Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Барток)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми мажор , Sz. 119, BB 127 Белы Бартока — музыкальное произведение для фортепиано с оркестром . Произведение было написано в 1945 году, в последние месяцы его жизни, как сюрприз на день рождения его второй жены Дитты Пастори-Барток .
Он состоит из трех частей, а среднее время полного исполнения составляет от 23 до 27 минут.
Контекст
[ редактировать ]Фортепианный концерт № 3 был одним из произведений, написанных Бартоком после отъезда из Венгрии после начала Второй мировой войны . Миграция Бартока из Европы в Америку предшествовала миграции его музыки. Отсутствие местного интереса в сочетании с длительной борьбой Бартока с лейкемией и общим чувством дискомфорта в американской атмосфере помешали Бартоку много сочинять в первые годы его пребывания в Америке. К счастью, композитору было поручено создать Концерт для оркестра , который был принят чрезвычайно хорошо и уменьшил финансовые трудности композитора. [ нужна ссылка ]
Это, в сочетании с улучшением состояния здоровья, позволило изменить общее настроение композитора. Некоторые считают, что изменения в эмоциональном и финансовом состоянии композитора являются основной причиной, казалось бы, легкого, воздушного, почти неоклассического тона третьего фортепианного концерта, особенно по сравнению с более ранними произведениями Бартока. [ 1 ] [ 2 ]
Однако, хотя сочинение произведения было подарком (предстоящее 42-летие его жены Дитты Пастори-Барток 31 октября 1945 года - Барток предназначил ей исполнить сольную партию, обеспечив ей источник дохода после его смерти [ 3 ] ) в отличие от того, что комиссия, несомненно, повлияла на процесс создания, некоторые считают, что это [ кем? ] более вероятно, что это произведение стало кульминацией тенденции к сокращению и упрощению, которая началась почти десятью годами ранее, со Второго скрипичного концерта , и завершила исследование Бартоком тональности и сложности. [ 4 ]
Барток умер 26 сентября 1945 года, концерт был завершен, за исключением оркестровки последних 17 тактов. Задачу завершить их оркестровку на основе нот Бартока в конечном итоге выполнил друг композитора Тибор Серли . Третий фортепианный концерт позже был опубликован в издании Серли и Эрвина Стайна , редактора Boosey & Hawkes . [ 5 ]
Премьера состоялась в Филадельфии 8 февраля 1946 года под управлением венгерского дирижера Юджина Орманди с Дьёрдь Шандором в роли солиста-фортепиана.
Начиная с 1990-х годов сын композитора, Петер Барток , вместе с аргентинским музыкантом Нельсоном Делламаджоре работал над переизданием и исправлением прошлых изданий Третьего фортепианного концерта, чтобы искоренить множество печатных ошибок, выявленных, но так и не исправленных его отцом. [ 6 ] [ 7 ] Изменения, внесенные в Фортепианный концерт, хотя и немногочисленны, повлияли на содержание высоты звука, педалирование и темп нескольких ключевых отрывков. [ 5 ] В 1994 году Андрей Каспаров был солистом Филармонического оркестра Колумбуса Индианы (ранее Columbus Pro Musica). [ 8 ] на мировой премьере переработанного издания. По словам дирижера Дэвида Боудена и присутствовавшего Питера Бартока: «Эти изменения обычно делают фортепианную партию более доступной или проясняют вопросы аккордовой структуры...». [ 9 ]
Переработанные издания двухфортепианной редукции и оркестровой партитуры Фортепианного концерта № 3 теперь доступны в Boosey & Hawkes . [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]
Музыка
[ редактировать ]Фортепианный концерт № 3 состоит из трех частей:
- Аллегретто
- Религиозная пословица
- Живой веселый
которые в совокупности имеют продолжительность примерно 23 минуты. Первоначально пьеса была написана для 2- х флейт (2-й дублирующий пикколо ), 2-х гобоев (2-й дублирующий английский рожок ), 2-х кларнетов в A и B ♭ (2-й дублирующий бас-кларнет ), 2-х фаготов , 4 валторны фа фа, 2 трубы до мажор, 3 тромбона , туба , литавры , перкуссия , струнные , и фортепиано .
Аллегретто
[ редактировать ]Первая часть, основанная в основном на ми мажоре , представляет собой оригинальную венгерскую «народную тему», похожую на венгерский танец вербункос девятнадцатого века . Тема впервые представлена фортепиано.
