Батин (ислам)
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Батин или батен ( араб . باطن ) буквально означает «внутренний», «внутренний», «скрытый» и т. д. Коран , например, имеет скрытое значение в отличие от его внешнего или кажущегося значения, захир (захер). Суфии верят, что у каждого человека есть батин в мире душ. Это внутреннее «я» человека; очищенная светом своего духовного наставника, она духовно возвышает человека. [1] [2] Это понятие связано с атрибутом Аллаха Скрытого, которого нельзя увидеть, но который существует в каждом мире.
Многие мусульманские мыслители- исмаилиты подчеркивали важность баланса между экзотерическим ( захир ) и эзотерическим ( батин ) в понимании веры и объясняли, что духовная интерпретация ( та'вил ) влечет за собой разъяснение эзотерического значения ( батин ) из экзотерическая форма ( захир ). [3]
Следовательно, ранние мусульманские ересиографы идентифицировали исмаилитов как батинийа, или эзотериков, из-за их сосредоточенности на внутреннем смысле. [4] Как уже говорилось выше, постижение веры достигается через поиск и нахождение этого внутреннего смысла, поэтому большое внимание уделяют батину исмаилитские пирсы в составе гинанов . Согласно исмаилитской традиции, гинаны – это «высшее знание». [5] Пиры передают внутренний смысл своих гинанов, чтобы распространять знания о вере среди своих верующих. Это иллюстрирует важность баланса между экзотерическим (буквальным значением гинана) и эзотерическим (скрытым значением гинана). Эзотерический смысл ищется, чтобы раскрыть это «высшее знание».
В мусульманской традиции исмаилитов считается, что эзотерический аспект веры может быть полностью понят только ахл аль-бейт – семьей Мухаммеда , владеющей этим знанием, или гностической мудростью. [6] Его передают только имамы того времени, произошедшие от Мухаммеда, или его высшие представители – пиры, худжаты и те, кого назначают имамы.
В более широком смысле батин — это внутренний смысл или реальность всего существования, а захир — это мир форм и видимого смысла. [7]
Основной чертой исмаилизма является сосуществование физического и духовного, захир (экзотерической) формы и батин (эзотерической) сущности. Эзотерическое — источник экзотерического, а экзотерическое — проявление эзотерического. Эта концепция освещена в «Послании правильного пути», персидском исмаилитском прозаическом тексте постмонгольского периода истории исмаилитов , написанном анонимным автором. [8]
Батин как основа такийи для исмаилитов
[ редактировать ]Сообщество исмаилитов, меньшинство в меньшинстве, уделяет значительное внимание эзотерическим аспектам ислама, известным как батин. Он разделяет эту веру со многими другими мусульманами-шиитами, суфиями и другими. Там, где существует враждебность к эзотерическому пониманию ислама, повышенное внимание к внутренним аспектам веры создает большую потребность в такийе . [9]
Исмаилиты и другие эзотерически настроенные мусульманские общины используют такию , чтобы гарантировать, что эзотерические учения доступны только тем, кто готов их получить. [10] Такийя подразумевает, что верующие, обладающие эзотерическими знаниями, скрывают их от тех, кто не достиг того же уровня посвящения.
Причины этого сокрытия двояки. Во-первых, неподготовленный получатель такой информации может счесть ее эмоционально или умственно подавляющей, что потребует защиты своего благополучия. Во-вторых, существует риск того, что непосвященный человек может неправильно понять или отвергнуть эзотерические знания, причинив себе духовный вред. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дафтари, Фархад (2000). Интеллектуальные традиции в исламе Нью-Йорк: St. Martins Press. ISBN 186064760X . п. 90.
- ^ Глив, Роберт (2011). Ислам и буквализм: буквальное значение и интерпретация в теории исламского права . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748631135 . Страница 64.
- ^ Вирани, Шафик (2019). «Иероистория в «Основе символической интерпретации» Кади ль-Нухмана (Асас ат-Тавиль): Рождение Иисуса» . Исследования по исламской историографии : 147.
- ^ Вирани, Шафик (1 января 2005 г.). «Симфония гнозиса: самоопределение исмаилитской литературы Гинан» . Разум и вдохновение в исламе: теология, философия и мистицизм в мусульманской мысли : 512.
- ^ Вирани, Шафик (1 января 2005 г.). «Симфония гнозиса: самоопределение исмаилитской литературы Гинан» . Разум и вдохновение в исламе: теология, философия и мистицизм в мусульманской мысли : 504.
- ^ Вирани, Шафик (1 января 2005 г.). «Симфония гнозиса: самоопределение исмаилитской литературы Гинан» . Разум и вдохновение в исламе: теология, философия и мистицизм в мусульманской мысли : 504.
- ^ Радтке, Б. «БАТЕН» . Энциклопедия Ираника . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ Вирани, Шафик Н. (2010). «Правильный путь: постмонгольский персидский исмаилитский трактат» . Иранские исследования . 43 (2): 197–221. дои : 10.1080/00210860903541988 . ISSN 0021-0862 . S2CID 170748666 .
- ^ Вирани, Шафик Н. (2011). «Такия и идентичность в южноазиатском сообществе» . Журнал азиатских исследований . 70 (1): 102. ISSN 0021-9118 .
- ^ Вирани, Шафик Н. (2011). «Такия и идентичность в южноазиатском сообществе» . Журнал азиатских исследований . 70 (1): 101. ISSN 0021-9118 .
- ^ Кольберг, Этан; Эхтешами, Амин (24 апреля 2020 г.), «Такийя в шиитском богословии и религии» , «Похвала немногих». Исследования шиитской мысли и истории , BRILL, стр. 266–299, ISBN. 978-90-04-40697-1 , получено 16 августа 2023 г.