Исавия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |
Основатель | |
---|---|
Мохаммед аль-Хади бин Исса | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Магриб |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
Исламский портал |
Исавия Айссава (также , , Иссава . Айссава , Иссава , арабский : Путь Иссавия) — религиозное исламское мистическое направление [1] братство, основанное в Мекнесе , Марокко , шейхом аль-Камилем Мохамедом аль-Хади бен Иссой (или Айссой) (1465–1526), наиболее известным как Шейх Аль-Камиль , или «Совершенный суфийский мастер». Термины Айссавийя (`Isawiyya) и Айссава (`Исава) происходят от имени основателя и соответственно обозначают братство ( тарика , буквально: «путь») и его учеников (фукара, пойте факиру , буквально: « бедный").
Они известны своими духовными выступлениями, которые обычно включают групповое чтение религиозных псалмов , сопровождаемое использованием гобоя- гайты (похожего на мизмар или зурну ) и полиритмической перкуссии.
Сложные церемонии, включающие символические танцы, приводящие участников в экстатический транс , проводятся айссава приватно во время домашних ритуальных ночей ( лила -с), а также публично во время празднования культурных фестивалей и паломничеств , называемых муссем -с. Другими поводами являются религиозные праздники, такие как праздник Ид или Мавлид , празднование рождения исламского пророка Мухаммеда .
Основатель братства: Мухаммад Бен Исса.
[ редактировать ]Некоторые подробности относительно Бена Иссы остаются неизвестными. У него есть агиография , отражающая образ суфийского мастера и легендарного аскета, обладающего значительным духовным влиянием. Бен Исса построил собственный мавзолей в монастыре Зауя в городе Мекнес . Теперь это место, которое его современные последователи могут посещать и молиться, участвуя в индивидуальных или коллективных актах благочестия . Бен Исса был посвящен в суфизм тремя мастерами тариката Шадхилийя / Джазулия: Абу аль-Аббасом Ахмадом Аль-Харити (Мекнес), Абдельазизом аль-Тебаа ( Марракеш ) и Мухаммадом ас-Сагиром ас-Сахли ( Фес ).
Духовное учение
[ редактировать ]Духовная доктрина Иссава следует более ранней мистической традиции тариката Шадхилийя /Джазулия. Это религиозное учение впервые появилось в Марракеше 15 века и является наиболее ортодоксальным мистическим методом, появившимся в западном регионе Северной Африки, известном как Магриб .
Учеников Иссавы учат следовать наставлениям своего основателя, придерживаясь суннитского ислама и исполняя дополнительные псалмы, включая длинную молитву, известную как «Слава Вечному» ( Аль-хизб Субхан ад-Даим ).
В оригинальной доктрине Иссавы не упоминаются экстатические или ритуальные упражнения, такие как музыка и танец.
Духовный центр в Мекнесе
[ редактировать ]Зауя или центр в Мекнесе – главный духовный центр братства Иссава. Основанный Мухаммедом Бен Иссой в конце 15 века, строительство возобновилось три столетия спустя при султане Мохаммеде бен Абдалле . Часто отремонтированный Министерством по делам хабусов и ислама и обслуживаемый муниципальными службами, он является центром международной сети братства. Это место открыто для публики круглый год и является местом захоронений основателя Шейха аль-Камиля , его ученика Абу ар-Равайля и предполагаемого сына основателя Иссы аль-Мехди.
Международный рост
[ редактировать ]Международный рост Иссавы начался в 18 веке. Из Марокко она породила организации в Алжире , Тунисе , Ливии , Египте , Сирии и Ираке . За пределами этих стран существует практика иссавийя без немедленного доступа к учреждениям иссава, как во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Нидерландах, США и Канаде. В Соединенных Штатах существует строительное движение, сосредоточенное в основном в Чикаго. [ нужна ссылка ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Теоретически сеть братства возглавляют из материнского монастыря в Мекнесе прямые биологические потомки Мухаммада Бен Иссы. Лидером в настоящее время является Сиди Аллал аль-Иссави, учитель и член Лиги улемов Марокко и Сенегала, а также поэт и историк.В Марокко братство – музыканты вместе с их ритуалами и музыкой – в настоящее время пользуются особой популярностью. [ нужна ссылка ] Основной ячейкой религиозного ордена в Марокко является команда ( таифа ), которая имеет форму традиционного музыкального оркестра, насчитывающего от двадцати до пятидесяти учеников.
