни, который вел аль-Каим, редко решавшийся покидать свой дворец во время своего правления. Все государственные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени аль-Каима, а аль-Мансур якобы действовал только как назначенный им наследник. [30] Даже царственное имя аль-Мансур («Победоносный») было публично принято только после окончательного подавления восстания. [31]
Новый правитель быстро доказал свои способности. Еще до смерти своего отца, 16 мая, аль-Мансур отправил морем оружие и припасы в Сус и через несколько дней начал скоординированную атаку, чтобы освободить город: 26 мая гарнизон Суса при поддержке берберской кавалерии Кутамы из на юге, а войска, высадившиеся по морю с севера, прорвали осаду города и вынудили Абу Язида отвести свои войска вглубь страны, в сторону Кайруана. [1] [31]
Битва за Кайруан, май – август 946 г.
[ редактировать ]Абу Язид отступил в сторону Кайруана только для того, чтобы обнаружить, что население, раздраженное поборами его сторонников-берберов, подняло восстание и закрыло перед ним ворота. Выкупив Абу Аммара из плена, он разбил лагерь в двух днях пути от города. [31] Тем временем аль-Мансур объявил полную амнистию знатным людям Кайруана в обмен на их возобновленную лояльность, и 28 мая халиф вошел в город со своими войсками и разбил укрепленный лагерь к югу от него. [31] Абу Язид атаковал лагерь утром 5 июня и был отброшен с большим трудом после того, как, как сообщается, сам аль-Мансур сплотил защитников. [32]
Две армии оставались закрепившимися вокруг Кайруана в течение следующих двух месяцев, участвуя в частых столкновениях. Абу Язид несколько раз пытался штурмовать городские ворота, но аль-Мансур построил для их защиты небольшие укрепленные лагеря. Абу Язид попытался заставить Фатимидов отступить, отправив своего сына Фадла совершить набег на окрестности аль-Махдии, где многие из Кутамы поселились своими семьями; но хотя аль-Мансур послал несколько войск для их защиты, он отказался двинуть свою основную армию. [33] В то время как аль-Мансур медленно наращивал свои численно уступающие силы за счет контингентов из более отдаленных провинций империи Фатимидов, поддержка Абу Язида начала уменьшаться. Все больше и больше последователей покидали его лагерь, и только берберы Хавара и Бану Камлан оставались ему непоколебимо верными. С растущей уверенностью аль-Мансур вывел свою армию, чтобы спровоцировать генеральное сражение, но Абу Язид отказался. Наконец, 13 августа Фатимиды штурмовали лагерь повстанцев, а войска Абу Язида сломались и обратились в бегство. [34]
Победа оказалась вдвойне случайной для аль-Мансура, поскольку флот Омейядов, посланный на помощь Абу Язиду, повернул назад после достижения Тенеса , когда его командир услышал известие о победе Фатимидов при Кайруане. [1] [29] Тем временем аль-Хасан аль-Кальби собрал рекрутов Кутамы в Константине и отбил Бежу и Тунис. Поскольку Абу Язид отступил, он теперь присоединился к армии аль-Мансура. [1] [35]
Преследование аль-Мансура, октябрь 946 г. - март 947 г.
[ редактировать ]24 октября 946 года аль-Мансур покинул Кайруан, преследуя отступающего Абу Язида. К началу декабря халиф Фатимидов вернул себе Мармаджанну, Бежу, Биллизму, Тубну (древние Тубунаэ ) и Бискру . [1] [35] Местные жители приветствовали Фатимидов как освободителей, и они получили подчинение от Мухаммада ибн Хазара , лидера зенатских берберов, и губернатора Мсилы и региона Заб Джафара ибн Али ибн Хамдуна аль-Андалуси (чей отец был погиб после битвы с Айюбом в 945 году). [35] Поскольку земли Зенаты теперь были для него закрыты, Абу Язид повернул на юг, чтобы обойти их через пустыню. Аль-Мансур попытался последовать за ним, но в Бискре был вынужден остановиться, так как местные проводники предупредили его, что маршрут, по которому идут хариджитский лидер и его последователи, крайне опасен. [35]

Пересекнув пустыню, Абу Язид обосновался в горах Джебель-Салат, к западу от озера Шотт-эль-Ходна . В результате армия Фатимидов повернулась из Бискры в Тубну, а оттуда двинулась на запад, вдоль северного берега Шотт-эль-Ходны. Абу Язид противостоял им у Маккары , но потерпел поражение в бою 9 декабря 946 года, после чего бежал в горы Джебель-Салат. [1] [35] Победа позволила аль-Мансуру обеспечить свой контроль над Мсилой и привела к подчинению местных племен и городов. [36]
