Баяджидда
Баяджидда ( хауса : Bàyājiddà) был, согласно легендам, окружавшим большинство государств Западной Африки до XIX века, основателем государств хауса. [1]
Большинство источников говорят, что Баяджидда прибыл из Багдада . Баяджидда сначала прибыл в Борно, где ему дали в жены одну из дочерей Май, а затем некоторое время жил в земле Хауса, где женился на королеве Дауры, которая также подарила ему любовницу Гвари в награду за убийство Сарки . ", по слухам, это была огромная змея, которая лишила свой народ доступа к воде. От царицы Дауры у Баяджидды был сын по имени Баво, еще один сын по имени Бирам от принцессы Борно и еще один сын, Карбагари, от его любовницы из Гвари. Говорят, что Баво стал преемником своего отца и имел шесть сыновей, которые стали правителями Дауры , Кацины , Заззау , Гобира , Кано и Рано . Они вместе с Бирамом , которым правил сын Баяджидды и принцессы Борно, образовали « Хауса Баквай » или «Хауса 7». Однако у Карбагари, сына хозяйки Гвари, было также семь сыновей, которые правили Кебби , Замфарой , Гвари , Джукуном, Илорином , Нупе и Яури , которых в этой традиции называют « Каннаи Баквай » или «Семь меньше, чем Хауса Баквай». [2]
Легенда о его герое
[ редактировать ]Отъезд героя из Багдада и пребывание в Борно
[ редактировать ]Согласно легенде, Баяджидда был принцем из Багдада (столицы современного Ирака ) и сыном короля Абдаллахи, но был изгнан из своего родного города после королевы Зидама. [3] также известный как Зигава, завоевал город. [4] Покинув Багдад, он путешествовал по Африке с многочисленными воинами и прибыл в Борно . [3]
Когда-то в Борно версии относительно того, что вызвало напряженность в отношениях с местным королем, расходятся. Согласно одной из историй, Баяджидда понял, что его силы сильнее, чем у короля; из-за этого он планировал свергнуть его. Однако король узнал о заговоре и, посоветовавшись со своими советниками, выдал Баяджидде замуж свою дочь Магарам (также известную как Магира ) . [4] Позже, когда король напал и захватил несколько городов, он обманом заставил своего нового зятя оставить своих людей охранять города, тем самым уменьшив количество людей, имевшихся в его распоряжении. Баяджидда понял, что его обманули, когда у него остались только жена и один раб; ночью они бежали в Гарун-Габас, который сейчас находится в районе Хадеджа . [3] Находясь там, Магарам родила Баяджидде первого ребенка, Бирама, одноименного предка мелкого королевства Габас-та-Бирам («к востоку от Бирама»). [4]
Однако, по другой версии, Баяджидду приветствовали в Борно, он женился на Магарам и стал популярен среди народа. Из-за этого король завидовал ему и составил против него заговор; узнав об этом от жены, он вместе с ней бежал из Борно. [4]
Прибытие в Дауру и убийство змея.
[ редактировать ]Баяджидда оставил жену и ребенка в Гарун-Габасе и направился в деревню Гая недалеко от Кано, которую другие считают Гайей в современном Нигере , где он попросил местных кузнецов сделать ему нож. [5] Затем он приехал в город Даура (расположенный на территории современного штата Кацина ), где вошел в дом и попросил у старухи воды. Она сообщила ему, что колодец охраняет змей по имени Сарки ( «сарки» означает хауса на языке «царь ») и что людям разрешается черпать воду только раз в неделю. Баяджидда отправился к колодцу, убил змея мечом и обезглавил его ножом, который сделали для него кузнецы, после чего выпил воду, положил голову в мешок и вернулся в дом старухи. [3] ( Колодец Кусугу , где, как говорят, это произошло, сегодня является туристической достопримечательностью.) [6]
На следующий день жители Дауры собрались у колодца, гадая, кто убил змею; Магаджия Даурама, местная королева, предложила власть над половиной города тому, кто сможет доказать, что он убил змею. Несколько мужчин вынесли змеиные головы, но головы не соответствовали телу. Старуха, владелица дома, в котором остановился Баяджидда, сообщила королеве, что ее гость убил его, после чего Даурама вызвал Баяджидду. Представив голову змеи, доказав ей, что именно он убил Сарки, он отклонил предложение половины города, вместо этого испросив у нее руки и сердца; она вышла за него замуж из благодарности за убийство змея. [4]
Отношения с Магаджией Даурамой
[ редактировать ]Поскольку женитьба своих королев была против обычая народа Дауры, Даурама пошла на компромисс с Баяджиддой и сказала, что вступит с ним в половую связь только позже; из-за этого она подарила ему наложницу по имени Багвария. (Согласно устной дворцовой версии легенды, Даурама подарила ему Багварию, потому что она хотела нарушить свою «царственную клятву оставаться девственницей», но для этого ей пришлось пройти ритуалы.)
