Роберт Казадезус
Роберт Казадезус | |
---|---|
![]() Казадезус выступает в 1972 году | |
Рожденный | Париж , Франция | 7 апреля 1899 г.
Умер | 19 сентября 1972 г. Париж, Франция | (73 года)
Занятия |
|
Робер Марсель Казадезюс (англ. Французское произношение: [kazadsy] ; [ 1 ] [ 2 ] 7 апреля 1899 — 19 сентября 1972) — известный французский пианист и композитор 20 века . Он был самым выдающимся членом выдающейся музыкальной семьи , будучи племянником Анри Казадезюса и Мариуса Казадезюса , мужа Габи Казадезюса и отца Жана Казадезюса .
Биография
[ редактировать ]Казадезюс родился в Париже и учился там в консерватории у Луи Димера , получив Премьер-приз (Первую премию) в 1913 году и Приз Димера в 1920 году. Затем Робер поступил в класс Люсьена Капета , имевшего исключительное влияние. Капет основал знаменитый квартет, носивший его имя ( Capet Quartet ) и в котором играли два дяди Робера: Анри и Марсель. Квартет часто репетировал в доме Казадезусов, и именно поэтому Роберт познакомился с камерной музыкой. Квартеты Бетховена не держали для него секрета — он знал их вдоль и поперёк.

Начиная с 1922 года, Казадезюс сотрудничал с композитором Морисом Равелем над проектом по созданию фортепианных роликов ряда его произведений. Казадезюс и Равель также делили концертную площадку во Франции, Испании и Англии . Казадезюс много гастролировал как солист на фортепиано и часто выступал со своей женой, пианисткой Габи (Л'От) Казадезюс . [ 3 ] на которой он женился в 1921 году.
С 1935 Казадезюс преподавал в Американской консерватории в Фонтенбло . Он и его семья провели годы Второй мировой войны в Соединенных Штатах и имели дом в Принстоне, штат Нью-Джерси . (Среди его соседей по Принстону был Альберт Эйнштейн , скрипач-любитель; иногда они вместе играли Моцарта в частном порядке.) [ 4 ]
После падения Франции в 1940 году Роберт и Габи основали школу Фонтенбло в Ньюпорте, штат Род-Айленд. В 1942 году школа Фонтенбло была переведена в Грейт-Баррингтон, штат Массачусетс, в Беркшире. В 1943 году он выступил в рамках серии концертов в Нью-Йорке, призванных собрать деньги для Координационного совета французских обществ помощи. [ 5 ]
После войны, в 1946 году, Роберт Казадезюс, ныне директор Американской консерватории, руководил ее возвращением в Фонтенбло. Среди его учеников были Клод Хельффер , Грант Йоханнесен , Олив Нельсон Рассел , Моник Хаас , Мэри Луиза Бём базирующемся в Казадезусе Bell Telephone Hour, , Кэрол Лемс-Дворкин и Уильям Ивс, которые появлялись в художественном документальном телесериале , «Первая семья Piano» (1967) и долгое время работал преподавателем игры на фортепиано в Боудойн-колледже . Он продолжал записывать и сочинять; его последнее сочинение, Симфония № 7 «Израиль», было данью уважения народу Израиля и было посвящено его частому соратнику Джорджу Селлу ; Селл умер в год завершения работы, в 1970 году, и премьера ее состоялась только вскоре после смерти Казадезуса в 1972 году ансамблем под руководством дирижера Фредерика Вальдмана в Элис Талли Холл в Нью-Йорке. [ 6 ]
У Роберта и Габи Касадезус было трое детей: Джин, Гай и Тереза. Казадезюс умер в Париже 19 сентября 1972 года после непродолжительной болезни и всего через несколько месяцев после гибели его сына Жана в автокатастрофе. Габи Казадезюс умерла в Париже 12 ноября 1999 года. В последние годы жизни она редактировала произведения Равеля для G. Schirmer, Inc.
Наследие
[ редактировать ]Будучи продуктом школы французского пианизма, его стиль игры был классическим и сдержанным, с очень тонким подходом к мелодии и линии. Он особенно известен как интерпретатор Моцарта . Среди других его записей - полная фортепианная музыка Равеля (за которую он был удостоен Гран-при Академии Шарля Кро и Гран-при Академии дискотек) и скрипичные сонаты Бетховена с Зино Франческатти (из которой была снята « Крейцерова соната» и выпущена на DVD). «Час звонка» , телесериал, посвященный изобразительному искусству, который транслировался на канале NBC в течение многих лет, в 1967 году выпустил одночасовой телевизионный фильм о Роберте, Габи и их сыне Джине под названием «Первая семья фортепиано».
