Джафар ибн Мансур аль-Яман
Джафар ибн Мансур аль-Яман ( арабский : جعفر بن منصور اليمن ) был исмаилитским миссионером ( даи ) и писателем-богословом 10 века. Первоначально родившийся и выросший в Йемене , где его отец Ибн Хавшаб основал исмаилитский даав в конце 9 века, он бежал из страны ко двору халифов Фатимидов в Ифрикии , где оставался до своей смерти. Он сочинил стихи, восхваляющие победу Фатимидов над восстанием Абу Язида , биографию своего отца, а также является автором или составителем ряда важных богословских трактатов.
Жизнь
[ редактировать ]Джафар был сыном куфанского миссионера Ибн Хавшаба , который установил доктрину исмаилитов в Йемене . К моменту своей смерти в 914 году вместе со своим коллегой Али ибн аль-Фадлом аль-Джайшани он завоевал большую часть страны, заслужив почетный лакаб Мансур аль-Яман («Покоритель Йемена»). [ 1 ] [ 2 ] В 911 году Ибн аль-Фадл отказался от верности фатимидскому халифу Абдалле аль-Махди , лидеру исмаилитского движения. [ 3 ] и объявил себя Махди . [ 4 ] Ибн Хавшаб отказался присоединиться к нему в его восстании, и Ибн аль-Фадл осадил своего бывшего коллегу в крепости Джебель-Масвар. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добился условий и передал Джафара в качестве заложника. Джафара вернули через год с золотым ожерельем в подарок. [ 5 ] [ 6 ]
После Ибн Хаушаба его сыновья поссорились между собой. Втянутый в конфликт со своим братом Абуль-Хасаном, Джафар в конце концов покинул Йемен и направился к двору Фатимидов в Ифрикии . Он поступил на службу ко второму халифу Фатимидов, аль-Каиму би-Амру Аллаху ( годы правления 933–946 ), и стал свидетелем великого восстания Абу Язида , которое едва не разрушило государство Фатимидов. [ 1 ] Он написал стихи в честь возможных побед Фатимидов и постепенного подавления восстания в 945–948 годах и получил прекрасную резиденцию в новой столице Фатимидов Мансурии , построенной третьим халифом аль-Мансуром би-Насром Аллахом ( р. . 946–953 ). [ 1 ] При халифе аль-Муизз ли-Дин Аллахе ( годы правления 953–975 ) он заложил свой дом и чуть не лишился его из-за долгов, но был спасен благодаря вмешательству халифа. [ 1 ] Он умер в какой-то неизвестный момент в начале правления аль-Муиза. [ 1 ]
Сочинения
[ редактировать ]Ему приписывают квазиагиографическую биографию его отца, [ 1 ] хотя это также могла быть автобиография, написанная самим Ибн Хавшабом. [ 7 ] Сейчас он утерян, но известен благодаря обширным цитатам более поздних авторов и, по словам историка Хайнца Хальма , «один из наиболее важных источников по истории дава ». [ 7 ]
Его богословские работы сохранились в более полной форме, поскольку они часто копировались и повторно использовались в более поздних исмаилитских сборниках. [ 1 ] Самая известная работа — « Книга мудреца и ученика» ( Китаб аль-Алим валь-гулам ), которую также иногда приписывают его отцу. Он состоит из серии встреч между новичком и его духовным наставником ( даи ), который постепенно раскрывает скрытое эзотерическое знание ( батин ) своему ученику. [ 1 ] [ 8 ] По словам ученого Шафика Вирани, это произведение «считается наиболее ярким примером полномасштабного повествовательного драматического диалога в арабской литературе». [ 9 ]
Ему также приписывают « Китаб аль-кашф» , сборник из шести трактатов по различным вопросам, включая толкование посредством аллегории ( тавиль ) Корана и ранней исмаилитской концепции Имамата . [ 1 ] [ 10 ] « Сараир ва-асрар ан-нутака» , его расширенное продолжение «Асрар ан-нутака» , посвящено эзотерическим интерпретациям мифологических фигур и жизни исламских пророков . [ 1 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хадж 2008г .
- ^ Маделунг 1991 , стр. 438–439.
- ^ Хальм 1991 , с. 178.
- ^ Дафтари 2007 , с. 122.
- ^ Маделунг 1991 , с. 439.
- ^ Хальм 1991 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , с. 38.
- ^ Дафтари 2004 , стр. 6, 17–18, 121–122.
- ^ Вирани 2008 .
- ^ Дафтари 2004 , стр. 6, 122.
- ^ Дафтари 2004 , с. 122.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хаджи, Хамид (2008). "Джафар Б. Мансур-Аль-Яман " В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XIV: Исфахан IX – Джоббаи . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 349. ИСБН 978-1-934283-08-0 .
- Маделунг, Уилферд (1991). «Мансур аль-Яман» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 438–439. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_4941 . ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Вирани, Шафик (2008). «Книга Мастера и Ученика Джафара ибн Мансура аль-Ямана» . В Дафтари, Фархад; Хирджи, Зульфикар (ред.). Исмаилиты: иллюстрированная история . Лондон: Azimuth Editions, совместно с Институтом исмаилитских исследований. п. 69. ИСБН 978-1-898592-26-6 .
- Исмаил К. Пунавала, Биобиблиография исмаилитской литературы , Малибу, 1977 г.