Литания
Литания в христианском богослужении и некоторых формах еврейского богослужения — это форма молитвы, используемая в службах и шествиях и состоящая из ряда прошений. Слово «литания» происходит от латинского слова «литания» от древнегреческого λιτανεία ( litaneía ), которое, в свою очередь, происходит от λιτή ( litḗ ), что означает « молитва , мольба ».
христианство
[ редактировать ]Западное христианство
[ редактировать ]Эта форма молитвы находит свой образец в Псалме 136: «Хвалите Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Хвалите Бога богов… Господа господствующих… Который один творит великие чудеса… .. Кто сотворил небеса» и т. д., с заключительными словами в каждом стихе: «ибо милость Его пребывает вовек». [1]
Литания возникла в Антиохии в четвертом веке и оттуда была перенесена в Константинополь, а через него и на остальной Восток... Из Константинополя Литания была перенесена в Рим и на Запад. [2] Йозеф Андреас Юнгманн объясняет, что Кирию в римской мессе лучше всего рассматривать как пережиток ектении в начале мессы, как в некоторых восточных церквях. [3]
К пятому веку публичные христианские богослужения стали обычным явлением, и шествия проводились часто. Эти процессии назывались «литаниями», и в них несли изображения и другие религиозные символы. , ходили процессией В Риме папа и люди каждый день, особенно во время Великого поста в другую церковь, чтобы совершить Священные Тайны. то, что называлось «Litania Maior», « Майорское рогирование Так возникли римские «станции», и 25 апреля состоялось ». Слово rogation происходит от латинского глагола rogare , означающего «просить», что отражает мольбу Бога об умиротворении Его гнева и защите от бедствий. [4]
В 590 году, когда эпидемия, вызванная разливом Тибра, опустошала Рим, Григорий Великий повелел ектению; накануне он призвал народ к усердной молитве и установил порядок соблюдения крестного хода, во время которого ектения святым . читалась [5]
«Малая Литания», также называемая Малыми Рогациями или «Галликаной», Дни Рогатий перед Вознесением , [6] был введен (477 г.) святым Мамертом , епископом Вьенны , из-за землетрясений и других бедствий, распространенных в то время. Это было предписано для всей Франкской Галлии в 511 году Первым Орлеанским собором . Для Рима ее приказал Лев III в 799 году. В Амвросианском обряде эта ектения совершалась в понедельник, вторник и среду после Вознесения. В Испании подобная ектения читается с четверга по субботу после Пятидесятницы . В Англии ектения Дней разврата была известна в самые ранние периоды. В Германии он был заказан Синодом Майнца в 813 году.
Поскольку массовая ектения стала популярной благодаря ее использованию в процессиях, вскоре появилось бесчисленное множество ее разновидностей, особенно в средние века. Состоялись ектении в честь Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа, Честной Крови, Пресвятой Богородицы, Непорочного Зачатия, каждого из святых, почитаемых в разных странах, за души в чистилище. и т. д. В 1601 г. Бароний писал, что в обращении находилось около восьмидесяти форм. Чтобы предотвратить злоупотребления, Папа Климент VIII указом от 6 сентября 1601 года запретил публикацию любых ектений, кроме ектений святых, найденных в литургических книгах , и ектений Лорето . [1]
Англиканские литании
[ редактировать ]Англиканская община также имеет литанию в 1662 года Книге общих молитв . По сути, это то же самое, что и Томаса Кранмера оригинальная английская служба 1544 года «Увещевание и ектения» . [7] Кранмер опирался на множество источников, в основном на две средневековые ектении из обряда Сарум , а также на немецкую ектению Мартина Лютера. Первоначально он сохранил обращение к Святым и Пресвятой Деве Марии в очень сокращенной форме, но в 1549 году они были опущены. [7] и он внес заметное изменение в стиль службы, расширив и сгруппировав слова священника, и дал всей группе только один ответ. [8] Антипапский пункт был опущен в 1559 году. Аспект процессии вскоре был устранен, и служба совершалась или пелась на коленях в церкви. [9] Термин «Малая ектения» иногда используется для обозначения стихов и ответов на Молитву Господню , которые следуют за Апостольским Символом веры на утренней молитве (или утрене) и вечерней молитве (или вечерней песне). [9]
