Симфония № 98 (Гайдн)
Симфония № 98 си мажор -бемоль , « Хобокен I/98» — шестая из двенадцати лондонских симфоний (номера 93–104), написанных Йозефом Гайдном . Она была завершена в 1792 году как часть симфоний, написанных во время его первой поездки в Лондон. Впервые оно было исполнено в зале «Ганновер-сквер» в Лондоне 2 марта 1792 года. Некоторые музыковеды и историки [ ВОЗ? ] интерпретируйте эту симфонию как дань уважения Гайдну своему другу Моцарту, умершему 5 декабря 1791 года.
История
[ редактировать ]Гайдн сочинил симфонию в начале 1792 года. В то время Гайдн находился в разгаре своего первого из двух визитов в Лондон по контракту на исполнение серии новых симфоний с оркестром под руководством Иоганна Петера Саломона в качестве концертмейстера . Симфония была исполнена 2 марта 1792 года в зале Ганновер-сквер , где Гайдн руководил оркестром с клавишных. Премьера состоялась через две недели после Симфонии № 93 и за неделю до Концертной симфонии . [ 1 ] Гайдн вспоминал, что на премьере № 98 на бис были исполнены первая и четвёртая части . [ 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение рассчитано для одной флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр , струнных и клавесина . [ 3 ] На премьере симфонии Гайдн, вероятно, исполнил партию цимбала на фортепиано . [ 4 ] но во многих современных спектаклях партия исполняется на клавесине, [ 5 ] вот что означает немецкое слово cembalo . Партия кембало записана только для краткого соло в четвертой части, но Гайдн дирижировал бы премьерой, сидя за клавишными, и, вероятно, использовал бы ее в непрерывной роли на протяжении всей симфонии. [ 6 ]
В современных исполнениях партия валторны B ♭ обычно исполняется с помощью валторн B ♭ бассо, а не B ♭ альт. Вполне вероятно, что на премьере 1792 года предпочтение отдавалось бассо-валторнам B ♭ , что сделало симфонию первой симфонией Гайдна, в которой использовался этот инструмент. Партии трубы и литавр также оцениваются в B ♭ . [ 7 ]
Движения
[ редактировать ]Первая часть: Адажио – Аллегро.
[ редактировать ]
Первая часть написана в сонатной форме , ей предшествует вступление с пометкой «Адажио». Вступление написано си ♭ минор и состоит из трех разных утверждений разорванного вверх аккорда, за которым следует нисходящее движение.
Затем Гайдн использует вступительный мотив в качестве основной темы части «Аллегро», хотя на этот раз он находится в си ♭ мажоре . Использование общего тематического материала во вступлении и собственно части - необычный для того времени композиционный прием. После своего первого высказывания в «Аллегро» этот мотив продолжает доминировать во всем движении. Экспозиция мажор модулируется доминантой ( фа ) , как это принято для сонатной формы, в мажорной тональности, но никакой новой темы не представлено. Вместо этого вступительная тема, хотя и в различной форме, повторяется в новой тональности. Таким образом, сонату можно назвать монотематической. [ 8 ] После экспозиции следует длинный развивающий раздел, а затем резюмирование , предполагающее необычайно существенные изменения в материале, представленном в экспозиции. [ 9 ]
Вторая часть: Адажио.
[ редактировать ]
Часть исполнена в фа мажорной и сонатной форме . Партии трубы и литавр отсутствуют. В этой торжественной и гимноподобной части заметно использован материал из двух произведений Моцарта , Коронационной мессы и Симфонии № 41 («Юпитер») , и, возможно, Гайдн задумал ее как дань уважения своему другу и товарищу. композитор, умерший в декабре 1791 года: Гайдн сочинял симфонию, когда услышал и был очень огорчен известием о смерти своего друга. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Основная тема движения, представленная струнными и отмеченная « cantabile », представляет собой почти точную цитату из Agnus Dei Моцарта из Коронационной мессы ; сходство с « Боже, храни короля ». также было отмечено [ 13 ] [ 14 ] Вторая тема — в доминанте ( до мажор ). Экспозиция . не повторяется Вместо этого есть раздел перехода в разработку . Именно в этом переходе появляется цитата из Симфонии № 41 Моцарта («Юпитер») . [ 15 ] Перепросмотр предполагает новую обработку основной темы: при первом повторении тема сопровождается отрывком для виолончели соло в контрапункте . После повторения второй темы гобои снова исполняют первую тему. Шесть тактов от конца части, первые два такта темы исполняются в последний раз гобоя и фагота под хроматический аккомпанемент струнных. Затем движение переходит в завершение пианиссимо . [ 16 ] Хроматизм, сопровождающий финальную постановку темы, не использовался в опубликованных изданиях симфонии до 1950-х годов, когда Х. К. Роббинс Лэндон восстановил оригинальную партитуру Гайдна. [ 11 ] Гайдн еще более точно процитировал Agnus Dei Коронационной мессы Моцарта в Agnus Dei своей собственной Harmoniemesse , и его партитура отражает партитуру Адажио в его Симфонии 98. [ 17 ]
Третья часть: Менуэт.
