Кароль Шимановский
Кароль Шимановский | |
---|---|
Рожденный | Кароль Мацей Шимановский 3 октября 1882 г. Тимошовка , Российская империя. |
Умер | 29 марта 1937 г. Лозанна , Швейцария | (54 года)
Работает | Список композиций |
Кароль Мацей Шимановский (англ. Польское произношение: [ˈkarɔl ˈmat͡ɕɛj ʂɨmaˈnɔfskʲi] ; 3 октября 1882 г. - 29 марта 1937 г.) [а] [1] был польским композитором и пианистом. Он был членом модернистского движения «Молодая Польша» , процветавшего в конце 19 — начале 20 века.
Ранние работы Шимановского демонстрируют влияние поздней романтической немецкой школы, а также ранних работ Александра Скрябина , примером которых является его Этюд соч. 4 № 3 и его первые две симфонии. Позже у него развился импрессионистический и частично атональный стиль, представленный такими произведениями, как Третья симфония и его Скрипичный концерт № 1 . Его третий период находился под влиянием народной музыки польского народа Гурале , включая балет «Гарнаси» , Четвертую симфонию и его наборы мазурок для фортепиано. «Король Роджер» , Шимановского написанная между 1918 и 1924 годами, остаётся самой популярной оперой . Среди других его значительных работ — «Хагит» , «Симфония № 2» , «Песни о любви Хафиза» и «Stabat Mater» .
Шимановский был награжден высшими национальными наградами, в том числе Офицерским крестом ордена Возрождения Польши , Орденом «За заслуги перед Республикой Польша» и другими наградами, как польскими, так и зарубежными. [2]
Жизнь и карьера [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Кароль Шимановский родился в семье Корвин-Шимановских , которая была представителями богатой польской знати из Мазовецкого края, столицей которого является Варшава . После падения восстания Костюшко (1794 г.) его прапрадед Доминик был сослан из Польши в Днепровскую Украину . Кароля Феликс позже поселился в селе Тимошовка, которое тогда находилось в Киевской губернии Российской империи , а ныне Тимошовка Черкасской области Украины Дед . Его мать происходила из семьи балтийских немцев , происходящей из Курляндии . Он изучал музыку в частном порядке со своим отцом, а затем поступил в Елисаветградскую музыкальную школу имени Густава Нейгауза в 1892 году. С 1901 по 1905 год он посещал Государственную консерваторию в Варшаве, директором которой он позже был с 1926 года до выхода на пенсию в 1930 году. он познакомился со многими выдающимися польскими художниками, такими как Артур Рубинштейн , Гжегож Фительберг , Станислав Игнаций Виткевич и Стефан Жеромский . [3] Поскольку музыкальные возможности в Конгрессе Польши были весьма ограничены, он путешествовал по Европе и Северной Африке . [4] [5]
Карьера [ править ]
В Берлине Шимановский основал Издательство молодых польских композиторов (1905–12), основной целью которого было издание новых произведений соотечественников. Во время пребывания в Вене (1911—1914) он написал оперу «Хагит» и два песенных цикла « Любовные песни Хафиза» , представляющие собой переход между его первым и вторым стилистическим периодом. Хромота на одно колено сделала Шимановского непригодным для военной службы в Первой мировой войне , и между 1914 и 1917 годами он написал множество произведений и посвятил себя изучению исламской культуры , древнегреческой драмы и философии . Его произведения этого периода, такие как «Миты» (1914; «Мифы» ), «Метопы» (1915; «Метопы ») и «Маски» (1916; « Маски »), характеризуются большим своеобразием и разнообразием стиля. Динамические крайности в музыке Шимановского уменьшились, и композитор начал использовать колористическую оркестровку , использовать политональный и атональный материал, сохраняя при этом выразительный мелодический стиль своих предыдущих произведений. [1]
