Аль-Афдал Шаханшах
аль-Афдал Шаханшах | |
---|---|
Визирь Фатимидского халифата | |
В офисе 1094–1121 | |
Монархи | аль-Мустансир Биллах , аль-Мустали Биллах , аль-Амир би-Ахкам Аллах |
Предшественник | Бадр аль-Джамали |
Преемник | аль-Мамун аль-Батаихи |
Личные данные | |
Рожденный | 1066 Акко , Фатимидский халифат |
Умер | 11 декабря 1121 г. (54–55 лет) Каир , Фатимидский халифат |
Дети | Сама аль-Мульк Кутайфат |
Родитель |
|
Аль-Афдал Шаханшах ( арабский : الأفضل شاهنشاه , латинизированный : аль-Афдал Шаханшах ; латынь : Лавендалиус / Элафдалио ; 1066 - 11 декабря 1121), урожденный Абу аль-Касим Шаханшах бин Бадр аль-Джамали , был визирем Фатимидов . IPH - файлы Египет. Согласно более поздней биографической энциклопедии, его прозвали аль-Малик аль-Афдал («великолепный король»). [1] но это не подтверждается современными источниками.
Восхождение к власти
[ редактировать ]Он родился в Акре , в семье Бадра аль-Джамали , армянского мамлюка, принявшего мусульманство. [2] Бадр был визирем Фатимидов в Каире с 1074 года до своей смерти в 1094 году, когда его сменил аль-Афдал. Халиф аль-Мустансир Биллах умер вскоре после этого, и аль-Афдал назначил халифом аль-Мустали , ребенка, вместо гораздо старшего брата аль-Мустали Низара ибн аль-Мустансира . Низар восстал и потерпел поражение в 1095 году; что привело к напряженности между Аль-Афдалем и сторонниками Низара, в основном Хасаном-и Саббахом , и его низари-исмаилитской группой, известной также как Орден ассасинов .
В это время власть Фатимидов в Палестине была уменьшена с приходом турок-сельджуков . В 1097 году он захватил Тир у сельджуков, а в 1098 году взял Иерусалим, изгнав его артукидского наместника Ильгази и поставив на его место фатимидского чиновника Ифтихара ад-Даулу . Аль-Афдал вернул большую часть Палестины под контроль Фатимидов, по крайней мере временно.
При аль-Афдале халифы были заперты в своих дворцах, вдали от всеобщего обозрения, и даже лишены своих церемониальных функций, которые аль-Афдал присвоил себе. [3] Визирь даже перенес место проведения большинства публичных церемоний и празднования фестивалей из халифского дворца в свой собственный дворец Дар аль-Мульк , который он построил в 1106–1108 годах за пределами городских стен Каира. Построенный на берегу Нила за городскими стенами Каира, большой визирьский дворец Дар-эль-Мульк с тех пор бесследно исчез. [4]
Конфликт с крестоносцами
[ редактировать ]Аль-Афдал ошибочно принял крестоносцев за византийских наемников; это неправильное восприятие заставило аль-Афдала прийти к выводу, что крестоносцы станут естественными союзниками, поскольку каждый из них был врагом турок-сельджуков . Попытки Фатимидов заключить союз с крестоносцами были отвергнуты, и крестоносцы продолжили движение на юг от Антиохии , чтобы захватить Иерусалим из-под контроля Фатимидов в 1099 году.
Когда стало очевидно, что крестоносцы не успокоятся, пока не получат контроль над городом, аль-Афдаль выступил из Каира , но было слишком поздно, чтобы спасти Иерусалим, который пал 15 июля 1099 года. 12 августа 1099 года крестоносцы под командованием Годфри Бульонский застал аль-Афдаля врасплох в битве при Аскалоне и полностью разгромил его. Позже Аль-Афдал восстановил контроль Фатимидов над Аскалоном, поскольку крестоносцы не пытались сохранить его, и использовал его в качестве плацдарма для последующих нападений на государства крестоносцев .
