Jump to content

Симфония № 98 (Гайдн)

Симфония № 98 си мажор -бемоль , « Хобокен I/98» — шестая из двенадцати лондонских симфоний (номера 93–104), написанных Йозефом Гайдном . Она была завершена в 1792 году как часть симфоний, написанных во время его первой поездки в Лондон. Впервые оно было исполнено в зале «Ганновер-сквер» в Лондоне 2 марта 1792 года. Некоторые музыковеды и историки [ ВОЗ? ] интерпретируйте эту симфонию как дань уважения Гайдну своему другу Моцарту, умершему 5 декабря 1791 года.

Гайдн сочинил симфонию в начале 1792 года. В то время Гайдн находился в разгаре своего первого из двух визитов в Лондон по контракту на исполнение серии новых симфоний с оркестром под руководством Иоганна Петера Саломона в качестве концертмейстера . Симфония была исполнена 2 марта 1792 года в зале Ганновер-сквер , где Гайдн руководил оркестром с клавишных. Премьера состоялась через две недели после Симфонии № 93 и за неделю до Концертной симфонии . [ 1 ] Гайдн вспоминал, что на премьере № 98 на бис были исполнены первая и четвёртая части . [ 2 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение рассчитано для одной флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр , струнных и клавесина . [ 3 ] На премьере симфонии Гайдн, вероятно, исполнил партию цимбала на фортепиано . [ 4 ] но во многих современных спектаклях партия исполняется на клавесине, [ 5 ] вот что означает немецкое слово cembalo . Партия кембало записана только для краткого соло в четвертой части, но Гайдн дирижировал бы премьерой, сидя за клавишными, и, вероятно, использовал бы ее в непрерывной роли на протяжении всей симфонии. [ 6 ]

В современных исполнениях партия валторны B обычно исполняется с помощью валторн B бассо, а не B альт. Вполне вероятно, что на премьере 1792 года предпочтение отдавалось бассо-валторнам B , что сделало симфонию первой симфонией Гайдна, в которой использовался этот инструмент. Партии трубы и литавр также оцениваются в B . [ 7 ]

Движения

[ редактировать ]
  1. Адажио Аллегро , 2
    2
  2. Адажио , 3
    4
  3. Менуэтто.Престо Presto, 3
    4
  4. Финал. Скоро , 6
    8

Первая часть: Адажио – Аллегро.

[ редактировать ]
В первой строке показаны первые четыре такта (первые скрипки) вступления Адажио к первой части. Во второй строке показаны первые четыре такта (первые скрипки) части Аллегро, которая служит основной темой части сонатной формы .

Первая часть написана в сонатной форме , ей предшествует вступление с пометкой «Адажио». Вступление написано си минор и состоит из трех разных утверждений разорванного вверх аккорда, за которым следует нисходящее движение.

Затем Гайдн использует вступительный мотив в качестве основной темы части «Аллегро», хотя на этот раз он находится в си мажоре . Использование общего тематического материала во вступлении и собственно части - необычный для того времени композиционный прием. После своего первого высказывания в «Аллегро» этот мотив продолжает доминировать во всем движении. Экспозиция мажор модулируется доминантой ( фа ) , как это принято для сонатной формы, в мажорной тональности, но никакой новой темы не представлено. Вместо этого вступительная тема, хотя и в различной форме, повторяется в новой тональности. Таким образом, сонату можно назвать монотематической. [ 8 ] После экспозиции следует длинный развивающий раздел, а затем резюмирование , предполагающее необычайно существенные изменения в материале, представленном в экспозиции. [ 9 ]

Вторая часть: Адажио.

[ редактировать ]
Струнные представляют основную тему второй части (такты с 1 по 4). Тема почти идентична Agnus Dei в Коронационной мессе Моцарта . Гайдн вернется к этой теме в своей «Гармонии» .

Часть исполнена в фа мажорной и сонатной форме . Партии трубы и литавр отсутствуют. В этой торжественной и гимноподобной части заметно использован материал из двух произведений Моцарта , Коронационной мессы и Симфонии № 41 («Юпитер») , и, возможно, Гайдн задумал ее как дань уважения своему другу и товарищу. композитор, умерший в декабре 1791 года: Гайдн сочинял симфонию, когда услышал и был очень огорчен известием о смерти своего друга. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Основная тема движения, представленная струнными и отмеченная « cantabile », представляет собой почти точную цитату из Agnus Dei Моцарта из Коронационной мессы ; сходство с « Боже, храни короля ». также было отмечено [ 13 ] [ 14 ] Вторая тема — в доминанте ( до мажор ). Экспозиция . не повторяется Вместо этого есть раздел перехода в разработку . Именно в этом переходе появляется цитата из Симфонии № 41 Моцарта («Юпитер») . [ 15 ] Перепросмотр предполагает новую обработку основной темы: при первом повторении тема сопровождается отрывком для виолончели соло в контрапункте . После повторения второй темы гобои снова исполняют первую тему. Шесть тактов от конца части, первые два такта темы исполняются в последний раз гобоя и фагота под хроматический аккомпанемент струнных. Затем движение переходит в завершение пианиссимо . [ 16 ] Хроматизм, сопровождающий финальную постановку темы, не использовался в опубликованных изданиях симфонии до 1950-х годов, когда Х. К. Роббинс Лэндон восстановил оригинальную партитуру Гайдна. [ 11 ] Гайдн еще более точно процитировал Agnus Dei Коронационной мессы Моцарта в Agnus Dei своей собственной Harmoniemesse , и его партитура отражает партитуру Адажио в его Симфонии 98. [ 17 ]

Третья часть: Менуэт.