Вскоре после этого Абу Язид начал атаку на армейский лагерь аль-Мансура возле Мсилы, но снова был отбит. Аль-Мансур отправил свои войска в горы Ходна, чтобы преследовать мятежника, но Абу Язид снова бежал в Джебель Салат. Когда в конце декабря войска Фатимидов преследовали его там, он снова бежал в пустыню, и на этот раз аль-Мансур был полон решимости последовать за ним. После изнурительного одиннадцатидневного марша по пустыне он был вынужден повернуть назад, но суровая зима нанесла еще больший урон его армии; Сам халиф Фатимидов тяжело заболел из-за тягот кампании и был прикован к постели на две недели. 30 января 947 года армия Фатимидов вернулась в Мсилу, чтобы отдохнуть и дождаться весны. [1] [37] В этот момент Абу Язид был близок к отчаянию и подумывал о прекращении боя и возвращении на свою родину к югу от Сахары. И только протесты его последователей из племен Хавара и Бану Камлан убедили его упорствовать. [37]
византийской эпохи Абу Язид теперь поселился в разрушенной крепости Азбих ( Заби Юстиниана ) недалеко от Мсилы. Тем временем зенатские берберы также подчинились власти Фатимидов, отрезав тем самым пути снабжения Абу Язида. [38] 6 марта аль-Мансур в сопровождении 4000 своей кавалерии и 500 санхаджей выступил в Азбих. Они обнаружили крепость заброшенной, но когда они повернули назад, арьергард был внезапно атакован Абу Язидом и его людьми. В завязавшейся битве правитель Фатимидов вновь одержал победу, и раненому Абу Язиду едва удалось спастись. Его сын Юнус был убит, а 1070 отрубленных голов его последователей были отправлены аль-Мансуром в Кайруан в знак победы. [39]
Осада Кияны и смерть, март – август 947 г.
[ редактировать ]Абу Язид снова бежал в горы Ходна. Войска Фатимидов безжалостно преследовали лидера повстанцев по узким горным тропам. Лагерь Абу Язида был захвачен и подожжен, однако ему удалось найти убежище в крепости Кияна (недалеко от более позднего форта Бени-Хаммад ). [1] [39] Аль-Мансур не сразу напал на него там, а вместо этого методично покорил окружающие горы, чтобы лишить его какой-либо поддержки. Правитель Фатимидов демонстративно приказал построить для Абу Язида деревянную клетку. [39]
26 апреля аль-Мансур начал осаду крепости, при этом осадные машины были доставлены из Ифрикии по морю и перенесены через горы. Осажденные неоднократно пытались прорвать осаду вылазками, но были отброшены. В начале июня соседние крепости Шакир и Аккар, также удерживаемые повстанцами, сдались, а 14 августа 947 года была предпринята последняя атака на Кияну. [40] [41] После ожесточенных боев около полудня оборона была прорвана, и осажденные отошли в крепость . Аль-Мансур предложил помилование, если они выдадут Абу Язида, но они отказались. На рассвете следующего дня осажденные попытались прорваться в безопасное место, но потерпели поражение. Абу Аммар был убит, но Абу Язиду удалось бежать, но он упал в ущелье и попал в плен. Тяжело раненный, он был допрошен халифом и скончался от ран через четыре дня, 19 августа. [42] [43]
Шкуру Абу Язида засолили и набили, чтобы выставлять напоказ в каждом городе, мимо которого победоносный халиф проходил на обратном пути, он сидел на верблюде и был одет в высокую еретическую шапку, а специально обученные обезьяны тянули его за бороду и наносили удары по его голова. [44] Сын Абу Язида Фадл некоторое время сопротивлялся в Оресе и районе Кафсы , но был убит в бою в мае-июне 948 года. [42] [45] Его отрубленная голова была отправлена халифу, который в качестве предупреждения отправил ее вместе с чучелом своего отца на Сицилию. Корабль затонул, но труп Абу Язида был выброшен на берег в Аль-Махдии, где он был распят и выставлен на всеобщее обозрение. [45] Двое сыновей Абу Язида, Язид и Айюб, пытались продолжить сопротивление в Оресе, но вскоре они тоже были разбиты и убиты. [45]
Наследие
[ редактировать ]Поражение Абу Язида стало переломным моментом для династии Фатимидов. Как комментирует историк Майкл Бретт , «при жизни Абу Язид поставил династию [Фатимидов] на грань разрушения; после смерти он был настоящей находкой», поскольку это позволило династии возобновить свою деятельность после неудач аль-Ка' я правлю. [46] Увековеченный в историографии Фатимидов как Даджаль , [24] восстание было задумано как апокалиптическое событие, предвиденное аль-Махди, для чего он построил аль-Махдию «как убежище династии от великого врага и цитадель, из которой затем будет завоеван весь мир», и победа над ней как возрождение династии. [46] В самый день смерти Абу Язида аль-Мансур объявил себя имамом и халифом и публично принял свой царственный титул аль-Мансур би-Наср Аллах , «Победитель с помощью Бога». [46] [47] В то же время восстание Абу Язида знаменует собой лебединую песню воинствующего хариджизма в Магрибе. После его поражения хариджизм ограничился маргинализированными группами на окраинах населенных пунктов — оазисах Гардайя и Варгла , острове Джерба и горах Нафуса — в основном занимавшихся богословской деятельностью. [48]
Один ученый утверждает, что хауса герой культуры Баяджидда представляет собой народное олицетворение сторонников Абу Язида, бежавших из Северной Африки после его поражения.