По решению, принятому в 17 веке материнским монастырем, группы музыкантов переданы под начальство делегата ( мукаддема ). В настоящее время оркестры братства действуют по всему Марокко, но особенно многочисленны они в городах Мекнес-Фес и Сале под руководством мастера Хаджа Азедина Беттахи , известного суфийского музыканта.
Как лидер мукаддемов , Хадж Азедин Беттахи подчиняется следующим лицам:
- Хадж Мохамед Бен Бухама
- Хадж Мухаммад Аззам
- Хадж Саид Эль Гисси
- Хадж Саид Беррада
- Абдельджелиль Аль Ауам
- 'Абделатиф Разини
- 'Аднан Чуни
- 'Омар 'Алави
- 'Абу Лхаз Мухаммад
- 'Абдалла Якуби
- Мухаммад Бен Хамму
- Хадж Хусейн Лабагми
- Идрисс Бумаза
- Хадж Абдельхак Халдун
- Мухаммад Бен Шабу
- Мохчин Арафа Брича
- Мустафа Баракат
- Набиль Бен Слиман
- Хасан Амрани
- Юсеф Алами
- Юсеф Семлали
- 'Абделла аль-Мрабет
- Бенаисса Гуали
- Джамель Сахли
- Наджиб Мекдиа
- Лунис Газали
- Джамель Блиди
- Эссаид Хаддаду
- Мустафа Бен Уахия
- Хадж Али Аль Бадави
- Шейхуна Хаким Мефтах Аль Бедри
- Абдулла Беррахма
Все группы Иссава проводят церемонии, в которых мистическое призывание сочетается с экзорцизмом и групповыми танцами, вызывающими транс.
Трансовый ритуал Иссава: истоки и символика
[ редактировать ]В Марокко церемонии братства Иссава принимают форму домашних ночных ритуалов (известных как «ночь», лила ), организуемых главным образом имамом Шейхом Булилой (Хозяином ночи) по просьбе верующих женщин. [ нужна ссылка ]
Поскольку предполагается, что айссава приносят людям благословение (« баракат »), причины для организации церемонии разнообразны и включают в себя празднование мусульманского праздника, свадьбы, рождения, обрезания или изгнания нечистой силы, поиск лекарства от болезни или изгнание нечистой силы. контакт с божественным через экстаз . Ритуалы имеют стандартизированные фазы среди всех оркестров Айссавы. К ним относятся мистическое чтение суфийских ектений и пение духовных стихов, а также изгнание нечистой силы и коллективные танцы.
Игровые аспекты церемонии подтверждаются смехом, песнями и танцами участников, а также экстатическими эмоциональными проявлениями, которые могут сопровождаться плачем и слезами. На уровне символической системы церемония представляет собой инициационное продвижение суфия в восходящем мистическом путешествии к Богу и Пророку, а затем окончательное возвращение на Землю. Эта одиссея проходит через мир людей и мир джиннов и достигает кульминации в высших сферах, где человек встречается с божественным.
Согласно преданию Айсавы, эта церемония не была установлена и даже не практиковалась во времена Чайха Аль-Камиля . Некоторые члены братства полагают, что оно возникло в 17 веке по инициативе ученика Айссави Сиди Абдеррахмана Тари Чентри. С другой стороны, оно могло появиться в 18 веке под влиянием марокканских суфийских мастеров Сиди Али Бен Хамдуха или Сиди ад-Даркави, которые оба были хорошо известны своими экстатическими практиками.