В 1918 году Шимановский завершил рукопись двухтомного романа «Эфебос» , которого была гомосексуальность . предметом [6] [7] («Эфебос» или эфебос - греческий термин, обозначающий подростка мужского пола.) Его путешествия, особенно по Средиземноморью , предоставили ему новый опыт, как личный, так и художественный. Артур Рубинштейн нашел Шимановского другим, когда они встретились в Париже в 1921 году: «Кароль изменился; я начал осознавать это еще до войны, когда его богатый друг и поклонник дважды приглашал его посетить Сицилию . После возвращения он бредил Сицилией, особенно Таорминой . «Там, — сказал он, — я видел нескольких купающихся молодых людей, которые могли бы стать моделями для Антиноя . Я не мог оторвать от них глаз». Теперь он был убежденным гомосексуалистом. Он рассказал мне все это с горящими глазами». [8]
О его произведениях, созданных или впервые воображаемых, таких как «Крул Роджер» ( «Король Роджер» ) в 1917–1921 годах, как музыкальных, так и литературных, один критик написал: «У нас есть совокупность работ, представляющих собой ослепительный личный синтез культурных отсылок, пересекающих границы нации, расы и пола, чтобы сформировать позитивную веру в международное общество будущего, основанное на творческой свободе, дарованной Эросом ». [6] Шимановский поселился в Варшаве в 1919 году.
жизнь Дальнейшая смерть и
В 1926 году Шимановский принял должность директора Варшавской консерватории, хотя у него было мало административного опыта. В 1928 году он тяжело заболел и временно лишился своего поста. У него была диагностирована острая форма туберкулеза , и в 1929 году он отправился в Давос , Швейцария, для лечения. Шимановский возобновил свою работу в консерватории в 1930 году, но два года спустя школа была закрыта по решению министерства. Он переехал на виллу Атма в Закопане , где страстно сочинял. В Закопане Шимановский проявил живой интерес к польской народной идиоме и предпринял попытку создать польский национальный стиль - попытка, не предпринятая со времен Шопена . Он погрузился в культуру польских горцев ( горалов ) и вобрал в свою музыку их тональный язык, синкопированные ритмы и извилистые мелодии. [1] в санатории Грасса В 1936 году Шимановский прошел еще курс лечения , но оно уже не было эффективным. Он умер в санатории в Лозанне 29 марта 1937 года. [а] Его тело было привезено в Польшу его сестрой Станиславой и похоронено в Скалке в Кракове , «национальном Пантеоне » для самых выдающихся поляков. [2]
В 1969 году была опубликована длительная переписка Шимановского с пианистом Яном Сметрлиным , выдающимся поборником его фортепианных произведений. [9]
Влияния [ править ]
Шимановский находился под влиянием музыки Рихарда Вагнера , Рихарда Штрауса , Макса Регера , Александра Скрябина и импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля . Он также находился под значительным влиянием своего соотечественника Фредерика Шопена и польской народной музыки . Как и Шопен, он написал ряд мазурок для фортепиано. Особое влияние на него оказала народная музыка польских горцев, которую он открыл для себя в Закопане, в высокогорье южных Татр . В своей статье «О горальской музыке» он писал: «Мое открытие сущностной красоты горальской музыки, танца и архитектуры является очень личным; большую часть этой красоты я впитал в сокровенную часть своей души». По словам Джима Самсона, на нем «играют на двух скрипках и струнном басе» и он «имеет уникальные« экзотические »характеристики, очень диссонансный и с захватывающими гетерофоническими эффектами». [10]
Александр Ласковский сказал о музыке Шимановского и ее меняющемся стиле: «Он изобрел музыкальный язык [...] Его произведения были настоящими и гениальными творениями. И его творчество демонстрирует невероятное развитие от Штрауса и Вагнера через интересное и очень романтическое Восточный период и заканчивающийся национальным периодом, на который оказал влияние его пребывание в Татрах». [11]
Работает [ править ]
Среди наиболее известных оркестровых произведений Шимановского — четыре симфонии (в том числе № 3 «Песня ночи » с хором и солистами-вокалами и № 4 «Концертная симфония » с фортепианным концертом) и два скрипичных концерта . Среди его сценических работ — балеты «Харнаси» и «Мандрагора» , оперы «Хагит» и «Король Роджер» . Он написал много фортепианной музыки, в том числе четыре этюда , соч. 4 (из которых № 3 когда-то был его самым популярным произведением), множество мазурок и метопов . Другие произведения включают « Три мифа» для скрипки и фортепиано, «Ноктюрн и Тарантелла» , два струнных квартета, сонату для скрипки и фортепиано, ряд оркестровых песен (некоторые на тексты Хафиза и Джеймса Джойса ) и его «Stabat Mater» . [12]
По словам Самсона, «Шимановский не принял каких-либо основательных альтернатив тональной организации [...] гармонические напряжения и расслабления, а также мелодическая фразеология имеют явное происхождение из тональной процедуры, но [...] лежащая в основе тональная структура была почти или полностью растворился». [13]
Признание [ править ]
Музыка Шимановского получила международное признание. В 1920-е и 1930-е годы его музыка пользовалась огромной популярностью. Его произведения исполнялись по всему миру такими солистами, как Артур Рубинштейн , Гарри Нейгауз , Роберт Казадезус , Павел Кочанский , Бронислав Губерман , Жозеф Сигети и Жак Тибо , а также оркестрами под руководством таких дирижеров, как Эмиль Млынарский , Альберт Коутс , Пьер Монтё , Филипп. Гобер , Леопольд Стоковский и Виллем Менгельберг . Европейские и американские выступления его Stabat Mater были событиями мирового масштаба, успешно проходившими в Неаполе , Париже , Льеже , Нью-Йорке , Чикаго и Вустере . Спектакль « Король Роджер» в Праге 21 октября 1932 года в постановке Йозефа Мюнклингра точно отражал собственную идею Шимановского о пьесе и имел огромный успех, как и постановка « Харнази» . За польской записью его Симфонии № 4 в 1932 году последовала серия выступлений за границей, в основном с Шимановским за фортепиано под управлением Гжегожа Фительберга. . В 1933 году симфония была исполнена в Лондоне , Болонье , Кливленде ; Москва , Загреб , Бухарест ; в 1934 году в Париже , Софии , Лондоне ; в 1935 году в Стокгольме , Осло , Бергене , Берлине , Риме , Льеже и Маастрихте ; и в 1937 году в Гааге . [14]
Записи [ править ]
В 1994 году Шарль Дютуа записал оба скрипичных концерта Шимановского с Монреальским симфоническим оркестром . [3] Английский дирижер сэр Саймон Рэттл назвал Шимановского «одним из величайших композиторов этого [20-го] века» и выпустил серию записей с Бирмингемским симфоническим оркестром . В 2004 году шотландский скрипач Никола Бенедетти получил премию «Молодой музыкант года» по версии Шимановского BBC. исполнение Скрипичного концерта № 1 . В 2008 году «Кинг Роджер» был исполнен на Эдинбургском международном фестивале под управлением Валерия Гергиева и оперной труппы Мариинского театра . В 2012 году Гергиев возглавил исполнение Лондонским симфоническим оркестром всех четырёх симфоний Шимановского. на Эдинбургском международном фестивале. [11] В 2015 году «Король Роджер» был поставлен в лондонском Королевском оперном театре в постановке Каспера Холтена . [15] За последние два десятилетия музыка Шимановского пережила возрождение и исполнялась по всему миру. Его записали такие дирижеры и музыканты, как Пьер Булез , Эдвард Гарднер , Владимир Юровский , Марк Элдер и Кристиан Цимерман . [16]
Воспоминание [ править ]
Шимановский получил множество наград, в том числе Офицерский крест ордена Polonia Restituta ; Кавалер Ордена Короны Италии ; Кавалер Ордена Короны Италии ; Рыцарь Почетного легиона ; почетная мемориальная доска в Национальной академии Санта-Чечилия ; Командорский крест ордена Возрождения Польши ; Академическая Золотая лавра Польской академии литературы , Орден За заслуги перед Республикой Польша . Он также был почетным доктором Ягеллонского университета в Кракове и почетным членом Чешской академии образования, Латвийской музыкальной консерватории в Риге , Королевской академии Святой Цецилии в Риме , Королевской музыкальной академии в Белграде и Международное общество современной музыки . [3]