У Багварии был сын от Баяджидды, и она назвала его Карап да Гари , или Карбагари, означает «он захватил город» что на языке хауса . Это обеспокоило Даураму, и когда у нее родился собственный сын (также от Баяджидды), она назвала его Баво , что означает «отдай его». [7]
Две группы потомков
[ редактировать ]Говорят, что за свою жизнь Баяджидда родил троих детей от трех разных женщин. [8] Баво стал отцом шестерых своих сыновей, которых звали Даура, Гобир, Кано, Кацина, Рано и Заззау . [9] Вместе с Бирамом, сыном Магарама, эти семеро продолжали управлять семью «законными» штатами хауса , хауса баквай . [10] (В некоторых версиях сказки Баво и Магарам полностью исключены, а Бирам, Даура, Гобир, Кано, Кацина, Рано и Зария являются сыновьями Баяджидды и Даурамы). Тем временем потомки Карбагари основали семь «нелегитимных» государств — Банза Баквай .Королевство Хауса началось как семь государств, основанных легендой Баяджидды и шестью сыновьями Баво и им самим, в дополнение к сыну героя Ибрагиму от предыдущего брака.
Социальный контекст
[ редактировать ]Социальная укорененность легенды
[ редактировать ]Различные персонажи повествования о Баяджидде были воплощены конкретными чиновниками бывшего королевства Даура: король представлял Баяджидду, официальную королеву-мать Магаджию Даураму и официальную королевскую сестру Багварию.
Реконструкция во время фестиваля Гани/Мавлюд
[ редактировать ]Раньше празднование праздника Мавлуд или Гани заключалось в воспроизведении основных деталей легенды: отъезда из Ирака, убийства змеи в колодце и бракосочетания героя и царицы. [11] До сих пор считается, что королевский меч и нож использовались для убийства змеи и отрубания ей головы. [12]
Влияние на другие региональные традиции
[ редактировать ]Легенда о Баяджидде широко известна при дворах «Семи королей хауса», где считается, что она соответствует древнейшей известной истории Хаусаленда. Как уже заметил путешественник Генрих Барт, основное деление на семь хауса и семь банза используется среди сонгаев , чтобы различать северную хаусу и южную гурма- сторону реки Нигер. [13]
Историческое значение
[ редактировать ]Существует множество взглядов на историю Баяджидды, причем разные мнения относительно значения и историчности этой сказки. Некоторые ученые предполагают, что Баяджидда - историческая личность, основатель семи государств хауса, и современные члены королевской семьи хауса - особенно в Дауре и Зарии (Заззау) - прослеживают свою родословную и черпают от него свою власть (см. Хроники Кано ). Напротив, другие утверждают, что Баяджидда никогда не существовал. [14]
Средневековая история
[ редактировать ]WKR Халлам утверждает, что Баяджидда представляет собой « народное олицетворение » сторонников Абу Язида десятого века (берберского мятежника -хариджита ), последователи которого бежали на юг из Северной Африки после поражения Язида и его смерти от рук Фатимидов . [15] Согласно этой теории, государства хауса были основаны беженцами-хариджитами в десятом веке нашей эры. Элизабет Исичей в своей работе «История африканских обществ до 1870 года » предполагает, что пребывание Баяджидды в Борно до прибытия в Хаусаленд «возможно, является народной памятью о происхождении на границе Борно или отражением политического и культурного доминирования Борно». [16]
Символическая история
[ редактировать ]Одна из точек зрения состоит в том, что история брака Баяджидды и Даурамы символизирует слияние арабских и берберских племен в Северной и Западной Африке. [17]
Библейский антрополог Элис К. Линсли утверждает, что ближайшим библейским аналогом Баяджидды является Каин [1] . Говорят, что Каин сбежал от своего отца, женился на принцессе, которую встретил у колодца, и работал с металлистами. Большинство героев Бытия встречали своих жен у священных колодцев или источников. Авраам женился на Хеттуре у колодца Савского (Беэр-Шева). Иссак (Ицак) нашел жену у колодца в Араме. Моисей встретил свою жену у священного колодца мадианитян и завоевал ее руку после того, как избавил женщин и стада от египетских набегов.
В своей книге «Имперские сумерки » 1989 года Гавейн Белл предполагает, что брак Баяджидды и Даурамы сигнализирует о «переходе от матриархальной системы к патриархальной». [18]
В литературе и СМИ
[ редактировать ]История Баяджидды вдохновила на создание адаптации комикса под названием «Баяджидда: африканская легенда», адаптированной/написанной Клодом Опарой и нарисованной Ибрагимом Якубу в рамках серии комиксов «Африканская легенда». Комикс был опубликован в 2018 году в популярном стиле Bande Dessinee . В следующем году был выпущен французский перевод.
