Jump to content

Кароль Шимановский

Кароль Шимановский
Шимановский в 1922 году
Рожденный
Кароль Мацей Шимановский

( 1882-10-03 ) 3 октября 1882 г.
Тимошовка , Российская империя.
Умер 29 марта 1937 г. ( 1937-03-29 ) (54 года)
Лозанна , Швейцария
Работает Список композиций

Кароль Мацей Шимановский (англ. Польское произношение: [ˈkarɔl ˈmat͡ɕɛj ʂɨmaˈnɔfskʲi] ; 3 октября 1882 г. - 29 марта 1937 г.) [а] [1] был польским композитором и пианистом. Он был членом модернистского движения «Молодая Польша» , процветавшего в конце 19 — начале 20 века.

Ранние работы Шимановского демонстрируют влияние поздней романтической немецкой школы, а также ранних работ Александра Скрябина , примером которых является его Этюд соч. 4 № 3 и его первые две симфонии. Позже у него развился импрессионистический и частично атональный стиль, представленный такими произведениями, как Третья симфония и его Скрипичный концерт № 1 . Его третий период находился под влиянием народной музыки польского народа Гурале , включая балет «Гарнаси» , Четвертую симфонию и его наборы мазурок для фортепиано. «Король Роджер» , Шимановского написанная между 1918 и 1924 годами, остаётся самой популярной оперой . Среди других его значительных работ — «Хагит» , «Симфония № 2» , «Песни о любви Хафиза» и «Stabat Mater» .

Шимановский был награжден высшими национальными наградами, в том числе Офицерским крестом ордена Возрождения Польши , Орденом «За заслуги перед Республикой Польша» и другими наградами, как польскими, так и зарубежными. [2]

Жизнь и карьера [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Кароль Шимановский родился в семье Корвин-Шимановских , которая была представителями богатой польской знати из Мазовецкого края, столицей которого является Варшава . После падения восстания Костюшко (1794 г.) его прапрадед Доминик был сослан из Польши в Днепровскую Украину . Кароля Феликс позже поселился в селе Тимошовка, которое тогда находилось в Киевской губернии Российской империи , а ныне Тимошовка Черкасской области Украины Дед . Его мать происходила из семьи балтийских немцев , происходящей из Курляндии . Он изучал музыку в частном порядке со своим отцом, а затем поступил в Елисаветградскую музыкальную школу имени Густава Нейгауза в 1892 году. С 1901 по 1905 год он посещал Государственную консерваторию в Варшаве, директором которой он позже был с 1926 года до выхода на пенсию в 1930 году. он познакомился со многими выдающимися польскими художниками, такими как Артур Рубинштейн , Гжегож Фительберг , Станислав Игнаций Виткевич и Стефан Жеромский . [3] Поскольку музыкальные возможности в Конгрессе Польши были весьма ограничены, он путешествовал по Европе и Северной Африке . [4] [5]

Карьера [ править ]

Новы Свят, 47 Улица , Варшава , где Шимановский жил и сочинял в 1924–29.

В Берлине Шимановский основал Издательство молодых польских композиторов (1905–12), основной целью которого было издание новых произведений соотечественников. Во время пребывания в Вене (1911—1914) он написал оперу «Хагит» и два песенных цикла « Любовные песни Хафиза» , представляющие собой переход между его первым и вторым стилистическим периодом. Хромота на одно колено сделала Шимановского непригодным для военной службы в Первой мировой войне , и между 1914 и 1917 годами он написал множество произведений и посвятил себя изучению исламской культуры , древнегреческой драмы и философии . Его произведения этого периода, такие как «Миты» (1914; «Мифы» ), «Метопы» (1915; «Метопы ») и «Маски» (1916; « Маски »), характеризуются большим своеобразием и разнообразием стиля. Динамические крайности в музыке Шимановского уменьшились, и композитор начал использовать колористическую оркестровку , использовать политональный и атональный материал, сохраняя при этом выразительный мелодический стиль своих предыдущих произведений. [1]

