Моник Хаас
Моник Хаас (20 октября 1909 — 9 июня 1987) — французская пианистка.
Она родилась в Париже, училась в Парижской консерватории у Жозефа Морпена и Лазара Леви , получив Премьер-при в 1927 году. Она продолжила обучение у Рудольфа Серкина и Роберта Казадезюса . Она гастролировала по миру, получив много похвал за свои исполнения музыки 20-го века. Композитор Франсис Пуленк , сам опытный пианист, хвалил ее как «очаровательную Моник Хаас, восхитительно играющую на фортепиано», а Анри Дютийе описывал ее как «знаменитую интерпретатору музыки Равеля ». [ 1 ]
Репертуар, записи
[ редактировать ]Как и у многих французских пианистов, выросших после Первой мировой войны , репертуар Хааса характеризовался избеганием композиторов-романтиков и значительным представительством французской музыки. В ее программах регулярно появлялись произведения Франсуа Куперена и Жана-Филиппа Рамо , а также Моцарта и Гайдна . Шуман был значительным исключением из ее пренебрежения романтизмом, и она также включила . в свой репертуар этюды Шопена
Однако больше всего Хааса помнят как исполнителя французской музыки двадцатого века. Среди ее записей Дебюсси сравнительно забытая композиция «Douze Études» , получившая Гран-при дискуссионной премии , и «Прелюдии» . Она также записала оба концерта Равеля , дважды соль мажор , а также его полную сольную фортепианную музыку.
Она была известным интерпретатором Бартока и исполнила его третий фортепианный концерт всего через несколько дней после его мировой премьеры Дьёрдя Шандора . Другим нефранцузским композитором, чьи произведения ей понравились, был Хиндемит ; она сделала ценную запись его Сюиты для фортепиано и струнных «Четыре темперамента» . Она также записала его Konzertmusik для фортепиано, духовых инструментов и арфы под управлением самого Хиндемита.
Стиль
[ редактировать ]Французские пианисты поколения Хааса отходили от легкой, часто хрупкой техники, связанной с Маргаритой Лонг (часто называемой стилем «дигги-дигги-ди»). [ 2 ] Хаас объединил чистоту и точность, присущие старой школе, с теплотой тонов, отражающей влияние Альфреда Корто . Ее несентиментальное прочтение, особенно Дебюсси и Равеля, дает иной взгляд на их музыку, представляя их одновременно как современных и наследников традиций Куперена и клавесинистов XVIII века. [ нужна ссылка ]
Контрасты можно найти между двумя ее записями Концерта G. Равеля В первом, 1948 года, произведение во многом связано с джазовой идиомой 1920-х годов. Вторая, написанная в 1965 году, гораздо более « моцартовская », отражая самопризнанный долг Равеля перед Моцартом, когда он ее писал. [ 3 ]
Дискография (подборка)
[ редактировать ]- Равель: Фортепианные концерты. Национальный оркестр ОРТФ дир. Парай . Дойче Граммофон (CD)
- Равель: Гаспар де ла Нюи, Jeux D'Eau и Miroirs - Erato Presence EPR 15552, Ливанская церковь (Париж), июль 1968 г.
- Равель: Oeuvres pour фортепиано (Том 1) Erato Classics - 1968
- Клод Дебюсси: Фортепианная музыка (полное собрание) , Общество музыкального наследия MHS 1536/41
Частная жизнь
[ редактировать ]Хаас была замужем за французско-румынским композитором Марселем Михаловичем .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Цитируется Джеральдом Ларнером в примечаниях к книге «Моник Хаас: Дебюсси и Равель». Erato Disques, без даты (около 2009 г.)
- ^ Луи Фурестье . См., например , Жан-Филипп Коллар в журнале Gramophone Magazine , 1997 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Жан-Шарль Хоффеле. Дитя века . Эссе включено в сборник "Моник Хаас: полные записи на Deutsche Grammophon" 2006 г.