Симфония № 49 (Гайдн)
Симфония № 49 фа минор (Хобокен I/49) была написана в 1768 году Йозефом Гайдном в период его «Бури и натиска» . В народе он известен как La Passione (Страсти). Озвучка симфонии типична для Гайдна этого периода: два гобоя , фагот , две валторны и струнные .
Прозвище (Страсть)
[ редактировать ]Как и все другие названия, присвоенные симфониям Гайдна, оно исходило не от самого композитора. Долгое время считалось, что прозвище « La Passe » или «Страсти» произошло от природы самой музыки: медленной вступительной части Sinfonia da chiesa, ее минорной тональности и ее связи с периодом «Бури и натиска» симфонического творчества Гайдна. . Основываясь на этом традиционном прочтении, Х.К. Роббинс Лэндон описал его как «мрачный, мрачный – даже трагический». [ 1 ]
Однако это прозвище можно проследить до единственного источника, связанного с выступлением, данным во время Страстной недели в северогерманском городе Шверин в 1790 году, где исполнение светской музыки было запрещено между 1756 и 1785 годами. Это предполагает, что название было получено косвенно и не тематически, и что прочтение симфонии как мотива, связанного со Страстями, является интерпретацией постфактум. Как обнаружила Элейн Сисман: [ 2 ]
Традиционный взгляд на эту симфонию, однако, разительно расходится с названием, переданным в венском источнике, ныне хранящемся в Обществе друзей музыки : « Il Quakuo [recte quacquero] di bel'humore » – то есть добродушный, добродушный или шутливый квакер. Полная надпись гласит: « В его энтузиазме [sic] Квакуо бельюмора / эта симфония служит компаньоном симфонии / английского философа того же автора ».
Это говорит о том, что симфония не является произведением, связанным со страстью, а имеет, по крайней мере частично, театральное происхождение - довольно распространенное происхождение симфонических произведений Гайдна (см., например, Симфонии № 59 и 60 ). На самом деле существовала популярная пьеса, к которой, вероятно, относится эта надпись. «Die Quäker» — это название, под которым на немецком языке была опубликована комедия Шамфора 1764 года «Индийская женщина» . Это была популярная сценическая пьеса в Вене в конце 1760-х — начале 1770-х годов. Поэтому возможно, что «мрачное» прочтение симфонии на самом деле было беззаботной характеристикой серьезного квакера из Шамфора. [ 3 ]
Движения
[ редактировать ]Четыре части следуют тому, что к тому времени было архаичным образцом Sonata da chiesa : медленно, быстро, медленно (менуэт), быстро. Это был последний раз, когда Гайдн следовал этой схеме в симфонии.
- Адажио , 3
4 - Очень веселый , 4
4 - Менуэт и Трио , 3
4 - Скоро , 2
2
Симфония гомотонна, поскольку все части исполнены в фа миноре, хотя трио исполнено в фа мажоре , что дает проблеск яркости в целом пессимистической сцене. Два быстрых движения отличаются своим движением вперед и неустанной энергией.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лэндон, Хроники Гайдна, том. 2, 290.
- ^ Сисман, Элейн (лето 1990 г.). «Театральные симфонии Гайдна» (PDF) . Журнал Американского музыковедческого общества . 43 (2): 332. doi : 10.1525/jams.1990.43.2.03a00030 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 831616 .
- ^ Сисман, 331-336. См. также Симфонию № 34 , которую Сисман по музыкальным соображениям идентифицирует как сопутствующую пьесу, о которой идет речь.
Ссылки
[ редактировать ]- Роббинс Лэндон, ХК (1963) Йозеф Гайдн: критическое издание полного собрания симфоний , универсальное издание, Вена