В более широком смысле, настоящий трансовый ритуал братства Айссава, по-видимому, постепенно устанавливался на протяжении веков под тремя влияниями суфизма, доисламских анимистических верований и городской арабской мелодичной поэзии, такой как Малхун .
Марокканцы Айссава обычно избегают глубоких интеллектуальных и философских рассуждений о суфизме, предпочитая придавать большее значение техническим и эстетическим аспектам своей музыки, ектений, поэзии и ритуальных танцев. Им нравится рассматривать свое церемониальное пространство как убежище для различных художественных элементов, своей символической системы, а также религиозных традиций марокканской культуры.
Профессионализация музыкантов Айссавы
[ редактировать ]Церемония Иссава | |
---|---|
Справочная информация | |
Жанры | Иссава Муссем в Мулай Идрисс Зерхун |
Веб-сайт | конфререиаиссава |
В начале 1990-х годов произошла профессионализация ритуальной музыки, что повлияло как на музыкантов, так и на их рынок. Такое изменение стало возможным потому, что власти благосклонно относились к подработке и теневой экономике. В этом контексте оркестры Айссавы демонстрируют тенденции, которые иначе трудно обнаружить в марокканской экономике. Подработка оркестров братства создала сеть, которая позволяет определить коллективный интерес и проверить новые предположения относительно экономической и социальной ответственности.
Сегодня посредством коммерческого распространения суфийской музыки, песен, псалмов (в том числе во время свадеб и фестивалей, а также рекламных записей) и торговли, связанной с коронованными предсказаниями и экзорцизмом, члены Айссава устанавливают социальную интеграцию . Хотя это явление вызывает появление новых эстетических стандартов через более коммерческую адаптацию мистических псалмов, оно также приводит к утрате оригинальных суфийских доктрин из-за жесткой конкуренции между музыкантами, что, в свою очередь, ухудшает социальные связи между учениками.
Комментарии к Айссаве
[ редактировать ]Многие прошлые и современные исследователи проявляли интерес к айссавам, особенно с точки зрения изучения религиозных контуров мусульманского общества. Бывшие комментарии о братстве были написаны на французском и арабском языках, причем первыми арабскими примерами были биографические и агиографические сборники, составленные между 14 и 16 веками марокканскими биографами, такими как Аль-Газали, Ибн Аскар, Аль-Фасси , Аль-Махди и Аль. -Кеттани . Эти тексты, которые могут быть написаны от руки или напечатаны, предоставляют информацию о генеалогической и духовной принадлежности основателя ордена и в то же время перечисляют многочисленные чудеса, которые он совершил на благо своих сочувствующих. Среди современных арабских авторов, изучавших эту тему, — Дауи, Аль-Малхуни и Айссави, которые в настоящее время лично являются мезварами братства. Они стремятся представить суфийский орден в перспективе культурной и религиозной традиции Марокко посредством изучения биографии основателя и его духовной доктрины наряду с поэтическими и литургические тексты.
Первые французские сочинения об Айссаве появились в конце 19 века, после установления колониальной администрации в Магрибе . Большинство авторов, которые также были антропологами и социологами, были в то время французами и включали Пьера-Жака Андре, Альфреда Беля, Рене Брюнеля, Октава Депона и Ксавье Копполани , Эмиля Дерменгема, Эдмона Дутте , Жоржа Драга, Роже Турно, Луи Ринн (начальник Центральной службы по делам коренных народов при генерал-губернаторстве в Алжире в конце XIX века), Луи Массиньон и Эдуард Мишо-Беллер. Эти три последних автора были военными офицерами научной экспедиции Управления по делам коренных народов, и их работы опубликованы в «Марокканских файлах» и «Обзоре мусульманского мира». Среди всех этих французских авторов был и финский антрополог Эдвард Вестермарк , различные работы которого посвящены анализу системы верований и ритуалов в Марокко.