[ редактировать ]

Третья часть — быстрый менуэт и трио . Менуэт находится в B мажоре . Его вторая часть традиционно начинается с доминанты фа мажор , но переходит в ля мажор для соло на флейте. [ 13 ] Трио остается в си мажоре , но в нем отсутствуют трубы, валторны и литавры. [ 18 ] Музыкальный критик Майкл Стейнберг охарактеризовал трио как «мягко-деревенское». [ 11 ]

Финал: Скоро

[ редактировать ]

Четвертая часть — самый длинный финал среди симфоний Гайдна. Это в сонатной форме и 6
8
раз. [ 18 ] Экспозиция повторяется, и после того, как она завершается в доминанте фа мажор , следует длительная пауза, прежде чем начинается развитие в ля мажор . Разработка содержит модуляции широкого спектра тональностей и выдающиеся соло для главной скрипки, которой в премьерном исполнении был Иоганн Петер Саломон . Партия главной скрипки продолжается до начала перепросмотра, когда она солирует первую тему. После перепросмотра следует длинная кода, в которой Гайдн замедляет темп до «piu moderato», но затем вводит шестнадцатые ноты, чтобы придать движению новый импульс. Ближе к концу кода следует удивительное клавишное соло, состоящее из 11-тактного пассажа из шестнадцатых нот. [ 19 ] [ 20 ]

Гайдн не был виртуозом игры на клавишных инструментах. Но композитор и органист Сэмюэл Уэсли , присутствовавший на премьере 1792 года, вспоминал, что Гайдн мастерски исполнил клавишное соло:

«Его игра на фортепиано Forte, хотя и не была такой, чтобы считать его первоклассным исполнителем этого инструмента, была, несомненно, аккуратной и отчетливой. В финале одной из его симфоний есть притягательный блестящий отрывок, который он придал Piano Forte, и автор этих мемуаров помнит, что он исполнил его с предельной точностью и аккуратностью». [ 21 ]

Типичное исполнение симфонии длится около 26 минут.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 243–244. ISBN  025333487X .
  2. ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Блумингтон и Лондон: Издательство Университета Индианы. п. 265. ИСБН  025333487X .
  3. ^ Стейнберг, Майкл , Симфония: Руководство для слушателей (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995), стр. 225–229.
  4. ^ Вигмор, Ричард (2011). Карманный путеводитель Фабера по Гайдну . Фабер и Фабер. п. 148. ИСБН  9780571268733 .
  5. ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 229 . ISBN  9780195126655 . Штейнберг Гайдн.
  6. ^ Перейти обратно: а б Ходжсон, Энтони (1976). Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Тантивит Пресс. п. 138. ИСБН  9780838616840 .
  7. ^ Ходжсон, Энтони (1976). Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Тантивит Пресс. п. 137. ИСБН  9780838616840 .
  8. ^ Шредер, Дэвид (2005). Оркестровая музыка: симфонии и концерты в «Кембриджском спутнике Гайдна» . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 98. ИСБН  0521833477 .
  9. ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 227 . ISBN  9780195126655 .
  10. ^ Стаперт, Кальвин (2014). Игра перед Господом: жизнь и творчество Йозефа Гайдна . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 201. ИСБН  978-0802868527 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 228 . ISBN  9780195126655 .
  12. ^ http://www.adparnassum.org/pdf/abstracts/13.pdf. [ только URL-адрес PDF ]
  13. ^ Перейти обратно: а б Вигмор, Ричард. «Симфония № 98 си-бемоль мажор» . www.hyperion-records.co.uk . Гиперион Рекордс.
  14. ^ ГАЙДН: Симфонии, Vol. 14 (№ 97, 98) (Примечания СМИ). Наксос. 1994.
  15. ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. п. 262. ИСБН  025333487X .
  16. ^ Вигмор, Ричард (2011). Карманный путеводитель Фабера по Гайдну . Фабер и Фабер. п. 147. ИСБН  978-0571268733 .
  17. ^ Харц (2009), с. 661–662
  18. ^ Перейти обратно: а б Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. п. 263. ИСБН  025333487X .
  19. ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 263–264. ISBN  025333487X .
  20. ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 228–29 . ISBN  9780195126655 .
  21. ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 264–265. ISBN  025333487X .
  • Харц, Дэниел (2009). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен: 1781–1802 гг . Нью-Йорк: WW Norton & Co.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b8d451a5557965a12c8cb984178998d__1713215880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/8d/4b8d451a5557965a12c8cb984178998d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 98 (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)