В 1918 году Шимановский завершил рукопись двухтомного романа «Эфебос» , которого была гомосексуальность . предметом [6] [7] («Эфебос» или эфебос - греческий термин, обозначающий подростка мужского пола.) Его путешествия, особенно по Средиземноморью , предоставили ему новый опыт, как личный, так и художественный. Артур Рубинштейн нашел Шимановского другим, когда они встретились в Париже в 1921 году: «Кароль изменился; я начал осознавать это еще до войны, когда его богатый друг и поклонник дважды приглашал его посетить Сицилию . После возвращения он бредил Сицилией, особенно Таорминой . «Там, — сказал он, — я видел нескольких купающихся молодых людей, которые могли бы стать моделями для Антиноя . Я не мог оторвать от них глаз». Теперь он был убежденным гомосексуалистом. Он рассказал мне все это с горящими глазами». [8]

О его произведениях, созданных или впервые воображаемых, таких как «Крул Роджер» ( «Король Роджер» ) в 1917–1921 годах, как музыкальных, так и литературных, один критик написал: «У нас есть совокупность работ, представляющих собой ослепительный личный синтез культурных отсылок, пересекающих границы нации, расы и пола, чтобы сформировать позитивную веру в международное общество будущего, основанное на творческой свободе, дарованной Эросом ». [6] Шимановский поселился в Варшаве в 1919 году.

жизнь Дальнейшая смерть и

Вилла Атма , дом Шимановского в Закопане , ныне музей Кароля Шимановского.

В 1926 году Шимановский принял должность директора Варшавской консерватории, хотя у него было мало административного опыта. В 1928 году он тяжело заболел и временно лишился своего поста. У него была диагностирована острая форма туберкулеза , и в 1929 году он отправился в Давос , Швейцария, для лечения. Шимановский возобновил свою работу в консерватории в 1930 году, но два года спустя школа была закрыта по решению министерства. Он переехал на виллу Атма в Закопане , где страстно сочинял. В Закопане Шимановский проявил живой интерес к польской народной идиоме и предпринял попытку создать польский национальный стиль - попытка, не предпринятая со времен Шопена . Он погрузился в культуру польских горцев ( горалов ) и вобрал в свою музыку их тональный язык, синкопированные ритмы и извилистые мелодии. [1] в санатории Грасса В 1936 году Шимановский прошел еще курс лечения , но оно уже не было эффективным. Он умер в санатории в Лозанне 29 марта 1937 года. [а] Его тело было привезено в Польшу его сестрой Станиславой и похоронено в Скалке в Кракове , «национальном Пантеоне » для самых выдающихся поляков. [2]

В 1969 году была опубликована длительная переписка Шимановского с пианистом Яном Сметрлиным , выдающимся поборником его фортепианных произведений. [9]

Влияния [ править ]

Шимановский находился под влиянием музыки Рихарда Вагнера , Рихарда Штрауса , Макса Регера , Александра Скрябина и импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля . Он также находился под значительным влиянием своего соотечественника Фредерика Шопена и польской народной музыки . Как и Шопен, он написал ряд мазурок для фортепиано. Особое влияние на него оказала народная музыка польских горцев, которую он открыл для себя в Закопане, в высокогорье южных Татр . В своей статье «О горальской музыке» он писал: «Мое открытие сущностной красоты горальской музыки, танца и архитектуры является очень личным; большую часть этой красоты я впитал в сокровенную часть своей души». По словам Джима Самсона, на нем «играют на двух скрипках и струнном басе» и он «имеет уникальные« экзотические »характеристики, очень диссонансный и с захватывающими гетерофоническими эффектами». [10]

Александр Ласковский сказал о музыке Шимановского и ее меняющемся стиле: «Он изобрел музыкальный язык [...] Его произведения были настоящими и гениальными творениями. И его творчество демонстрирует невероятное развитие от Штрауса и Вагнера через интересное и очень романтическое Восточный период и заканчивающийся национальным периодом, на который оказал влияние его пребывание в Татрах». [11]

Работает [ править ]

Автограф партитуры Stabat Mater по заказу Бронислава Кристалла , 1926 год.

