Jump to content

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Барток)

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми мажор , Sz. 119, BB 127 Белы Бартока — музыкальное произведение для фортепиано с оркестром . Произведение было написано в 1945 году, в последние месяцы его жизни, как сюрприз на день рождения его второй жены Дитты Пастори-Барток .

Он состоит из трех частей, а среднее время полного исполнения составляет от 23 до 27 минут.

Контекст

[ редактировать ]

Фортепианный концерт № 3 был одним из произведений, написанных Бартоком после отъезда из Венгрии после начала Второй мировой войны . Миграция Бартока из Европы в Америку предшествовала миграции его музыки. Отсутствие местного интереса в сочетании с длительной борьбой Бартока с лейкемией и общим чувством дискомфорта в американской атмосфере помешали Бартоку много сочинять в первые годы его пребывания в Америке. К счастью, композитору было поручено создать Концерт для оркестра , который был принят чрезвычайно хорошо и уменьшил финансовые трудности композитора. [ нужна ссылка ]

Это, в сочетании с улучшением состояния здоровья, позволило изменить общее настроение композитора. Некоторые считают, что изменения в эмоциональном и финансовом состоянии композитора являются основной причиной, казалось бы, легкого, воздушного, почти неоклассического тона третьего фортепианного концерта, особенно по сравнению с более ранними произведениями Бартока. [ 1 ] [ 2 ]

Однако, хотя сочинение произведения было подарком (предстоящее 42-летие его жены Дитты Пастори-Барток 31 октября 1945 года - Барток предназначил ей исполнить сольную партию, обеспечив ей источник дохода после его смерти [ 3 ] ) в отличие от того, что комиссия, несомненно, повлияла на процесс создания, некоторые считают, что это [ кем? ] более вероятно, что это произведение стало кульминацией тенденции к сокращению и упрощению, которая началась почти десятью годами ранее, со Второго скрипичного концерта , и завершила исследование Бартоком тональности и сложности. [ 4 ]

Барток умер 26 сентября 1945 года, концерт был завершен, за исключением оркестровки последних 17 тактов. Задачу завершить их оркестровку на основе нот Бартока в конечном итоге выполнил друг композитора Тибор Серли . Третий фортепианный концерт позже был опубликован в издании Серли и Эрвина Стайна , редактора Boosey & Hawkes . [ 5 ]

Премьера состоялась в Филадельфии 8 февраля 1946 года под управлением венгерского дирижера Юджина Орманди с Дьёрдь Шандором в роли солиста-фортепиана.

Начиная с 1990-х годов сын композитора, Петер Барток , вместе с аргентинским музыкантом Нельсоном Делламаджоре работал над переизданием и исправлением прошлых изданий Третьего фортепианного концерта, чтобы искоренить множество печатных ошибок, выявленных, но так и не исправленных его отцом. [ 6 ] [ 7 ] Изменения, внесенные в Фортепианный концерт, хотя и немногочисленны, повлияли на содержание высоты звука, педалирование и темп нескольких ключевых отрывков. [ 5 ] В 1994 году Андрей Каспаров был солистом Филармонического оркестра Колумбуса Индианы (ранее Columbus Pro Musica). [ 8 ] на мировой премьере переработанного издания. По словам дирижера Дэвида Боудена и присутствовавшего Питера Бартока: «Эти изменения обычно делают фортепианную партию более доступной или проясняют вопросы аккордовой структуры...». [ 9 ]

Переработанные издания двухфортепианной редукции и оркестровой партитуры Фортепианного концерта № 3 теперь доступны в Boosey & Hawkes . [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]

Фортепианный концерт № 3 состоит из трех частей:

  1. Аллегретто
  2. Религиозная пословица
  3. Живой веселый

которые в совокупности имеют продолжительность примерно 23 минуты. Первоначально пьеса была написана для 2- х флейт (2-й дублирующий пикколо ), 2-х гобоев (2-й дублирующий английский рожок ), 2-х кларнетов в A и B (2-й дублирующий бас-кларнет ), 2-х фаготов , 4 валторны фа фа, 2 трубы до мажор, 3 тромбона , туба , литавры , перкуссия , струнные , и фортепиано .

Аллегретто

[ редактировать ]

Первая часть, основанная в основном на ми мажоре , представляет собой оригинальную венгерскую «народную тему», похожую на венгерский танец вербункос девятнадцатого века . Тема впервые представлена ​​фортепиано.