16 ноября 2006 года польский парламент принял постановление назвать 2007 год «Годом Кароля Шимановского» в честь 125-летия со дня его рождения и 70-летия со дня его смерти. 3 октября 2007 года Национальный банк Польши выпустил специальные памятные монеты с изображением Шимановского следующих номиналов: 200 злотых , 10 злотых и 2 злотых. Музыкальная академия имени Кароля Шимановского в Катовице и Краковская филармония названы в его честь. [17] 11 ноября 2018 года, в ознаменование 100-летия восстановления независимости Польши, президент Анджей Дуда посмертно наградил Шимановского и 24 других выдающихся поляков высшей наградой Польши - Орденом Белого Орла . [18] Шимановский вдохновил персонажа композитора Эдгара Шиллера в Ярослава Ивашкевича романе «Слава и слава» (польский: Sława i chwała ). [19]
3 октября 2023 года Шимановский отметил дудлом Google . свой 141-й день рождения [20]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Среди музыковедов ведутся споры о том, умер ли он незадолго до или вскоре после полуночи с 28 по 29 марта.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Кароль Шимановский | Польский композитор, импрессионист и модернист | Британика» . www.britanica.com . 2 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кароль Шимановский» . Культура.пл . 2007 . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Кароль Шимановский» . Культура.пл .
- ^ «Тихая вода? Кароль Шимановский — жизнь композитора» . History.dorzeczy.pl (на польском языке). 29 марта 2022 г. . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Кароль Шимановский, «Симфонии №№ 3 и 4, Stabat Mater» » . Culture.pl (на польском языке) . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивен Даунс, «Эрос и паневропейизм», в книге Гарри Уайта и Майкла Мерфи, ред., « Музыкальные конструкции национализма: очерки истории и идеологии европейской музыкальной культуры, 1800–1945» (Cork University Press, 2001), 51–71, особенно 52, 66-7
- ↑ Рукопись погибла во время пожара в сентябре 1939 года во время осады Варшавы . Единственная сохранившаяся часть — это центральная глава «Симпозиум», которую Шимановский перевел на русский язык и подарил Борису Кочно , который стал его любовным увлечением, когда они встретились весной 1919 года. Шимановский писал, что в его романе изображены « история постепенного освобождения от различных видов традиционного, унаследованного рабства посредством все более ясного миража истинной свободы души».
- ^ Артур Рубинштейн, Мои многие годы (Лондон, 1980), 103.
- ^ Богуслав Мацеевский и Феликс Апрахамян, ред., Кароль Шимановский и Ян Сметерлин: Переписка и очерки . Аллегро Пресс, 1969 г.
- ^ Самсон, Джим (1981). Музыка Шимановского . Таплингер. п. 200.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Изучение музыки Кароля Шимановского, величайшего польского композитора со времен Шопена» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Нил Галантер. «Кароль Шимановский» . Polishmusic.usc.edu . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Самсон, Джим (1981). Музыка Шимановского . Таплингер. п. 131.
- ^ «Шимановский 1929 – 1937 Последние годы» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Крул Роджер доступен на DVD / Blu-Ray» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Празднование Шимановского (1882-1937): 75 лет спустя» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «125 лет со дня рождения Кароля Шимановского (1882-1937)» . Проверено 18 апреля 2017 г.
- ^ «Орденами Белого Орла посмертно награждены 25 выдающихся поляков» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Безумная любовь Шимановского» (на польском языке) . Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ Алекс Финнис (3 октября 2023 г.). «Кем был Кароль Шимановский? Почему Google Doodle отмечает сегодня 141-й день рождения польского композитора» . inews.com . Проверено 3 октября 2023 г.