За исключением авторов с научным подходом, в Марокко и Алжире (в Тунисе до сих пор не было исследований, посвященных айссаве), ритуальные практики айссавы привлекли внимание и значительно обеспокоили западных наблюдателей в начале XIX века. Братство то тут, то там упоминается в медицинских трудах, монографиях, школьных учебниках, картинах, испытаниях или отчетах о путешествиях. Эти различные сочинения демонстрируют постоянное страстное презрение к этому типу религиозности. Духовные аспекты братства Айссава в то время никогда не исследовались, за исключением Эмиля Дерменгема в его знаменитой книге «Культ святых в исламе Магрибина» (Париж, 1951). Другие тексты лишь в редких случаях были нейтральными. Прикрепив ) немусульманский и архаичный к некоторым братствам (таким как Айссава, а также Хамадча и Гнауа ярлык , эти сочинения послужили легитимизации французских прерогатив в Магрибе.
«Новая энциклопедия ислама» сообщает, что «религиовед Мирча Элиаде под руководством Ван Геннепа написал наблюдение, что айссава на самом деле являются Меннербундом , то есть ликантропическим тайным обществом. Другими словами, оборотнями ». [2] 1882 года В статье New York Times , перепечатывающей отчет из журнала Blackwood's Magazine , сообщается о ликантропии и членовредительстве во время ритуала Айссава в Кайруане :
[О] один из тунисских солдат... схватил меч и начал рвать себе живот. Кровь текла свободно, и он все время подражал крикам и движениям верблюда. Вскоре у нас появились волк, медведь, гиена, шакал, леопард и лев... Большая бутылка была разбита и жадно сожрана... Двадцать различных пыток происходили в двадцати разных частях страны. зал." [3]
Современные научные исследования
[ редактировать ]Некоторые авторы истории религии (Жанмэр) и этномузыковедения (Жильбер Малле и Андре Бонкур) заинтересовались айссавой в 1950-х годах и остаются таковыми по сей день. И только после обретения Марокко и Алжиром независимости (с 1960-х годов) современные социологи начали рассматривать эту тему. Во многих статьях (Белхадж, Дауи, Ханаи, Набти и Андезиан) и диссертациях (Аль Малхуни, Бонкур, Лахлу, Эль Абар, Сагир Джанджар и Набти), а также в этнографических фильмах изучались ритуальные практики Айссавы в Марокко.
Новые подходы и перспективы
[ редактировать ]Анализ работы Сосси Андезиана относительно братства Айсава и суфизма в Алжире считается важным, и его невозможно обойти. [ нужна ссылка ] В своей книге «Значение суфизма в Алжире после обретения независимости » (2001) Андезиан анализирует процессы переосмысления ритуальных действий в контексте общественно-политических движений в Алжире. Ее размышления приводят к динамичному видению религиозных и мистических обрядов, одновременно подчеркивая эволюцию связей, которые люди, маргинализированные в религиозной сфере, поддерживают с официальными и текстовыми религиозными институтами. Продолжая размышления Андезиана, Мехди Набти провел исследование внутри братства Айссава в Марокко в своей докторской диссертации под названием « Братство Айсава в городских районах Марокко: социальные и ритуальные аспекты современного суфизма» , которое считается значительным вкладом в социально- антропология современного Магриба. [ нужна ссылка ] Набти показывает сложные условия появления братства в марокканском обществе, возглавляемом авторитарным правительством (которое робко пытается провести либерализацию), повсеместную безработицу, развитие туризма и прогресс политического исламизма. Погружаясь в роли ритуального музыканта в оркестры Айсавы, Мехди Набти проливает новый свет на знания суфизма и приводит бесценные факты о структуре братства и его ритуалах, а также разнообразную логику принадлежности к традиционной религиозной организации в современном мире. Мусульманское общество. Его работа, которая предлагает иконографическое описание музыкальных партитур, указывающих на эзотерическую символику, и документальный фильм на DVD, представляет собой величайшую сумму знаний, доступных в настоящее время по этой теме. [ ВОЗ? ] Мехди Набти также является руководителем оркестра Айссавания, объединяющего французских джазменов и музыкантов Айссава. Группа дает концерты по всему миру, а также проводит мастер-классы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин Лингс, Что такое суфизм? (Лахор: Suhail Academy, 2005; первый имп. 1983, второй имп. 1999), стр. 12: «С другой стороны, мистики — а суфизм — это своего рода мистицизм — по определению озабочены прежде всего «тайнами Царство Небесное».