Многие другие ектении используются в частной молитве. Марианская ектенья – это ектения, посвященная Пресвятой Богородице; только одному разрешено публичное чтение (упомянутое выше). Литания смирения – еще одна известная молитва. [ нужна ссылка ]
Католические ектении
[ редактировать ]В Католической церкви для публичного чтения разрешено семь ектений:
- Литания Святому Имени Иисуса
- Литания Святейшему Сердцу Иисуса
- Литания Драгоценнейшей Крови Иисуса
- Литания Пресвятой Богородице (также известная как Лорето-литания)
- Литания святому Иосифу
- Литания святым
- Литания (в «Богослужении: Приложение 8 к Миссалу»)
Для всех них Enchiridion Indulgentiarum 2004 года предоставляет частичную снисходительность верным Христа, которые благочестиво молятся Литаниями. [10]
Некоторые другие, в том числе ектения Святых Даров , ектения Страстей и ектения смирения. [11] одобрены для частного поклонения.
Лютеранские ектении
[ редактировать ]Большая часть исторической ектении была сохранена Лютеранской церковью . Лютер назвал ее одной из величайших христианских молитв за всю историю. Столкнувшись с турецкими армиями у ворот Вены в 1528/29 году, Лютер призывал пасторов призвать свой христианский народ к покаянию и молитве. Он рекомендовал использовать ектению во время воскресной мессы или вечерни. В 1529 году он, изменив традиционную Литанию Святым (в основном удалив обращение к святым и молитвы за папу), начал использовать Литанию в Виттенберге на латыни и немецком языке. Томас Кранмер использовал исправленную Литанию Лютера в качестве одного из своих основных источников при подготовке Литании в Книге общей молитвы . Сегодня форма ектении продолжает использоваться в различных лютеранских церквях по всему миру. [12]
Методистские ектении
[ редактировать ]Методистская Книга поклонения для церкви и дома (1965) содержит следующие ектении: [13]
- Литания на воспоминание об Иисусе [13]
- Литания о воле Божией [13]
- Литания Божественной воли [13]
- Литания самоисследования [13]
- Литания исповеди [13]
- ектения Просительная [13]
- Литания памяти [13]
- Поминальная ектения [13]
- Ходатайская ектения [13]
- Литания о мире [13]
Восточное христианство
[ редактировать ]В восточно-православной и византийско- католической церквях ектения называется ектенией . Во время византийских богослужений совершаются многочисленные ектении: Божественная литургия , Вечерня , Утреня , Таинства и множество других служб.
Прошения ектений обычно поет диакон ( но при отсутствии диакона священник прошения произносит хор ( певцы ), на каждое из которых отвечает ) или прихожане. Ответ обычно Kyrie eleison («Господи, помилуй»), но на разных ектениях используются и другие ответы. После последнего прошения священник произносит экфонезис (возглас), который подводит итог ектении и всегда включает в себя призывание Святой Троицы .
иудаизм
[ редактировать ]в гораздо меньшей степени Хотя ектении используются в еврейском богослужении , они все же встречаются в еврейской литургии . Наиболее ярким примером является Хошанот , читаемый во время дополнительной службы ( мусаф ) в течение всех семи дней праздника Суккот . В основном это алфавитные акростихи, припевом которых в конце каждой строки является « Ошана »!, сокращение библейского Hoshi'a na ( Псалом 118:25), «Спаси нас, пожалуйста!» Их читают во время процессии вокруг святилища, при этом прихожане держат лулав и этрог (библейские « Четыре вида » из Левит 23:40). По сути, это молитвы о дожде.