Записи
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() № 10 ми-бемоль мажор, К. 365 Для двух фортепиано № 12 ля мажор, К.414 № 18 си-бемоль мажор, К. 456 № 20 ре минор, K.466 с Джорджем Селлом , дирижирующим Кливлендским оркестром с Габи Казадезус в 1955–1956 годах. Здесь, на archive.org |
Казадезус был особенно известен своими записями концертов Моцарта. Он записал Концерт для фортепиано с оркестром № 27 Моцарта си-бемоль с Джоном Барбиролли и Нью-Йоркским филармоническим оркестром в 1941 году. Позже Казадезус сделал пластинки ряда фортепианных концертов Моцарта с Джорджем Селлом и Кливлендским оркестром (иногда называемым Колумбийским симфоническим оркестром) . по договорным причинам), в т.ч. 12, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26 и 27, часто с собственными каденциями. К Казадезюсу присоединились его жена Габи и их сын Жан в записи концертов Моцарта для двух и трех фортепиано в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Юджина Орманди . Эти записи несколько раз переиздавались на компакт-дисках Sony Classical .
Он также сделал записи четырех концертов Баха для двух и трех клавишных инструментов, выпущенных Колумбией, под управлением Юджина Орманди, Пьера Дерво и Эдмона де Стуца . Из пяти концертов Бетховена Казадезус записал Первый, Четвертый и Пятый, два последних несколько раз, а Четвертый со своими собственными каденциями. Он также записал несколько сонат Бетховена, как для фортепиано соло, так и для скрипки и фортепиано, со своим частым партнером по записи Зино Франческатти .
Казадезюс был также особенно известен своими записями французского репертуара таких композиторов, как Рамо , Шабрие , Форе , Дебюсси и Равель . В 1951 году Казадезус сделал первую полную запись полных сольных фортепианных произведений Равеля на трех пластинках для Колумбии. Вместе со своей женой Габи он также записал французские произведения для четырех рук и двух фортепиано.
Кроме того, записанные произведения Casadesus включают произведения Скарлатти , Шуберта , Шумана и Шопена , а также «Ночи Мануэля де Фальи в садах Испании» . Казадезус также записал ряд собственных композиций.
Критическая оценка
[ редактировать ]В «Искусстве фортепиано» Давид Дюбаль пишет о Казадезусе: «Он стал абсолютным французским пианистом, лучшим в своей стране. Казадезюс воплотил в себе качества галльского баланса, непринужденного звука, стиля и точности техники. Его звук был четким, сухим, и игристый, как винтажное шампанское, Казадезус был утонченным музыкантом, чье пианино было феноменально гибким. Его диапазон был широк, а использование педалей было просто поразительным». [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]
Внешний звук | |
---|---|
![]() Здесь на Archive.org |
Оркестровый
[ редактировать ]- Сюита № 1, соч. 11 (1927)
- Симфония № 1 ре мажор, соч. 19 (1934)
- Сюита № 2, соч. 26 (1937)
- Симфония № 2, соч. 32 (1941)
- Сюита № 3, соч. 33 (1942)
- Симфония № 3, соч. 41 (1947)
- Симфония № 4, соч. 50 (1954)
- Труа танцы (3 танца), соч. 54b (1956)
- Симфония № 5 «sur le nom de Haydn» (Об имени Гайдна ), соч. 60 (1959)
- Септет для струнного оркестра, соч. 64 (1961); оригинал для 2-х скрипок, 2-х альтов, 2-х виолончелей и контрабаса
- Симфония № 6, соч. 66 (1965)
- Симфония № 7 для хора и оркестра «Израиль», соч. 68 (1967–70)
концертанте
[ редактировать ]- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, соч. 7 (1926)
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 15 (1931)
- Концерт для 2-х фортепиано с оркестром, соч. 17 (1933)
- Concertstück (Концертная пьеса) для фортепиано и камерного оркестра, соч. 27 (1937)
- Концерт для флейты и камерного оркестра, соч. 35 (1942)
- Концерт № 2 « Димитрию Митропулосу » для фортепиано с оркестром, соч. 37 (1944)
- Концерт для виолончели с оркестром, соч. 43 (1947)
- Каприччио для фортепиано и струнного оркестра, соч. 49 (1952)
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, соч. 63 (1961)
