Аль-Адиль ибн аль-Саллар
Аль-Адиль ибн аль-Саллар | |
---|---|
Великий визирь Фатимидского халифата | |
В офисе 13 или 21 января 1149 г. - 3 апреля 1154 г. | |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1098 Иерусалим |
Умер | 3 апреля 1154 г. Каир , Фатимидский халифат |
Военная служба | |
Классифицировать | Командующий, Великий Визирь |
Битвы/войны | |
Абу'л-Хасан Али аль-Адиль ибн аль-Саллар или аль-Салар ( арабский : Абуль , латинизированный : -Хасан Али аль-Адил ибн аль-Саллар Абу'л-Хасан Али аль-Аидиль аль-Саллар ; родился ок. 1098 г. в Иерусалиме - умер 3 апреля 1154 г. [1] ), обычно известный просто как Ибн ас-Сал[л]ар был военачальником и чиновником Фатимидов , который служил визирем халифа аз , -Зафира с 1149 по 1154 год.
Способный и храбрый солдат, Ибн аль-Саллар занял высшие губернаторские должности, достигнув кульминации в качестве губернатора Александрии . С этой позиции в 1149 году он поднял восстание вместе со своим пасынком Аббасом ибн Аби аль-Футухом . Разгромив армию тогдашнего визиря Ибн Масала , он занял Каир и вынудил молодого халифа аз-Зафира назначить вместо него визиря. После этого обоих мужчин связало взаимное презрение и ненависть, и халиф даже сговорился убить Ибн ас-Салара. За время своего пребывания в должности Ибн ас-Саллар восстановил порядок в армии и стремился остановить нападения крестоносцев на Египет, но с ограниченным успехом. Он был убит по приказу своего амбициозного пасынка Аббаса, который сменил его на посту визиря.
Ранний период жизни
[ редактировать ]по Ибн ас-Саллар, курд происхождению, вырос в Иерусалиме , где его отец находился на службе у местных губернаторов Артукидов . [1] [2] Аль-Адиль стал последователем шафиитской школы суннитского ислама . [2]
После непродолжительного восстановления Иерусалима Фатимидами в 1098 году отец Ибн ас-Саллара остался на своем посту, а сам Ибн ас-Саллар получил свой первый официальный пост в качестве командира элитного конного батальона ( Шубьян аль-Хаджар ), принадлежащего Фатимидам . армия . Ибн аль-Саллар отличился в битве против крестоносцев , начав карьеру, которая привела его к губернаторам Верхнего Египта , аль-Бухайры и Александрии . [2] На последнем посту он встретил Буллару, вдову принца Зиридов, умершего в изгнании в городе. Для реализации своих политических амбиций он вскоре женился на Булларе и воспитал ее сына Аббаса ибн Аби аль-Футуха как своего собственного. [1] [2]
козырек
[ редактировать ]
На момент смерти халифа аль-Хафиза в октябре 1149 года Ибн ас-Саллар был губернатором Александрии, а его пасынок Аббас — губернатором соседнего округа аль-Гарбия . [1] [2] Ибн ас-Саллар надеялся, что назначит его визирем новый правитель аз-Зафир , но последний вместо этого выбрал Ибн Масала . Разъяренный Ибн ас-Саллар отказался принять это назначение и вместе с Аббасом составил заговор против Ибн Масала. Когда аз-Зафир узнал об этом заговоре, он обратился за помощью к вельможам королевства в поддержку Ибн Масала, но они не захотели этого сделать. В конце концов халиф предоставил Ибн Масалю собственные средства для найма наемников для действий против Ибн ас-Салара. [2] Ибн аль-Саллар вошел в Каир 10 декабря и поселился во дворце визиря. [1] На данный момент аз-Зафир был вынужден подчиниться новому диктатору, назначив его визирем и присвоив ему почетные титулы аль-Малик аль-Адил («праведный правитель»), аль-Сайид аль-Аджал («самый благородный господин»). , Амир аль-Джуюш («командующий армиями»), Шараф аль-Ислам («слава ислама»), Кафи Кудат аль-Муслимин («защитник мусульманских кади ») и Хади Дуат аль-Мухминин (« руководство верующих миссионеров »). [1] [2]
Его положение еще не было безопасным, так как Ибн Масал находился среди племен Верхнего Египта, пытаясь собрать дополнительные войска. [3] Более того, халиф не смирился с новой ситуацией и сговорился убить Ибн ас-Салара. В отместку в январе 1150 года Ибн ас-Саллар собрал халифскую гвардию ( шибьян аль-хаш ), элитный корпус кадетов, состоящий из сыновей высокопоставленных сановников и чиновников, и казнил большинство из них, отправив остальных служить на границах империи. . [2] [4] Затем он послал армию под командованием своего пасынка Аббаса вместе с Талаи ибн Руззиком , чтобы противостоять Ибн Масалу и его союзнику Бадру ибн Рафи. Две армии встретились в битве при Даласе в провинции Бахнаса 19 февраля 1150 года, в которой Ибн Масал потерпел поражение и был убит. Аббас привез свою отрубленную голову обратно в Каир в знак победы. [3] [4]
Неудивительно, что отношения между халифом и визирем оставались крайне враждебными: по словам Усамы ибн Мункида , эти двое презирали друг друга: халиф планировал убить Ибн ас-Салара, а последний стремился свергнуть халифа. Взаимную ненависть обоих сдерживали только серьезные внешние угрозы, с которыми империя столкнулась со стороны Иерусалимского королевства крестоносцев . [2] Ибн ас-Саллар рассматривал идею союза и совместных действий с зенгидским правителем Алеппо , Нур ад-Дином но этого не произошло, поскольку последний был сосредоточен на захвате Дамаска . в то время [1] Тем не менее, после разграбления Фарамы крестоносцами, в 1151/2 году Ибн ас-Саллар мобилизовал флот Фатимидов для набегов на христианские корабли вдоль побережья Леванта от Яффо до Триполи, Ливан . Флот понес значительные потери и вернулся с победой. [2] [5] Этот успех укрепил позиции Ибн аль-Салара внутри страны, но был пустым, поскольку ни Фатимиды, ни Нур ад-Дин не последовали ему; напротив, в начале 1153 года крестоносцы начали атаку на форпост Фатимидов Аскалон . [2]