- ^ Сирил, Глассе (2008). Новая энциклопедия ислама . Ланхан, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. стр. 34–35. ISBN 978-0-7425-6296-7 . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ «Айссауя — их ужасные обряды; Кайрван» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 12 февраля 1882 г. с. 4. ISSN 0362-4331 . Проверено 4 ноября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Библиография на арабском языке
[ редактировать ]- Ахмед аль-Газзал , Аль-Нур аль-Хамиль
- Абу Абдаллах ибн Аскар : Дахат Аль-Начир ли Мхассин ман Кана би Аль-Магриб мин Мачайх аль-Гарн Ал'Ачир , изд. : 2. Роберт. 1976. (О выдающихся добродетелях шейхов Магриба в X веке, перевод на французский язык А. Грауля, 1913)
- Абд ар-Рахман аль-Фаси (1631–1685), Ибтихадж аль-Кулуб би хабар аль-Шейх Аби аль-Махасин ва ва шейхихи аль-Мадждуб
- Мохаммед аль-Махди аль-Фаси , Мумати аль-Асма
- Аль-Кеттани , Салават аль-Анфас (1898 г.)
- АЙСАВИ АЛЬ-ЧАЙХ АЛЬ-КАМИЛ, Сиди Мухаммад бен Айсса. Тарика ва Завия ва Истимрария (2004)
Библиография на французском языке
[ редактировать ]- АНДЕЗИАН, Опыт божественного в современном Алжире (2001)
- АНДРЕ, Вклад в изучение мусульманских религиозных братств (1956)
- БЕЛ, Мусульманская религия в Берберии: очерк религиозной истории и социологии (1938)
- БЕЛХАДЖ, Владение и театральные аспекты среди айсауа Северной Африки (1996)
- ДЕРМЕНГЕМ, Культ святых в исламе Магриба (1954)
- Очерк хадры Айсауа в Алжире (1951)
- ДУТТЕ, Магия и религия в Северной Африке (1908).
- ДРАГ, Очерк религиозной истории в Марокко. Братства и Зауиас (1950)
- ЭЛАБАР, Музыка, ритуалы и братство в Марокко: Иссава, Хамадча и Гнава (2005)
- ЖАНМЕР, Дионис (1951)
- МАССИНЬОН, Расследование мусульманских корпораций ремесленников и торговцев в Марокко (1925 г.)
- МИШО-БЕЛЕР, Религиозные братства в Марокко (1927)
- НАБТИ, Братство Айссава в городской среде. Ритуальные и социальные практики современного мистицизма. (2007)
- Суфизм, смешение культур и торговля священным. Марокканская Айссава в современности (2007)
- Остров Айссава в Марокко, символическая интерпретация и социальный вклад (2006 г.)
Библиография на английском языке
[ редактировать ]- АНДЕЗЯН, Значение суфизма в Алжире после обретения независимости (2001)
- РУЖЕ, музыка и транс (1951)
- ТРИМИНГЕМ, Суфийские ордена в исламе (1998)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некоторые исследования Мехди Набти об Айссава в Марокко : Братство Айссава
- Официальный сайт братства Айссава в Алжире. Архивировано 5 августа 2020 г. в Wayback Machine.
- Коллекция потоковой передачи музыки Айссава в Марокко
- Веб-сайт Чикаго Айссава со ссылками на музыку, видео и статьи.