Среди наиболее известных оркестровых произведений Шимановского — четыре симфонии (в том числе № 3 «Песня ночи » с хором и солистами-вокалами и № 4 «Концертная симфония » с фортепианным концертом) и два скрипичных концерта . Среди его сценических работ — балеты «Харнаси» и «Мандрагора» , оперы «Хагит» и «Король Роджер» . Он написал много фортепианной музыки, в том числе четыре этюда , соч. 4 (из которых № 3 когда-то был его самым популярным произведением), множество мазурок и метопов . Другие произведения включают « Три мифа» для скрипки и фортепиано, «Ноктюрн и Тарантелла» , два струнных квартета, сонату для скрипки и фортепиано, ряд оркестровых песен (некоторые на тексты Хафиза и Джеймса Джойса ) и его «Stabat Mater» . [12]

По словам Самсона, «Шимановский не принял каких-либо основательных альтернатив тональной организации [...] гармонические напряжения и расслабления, а также мелодическая фразеология имеют явное происхождение из тональной процедуры, но [...] лежащая в основе тональная структура была почти или полностью растворился». [13]

Признание [ править ]

Музыка Шимановского получила международное признание. В 1920-е и 1930-е годы его музыка пользовалась огромной популярностью. Его произведения исполнялись по всему миру такими солистами, как Артур Рубинштейн , Гарри Нейгауз , Роберт Казадезус , Павел Кочанский , Бронислав Губерман , Жозеф Сигети и Жак Тибо , а также оркестрами под руководством таких дирижеров, как Эмиль Млынарский , Альберт Коутс , Пьер Монтё , Филипп. Гобер , Леопольд Стоковский и Виллем Менгельберг . Европейские и американские выступления его Stabat Mater были событиями мирового масштаба, успешно проходившими в Неаполе , Париже , Льеже , Нью-Йорке , Чикаго и Вустере . Спектакль « Король Роджер» в Праге 21 октября 1932 года в постановке Йозефа Мюнклингра точно отражал собственную идею Шимановского о пьесе и имел огромный успех, как и постановка « Харнази» . За польской записью его Симфонии № 4 в 1932 году последовала серия выступлений за границей, в основном с Шимановским за фортепиано под управлением Гжегожа Фительберга. . В 1933 году симфония была исполнена в Лондоне , Болонье , Кливленде ; Москва , Загреб , Бухарест ; в 1934 году в Париже , Софии , Лондоне ; в 1935 году в Стокгольме , Осло , Бергене , Берлине , Риме , Льеже и Маастрихте ; и в 1937 году в Гааге . [14]

Записи [ править ]

В 1994 году Шарль Дютуа записал оба скрипичных концерта Шимановского с Монреальским симфоническим оркестром . [3] Английский дирижер сэр Саймон Рэттл назвал Шимановского «одним из величайших композиторов этого [20-го] века» и выпустил серию записей с Бирмингемским симфоническим оркестром . В 2004 году шотландский скрипач Никола Бенедетти получил премию «Молодой музыкант года» по версии Шимановского BBC. исполнение Скрипичного концерта № 1 . В 2008 году «Кинг Роджер» был исполнен на Эдинбургском международном фестивале под управлением Валерия Гергиева и оперной труппы Мариинского театра . В 2012 году Гергиев возглавил исполнение Лондонским симфоническим оркестром всех четырёх симфоний Шимановского. на Эдинбургском международном фестивале. [11] В 2015 году «Король Роджер» был поставлен в лондонском Королевском оперном театре в постановке Каспера Холтена . [15] За последние два десятилетия музыка Шимановского пережила возрождение и исполнялась по всему миру. Его записали такие дирижеры и музыканты, как Пьер Булез , Эдвард Гарднер , Владимир Юровский , Марк Элдер и Кристиан Цимерман . [16]

