Симфония № 8 (Гайдн)

Йозеф Гайдн написал свою Симфонию № 8 соль мажор по заказу князя Павла II Антона Эстерхази весной 1761 года, в переходный период между барочным и классическим периодами. Это третья часть из трех симфоний, которые князь Антон поручил ему написать: Le matin («Утро»; № 6), Le midi («Полдень»; № 7) и Le soir («Вечер»). ; № 8). Он дал ему в качестве вдохновения три времени суток.
оркестровка
[ редактировать ]Оркестровка, использованная в Симфонии № 8, очень похожа на стиль концерто гроссо периода барокко, где небольшая группа сольных инструментов противопоставлялась более крупному ансамблю. В Симфонии № 8 малая группа состоит из двух скрипок соло , виолончели соло соло и скрипки , а большой ансамбль состоит из одной флейты , двух гобоев , фагота , двух валторн , струнных и клавесина . Использование Гайдном фагота и клавесина напоминает бассо континуо, широко использовавшееся на протяжении всего периода барокко; однако он не так постоянно ездит.
Движения
[ редактировать ]Эта симфония имеет обычное для классической симфонии количество четырех частей (в тонике соль мажор, если не указано иное):
- Очень веселый , 3
8 - Анданте до мажор , 2
4 - Менуэт и Трио (Трио до мажор), 3
4 - Гроза : Скоро , 6
8
Первая часть представляет собой жигу в форме сонаты и цитирует мелодию из песни из Кристофа Виллибальда Глюка оперы Le diable à quatre под названием «Je n'aimais pas le tabac beaucoup» («Я не очень любил табак»). [ 1 ] [ 2 ] Заключительная часть, также в форме сонаты, с подзаголовком La tempesta , была призвана вызвать ощущение грозы.
В первой части струнные начинаются с основной восьмитактовой мелодии, темы, которая проходит через всю часть. Гайдн использует формат концерто гроссо во второй части с мелодией в концертино – две скрипки соло и виолончель соло. Мелодия менуэта довольно традиционна: тему трио занимают фагот, виолончель и струнные. В заключительной части, La tempesta (буря), струны имеют серию нисходящих фигур, напоминающих падающий дождь, а скачки на октавы в скрипке соло используются для создания напряжения. Интересный анекдот на тему флейты в этой части: Когда Гайдн описывает бурю в своей последней оратории «Времена года» , он использует ту же тему, что и в этой части, с той же оркестровкой – пассаж на флейте нисходящего сломанного аккорда.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кларк, Кэрил, Обзор новых направлений исследований Гайдна: Международный конгресс Джозефа Гайдна, Вена, 1982 (под редакцией Евы Бадура-Шкода ) (весна 1988 г.). Журнал музыковедения , 6 (2): стр. 245–257.
- ^ Чургин, Батия, «Музыкальные обзоры: Шесть симфоний на нескольких инструментах , опус 4 (Пьер ван Мальдер; под редакцией Крейга Листера) и Sinfonien 1761-bis 1763 (Йозеф Гайдн; под редакцией Юргена Брауна и Сони Герлах)» (июнь 1993 г.). Примечания (2-я сер.), 49 (4): с. 1630–32.
Ссылки
[ редактировать ]- Лэндон, Х. К. Роббинс (1963). Йозеф Гайдн: Критическое издание полного собрания симфоний . Универсальное издание, Вена.