Струнный квартет № 14 (Бетховен)
Струнный квартет | |
---|---|
№ 14 | |
Поздний струнный квартет Людвига ван Бетховена | |
![]() Бетховена Эскизы к его соч. 131 квартет в Британской библиотеке | |
Ключ | До-диез минор |
Опус | 131 |
Составленный | 1826 |
Преданность | Барон Йозеф фон Штуттергейм |
Продолжительность | в. 45 мин. |
Движения | Семь |
Струнный квартет № 14 до ♯ , минор соч . 131, был завершен Людвигом ван Бетховеном в 1826 году. Это последнее произведение трио струнных квартетов , написанное в порядке орп. 132 , 130 (с окончанием Große Fuge ), 131.
Это был любимый Бетховен из поздних квартетов : цитируется, что он заметил другу, что найдет «новую манеру сочинения партий и, слава Богу, меньше недостатка воображения, чем раньше». [1] Говорят, что, прослушав выступление этого квартета, Шуберт заметил: «Что же нам после этого писать?» [2] Шуман сказал, что этот квартет и соч. 127 обладали «величием... которое не могут выразить никакие слова. Мне кажется, они стоят... на крайней границе всего, что до сих пор было достигнуто человеческим искусством и воображением». [3]
Эта работа посвящена барону Йозефу фон Штуттергейму в знак благодарности за то, что он взял племянника Бетховена Карла в армию после попытки самоубийства. Бетховен умер до публикации произведения Schott Music и до его первого исполнения, дата которого неизвестна.
Музыка
[ редактировать ]Продолжительностью около 40 минут, он состоит из семи частей, играемых без перерыва:
Движения, темпы, клавиши, метр, длина Нет. Индикация темпа Ключ Метр Длина Я. Медленно, но не слишком много и очень выразительно. До ♯ минор Около 7 минут II. Аллегро очень живое ре мажор 6
8Около 3 минут III. Аллегро модерато – Адажио си минор Около 45 секунд IV. Andante ma non tanto e tanto cantabile – Più mosso – Andante moderato e lusinghiero – Адажио – Аллегретто – Адажио, ма нон танто и просто – Аллегретто майор 2
4Около 14 минут V. Скоро Ми мажор около 5 1 ⁄ минуты МЫ. Адажио почти маленькое анданте Соль ♯ минор 3
4Около 2 минут VII. Аллегро До ♯ минор Около 6 1 ⁄ минуты
Оп. 131 квартет – это монументальный подвиг интеграции. [ нужна ссылка ] Хотя Бетховен сочинил квартет в шести различных ключевых областях, произведение начинается и заканчивается в до ♯ минор. Финал напрямую цитирует тему фуги первой части во второй тематической области. Такой тип циклической композиции был авангардом для произведения того периода. Джозеф Керман писал: «Явная функциональная отсылка к теме другого движения: такого никогда не бывает». [4] (Это произошло в некоторых других произведениях Бетховена, таких как Соната для фортепиано соч. 101 , Соната для виолончели соч. 102 № 1 , а также Пятая и Девятая симфонии ; это даже произошло раньше в Йозефа Гайдна . Сорок шестой симфонии Тем не менее, это произошло в некоторых других произведениях Бетховена. , соч. 131 — первое произведение Бетховена, в котором цитата полностью интегрирована в новый контекст, а не выглядит как явная цитата, хотя даже этот эффект был предвиден годом ранее в » молодого Феликса Мендельсона и «Октете гораздо раньше. в Кристиана Латроба «Сонате мажор для фортепиано, посвящённой Гайдну» .)
Оп. 131 часто группируется с Opp. есть общие мотивы 132 и 130. В трех произведениях . В частности, важной фигурой, общей для всех этих произведений, является «девизная» фуга, в которой ведущая нота поднимается до тоники, затем переходит в минорную шестую и затем опускается до доминанты.
Этот квартет — одно из самых неуловимых в музыкальном отношении произведений Бетховена. Об этой теме много писали с самого начала после ее создания, от Карла Хольца , второго скрипача Шуппанциг -квартета , до Рихарда Вагнера и современных музыковедов. Одной из популярных тем является возможное религиозное/духовное происхождение этой работы, что подтверждается сходством с Торжественной Миссой . В первой части соч. 131, непрерывно струящаяся текстура напоминает «Бенедикта и Донью Нобис Пацем» из более ранних работ. Кроме того, намеренно или нет, Бетховен цитирует мотивирующую фигуру из «Торжественной мессы» во второй части квартета.
За неделю до смерти Шуберта к нему приехал Хольц и его струнный квартет. Последним музыкальным произведением, которое Шуберт хотел услышать, был Струнный квартет № 14; Позже Хольц вспоминал, что «Шуберт был в таком порыве восторга и энтузиазма и был настолько потрясен, что мы все боялись за него». [5]
Произведение вошло в сюжет фильма 2012 года «Поздний квартет» . Он также был показан в эпизоде Band of Brothers «Почему мы сражаемся».
Анализ
[ редактировать ]I. Медленно, но не слишком и очень выразительно.
