Симфония № 75 (Гайдн)
Симфония № 75 ре мажор (Хобокен 1/75) — симфония, написанная Йозефом Гайдном между 1779 и 1781 годами .
Движения
[ редактировать ]Первоначально симфония была написана для флейты , двух гобоев , фагота , двух валторн и струнных . партии двух труб и литавр Позже были добавлены .
- Тяжелая — скоро
- Poco adagio (вариации Andante con во многих источниках), 3
4 - Менуэтто и Трио: Аллегретто , 3
4 - Финиш: Живой , 2
2
Вступительное медленное вступление отмечено Grave. Первая тема представляет собой лирический восходящий полутоновый мотив, за которым следуют три громких аккорда. Моцарт записал эту тему вместе с вступлениями 47-й и 62-й симфоний , предположительно, как заметил Чарльз Розен, «с прицелом дирижировать ими на своих концертах». [ 1 ] Вторая тема очень краткая и также содержит восходящий полутон. [ 2 ] Вторая тема в перепросмотре исключена. [ 3 ]
Вторая часть представляет собой тему в приглушенных струнных, за которой следуют четыре строфические вариации . Вторая вариация представляет собой диалог между фанфарами духовых и духовых инструментов с простым написанием струн. Третий представляет собой сольное струнное трио под аккомпанемент пиццикато. Здесь соло- виолончель играет непрерывно, вплетая шестнадцатые ноты в мелодию двух других соло-струн. [ 2 ]
Гайдн рассказал любопытную историю во время своего первого визита в Лондон:
«26 марта 1792 года на концерте г-на Бартелемона был английский священник, который впал в глубочайшую меланхолию, услышав мое Анданте (здесь Гайдн цитирует начало второй части Симфонии № 75), потому что накануне вечером ему приснилось, что такое Анданте было предчувствием его смерти — Он немедленно покинул компанию и слег в постель, и сегодня, 25-го числа. В апреле я узнал от господина Бартелемона, что этот протестантский священник умер». [ 4 ]
Элейн Сисман предположила, что Вольфганг Амадей Моцарт смоделировал медленную часть своего фортепианного концерта № 15 по второй части этой симфонии. [ 5 ]
Четвертая часть представляет собой «округлую бинарную форму с повторами обеих половин», которую иногда принимают за сонатную форму. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ с. 151 (1970) Розен
- ^ Перейти обратно: а б Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 025333487X ), стр. 180–181 (2002).
- ^ с. 183 (1974) Хьюз
- ^ с. 45 (1810) Гризингер
- ^ Меркадо, Марио Р.; Заслав, Нил (июнь 1999 г.). «Рецензия на книгу: Фортепианные концерты Моцарта: текст, контекст, интерпретация Нила Заслава». Примечания . Вторая серия. 55 (4). Ассоциация музыкальных библиотек: 879–883. дои : 10.2307/899584 . JSTOR 899584 .
- ^ с. 349 (2009) Харц
Ссылки
[ редактировать ]- Гризингер, Георг Август. Биографические заметки о Йозефе Гайдне («Биографические заметки о Йозефе Гайдне»), Breitkopf and Härtel, Лейпциг, 1810 г. Факсимиле с послесловием и примечаниями Питера Краузе, VEB Deutscher Verlag für Musik, Лейпциг 1979, стр. 45.
- Хартц, Дэниел. Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен: 1781–1802 гг ., WW Norton & Co., Нью-Йорк, 2009.
- Роббинс Лэндон, Х.К. Гайдн: Хроники и произведения , 5 томов, Indiana University Press, Блумингтон и Лондон, 1976–, т. 2, Гайдн в Эстерхазе, 1766–1790 гг .
- Оксфордские компаньоны композиторов: Гайдн , изд. Дэвид Вин Джонс, Oxford University Press, 2002. ISBN 0-19-866216-5
- Хьюз, Розмари. Гайдн , JM Dent & Sons Ltd., Лондон, 1974 г.
- Розен, Чарльз. Классический стиль: Гайдн, Моцарт и Бетховен WW Norton & Co., Нью-Йорк, 1970.