Первый аккорд первой части, состоящий из четырех звуков: E, F , A и B, относительно тональный, особенно по сравнению с первым аккордом Фортепианного концерта № 1 . Аккорд развивается дальше с добавлением C во втором такте, в результате чего получается пентатоника , за которой следует G , оставляя мажорную гамму без D . Барток продолжает добавлять D, чтобы завершить миксолидийский лад, а затем G natural, чтобы обозначить дорийский лад. Наконец, в шестом такте Барток отображает лидийский лад через G и A . [ нужна ссылка ] Этот сложный мелодический рисунок является примером того, что Барток назвал « полимодальным хроматизмом », быстрой сменой многих ладов посредством хроматических изменений для создания хроматической текстуры. [ 4 ]

Религиозная пословица

[ редактировать ]

Вторая часть, основанная на до мажоре , кажется, отражает стиль Бетховена хорала . Струнное вступление, за которым следует хорал на фортепиано, является явным намеком на третью часть струнного квартета ля минор Бетховена . [ 12 ] [ 13 ]

Барток включает в себя гармонию, связанную с аккордом Тристана , набором интервалов из Рихарда Вагнера оперы «Тристан и Изольда» , которую называют «характерно грустной и тоскующей гармонией романтизма ». [ 4 ] Окончательное разрешение аккорда Тристан представляет собой пентатонику на основе до , и, поскольку Барток, как известно, считал пентатонику главной характеристикой древней венгерской народной песни, ее можно считать музыкальным символом его венгерской родины. Бартока Средняя часть выполнена в стиле «Ночная музыка» . Содержит имитации естественных звуков насекомых и криков птиц . [ 12 ]

Живой веселый

[ редактировать ]

Третья и последняя часть демонстрирует радость жизни и очевидный оптимизм, часто встречающиеся в последних частях Бартока, хотя и со значительно более сильным народным вдохновением с очевидной венгерской народной мелодией и возвращающейся темой, напоминающей рондо . Было сказано, что это движение «передаёт заразительный кипучий дух народной песни». [ 14 ] Есть также центральная секция фугато, выполненная почти в стиле барокко.

  1. ^ Морган, Роберт П., Музыка двадцатого века , WW Norton & Company, Inc., Нью-Йорк, стр. 179–186, [1991]
  2. ^ Антоколец, Эллиотт, Музыка Белы Бартока: исследование тональности и прогресса в музыке двадцатого века , Univ. из California Press, Беркли, [1984]
  3. ^ Ковач, Шандор, «Последние концерты», в The Bartók Companion под редакцией Малкольма Гиллиса (Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1993), стр. 538–553
  4. ^ Перейти обратно: а б с Гиллис, Малкольм, «Последние камерные произведения», в The Bartók Companion под редакцией Малкольма Гиллиса (Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1993), стр. 331–345.
  5. ^ Перейти обратно: а б Каспаров Андрей. «Третий фортепианный концерт в переработанном издании 1994 года: новые исправления композитора». Венгерский музыкальный ежеквартальный журнал 11, № 3–4 (2000): 2–11.
  6. ^ Перейти обратно: а б Барток, Питер (август 2008 г.). «Произведения Белы Бартока, исправленные издания» . Bartokrecords.com . Проверено 21 мая 2013 г.
  7. ^ Сомфаи, Ласло . Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1996.
  8. ^ Филармония Колумбуса, Индиана (17 сентября 2011 г.). «Филармония Колумбуса Индианы | История филармонии Колумбуса Индианы» . Thecip.org. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 21 мая 2013 г.
  9. ^ Слудер, Клод К. «Пересмотренная композиция Бартока освещает концерт Pro Musica». Республика 16 февраля 1994 года.
  10. ^ Бузи и Хоукс. «Бела Барток - Концерт для фортепиано с оркестром 3 (1994)» . Boosey.com . Проверено 21 мая 2013 г.
  11. ^ Бузи и Хоукс. «Бела Барток - Концерт для фортепиано с оркестром 3» . Boosey.com . Проверено 21 мая 2013 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Ковач, Янош, «Концерт для фортепиано с оркестром № 3» Буклет для Hungaroton HCD 31888-91 (2000)
  13. ^ Уиттолл, Арнольд, Концерт в наше время: Центральная Европа в двадцатом веке в Путеводителе по концерту , под редакцией Лейтона, Роберта, Oxford University Press, стр. 284, [1996]
  14. ^ Ниссман, Барбара, Барток и фортепиано: взгляд исполнителя , The Scarecrow Press, Inc., Lanham, стр. 274-283, [2002]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b36c821dc1846ca1e6c44558681f842e__1717781340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/2e/b36c821dc1846ca1e6c44558681f842e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 3 (Bartók) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)