- Концерт для 3-х фортепиано и струнного оркестра, соч. 65 (1964)
Камерная музыка
[ редактировать ]- «Две пьесы» для арфы (Бийодо)
- Интродукция и полонез для виолончели и фортепиано, соч. 4 (1924)
- Фортепианное трио № 1, соч. 6 (1924)
- Соната № 1 для скрипки и фортепиано, соч. 9 (1927)
- Квинтет для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы, соч. 10 (1927)
- Соната для альта и фортепиано, соч. 12 (1928)
- Струнный квартет № 1, соч. 13 (1929)
- Фортепианный квинтет ре минор, соч. 16 (1932)
- Соната для флейты и фортепиано, соч. 18 (1934)
- Двойные пьесы (2 пьесы) для арфы, соч. 20 (1935)
- Соната для виолончели и фортепиано, соч. 22 (1935)
- Соната для гобоя (или кларнета) и фортепиано, соч. 23 (1936)
- Trois intermezzi (3 интермецци) для квинтета деревянных духовых инструментов, соч. 24 (1936)
- Струнное трио, соч. 25 (1937)
- Струнный квартет № 2, соч. 29 (1940)
- Фортепианный квартет, соч. 30 (1940)
- Соната № 2 для скрипки и фортепиано, соч. 34 (1942)
- Сюита для 2-х скрипок соло, соч. 39 (1944)
- Трио для гобоя, кларнета и фагота, соч. 42 (1947)
- Нонетто для струнного квартета, духового квартета и фортепиано, соч. 45 (1949)
- Струнный квартет № 3, соч. 46 (1950)
- Hommage à Chausson (Посвящение Шоссону ) для скрипки и фортепиано, соч. 51 (1954)
- Фортепианное трио № 2, соч. 53 (1956)
- Струнный квартет № 4, соч. 55 (1957)
- Секстет для деревянных духовых инструментов и фортепиано, соч. 58 (1958)
- Фантазия для флейты и фортепиано, соч. 59 (1959)
- Двойные пьесы (2 пьесы) для фагота и фортепиано, соч. 61 (1960)
- Септет для 2-х скрипок, 2-х альтов, 2-х виолончелей и контрабаса (или струнного оркестра), соч. 64 (1961)
Фортепиано
[ редактировать ]- Воображаемое путешествие , соч. 1 (1916)
- Шесть пьес (6 пьес) для 2-х фортепиано, соч. 2 (1920)
- Двадцать четыре прелюдии (24 прелюдии), соч. 5 (1924)
- Труа колыбельные (3 колыбельные), соч. 8 (1926)
- Соната № 1, соч. 14 (1930)
- Восемь этюдов (8 этюдов), соч. 28 (1939)
- Соната № 2, соч. 31 (1941)
- Три средиземноморских танца (3 средиземноморских танца) для 2-х фортепиано, соч. 36 (1943)
- Песня об освобождении Парижа для 2-х фортепиано, соч. 38 (1944)
- Токката , соч. 40 (1946)
- Соната № 3, соч. 44 (1948)
- Шесть инфантилей , соч. 48 (1950)
- Variations d'après l'homage à Debussy de M. de Falla (Вариации на Мануэля де Фалья ), соч. тему «Hommage à Debussy»
- Сюита ля ля , соч. 52 (1956)
- Труа танцы (3 танца), соч. 54а (1956)
- Соната № 4, соч. 56 (1957)
- Соната для 2-х фортепиано, соч. 62 (1960)
- Три колыбельные, соч. 67 (1966)
- Экспромт , соч. 67 № 4 (1967)
Вокал
[ редактировать ]- Сплен для голоса с оркестром, Op.3 (1923)
- Trois rondels pour après для голоса и фортепиано, соч. 21 (1935)
- Семь эпиграмм о греческих гробницах для голоса и оркестра, соч. 57 (1958).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музыкальный лексикон Брокгауза-Римана
- ^ Французско-немецкий словарь Langenscheidt
- ^ Жан-Пьер Тиолле , 88 нот для фортепиано соло , «Solo de duo», Neva Editions, 2015, стр.97. ISBN 978-2-3505-5192-0
- ^ Жаклин Мюллер, «Биография Роберта Казадезуса», октябрь 2002 г., URL = http://www.robertcasadesus.com/en15pages.php
- ^ Аннагрет Фаузер, Звуки войны: Музыка в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны , стр. 190, Издательство Оксфордского университета, 2013, ISBN 9780199948048
- ^ Бруно Талурн, примечания к буклету к Chandos 10263, 2004 г.
- ^ Дубаль, Дэвид, Искусство фортепиано , Harcourt Brace & Company, 1995, стр. 49.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт Роберта Казадезуса с рядом ценных функций, в том числе:
- Краткая биография, записи и дискография, включая различные выпуски пластинок * Страница классической музыки Ёнгрока Ли
- Краткая биография на Eroica Records.
- Дискография на SonyBMG Masterworks.
- Piano Rolls от The Reproducing Piano Roll Foundation
- Семья Казадезус , Греко Казадезус