Первый аккорд первой части, состоящий из четырех звуков: E, F ♯ , A и B, относительно тональный, особенно по сравнению с первым аккордом Фортепианного концерта № 1 . Аккорд развивается дальше с добавлением C ♯ во втором такте, в результате чего получается пентатоника , за которой следует G ♯ , оставляя мажорную гамму без D ♯ . Барток продолжает добавлять D, чтобы завершить миксолидийский лад, а затем G natural, чтобы обозначить дорийский лад. Наконец, в шестом такте Барток отображает лидийский лад через G ♯ и A ♯ . [ нужна ссылка ] Этот сложный мелодический рисунок является примером того, что Барток назвал « полимодальным хроматизмом », быстрой сменой многих ладов посредством хроматических изменений для создания хроматической текстуры. [ 4 ]
Религиозная пословица
[ редактировать ]Вторая часть, основанная на до мажоре , кажется, отражает стиль Бетховена хорала . Струнное вступление, за которым следует хорал на фортепиано, является явным намеком на третью часть струнного квартета ля минор Бетховена . [ 12 ] [ 13 ]
Барток включает в себя гармонию, связанную с аккордом Тристана , набором интервалов из Рихарда Вагнера оперы «Тристан и Изольда» , которую называют «характерно грустной и тоскующей гармонией романтизма ». [ 4 ] Окончательное разрешение аккорда Тристан представляет собой пентатонику на основе до , и, поскольку Барток, как известно, считал пентатонику главной характеристикой древней венгерской народной песни, ее можно считать музыкальным символом его венгерской родины. Бартока Средняя часть выполнена в стиле «Ночная музыка» . Содержит имитации естественных звуков насекомых и криков птиц . [ 12 ]
Живой веселый
[ редактировать ]Третья и последняя часть демонстрирует радость жизни и очевидный оптимизм, часто встречающиеся в последних частях Бартока, хотя и со значительно более сильным народным вдохновением с очевидной венгерской народной мелодией и возвращающейся темой, напоминающей рондо . Было сказано, что это движение «передаёт заразительный кипучий дух народной песни». [ 14 ] Есть также центральная секция фугато, выполненная почти в стиле барокко.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Морган, Роберт П., Музыка двадцатого века , WW Norton & Company, Inc., Нью-Йорк, стр. 179–186, [1991]
- ^ Антоколец, Эллиотт, Музыка Белы Бартока: исследование тональности и прогресса в музыке двадцатого века , Univ. из California Press, Беркли, [1984]
- ^ Ковач, Шандор, «Последние концерты», в The Bartók Companion под редакцией Малкольма Гиллиса (Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1993), стр. 538–553
- ^ Перейти обратно: а б с Гиллис, Малкольм, «Последние камерные произведения», в The Bartók Companion под редакцией Малкольма Гиллиса (Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1993), стр. 331–345.
- ^ Перейти обратно: а б Каспаров Андрей. «Третий фортепианный концерт в переработанном издании 1994 года: новые исправления композитора». Венгерский музыкальный ежеквартальный журнал 11, № 3–4 (2000): 2–11.
- ^ Перейти обратно: а б Барток, Питер (август 2008 г.). «Произведения Белы Бартока, исправленные издания» . Bartokrecords.com . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Сомфаи, Ласло . Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1996.
- ^ Филармония Колумбуса, Индиана (17 сентября 2011 г.). «Филармония Колумбуса Индианы | История филармонии Колумбуса Индианы» . Thecip.org. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Слудер, Клод К. «Пересмотренная композиция Бартока освещает концерт Pro Musica». Республика 16 февраля 1994 года.
- ^ Бузи и Хоукс. «Бела Барток - Концерт для фортепиано с оркестром 3 (1994)» . Boosey.com . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Бузи и Хоукс. «Бела Барток - Концерт для фортепиано с оркестром 3» . Boosey.com . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ковач, Янош, «Концерт для фортепиано с оркестром № 3» Буклет для Hungaroton HCD 31888-91 (2000)
- ^ Уиттолл, Арнольд, Концерт в наше время: Центральная Европа в двадцатом веке в Путеводителе по концерту , под редакцией Лейтона, Роберта, Oxford University Press, стр. 284, [1996]
- ^ Ниссман, Барбара, Барток и фортепиано: взгляд исполнителя , The Scarecrow Press, Inc., Lanham, стр. 274-283, [2002]
Записи
[ редактировать ]- Симфонический оркестр Радио Берлина под управлением Ференца Фриксай , солист: Геза Анда , 1959/1960, запись в церкви Иисуса Христа в Берлине .
- Оркестр Новой Филармонии под управлением сэра Малкольма Сарджента , солист: Джон Огдон , записан до 1968 года в Европе, Angel/EMI.
- Будапештский симфонический оркестр под управлением Андраша Лигети, солист: Йенё Хандо , Наксос, 1994 г.
- Будапештский фестивальный оркестр под управлением Ивана Фишера , солист: Андраш Шифф , в апреле 1996 года записан в Будапеште в Итальянском институте культуры. Звукорежиссером был Эберхард Сенгпил .
- Лондонский симфонический оркестр под управлением Пьера Булеза , солистка: Элен Гримо , 2004.
- Фрэнк Заппа записал часть концерта в 1988 году во время своего последнего турне, и она включена в его альбом Make a Jazz Noise Here вместе с отрывком из Стравинского » «Истории солдата .