[ редактировать ]Фуга гармонической на следующую тему, содержащая (такты 2–3) второй тетрахорд , минорной гаммы объединяющий мотив последних струнных квартетов Бетховена:
Рихард Вагнер сказал, что это движение «выявляет самые меланхоличные чувства, выраженные в музыке». [6] Джозеф Керман называет ее «самой трогательной из всех фуг». [7] Дж. У. Н. Салливан (1927, стр. 235) считает это «самым сверхчеловеческим музыкальным произведением, которое когда-либо писал Бетховен». [8] Филип Рэдклифф говорит, что «[простое] описание ее формального плана не может дать большого представления о необычайной глубине этой фуги». [9]
II. Аллегро очень живое
[ редактировать ]Нежный танец сложным дупловым размером в тональности ре мажор в компактной сонатной форме на следующую народную тему:
III. Аллегро модерато – Адажио
[ редактировать ]В духе речитативо облигато в тональности си минор ; модуляция от си минор до ми мажор служит кратким вступлением к следующей части.
IV. Вариации
[ редактировать ]Это центральная часть квартета, представляющая собой набор из 7 вариаций (6 полных и 1 неполная, с кодой ) на следующую простую тему ля мажор, разделяемую первой и второй скрипками:
Указания темпа вариаций: Andante ma non tanto e tanto cantabile – Andante moderato e lusingiero – Adagio – Allegretto – Adagio, ma non tanto e simple – Allegretto
Эта часть является апофеозом формы «Большой вариации» позднего периода Бетховена.
V. Presto
[ редактировать ]В ми мажоре это блестящее скерцо (правда, в двойном, а не в тройном такте ), основанное на следующей простой идее:
Ближе к концу скерцо есть «поразительный» отрывок пианиссимо суль понтичелло, написанный для всех инструментов, в основном на самых высоких струнах». [10] Джозеф Керман спрашивает: «Был ли этот звук Бетховен на самом деле слышал в те дни, когда он слышал, или он впервые издал этот звук в 1826 году? Глухой Бетховен был вполне способен «слышать», воображать или изобретать не только отношения между нотами, но и чистые и простые звучности». [10]
ТЫ. Адажио почти маленькое анданте
[ редактировать ]В соль ♯ минор эта часть имеет тактовую форму с кодой , которая служит медленным, мрачным вступлением к следующей части.
VII. Жизнерадостный
[ редактировать ]Финал выполнен в сонатной форме и возвращается к основной тональности до минор . Первый предмет имеет две основные идеи:
Бурный ритм этой темы контрастирует с высокой лирической второй темой:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, Майкл (1994). Роберт Винтер; Роберт Мартин (ред.). Компаньон квартета Бетховена . Издательство Калифорнийского университета. п. 264. ИСБН 0-520-08211-7 .
- ^ Вулф, Закари (8 августа 2011 г.). «На фестивале Моцарта сияют Дворжак и другие» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Роберт Шуман (1877). Музыка и музыканты: очерки и критика . Переведено и отредактировано Фанни Рэймонд Риттер. Издательство Оксфордского университета. п. 391.
- ^ Керман 2001–2002 гг .
- ^ Соломон 1979 , с. 125, со ссылкой на Deutsch 1958 , с. 299.
- ^ Бергер, Мелвин (2001). Путеводитель по камерной музыке , с. 67, Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-41879-0
- ^ Керман 1967 , с. 330.
- ^ Салливан, JWN (1927) Бетховен: его духовное развитие . Лондон, Джонатан Кейп
- ^ Рэдклифф, Филип (1965). Струнные квартеты Бетховена . Лондон: Хатчинсон. п. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Керман 1967 , с. 339.
Источники
- Дойч, Отто Эрих (1958). Шуберт: Мемуары его друзей . Перевод Розамонд Лей; Джон Ноуэлл. Лондон: A. & C. Black.
- Керман, Джозеф (1967). Квартеты Бетховена . Кнопф. ISBN 9780193151352 .
- Керман, Джозеф (осень 2001 г. - весна 2002 г.). «Опус 131 Бетховена и сверхъестественное». Музыка XIX века . 25 (2–3): 155–164. дои : 10.1525/ncm.2001.25.2-3.155 . JSTOR 10.1525/ncm.2001.25.2-3.155 .
- Соломон, Мейнард (ноябрь 1979 г.). «Шуберт и Бетховен». Музыка XIX века . 3 (2): 114–125. дои : 10.2307/746283 . JSTOR 746283 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барри, Барбара (весна 2017 г.). «Невидимые города и воображаемые пейзажи 'quasi una fantasia': о Бетховене, оп. 131» (PDF) . Музыкальные времена . 158 (1938): 5–26. JSTOR 44862800 – через Бостонский университет .
- Ноябрь, Нэнси (2021 г.). Струнный квартет Бетховена до-диез минор, соч. 131 . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190059200.001.0001 . ISBN 9780190059200 .
- Росс, Меган (2019). минор Бетховена Критический и художественный прием струнного квартета до ♯ , соч. 13 (доктор философии). Кафедра музыки Колледжа искусств и наук Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл .
- Вернон, Дэвид (2023). Бетховен: Струнные квартеты . Эдинбург: Candle Row Press, 2023. ISBN 978-1739659929 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Струнный квартет № 14, соч. 131 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Выступление из струнного квартета «Орион» музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Струнный квартет № 14 до-диез минор, опус 131 Людвига ван Бетховена в Project Gutenberg , PDF и Finale файлы
- Отчет об отношениях между Бетховеном, его племянником Карлом и посвященным Йозефом фон Штуттергеймом , а также обстоятельства создания этого квартета.
- Комментарий Роберта Винтера в интервью Джейсону Лопесу о квартете в его исполнении, сокращен до 17 минут, 31 октября 2010 г.
- Видео на YouTube , Квартет Альбана Берга
- Аудио на YouTube, органная аранжировка Ирис Лан.
- Струнный квартет № 14 на AllMusic