пятилетнего аль-Амира би-Ахкама Аллаха Когда аль-Мустали умер в декабре 1101 года, аль-Афдал возвел на трон в качестве имама и халифа. Чтобы еще больше укрепить родственные связи с молодым халифом, он женил его на собственной дочери. [5] Как визирь, тесть и дядя молодого правителя, аль-Афдал поместил халифа перед собой на его собственной лошади во время инаугурационной процессии аль-Амира. Указ, продиктованный аль-Афдалем, продлил его назначение на пост визиря с полномочными полномочиями и обеспечил ему власть над ребенком-халифом. [5]
Аль-Афдал каждый год выступал против зарождающегося Иерусалимского королевства , а в 1105 году пытался объединиться с Дамаском против них, но потерпел поражение в Третьей битве при Рамле . Аль-Афдал и его армия пользовались успехом только до тех пор, пока не вмешивался европейский флот, но постепенно они теряли контроль над своими прибрежными опорными пунктами; в 1109 году Триполи был потерян, несмотря на флот и припасы, посланные аль-Афдалем, и город стал центром государства крестоносцев графства Триполи . В 1110 году губернатор Аскалона Шамс аль-Хилафа восстал против аль-Афдаля с намерением передать город Иерусалиму (за большую цену). Аль-Хилафа был убит своими берберскими войсками, отправив его голову аль-Афдалю.
Аль-Афдал также провел налоговую реформу ( икта ' ) в Египте, которая оставалась в силе до тех пор, пока Саладин не захватил Египет. Аль-Афдал получил прозвища Джалал аль-Ислам («Слава ислама») и Насир ад-Дин («Защитник веры»). Ибн аль-Каланиси описывает его как «твердо верующего в доктрины Сунны , честного в поведении, любящего справедливость как по отношению к войскам, так и к гражданскому населению, рассудительного в советах и планах, амбициозного и решительного, обладающего глубокими знаниями и изысканным тактом, щедрый характер, точный в своей интуиции и обладающий чувством справедливости, которое уберегло его от проступков и заставило его избегать всех тиранических методов».
Последние годы и убийство
[ редактировать ]
В 1115 году убийца пытался убить аль-Афдаля, но его спасли телохранители. [6] что его брату Джафару было поручено добавлять официальную каллиграфическую подпись к документам, а в 1115 году он назначил своего сына Сама аль-Мулька Хусейна Хотя он не пострадал, с тех пор его здоровье ухудшилось, что привело к тому , его заместитель (и, следовательно, наследник). [7] После очередного неудавшегося нападения трех убийц в 1118 году аль-Афдал заподозрил своих собственных сыновей и лишил их положения и доходов. [7]
13 декабря 1121 года во время процессии в последний день Рамадана аль-Афдал был убит. Это деяние обычно приписывалось (и требовалось) Низаритскому Ордену Убийц . Однако современный сирийский летописец Ибн аль-Каланиси утверждает, что убийство было делом рук халифа аль-Амира и начальника штаба аль-Афдаля аль-Мамуна аль-Батаихи , который сменил его на посту визиря. . [8] Современные ученые обычно признают ответственность ассасинов за это деяние, очевидно, как месть за смерть Низара. [9] [8] но какова бы ни была его истинная роль в смерти своего хозяина, аль-Батаихи быстро предпринял действия, чтобы взять ситуацию под контроль. Он отнес тело своего хозяина в визирь и отложил объявление о его смерти до тех пор, пока не будет уведомлен аль-Амир. Утром следующего дня, в Ид аль-Фитр , аль-Амир назначил аль-Батаихи визирем и публично подтвердил свою позицию главы государства, председательствуя на дневной церемонии. Взрослые сыновья аль-Афдала были заключены в тюрьму, но остальным членам семьи аль-Афдаля, с которыми, в конце концов, сам халиф был родственником, было разрешено принять участие в церемонии, и аль-Афдал получил похороны и погребение, соответствующие его положению. [8] В то же время аль-Амир быстро принял меры, чтобы конфисковать огромное богатство, дома и поместья аль-Афдаля, и привез движимые предметы в свой дворец . Сокровище, накопленное аль-Афдалем, было настолько велико, что летописцы описывают его как большее, чем у любого предыдущего короля, и потребовалось сорок дней, чтобы перевезти его во дворец халифа. [10]
