Jump to content

Струнный квартет № 15 (Бетховен)

Струнный квартет
№ 15
Поздний струнный квартет Людвига ван Бетховена
Портрет Людвига ван Бетховена работы Иоганна Стефана Декера , 1824 год.
Ключ Несовершеннолетний
Опус 132
Составленный 1825
Преданность Николай Галицын
Продолжительность около 45 мин .
Движения Пять
Премьера
Дата 6 ноября 1825 г. ( 1825-11-06 )
Исполнители Шуппанцигский квартет

Струнный квартет № 15 ля минор , соч. 132 Людвига ван Бетховена была написана в 1825 году , публичная премьера состоялась 6 ноября того же года Шуппанциг -квартетом и была посвящена графу Николаю Галицыну , как и Опп. 127 и 130. Традиционно присвоенный ему номер зависит от порядка его публикации; на самом деле это тринадцатый квартет по составу.

Пять частей квартета:

  1. Ассаи выдержан – Аллегро (ля минор)
  2. Аллегро ма нон танто (ля мажор)
  3. «Святая песнь благодарения божеству выздоравливающего в лидийском ключе». Молто адажио – Анданте (F Lydian )
  4. На марше очень оживленно (начинается) (ля мажор)
  5. Аллегро страстное (ля минор – ля мажор)

Выполнение работы занимает около 45 минут.

I. Очень выдержано – Аллегро

[ редактировать ]

Медленное вступление к первой части, как и в тринадцатом квартете, основано на мотиве , который повторяется в поздних квартетах, а в Große Fuge также : второй тетрахорд гармонической минорной гаммы . Часть представляет собой модифицированную сонатную форму , которая включает в себя три полных вращения экспозиционного первичного и вторичного тематического материала, каждый со своим тональным планом, в отличие от обычной сонатной формы, которая полностью циклически проходит через этот материал только дважды (для экспозиции и перепросмотра). ).

Первое экспозиционное вращение начинается с тоники и спускается на треть до VI (фа мажор) для второй ключевой области (м. 48), тогда как второе – следующее за эпизодом развития – представляет собой почти прямую транспозицию, начинающуюся с ми минор ( m 103) и аналогично перемещается на треть вниз до до мажор. Последнее сокращенное вращение (м. 193) остается в тонике на протяжении всего времени, за ним следует кода (м. 232) с доминирующей педалью .

Необычная структура движения вызвала множество аналитических интерпретаций. Композитор Роджер Сешнс описывает эту форму как скорее тройную экспозицию, чем обычную сонатную форму . [ 1 ] а второе вращение можно интерпретировать как имитацию экспозиционного повтора, наблюдаемого во многих экспозициях классической сонатной формы, с дополнительным интересом транспозиции. И наоборот, другие аналитики интерпретировали второе вращение как начало перепросмотра или как «эффект двойного перепросмотра», а не как экспозиционное повторение, при этом Хепокоски и Дарси описывали его как «тонально «неправильный» перепросмотр, за которым следует заметно разнообразное , «правильный» в тонике». [ 2 ] и Джозеф Керман , хотя и с оговорками, ссылается на «перепросмотр ми-минор» и «перепросмотр ля-минор». [ 3 ]

Чарльз Розен , с другой стороны, считал, что эта структура, как и все произведения Бетховена, подчиняется принципу сонатного разрешения, указывая на 75-ю и 89-ю симфонии Гайдна как на прецеденты. Для Розена экспозиция состоит из разделов ля минор и фа мажор; краткий эпизод развития — это настоящее развитие; а средний раздел, непосредственно транспонирующий экспозицию, представляет собой гармоническое развитие (в доминантной и средней тональности, на диезной стороне тоники), выступая тематически как репризирование. Это позволяет заключительному разделу действовать как гармонический перепросмотр (поскольку он остается в тонике на протяжении всего произведения), в то же время включая тематическое развитие. [ 4 ]

II. Веселый, но не очень

[ редактировать ]

Вторая часть представляет собой менуэт с трио, а не скерцо с повторяющимся трио, которое Бетховен чаще всего использовал в своих произведениях, начиная со второй симфонии . Трио напоминает мюзет своими мелодиями поверх устойчивых тонических (здесь ля) тонов. Он частично повторно использует Аллеманду WoO 81 Бетховена.

Чтобы начать это движение ( Слушайте ), Бетховен раскрывает кварту в трехнотном жесте (G –A–C ) четыре раза, при этом скрипки и альт звучат в унисон , а виолончель – на октаву ниже. В м. 5 этот мотив сочетается с перевернутой вариацией (с выделением нисходящей квинты) в смешанном ритме.

Открытие второй части Струнного квартета Бетховена ля минор, соч. 132

Филип Рэдклифф (1965, стр. 114) говорит, что трехнотный жест разделяет с началом первой части «необычную особенность начала с ведущей ноты гаммы». [ 5 ] Дэниел Чуа (1995, стр. 113) отмечает, что это создает «ритмическую амбивалентность», особенно когда два мотива объединяются в такте 5: «Таким образом, когда два паттерна переплетаются, создается легкое напряжение, вызванное различными ритмическими токами и допускает возможность двух противоречивых метрических интерпретаций». [ 6 ] [ 7 ]

Трио добавляет к частям своей Alemande WoO 81 (также ля мажор) педальную ноту ля (сначала на первой скрипке, а затем на других инструментах), что создает звуковую атмосферу, напоминающую старинную или популярную музыку, исполняемую на волынке или шарманке. лиры .

