Симфония № 92 (Гайдн)
Йозеф Гайдн завершил свою Симфонию № 92 соль мажор , Хобокен I/92, широко известную как Оксфордская симфония , в 1789 году как одну из трех симфоний, заказанных французским графом д'Оньи . [1] Инструментарий симфонии: флейта , 2 гобоя , 2 фагота , 2 валторны , 2 трубы , литавры и струнные .
Фон
[ редактировать ]Симфонию называют «Оксфордской», потому что Гайдн, как говорят, дирижировал ею по завершении церемонии в 1791 году, на которой степень доктора музыки присвоил ему Оксфордский университет . Кандидат на эту докторскую степень должен был представить образец своего композиторского мастерства, и то, что представил Гайдн, было не симфонией, как иногда говорят, а менуэтом al rovescio , то есть палиндромом, хотя и не сочиненным специально для этого случая. как он впервые появляется соль мажор в симфонии № 1772 Гайдна. 47 (Ов. I:47), а в следующем году ля мажор в качестве менуэта его клавирной сонаты в этой тональности (Ов. XVI:26), где трио также является палиндромом. Прозвище «Оксфорд» прижилось, хотя на самом деле симфония была написана в 1789 году для исполнения в Париже . Эта степень была присвоена довольно скоро после первого прибытия Гайдна в Англию, и, поскольку к тому времени он еще не закончил сочинение ни одной из двенадцати «Лондонских» симфоний , которые он в конечном итоге написал для Англии, он принес на оксфордскую церемонию свой последний законченный экземпляр — форма.
Появление Гайдна в Оксфорде является свидетельством международного успеха, которого он достиг под пятьдесят. Именно Чарльз Бёрни , сам выпускник Университетского колледжа и доктор музыки Оксфорда, предложил присвоить степень Гайдну и сделал все приготовления. Поскольку композитор прибыл из Лондона позже, чем ожидалось, ему пришлось дирижировать симфонией, уже знакомой оксфордским музыкантам, которые должны были сыграть ее с первого взгляда.
Поскольку Гайдн согласился дирижировать тремя концертами в Оксфорде в связи с получением ученой степени, репетиция была назначена на второе утро, и в тот же вечер симфония, которую мы теперь знаем как Оксфордская, была сыграна с таким же успехом, каким она раньше пользовалась в Иоганне. Питера Саломона Концерты в Лондоне. (Саломон был импресарио, заказавшим сочинение двенадцати «Лондонских» симфоний Гайдна, из которых, однако, только последнюю немецкоязычные называют « Лондонской симфонией ».) [2]
Движения
[ редактировать ]Первое движение
[ редактировать ]
Гайдн различает каждую часть сонатной формы в этой части, используя сильные контрасты стабильности и нестабильности. Прежде чем раскрыть первую тему симфонии, Гайдн открывает эту часть медленным вступлением, которое начинается с тоники соль мажор, модулируется до параллельного минора и продолжает немецкий шестой аккорд (греч. +6 ) соль мажор. Первую тему он начинает в тонике, но на доминантном септаккорде . Это очень необычно для симфоний того времени и отражает аспект уникального композиционного стиля Гайдна. Поскольку остальная часть Оксфорда будет отражать многие идеи, представленные в этой первой теме, эту симфонию назвали монотематической. [ нужна ссылка ]
Следом за первой темой следует переход , позволяющий Гайдну модулировать доминанту. Вторая тема начинается с вступительной идеи движения, но в доминирующем ключе . По мере развития этой темы она входит в раздел второстепенного режима, прежде чем перейти к заключительной теме. Гайдн остается в тонической тональности до завершения первой части. В разделе развития Гайдн заимствует темы из экспозиции, затем «развивает» и приукрашивает их. Он добавляет разделы со сменой сюжетов и отступлениями от исходной темы, а также моменты отдыха или тишины. Все эти качества развития очень характерны для Гайдна. Более того, он использует старый стиль замысловатого контрапункта , чтобы усилить галантный стиль симфонии.
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть имеет троичную форму с медленной песенной мелодией. Гайдн, однако, использует в этой части необычную конструкцию, добавляя интенсивную среднюю часть минор. Эта небольшая интерлюдия основана на мотиве из вступительной части. Укороченный возврат основной части предшествует части движения, в которой представлены ветры. [3]
Третья часть
[ редактировать ]Третью часть в форме ABA Гайдн сочиняет с менуэтом и трио. И менуэт, и трио имеют бинарную форму с повторами. Чтобы создать более увлекательное для слушателя движение, Гайдн составляет менуэт из шеститактных фраз в отличие от обычной четырехтактной фразы, добавляет синкопы и остановки. Все эти качества зрители во времена Гайдна находили юмористическими, потому что они были очень необычными.
Четвертое движение
[ редактировать ]Последняя часть Оксфордского симфонического оркестра Гайдна сосредоточена на ощущении напряжения и расслабления. Чтобы передать это качество слушателю, Гайдн написал эту часть сонатной формы немного быстрее и короче, чем первая часть симфонии, чтобы создать кульминационный финал. Частые хроматические изменения мелодической линии, а также использование цвета деревянных духовых инструментов и медных духовых инструментов напоминают оперу-буффа и, кажется, предвещают стиль Россини . Симфония, начавшаяся тремя медленными мягкими аккордами соль мажор, заканчивается тремя громкими и выразительными.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 025333487X ), стр. 232–233 (2002).
- ^ Стейнберг, 209.
- ^ Антология западной музыки Нортона, Том 2: от классики до двадцатого века, Буркхолдер и Палиска, стр. 174
Ссылки
[ редактировать ]- Роббинс Лэндон, ХК (1963) Йозеф Гайдн: критическое издание полного собрания симфоний , универсальное издание, Вена
- Дж. Питер Буркхолдер, Дональд Дж. Граут, Клод В. Палиска, «История западной музыки, седьмое издание», с. 536-538.
- Дж. Питер Буркхолдер, Клод В. Палиска, «Антология западной музыки Нортона, том 2: от классики до двадцатого века», с. 111-175.
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN 0-19-506177-2 .