Библиография
[ редактировать ]- Барт, Генрих (1857–1859). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке . Том. 1–3. Нью-Йорк: Харпер и братья. OCLC 1298561489 .
- Халлам, WKR (1966). «Легенда о Баяджиде в фольклоре хауса». Журнал африканской истории . 7 (1): 47–60. дои : 10.1017/S002185370000606X . JSTOR 179458 . S2CID 162668066 .
- Хогбен, С.Дж. и; Кирк-Грин, Энтони (1966). Эмираты Северной Нигерии: предварительный обзор их исторических традиций . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 145-155.
- Ланге, Дирк (2012). «Легенда Баяджидды и история хауса» (PDF) . В Брюдере, Эдит; Парфитт, Тюдор (ред.). Исследования черного иудаизма . Издательство Кембриджских ученых. стр. 138–174.
- Николас, Гай (1975). Социальная динамика и мировоззрение в обществе хауса (на французском языке). Париж: Институт этнологии.
- Палмер, Герберт Р. (1928). «Баяджидда-Легенда». Суданские мемуары . Том. 3. Лагос. стр. 132–146.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Смит, Майкл (1978). Дела Дауры . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520025028 .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ С. О, Айгбохай (1971). История Западной Африки за сертификатный год . Великобритания: Джордж Аллен и Анвин. п. 14. ISBN 0-04-966010-1 .
- ^ СО, Айгбохай (1975). История Западной Африки Для получения сертификата года . Великобритания: Джордж Аллен и Анвин. п. 14. ISBN 0-04-966010-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Абдуррахман, Алясан; транскрипция Дирка Ланге. «Устная версия легенды Баяджидды» (PDF) . Древние королевства Западной Африки . Проверено 20 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Яхая, Ибрагим Яро (1988). «Некоторые параллели в неофициальных исламских верованиях в ближневосточных и народных традициях хауса». аль-Масурат аль-Шабийя . стр. 1–24. Архивировано из оригинала 28 августа 2006 г. Проверено 21 декабря 2006 г.
- ^ «Хауса» . Университет Айовы . Архивировано из оригинала 6 января 2007 года . Проверено 20 декабря 2006 г.
- ^ «Кацина Штат» . nex.com . НГЭКС, ООО. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 года . Проверено 20 января 2007 г.
- ↑ Дворцовая версия легенды о Баяджидде в Ланге, Древние королевства , 293-4.
- ^ Бивинс, Мэри Рен (1997). «Даура и гендер в создании национального эпоса хауса». Африканские языки и культуры . 10 (1): 1–28. дои : 10.1080/09544169708717810 . JSTOR 1771812 .
- ^ Арчибонг, Морис (23 сентября 2004 г.). «Заря: Мужской мир, которым раньше управляли женщины» . Ежедневное Солнце . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 21 декабря 2006 г.
- ^ Джонстон, HAS (1967). «Хаусаленд и хауса». Империя Фулани Сокото . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 6 января 2007 года . Проверено 20 декабря 2006 г.
- ^ Ланге, Королевства , 176–183, 221–9.
- ↑ Фотография короля Башира с двумя видами оружия см. Дирка Ланге, «Ханаанско-израильский Новый год среди хауса», в: М. Кропп и А. Вагнер (ред.), Schnittpunkt Ugarit , Франкфурт/М, 1999 г. , с. 140.
- ^ Барт, Путешествия , I, 470-1.
- ^ Очону, Моисей Эбе (29 мая 2004 г.). «1914 год и экзистенциальный кризис Нигерии: историческая перспектива» . Проверено 23 декабря 2006 г.
- ^ Халлам, «Легенда Баяджидды», 47–60.
- ^ Исичей, Элизабет (1997). История африканских обществ до 1870 года . Издательство Кембриджского университета. п. 233. ИСБН 0-521-45599-5 .
- ^ Лэмб, Малкольм Дж. «Кожевники хауса Северной Нигерии» . Harmatan Leathers, Ltd. Архивировано из оригинала 21 октября 2006 г. Проверено 20 декабря 2006 г.
- ^ Белл, Гавейн (1989). Имперские сумерки . Академическое издательство Лестера Крука. п. 290. ИСБН 1-870915-06-2 . Проверено 15 марта 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ротондо-МакКорд, Джонатан. «Баяджидда» . Ксавьерский университет Луизианы . Проверено 20 декабря 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ] (Включает аудиофайл с произношением Баяджидды.)
- Карта с изображением Борну и Хауса Баквай [ постоянная мертвая ссылка ]
- Версия сказки Баяджидды на языке хауса: Часть I и Часть II
- Английский перевод дворцовой версии легенды о Баяджидде в Ланге, Древние королевства , Деттельбах 2004, 289–296.