Симфония № 46 (Гайдн)
Йозефа Гайдна Симфония № 46 си мажор «Хобокен I/46» была написана в 1772 году, в период его «Бури и натиска» .
Произведение написано для двух гобоев , фагота , двух валторн и струнных . [ 1 ]
Произведение написано в стандартном четырехчастном формате .
- Живой , 4
4 - Поко адажио си минор, 6
8 - Менуэт и Трио (Трио си минор): Аллегретто , 3
4 - Финал: Быстрый и шутливый , 2
2
Тональность си мажор, что весьма необычно для классического периода, [ 2 ] задает тон произведения, наполненный тревогой, беспокойством и поиском.
Первая часть начинается с четырехнотного мотива в унисон , напоминающего Симфонию № 44 ( Трауэра ), но квазиперевернутого. [ 3 ] Он развит в различных тональностях, с частыми модуляциями в минор и другие дистанционные тональности. В преднамеренном «сюрпризе» движение, кажется, входит в перепросмотр через несколько секунд после начала развития, прежде чем вернуться к драматическому проходу развития. Перепросмотр продолжает развитие еще дальше, переходя в диссонанс, прежде чем резко завершиться.
Вторая часть си минор. Это восторженная пастораль, покачивающаяся над бегущей фигурой баса, с синкопированной фигурой в приглушенных скрипках, поддерживающей напряжение.
Менуэт более напорист по тону, но его уверенность подрывает жалобное, почти торжественное трио , опять же си минор. Трио «бесмелодичное», похожее на Трио менуэта в Симфонии № 29 , и Гайдн, возможно, намеревался использовать сольный инструмент, чтобы импровизировать тему под аккомпанемент.
Многие симфонии Гайдна содержат более поразительные сюрпризы, чем тот, который прославил его Симфонию «Сюрприз» . Неожиданностью здесь является финальная часть. Вступление представляет собой типичную энергичную тему скрипок, которая быстро подхватывается и развивается, с выступающими валторнами. Музыка устремляется вперед и внезапно обрывается, прерываясь заключительным отрывком менуэта, за которым следует повторение всей второй половины менуэта. Затем снова врываются рожки с основной темой финала, но они затихают, и музыка почти замирает. Затем, на нижней педали на валторнах, струны доводят движение и симфонию до быстрого и резкого завершения. [ 4 ] Хотя неизвестно, был ли он знаком с этой симфонией, Людвиг ван Бетховен позже сделал то же самое в финале своей Пятой симфонии , прерывая работу повторением материала из предыдущей части, прежде чем вернуться к теме текущей части.
Поскольку все движения имеют одну и ту же тонику , произведение гомотонно .
Дискография
[ редактировать ]Во времена Гайдна для этой симфонии требовалось использование изогнутых валторн в B natural. За исключением исполнения на старинных инструментах, валторны теперь используют клапанные валторны и мысленно выполняют транспозицию валторн в си-бемоль от валторн в фа или си-бемоль. Во многих записях музыканты читают свои партии как для валторн си-бассо, а не си-альтом. Неясно, какую октаву хотел композитор, но партитура указывает на бас. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ HC Роббинс Лэндон, Симфонии Йозефа Гайдна . Лондон: Universal Edition & Rockliff (1955): 686. «2 об., 2 кор., ул. [фаг.]».
- ^ Энтони Ходжсон, Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Лондон: The Tantivy Press (1976): 74. « Симфония № 46 си-бемоль снова является примером необычной тональности».
- ^ Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 0-253-33487-X ), стр. 136-139 (2002).
- ^ Кембриджский компаньон Гайдна , под редакцией Кэрил Лесли Кларк. Издательство Кембриджского университета, 2005 г. ISBN 0-521-83347-7
- ^ Ходжсон (1976): 74, сноска. «Все записи, доступные на момент написания, противоречат [] Universal Edition, поскольку валторны транспонируются на октаву ниже, чем интервал секунды, показанный в опубликованной партитуре». Ходжсон был совершенно сбит с толку перестановкой валторн; валторнисты со времен Баха, Генделя и Вивальди играли свои партии на октаву ниже письменной высоты согласно инструкциям этих композиторов. Написание на одну октаву выше запланированной высоты было общепринятой системой обозначений, которая помогала композиторам избегать постоянных строк в бухгалтерской книге и неудобного размещения музыки. Тщательный анализ 46 показывает, что композитор имел в виду си-бассо, или на одну октаву и ступень ниже написанной высоты звука. [ оригинальное исследование? ]
Ссылки
[ редактировать ]- Роббинс Лэндон, ХК (1963) Йозеф Гайдн: критическое издание полного собрания симфоний , универсальное издание, Вена