Дополнительные источники [ править ]
- По-английски
- Джим Самсон, Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 , Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1977, ISBN 0-393-02193-9
- Джим Самсон, Музыка Шимановского , Лондон: Кан и Аверилл, 1980, ISBN 0-900707-58-5
- Алистер Вайтман, Кароль Шимановский. Его жизнь и работа , Олдерхост, издательская компания Ashgate, 1999 г.
- Кристофер Палмер, Шимановский . BBC Music Guides, 1983 (Введение в музыку Шимановского на английском языке)
- На французском языке
- Патрик Шерснович, Оливье Беллами, Петр Андершевский, «Кароль Шимановский: le genie méconnu» (Кароль Шимановский: неизвестный гений) в Le Monde de lamusique , № 299, июнь 2005 г., стр. 46-59.
- Дидье Ван Мёр, Кароль Шимановский , Файард , Париж, 2008 г.
- Анетта Флуара, Кароль Шимановский на встрече искусств , Сампзон, Delatour France, 2019, 338 с.
- На немецком языке
- Роджер Скратон и Петра Вебер-Боркхольдт, ред., Шимановский в свое время (Шимановский в свое время), Мюнхен, Вильгельм Финк Верлаг, 1984 г.
- Данута Гвиздаланка: Соблазнитель. Кароль Шимановский и его музыка , Harrassowitz Verlag, Висбаден 2017, ISBN 978-3-447-10888-1
- На итальянском языке
- Алессандро Мартиниси, Мечта Кароля Шимановского. Король Роджер между светом и тенью ., Quintessere Editrice, Gallarate 2009, ISBN 978-88-901794-2-6
- Альдо Дотто, Маски Кароля Шимановского , (предисловие Джоанны Доманской) ETS Editions, 2014, ISBN 9788846740861
- На польском языке
- Стефания Лобачевска, Кароль Шимановский. Жизнь и творчество (Кароль Шимановский. Жизнь и творчество) Краков, ШИМ, 1950 г.
- Зигмунт Серпинский, О Кароле Шимановском (О Кароле Шимановском), Варшава, Интерпресс, 1983.
- Тадеуш Зелинский, Шимановский: Лирика и экстаз, Краков, Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1997
- Тереза Хилинская, Кароль Шимановский и его эпоха (Кароль Шимановский и его время), Краков, Musica Iagellonica, 2006, 3 тома
- Морткович-Ольчакова, Ханна (1961). Бунт воспоминаний. Национальный издательский институт
- Ежи Мария Смотер (коллектив) Кароль Шимановский в наших воспоминаниях, Краков, PWM, 1974, 394 с.
- Лозиньска Хемпель, Мария (1986). Из цепочки воспоминаний. Литературное издательство.
Внешние ссылки [ править ]
- Страница Шимановского в Польском музыкальном центре
- Бесплатные партитуры Кароля Шимановского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Партитуры Кароля Шимановского в цифровой библиотеке Polona
- Фортепианная музыка Шимановского в комментариях Петера Яблонски.
- 1882 рождения
- 1937 смертей
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Академический состав Музыкального университета имени Шопена
- Композиторы балета
- Командоры ордена Polonia Restituta
- Композиторы для фортепиано
- Золотой лавр Польской академии литературы.
- Большие кресты ордена Polonia Restituta
- Композиторы-импрессионисты
- Классические композиторы ЛГБТ
- Польские классические пианисты-мужчины
- Члены Международной гильдии композиторов
- Офицеры Ордена Polonia Restituta
- People from Cherkasy Oblast
- Польские классические пианисты
- Польские композиторы ЛГБТ
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Польские оперные композиторы
- Польские композиторы-романтики
- Лауреаты Золотого креста за заслуги (Польша)
- Кавалеры ордена Святого Саввы
- Смертность от туберкулеза в Швейцарии
- Музыканты из Быдгощи