Здания
[ редактировать ]Сегодня мало что сохранилось из зданий, построенных аль-Афдалем во время его долгого регентства. [11] Единственной известной мечетью, построенной по заказу аль-Афдаля, была Мечеть Слона , построенная ок. 1105 г. южнее Фустата (Старый Каир), на холме над озером абиссинцев (Биркат аль-Хабаш). [12] Это было место первой неудачной попытки построить новую обсерваторию в 1119 году, прежде чем стало понятно, что это место непригодно. [13] В некоторых сообщениях указывается, что аль-Афдал также восстановил мечеть в Гизе , которая была разрушена разливом Нила, но это не может быть подтверждено. [11] Аль-Афдал также воздвиг новые минареты , в том числе в мечети Амр , но они не сохранились. [11] большой визирьский дворец ( Дар-эль-Мульк ), построенный на берегу Нила, за городскими стенами Каира. Бесследно исчез и [4] Единственным сохранившимся произведением является михраб мечети Ибн Тулуна , построенный в первые месяцы его правления. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ибн Халликан (1843 г.). «Аль-Афдал Шаханшах» . Биографический словарь Ибн Халликана . Перевод Мака Гакина де Слейна . Париж. стр. 612–615.
- ^ Лев, Яаков (1997). Война и общество в Восточном Средиземноморье, VII–XV вв . Брилл. п. 122. ИСБН 90-04-10032-6 .
- ^ Хальм 2014 , стр. 164.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 168.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 234.
- ^ Бретт 2017 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , стр. 251–252.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 252.
- ^ Льюис 1969 , с. 118.
- ^ Уокер 2011 .
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , стр. 169.
- ^ Хальм 2014 , стр. 168–169.
- ^ Хальм 2014 , стр. 137–138.
- ^ Хальм 2014 , стр. 169–170.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Льюис, Бернард (1969) [1955]. «Исмаилиты и ассасины» . В Сеттоне, Кеннет М .; Болдуин, Маршалл В. (ред.). История крестовых походов, том I: первые сто лет (второе изд.). Мэдисон, Милуоки и Лондон: Университет Висконсина. стр. 99–133. ISBN 0-299-04834-9 .
- Стивен Рансиман , История крестовых походов, том. I: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Издательство Кембриджского университета , 1951.
- Стерн, С.М. (1951). «Наследование Фатимидского Имама аль-Амира, Притязания Поздних Фатимидов на Имамат и рост тайибитского исмаилизма». Ориенс . 4 (2): 193–255. дои : 10.2307/1579511 . JSTOR 1579511 .
- Вильгельм Тирский . История дел, совершенных за морем . Отредактировано и переведено Э.А. Бэбкоком и А.С. Креем. Издательство Колумбийского университета, 1943.
- Дамасские хроники крестовых походов: извлечены и переведены из хроник Ибн аль-Каланиси . ХАР Гибб , Лондон, 1932 год.
- Уокер, Пол Э. (2011). «Аль-Амир би-Аккам Аллах» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23060 . ISSN 1873-9830 .
- 1066 рождений
- 1121 смерть
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- Люди XII века из Фатимидского халифата
- Убитые визири
- Мусульмане Первого крестового похода
- Люди из Акко, Израиль
- Визири Фатимидского халифата
- Жертвы Ордена Убийц
- Войны крестоносцев и Фатимидов
- Египетские мусульмане-шииты
- Армянские мусульмане-шииты
- Египетский народ армянского происхождения