Воспоминание [ править ]

Бюст Шимановского в Кельце

Шимановский получил множество наград, в том числе Офицерский крест ордена Polonia Restituta ; Кавалер Ордена Короны Италии ; Кавалер Ордена Короны Италии ; Рыцарь Почетного легиона ; почетная мемориальная доска в Национальной академии Санта-Чечилия ; Командорский крест ордена Возрождения Польши ; Академическая Золотая лавра Польской академии литературы , Орден За заслуги перед Республикой Польша . Он также был почетным доктором Ягеллонского университета в Кракове и почетным членом Чешской академии образования, Латвийской музыкальной консерватории в Риге , Королевской академии Святой Цецилии в Риме , Королевской музыкальной академии в Белграде и Международное общество современной музыки . [3]

16 ноября 2006 года польский парламент принял постановление назвать 2007 год «Годом Кароля Шимановского» в честь 125-летия со дня его рождения и 70-летия со дня его смерти. 3 октября 2007 года Национальный банк Польши выпустил специальные памятные монеты с изображением Шимановского следующих номиналов: 200 злотых , 10 злотых и 2 злотых. Музыкальная академия имени Кароля Шимановского в Катовице и Краковская филармония названы в его честь. [17] 11 ноября 2018 года, в ознаменование 100-летия восстановления независимости Польши, президент Анджей Дуда посмертно наградил Шимановского и 24 других выдающихся поляков высшей наградой Польши - Орденом Белого Орла . [18] Шимановский вдохновил персонажа композитора Эдгара Шиллера в Ярослава Ивашкевича романе «Слава и слава» (польский: Sława i chwała ). [19]

3 октября 2023 года Шимановский отметил дудлом Google . свой 141-й день рождения [20]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Среди музыковедов ведутся споры о том, умер ли он незадолго до или вскоре после полуночи с 28 по 29 марта.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Кароль Шимановский | Польский композитор, импрессионист и модернист | Британика» . www.britanica.com . 2 октября 2023 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кароль Шимановский» . Культура.пл . 2007 . Проверено 10 февраля 2013 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Кароль Шимановский» . Культура.пл .
  4. ^ «Тихая вода? Кароль Шимановский — жизнь композитора» . History.dorzeczy.pl (на польском языке). 29 марта 2022 г. . Проверено 18 февраля 2023 г.
  5. ^ «Кароль Шимановский, «Симфонии №№ 3 и 4, Stabat Mater» » . Culture.pl (на польском языке) . Проверено 18 февраля 2023 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивен Даунс, «Эрос и паневропейизм», в книге Гарри Уайта и Майкла Мерфи, ред., « Музыкальные конструкции национализма: очерки истории и идеологии европейской музыкальной культуры, 1800–1945» (Cork University Press, 2001), 51–71, особенно 52, 66-7
  7. Рукопись погибла во время пожара в сентябре 1939 года во время осады Варшавы . Единственная сохранившаяся часть — это центральная глава «Симпозиум», которую Шимановский перевел на русский язык и подарил Борису Кочно , который стал его любовным увлечением, когда они встретились весной 1919 года. Шимановский писал, что в его романе изображены « история постепенного освобождения от различных видов традиционного, унаследованного рабства посредством все более ясного миража истинной свободы души».
  8. ^ Артур Рубинштейн, Мои многие годы (Лондон, 1980), 103.
  9. ^ Богуслав Мацеевский и Феликс Апрахамян, ред., Кароль Шимановский и Ян Сметерлин: Переписка и очерки . Аллегро Пресс, 1969 г.
  10. ^ Самсон, Джим (1981). Музыка Шимановского . Таплингер. п. 200.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Изучение музыки Кароля Шимановского, величайшего польского композитора со времен Шопена» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
  12. ^ Нил Галантер. «Кароль Шимановский» . Polishmusic.usc.edu . Проверено 18 февраля 2023 г.
  13. ^ Самсон, Джим (1981). Музыка Шимановского . Таплингер. п. 131.
  14. ^ «Шимановский 1929 – 1937 Последние годы» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
  15. ^ «Крул Роджер доступен на DVD / Blu-Ray» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
  16. ^ «Празднование Шимановского (1882-1937): 75 лет спустя» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
  17. ^ «125 лет со дня рождения Кароля Шимановского (1882-1937)» . Проверено 18 апреля 2017 г.
  18. ^ «Орденами Белого Орла посмертно награждены 25 выдающихся поляков» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 31 мая 2019 г.
  19. ^ «Безумная любовь Шимановского» (на польском языке) . Проверено 16 июля 2021 г.
  20. ^ Алекс Финнис (3 октября 2023 г.). «Кем был Кароль Шимановский? Почему Google Doodle отмечает сегодня 141-й день рождения польского композитора» . inews.com . Проверено 3 октября 2023 г.