Гарнизон Аскалона состоял из людей местного племени Кинания и кавалерийского отряда численностью 400–600 человек, присылаемого из Каира каждые шесть месяцев. [5] В марте 1153 года Ибн ас-Саллар приготовился послать в город подкрепления, как морские, так и военные. Пока готовился флот под личным руководством Ибн ас-Салара, армия вышла из Каира в Билбейс . [6] Отряд возглавили его пасынок Аббас и Усама ибн Мандик. По словам историка аль-Макризи , эта миссия вызвала недовольство Аббаса, который предпочел бы продолжать проводить время, наслаждаясь удовольствиями Каира. Его амбиции, разожженные Усамой, который предположил, что он мог бы стать султаном Египта, если бы только он того пожелал, Аббас решил убить своего отчима. [2] Заговор был задуман с согласия халифа. [7] Аббас отправил своего сына Насра, любимца халифа, обратно в Каир, чтобы он остался с бабушкой во дворце Ибн ас-Саллара, якобы для того, чтобы избавить его от опасностей войны. Ночью Наср вошел в покои Ибн аль-Саллара и убил его во сне. сообщение Затем он отправил почтовым голубем своему отцу, который быстро вернулся в Каир, чтобы заявить права на визирь себе, показав отрубленную голову Ибн аль-Саллара населению, собравшемуся перед воротами Баб ад-Захаб. [2] [8] Брошенный на произвол судьбы, Аскалон пал перед крестоносцами в августе 1153 года. [7]
Ни Аббас, ни аль-Зафир не прожили долго. Аль-Зафир был убит Насром в апреле 1154 года, и его заменил его пятилетний сын аль-Фаиз би-Наср Аллах . Когда Аббас казнил двух братьев аз-Зафира, оставшиеся принцы Фатимидов обратились за помощью к Талаи ибн Руззику. Аббас и Наср были вынуждены бежать в Сирию, где Аббас был убит, а Наср был схвачен крестоносцами и передан Фатимидам для казни. [7]
Наследие
[ редактировать ]Историк Тьерри Бьянкис оценивает Ибн ас-Салара как «человека без каких-либо заметных качеств», чья жадность привела к «жестоким и мстительным преступлениям», довольно подробно описанным летописцами Ибн Зафиром и Ибн Муяссаром. Это сделало его непопулярным, так что его убийство в то время приветствовалось. [9]
Будучи визирем, Ибн ас-Саллар повысил жалованье армии, восстановив ее порядок и дисциплину. [2] и возобновил работу флота Фатимидов впервые с 1125 года; [10] в отличие от армии флот показал себя в этот период эффективной силой. [9] Ибн ас-Саллар также активно пропагандировал суннитский ислам в Египте, вопреки доктрине исмаилитов , поддерживаемой Фатимидами: он приказал построить шафиитское медресе в Александрии, известное как аль-Адилийя и завершенное в 1151/2 г., и, возможно, был ответственен за назначение шафиита Абуль-Маали ибн Джумая аль-Арсуфи главным кади Египта. [11] [9] Он также отвечал за сдачу в эксплуатацию ряда других зданий, в том числе нескольких мечетей и медресе. [2]
Его приход к власти и падение ознаменовали начало конца государства Фатимидов: после аз-Зафира халифами были несовершеннолетние молодые люди, отодвинутые на второй план и просто марионетки в руках сильных мира сего, соперничавших за пост визиря. [7] существования государства Фатимидов, вплоть до его захвата Саладином Эта борьба за власть между генералами и визирями доминировала в последние десятилетия в 1171 году. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вит 1960 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Аль-Имад 2015 .
- ^ Jump up to: а б Канард 1971 , с. 868.
- ^ Jump up to: а б Бьянкис 2002 , с. 382
- ^ Jump up to: а б Живой 1991 , с.
- ^ Лев 1991 , стр. 103–104.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 1990 , с. 250.
- ^ Бианкис 2002 , стр. 382–383.
- ^ Jump up to: а б с Бьянкис 2002 , с. 383.
- ^ Лев 1991 , стр. 113.
- ^ Лев 1991 , стр. 140.
- ^ Сандерс 1998 , с. 154.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Имад, Лейла С. (2015). «аль-Адил б. ас-Саллар» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Бьянки, Тьерри (2002). «аль-Зафир би-Ада'Аллах» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 382–383. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8067 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Канард, Мариус (1971). «Ибн Масал » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 868. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3288 . OCLC 495469525 .
- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Брилл. ISBN 9789004093447 .
- Сандерс, Паула А. (1998). «Государство Фатимидов, 969–1171» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 151–174. ISBN 0-521-47137-0 .
- Вит, К. (1960). «аль-Адил б. ас-Салар» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 199. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0313 . OCLC 495469456 .