III. Очень адажио – Анданте

[ редактировать ]

Третья часть продолжительностью около 15–20 минут является самой длинной в квартете. Формально описанный, он чередует медленные части в модальном F с более быстрыми частями, « Neue Kraft fühlend » («чувство новой силы»), в D. Каждая из медленных частей состоит из двух элементов: (1) отрывок, напоминающий начало первая часть, в которой инструменты накладываются друг на друга кратким мотивом; (2) хорал , настоящая песня. В трех случаях медленной части перекрывающиеся мотивы становятся все более ритмически сложными, в то время как хорал сокращается, и два элемента становятся все более интегрированными. характерно усиление мотива головы К концу движения .

Бетховен написал это произведение после того, как выздоровел от серьезного кишечного заболевания, которое, как он боялся, было смертельным, поскольку оно мучило его всю зиму 1824–1825 годов. Таким образом, третью часть он возглавил словами « Heiliger Dankgesang eines Genesenen an die Gottheit, in der lydischen Tonart » («Святая песнь благодарения выздоравливающего божеству в лидийском стиле »).

IV. На марше очень оживленно

[ редактировать ]

Этот короткий (2-минутный) марш ля мажор ведет непосредственно к рондо -финалу через речитативный отрывок.

В. Аллегро страстное

[ редактировать ]

Движение выполнено в форме сонаты-рондо (АБАКАБА). Эскизы Бетховена показывают, что эта тема изначально предназначалась для инструментального завершения Девятой симфонии , но была оставлена ​​ради знаменитого ныне хорового финала. Часть заканчивается кодой ля мажор.

Племянник Бетховена Карл ван Бетховен сообщил о премьере своему дяде: «Квартет получил много аплодисментов, все прошло очень хорошо, и Линке сыграл лучше, чем когда-либо». [ 8 ] Марк Свед утверждал, что квартет представляет собой «психологию боли и болезни», написанную после того, как Бетховен выздоровел от болезненного воспаления кишечника . [ 9 ]

Некоторые считают, что этот квартет Т.С. Элиота побудил к написанию « Четырех квартетов» ; конечно, в письме Стивену Спендеру было записано , что у него есть копия квартета ля минор на граммофоне: «Я считаю, что учеба совершенно неисчерпаема. Есть какая-то небесная или, по крайней мере, более чем человеческая веселость в некоторых его поздних вещах, которые, как можно представить, могут прийти к вам как плод примирения и облегчения после огромных страданий; Мне бы хотелось воплотить это в стихах, прежде чем я умру». [ 10 ]

В своем романе «Точка-контрапункт » Олдос Хаксли подробно упоминает и описывает этот квартет в последней главе, посвященной смерти/самоубийству персонажа Мориса Спэндрелла. Колма Тойбина « В романе Волшебник» 2021 года изображены размышления Томаса Манна о его собственном творчестве, вдохновленные прослушиванием этого квартета.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «СЕССИИ: Струнный квинтет/Струнный квартет №1/Каноны (памяти Игоря Стравинского)» . www.naxos.com .
  2. ^ Хепокоски, Джеймс и Уоррен Дарси. (2006) Элементы теории сонаты: нормы, типы и деформации в сонате конца восемнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 280.
  3. ^ Керман, Джозеф. (1967) Квартеты Бетховена . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, с. 247.
  4. ^ Розен, Чарльз (1988). Сонатные формы (2-е изд.). WW Нортон и компания. п. 355 . ISBN  0-393-30219-9 .
  5. ^ Рэдклифф, П. (1965) Струнные квартеты Бетховена . Лондон, Библиотека Университета Хатчинсона.
  6. ^ Чуа, Д. (1995), Квартеты Бетховена "Галицин" . Издательство Принстонского университета.
  7. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Струнный квартет Людвига ван Бетховена № 15 ля минор, соч. 132 - 2. Allegro ma non tanto» . Ютуб .
  8. ^ Людвиг ван Бетховен, Книги для разговоров , изд. Карл-Хайнц Кёлер, Грита Херре, Дагмар Бек и др., 11 томов, Лейпциг, 1968–2001, том 7, стр. 182.
  9. ^ «Бетховен во времена пандемии: как Опус 132 — это путешествие через болезнь и исцеление» . Лос-Анджелес Таймс . 2020-07-02 . Проверено 08 августа 2022 г.
  10. ^ Митчелл, Кэти (18 ноября 2005 г.). «Встреча умов» . Хранитель .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ноордуин, Мартен (2023). «Преодоление медлительности в позднем стиле Бетховена». В Купер, Барри и Мэтью Пилчер (ред.). Манчестерские исследования Бетховена . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 224. eISBN 9781526155696.
  • Сешнс, Роджер. Музыкальный опыт композитора, исполнителя, слушателя. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1958. Мягкая обложка.
  • Вернон, Дэвид. Бетховен: Струнные квартеты . Эдинбург: Candle Row Press, 2023. ISBN  978-1739659929 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15f0b7661bf2a936da3458f88b7b04ca__1723134600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/ca/15f0b7661bf2a936da3458f88b7b04ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 15 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)