Дополнительные источники [ править ]

По-английски
  • Джим Самсон, Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 , Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1977, ISBN   0-393-02193-9
  • Джим Самсон, Музыка Шимановского , Лондон: Кан и Аверилл, 1980, ISBN   0-900707-58-5
  • Алистер Вайтман, Кароль Шимановский. Его жизнь и работа , Олдерхост, издательская компания Ashgate, 1999 г.
  • Кристофер Палмер, Шимановский . BBC Music Guides, 1983 (Введение в музыку Шимановского на английском языке)
На французском языке
  • Патрик Шерснович, Оливье Беллами, Петр Андершевский, «Кароль Шимановский: le genie méconnu» (Кароль Шимановский: неизвестный гений) в Le Monde de lamusique , № 299, июнь 2005 г., стр. 46-59.
  • Дидье Ван Мёр, Кароль Шимановский , Файард , Париж, 2008 г.
  • Анетта Флуара, Кароль Шимановский на встрече искусств , Сампзон, Delatour France, 2019, 338 с.
На немецком языке
  • Роджер Скратон и Петра Вебер-Боркхольдт, ред., Шимановский в свое время (Шимановский в свое время), Мюнхен, Вильгельм Финк Верлаг, 1984 г.
  • Данута Гвиздаланка: Соблазнитель. Кароль Шимановский и его музыка , Harrassowitz Verlag, Висбаден 2017, ISBN   978-3-447-10888-1
На итальянском языке
  • Алессандро Мартиниси, Мечта Кароля Шимановского. Король Роджер между светом и тенью ., Quintessere Editrice, Gallarate 2009, ISBN   978-88-901794-2-6
  • Альдо Дотто, Маски Кароля Шимановского , (предисловие Джоанны Доманской) ETS Editions, 2014, ISBN   9788846740861
На польском языке
  • Стефания Лобачевска, Кароль Шимановский. Жизнь и творчество (Кароль Шимановский. Жизнь и творчество) Краков, ШИМ, 1950 г.
  • Зигмунт Серпинский, О Кароле Шимановском (О Кароле Шимановском), Варшава, Интерпресс, 1983.
  • Тадеуш Зелинский, Шимановский: Лирика и экстаз, Краков, Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1997
  • Тереза ​​Хилинская, Кароль Шимановский и его эпоха (Кароль Шимановский и его время), Краков, Musica Iagellonica, 2006, 3 тома
  • Морткович-Ольчакова, Ханна (1961). Бунт воспоминаний. Национальный издательский институт
  • Ежи Мария Смотер (коллектив) Кароль Шимановский в наших воспоминаниях, Краков, PWM, 1974, 394 с.
  • Лозиньска Хемпель, Мария (1986). Из цепочки воспоминаний. Литературное издательство.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e58777cfb2089dfed773dd62bca11090__1718197020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/90/e58777cfb2089dfed773dd62bca11090.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karol Szymanowski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)