Литании также читают в течение Десяти дней покаяния . Самая известная из этих «просительных» молитв — Авину Малкеину («Отче наш, Царь наш»), которую читают во время литургий Рош ха-Шана и Йом Кипур . Некоторые молитвы Слихот также принимают форму ектении в течение месяца Элул , как и некоторые молитвы, читаемые в дни поста.
мандеизм
[ редактировать ]Литании часто читают в мандеизме . Наиболее часто читаемые мандейские ектении — это Асиет Малкиа и Табахатан . [14] [15]
ислам
[ редактировать ]Музыкальные настройки
[ редактировать ]- Марк-Антуан Шарпантье , Литания Лорето, 9 настроек, H.82 (1680), H.83 (1683–85), H.84 (1690), H.85 (1688–90), H.86 (1690) , H.87 (1690), H.88 (1690), H.89 (1690), H.90 (1690).
- Генри Дюмон , Литания Лорето (1652 г.)
- Франтишек Игнац Тума, Lytaniae Lauretanae (18 век)
- Кароль Шимановский , Литания Деве Марии Op.59 (1933)
- Франсис Пуленк , Литании Черной Богородице. В 1936 году он написал Литании Черной Богородице после паломничества к святыне Рокамадура , установив местную литанию паломничества во Франции.
- Американский рэпер, певец, автор песен и продюсер Канье Уэст сочинил литанию в своей песне Water, выпущенной 25 октября 2019 года.
- Ансамбль Кольбе ( hr ) выпустил Сунские ектении святого Антония в 2022 году на хорватском языке , вдохновленный итальянской обстановкой «Литании всем святым». [16]
См. также
[ редактировать ]- Увещевание и ектения (1544 г.)
- Литания против страха
- Литания смирения
- Литания Пресвятой Богородице
- Лорика
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мершман, Фрэнсис. «Литания». Католическая энциклопедия Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 4 февраля 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Литания Лорето в контексте», Библиотека Мариан, Дейтонский университет
- ^ Юнгманн, Йозеф. Месса римского обряда: ее истоки и развитие , Нью-Йорк, братья Бензингер, 1951, стр.335.
- ^ Мершман, Фрэнсис. «Дни рогации». Католическая энциклопедия Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 4 февраля 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Мершман, Фрэнсис. «Литания святым». Католическая энциклопедия Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 4 февраля 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Рефф, Дэниел Т., Чума, священники и демоны: священные повествования и рост христианства в Старом и Новом Свете , Cambridge University Press, 2005, стр.100 ISBN 9781139442787
- ^ Jump up to: а б МакКаллох, Диармайд. Томас Кранмер Издательство Йельского университета (1996), стр. 328 и 326 соответственно.
- ^ Литания, The (BCP) в Кроссе, Флорида и Ливингстон, EA (ред.) Оксфордский словарь христианской церкви OUP (1974)
- ^ Jump up to: а б Проктер, Фрэнсис и Фрер, Уолтер Ховард . Новая история Книги общих молитв Макмиллан (1902), стр. 422f и 394 соответственно.
- ^ Enchiridion Indulgentiarum , четвертое издание , Уступки , 22 2°
- ^ Литания смирения с Уолтером Пламмером , 16 июня 2024 г. , получено 2 июля 2024 г.
- ^ См. Дж. Т. Плесс, «Ежедневная молитва», в книге «Лютеранское богослужение и практика» , изд. Ф. Л. Прехт (Издательство Concordia: Сент-Луис, 1993), 465–468.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Книга богослужения для церкви и дома: с порядками богослужения, службами совершения таинств и другими вспомогательными средствами для богослужения в соответствии с обычаями методистской церкви . Методистское издательство. 1964. стр. 207–218 . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Дроуэр, Этель Стефана. 1937. Мандеи Ирака и Ирана . Оксфорд в Clarendon Press.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-621-9 .
- ^ «Сунские ектении св. Антония» [Сунские ектении св. Энтони]. svetiste-sibenik.hr (на хорватском языке). Шибеник: хорватская национальная святыня Никола Тавелич. 14 марта 2022 г. . Проверено 13 января 2024 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Литания». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.