Церковная соната
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Sonata da chiesa ( итальянский : «церковная соната») — жанр музыкального произведения 17 века для одного или нескольких мелодических инструментов, который считается предшественником более поздних форм инструментальной музыки 18 века. [1] Обычно он состоит из четырех частей, обычно largo за прелюдией , за которой следует фугальное аллегро , выразительная медленная часть и финал аллегро , хотя существует также множество вариаций этого образца. [2]
В 17 веке церковные службы все чаще сопровождались музыкой для ансамблей, а не сольным органом, при этом канцоны и сонаты регулярно заменяли собственно во время мессы и вечерни . [3] Однако многие из этих произведений не были написаны специально как литургическая музыка и часто исполнялись как концертные произведения для развлечения. Термин sonata da chiesa первоначально использовался в буквальном значении «церковная музыка», но позже стал использоваться в переносном смысле, чтобы противопоставить этот жанр композиции сонате da camera , которая буквально означала «камерную музыку», но обычно включала в себя сюиту. танцев. [4]
Образцовые произведения в этой форме принадлежат Арканджело Корелли , соч. 1 (1681 г.) и соч. 3 (1689) состоят из 12 трио-сонат с чередующимися медленными-быстрыми-медленными-быстрыми частями (первые 8 из Двенадцати концертов гросси , соч. 6 , также следуют этому образцу). Эта четырехчастная схема повторяется в трех сонатах И. С. Баха для скрипки без аккомпанемента , в первых пяти из шести его сонат для скрипки и клавесина облигато и в первых двух из трех его сонат для виолы да гамба и клавесина облигато . [5]
Однако к середине 18 века этот стиль музыки все больше устаревал, хотя Йозеф Гайдн , например, сочинил несколько ранних симфоний, которые следовали образцу ларго-аллегро-менуэт-аллегро. [6]
Вольфганг Амадей Моцарт также написал 17 произведений, которые называются «церковными сонатами» , но они состояли лишь из одной части для органа и струнных, которые нужно было сыграть между Посланием и Евангелием Мессы. [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кирби, FE (1984). «Германская симфония восемнадцатого века: мост в романтическую эпоху». Журнал музыковедческих исследований . 5 (1–3): 51–83. дои : 10.1080/01411898408574545 . ISSN 0141-1896 .
- ^ Grove Music Online: Sonata da Chiesa, https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.26196
- ^ Grove Music Online: Sonata da Chiesa, https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.26196
- ^ Апель, Вилли, с Томасом Бинкли, изд., Итальянская скрипичная музыка семнадцатого века , стр. 9, Издательство Университета Индианы, 1990 г.
- ^ Сонаты для скрипки (CD 19–20): «Примечания на вкладыше» Клеменса Ромейна, с. 13, и «Полный треклист», стр. 155–56 в JS Bach Complete Edition: вкладыш, спетые тексты, полный треклист . Блестящая классика , август 2014 г. (переиздание).
- ^ См. Симфонии Гайдна 5 , 11 , 21 , 22 , 34 , 49.
- ^ Заслав, Нил, с Каудери, редакторы Уильяма, Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта , стр. 109–112, Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1990, ISBN 0-393-02886-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонта, Стивен (весна 1969 г.). «Использование сонаты да Кьеза». Журнал Американского музыковедческого общества . 22 (1): 54–84. дои : 10.2307/830812 .