Различные легенды о Баяджиде в фольклоре хауса описывают, как Баяджида, сын короля Багдада, приехал на Борну и женился на дочери правителя. Позже он бежал и прибыл в Дауру, став отцом основателей семи государств хауса. Легенды, похоже, описывают события, произошедшие в десятом веке нашей эры, и Баяджида может быть тождественен с ибадским сектантом Абу Язидом, который сопротивлялся Фатимидам Туниса, пока не был убит ими в 947 году. Сахару и прибыл в Борну, затем к северу от озера Чад. Через некоторое время часть этого сброда, оставшаяся неассимилированной, двинулась на юго-запад и смешалась с коренными жителями вокруг Дауры, образовав аристократию хауса. Различными составляющими легенд могут быть народные воспоминания о событиях возле Мекки, берберские мифы о происхождении и, возможно, греческая мифология, а также объяснение появления лошадей и прокладывания колодцев в скалах прибывшими берберами. [49]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Стерн 1960 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бретт 2017 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 265–266.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 266.
- ^ Хальм 1991 , стр. 122, 124, 266.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хальм 1991 , стр. 267.
- ^ Перейти обратно: а б Левицкий 1995 , стр. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 58.
- ^ Бретт 2017 , стр. 50, 51.
- ^ Бретт 2017 , с. 51.
- ^ Бретт 2017 , стр. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарсия-Ареналь 2006 , с. 74.
- ^ Бретт 2017 , стр. 51, 58.
- ^ Гарсия-Ареналь 2006 , стр. 60, 74, 89–90.
- ^ Бретт 2017 , с. 24.
- ^ Хальм 1991 , стр. 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 268.
- ^ Хальм 1991 , стр. 268–269.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 269.
- ^ Хальм 1991 , стр. 271–272.
- ^ Хальм 1991 , стр. 269–272.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 272.
- ^ Хальм 1991 , стр. 272–273.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 273.
- ^ Хальм 1991 , стр. 273–274.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 274.
- ^ Хальм 1991 , стр. 274–275.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 275.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 280.
- ^ Хальм 1991 , стр. 277–278.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 278.
- ^ Хальм 1991 , стр. 278–279.
- ^ Хальм 1991 , стр. 279.
- ^ Хальм 1991 , стр. 279–280.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 282.
- ^ Хальм 1991 , стр. 282–283.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 283.
- ^ Хальм 1991 , стр. 283–284.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 284.
- ^ Стерн 1960 , стр. 163–164.
- ^ Хальм 1991 , стр. 284–285.
- ^ Перейти обратно: а б Стерн 1960 , с. 164.
- ^ Хальм 1991 , стр. 285–286.
- ^ Хальм 1991 , стр. 286, 288.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 293.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 60.
- ^ Хальм 1991 , стр. 287.
- ^ Хальм 1991 , стр. 286–287.
- ^ Халлам 1966 .
Библиография
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Гарсиа-Ареналь, «Мерседес» (2006). Мессианизм и пуританская реформа: Махди мусульманского Запада . Перевод Мартина Бигля. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-15051-5 .
- Халлам, WKR (1966). «Легенда о Баяджиде в фольклоре хауса». Журнал африканской истории . 7 (1): 47–60. дои : 10.1017/S002185370000606X . JSTOR 179458 . S2CID 162668066 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Левицкий, Т. (1995). «ан-Нуккар» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 112–114. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Рапопорт, Юсеф; Сэвидж-Смит, Эмили , ред. (2013). Путеводитель по Вселенной одиннадцатого века: Книга диковинок . Лейден: Брилл. стр. 467–469. ISBN 978-90-04-25564-7 .
- Стерн, С.М. (1960). «Абу Язид Макхлад б. Кайдад ан-Нуккари» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 163–164. OCLC 495469456 .