[ редактировать ]Третья часть — быстрый менуэт и трио . Менуэт находится в B ♭ мажоре . Его вторая часть традиционно начинается с доминанты фа мажор , но переходит в ля ♭ мажор для соло на флейте. [ 13 ] Трио остается в си ♭ мажоре , но в нем отсутствуют трубы, валторны и литавры. [ 18 ] Музыкальный критик Майкл Стейнберг охарактеризовал трио как «мягко-деревенское». [ 11 ]
Финал: Скоро
[ редактировать ]Четвертая часть — самый длинный финал среди симфоний Гайдна. Это в сонатной форме и 6
8 раз. [ 18 ] Экспозиция повторяется, и после того, как она завершается в доминанте фа мажор , следует длительная пауза, прежде чем начинается развитие в ля ♭ мажор . Разработка содержит модуляции широкого спектра тональностей и выдающиеся соло для главной скрипки, которой в премьерном исполнении был Иоганн Петер Саломон . Партия главной скрипки продолжается до начала перепросмотра, когда она солирует первую тему. После перепросмотра следует длинная кода, в которой Гайдн замедляет темп до «piu moderato», но затем вводит шестнадцатые ноты, чтобы придать движению новый импульс. Ближе к концу кода следует удивительное клавишное соло, состоящее из 11-тактного пассажа из шестнадцатых нот. [ 19 ] [ 20 ]
Гайдн не был виртуозом игры на клавишных инструментах. Но композитор и органист Сэмюэл Уэсли , присутствовавший на премьере 1792 года, вспоминал, что Гайдн мастерски исполнил клавишное соло:
- «Его игра на фортепиано Forte, хотя и не была такой, чтобы считать его первоклассным исполнителем этого инструмента, была, несомненно, аккуратной и отчетливой. В финале одной из его симфоний есть притягательный блестящий отрывок, который он придал Piano Forte, и автор этих мемуаров помнит, что он исполнил его с предельной точностью и аккуратностью». [ 21 ]
Типичное исполнение симфонии длится около 26 минут.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 243–244. ISBN 025333487X .
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Блумингтон и Лондон: Издательство Университета Индианы. п. 265. ИСБН 025333487X .
- ^ Стейнберг, Майкл , Симфония: Руководство для слушателей (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995), стр. 225–229.
- ^ Вигмор, Ричард (2011). Карманный путеводитель Фабера по Гайдну . Фабер и Фабер. п. 148. ИСБН 9780571268733 .
- ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 229 . ISBN 9780195126655 .
Штейнберг Гайдн.
- ^ Перейти обратно: а б Ходжсон, Энтони (1976). Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Тантивит Пресс. п. 138. ИСБН 9780838616840 .
- ^ Ходжсон, Энтони (1976). Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Тантивит Пресс. п. 137. ИСБН 9780838616840 .
- ^ Шредер, Дэвид (2005). Оркестровая музыка: симфонии и концерты в «Кембриджском спутнике Гайдна» . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 98. ИСБН 0521833477 .
- ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 227 . ISBN 9780195126655 .
- ^ Стаперт, Кальвин (2014). Игра перед Господом: жизнь и творчество Йозефа Гайдна . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 201. ИСБН 978-0802868527 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 228 . ISBN 9780195126655 .
- ^ http://www.adparnassum.org/pdf/abstracts/13.pdf. [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Перейти обратно: а б Вигмор, Ричард. «Симфония № 98 си-бемоль мажор» . www.hyperion-records.co.uk . Гиперион Рекордс.
- ^ ГАЙДН: Симфонии, Vol. 14 (№ 97, 98) (Примечания СМИ). Наксос. 1994.
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. п. 262. ИСБН 025333487X .
- ^ Вигмор, Ричард (2011). Карманный путеводитель Фабера по Гайдну . Фабер и Фабер. п. 147. ИСБН 978-0571268733 .
- ^ Харц (2009), с. 661–662
- ^ Перейти обратно: а б Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. п. 263. ИСБН 025333487X .
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 263–264. ISBN 025333487X .
- ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 228–29 . ISBN 9780195126655 .
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 264–265. ISBN 025333487X .
Ссылки
[ редактировать ]- Харц, Дэниел (2009). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен: 1781–1802 гг . Нью-Йорк: WW Norton & Co.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Программа BBC Discovering Music для симфонии № 98 и вариаций фа минор
- Симфония № 98 (Гайдн) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур