Симфония № 93 (Гайдн)
Симфония № 93 ре мажор , Хобокен I/93, одна из двенадцати лондонских симфоний (номера 93–104), написанных Йозефом Гайдном .
Она была завершена в 1791 году как одна из симфоний, написанных для его первой поездки в Лондон. Впервые оно было исполнено в зале «Ганновер-сквер» в Лондоне 17 февраля 1792 года.
Фон
[ редактировать ]Из двенадцати лондонских симфоний № 93 появляется первой в каталоге Hoboken-Verzeichnis . Тем не менее, вероятно, это был третий альбом в наборе после № 96 ре мажор и № 95 до минор . [ 1 ] [ 2 ]
Движения
[ редактировать ]Произведение выполнено в стандартной четырехчастной форме и рассчитано на две флейты , два гобоя , два фагота , две валторны , две трубы , литавры и струнные . [ 3 ]
- Адажио – Аллегро ассаи, 3
4 - Ларго Кантабиле, 2
2 соль мажор - Менуэтто , Аллегро. 3
4 - Финал: Скоро , но не слишком, 2
4
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть имеет сонатную форму : после вступления следует изложение , заканчивающееся знаком повтора , развитием , репризированием и кодой .
Вступление состоит из двадцати тактов и отмечено «Адажио». Он начинается с того, что оркестр играет тонику D в унисон, избегая установления основной тональности ре мажор с гармонией основного тона. Затем вступление продолжается гармоническим экскурсом через доминанту (ля мажор), неаполитанский аккорд (ми ♭ мажор, построенный на соль), уменьшенную септаккорд , параллельный минор (ре минор) и субдоминант минор (соль минор). , прежде чем завершиться доминирующим септаккордом. [ 4 ]

После доминирующего септаккорда основная часть части, обозначенная «Аллегро», начинается с утверждения основной темы. Затем экспозиция продолжается переходным отрывком перед второстепенной темой в доминанте ля мажор. Американский музыковед А. Питер Браун сравнил второстепенную тему с лендлером . [ 5 ]
Разработка предполагает значительную переработку мотива второстепенной темы. Мотив перевернут и пропущен через ряд дистанционных ключей. Что необычно для поздних работ Гайдна, в перепросмотре мало сюрпризов. Он повторяет основные и второстепенные темы тоники перед короткой кодой . [ 6 ]
Второе движение
[ редактировать ]К концу второй части музыка постепенно становится медленнее и мягче, пока не раздается неожиданное фагота фортиссимо. «пердеж» [ 7 ] возвращает музыку для закрытия движения. Это показывает чувство юмора Гайдна — похожее на 2-ю часть Симфонии -сюрприза . Энтони Ходжсон называет Джорджа Селла дирижером, который не побоялся переусердствовать с «пошлостью этой шутки». Ходжсон утверждает, что «если на концерте никто из зрителей не смеется, значит, этот эпизод, должно быть, был недооценен». [ 8 ]
Третья часть
[ редактировать ]Собственно менуэт имеет лендлерский характер. Трио менуэта весьма оригинально и сочетает в себе взрывы фанфар, акцентированные литаврами, с более тихими пассажами, записанными только для струнных. [ 7 ]
Четвертое движение
[ редактировать ]Андреас Клюге в своих примечаниях к записи Джорджа Селла на Sony Classics утверждает, что гобой цитирует «Viva La Liberta», отрывок из финала первого акта оперы Моцарта «Дон Жуан». Это происходит в такте 292, но поскольку гобой просто играет тему, состоящую из нот трезвучия ре мажор, и не использует пунктирный ритм, используемый Моцартом, неясно, является ли это преднамеренной отсылкой. [ 9 ] Клюге также утверждает, что Гайдн написал в письме Марии Анне фон Генцингер , что он не полностью удовлетворен финалом, поскольку считает его слабым по сравнению с первой частью. Он заявил, что планировал его пересмотреть, но нет никаких доказательств того, что какой-либо пересмотр когда-либо имел место. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 243–244. ISBN 025333487X .
- ^ Стейнберг, Майкл (1998). Симфония: Руководство для слушателя . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 213. ИСБН 978-0195126655 .
- ^ Стейнберг, Майкл . «Симфония: Путеводитель слушателя». п. 213–215. Издательство Оксфордского университета, 1995.
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. п. 252. ИСБН 025333487X .
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. стр. 252–253. ISBN 025333487X .
- ^ Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Университета Индианы. п. 253. ИСБН 025333487X .
- ^ Перейти обратно: а б с Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 0-253-33487-X ), стр. 252-256 (2002).
- ^ Энтони Ходжсон, Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Лондон: The Tantivy Press (1976): 128.
- ^ Андреас Клюге, аннотации к записи Джорджа Селла с Кливлендским оркестром для Sony Masterworks, из серии Essential Classics.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 93 ре мажор, Hob.I:93 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур