Сонаты Фицуильяма
Сонаты Фицуильяма — это название, которое Терстон Дарт впервые дал аранжировке, которую он сделал на основе двух для блокфлейты сонат Джорджа Фридриха Генделя , которые он переработал в группу из трёх сонат. Этот термин был применен более поздними редакторами к оригинальным двум сонатам, написанным Генделем, а также был расширен, чтобы охватить несколько других сонат для различных инструментов, включенных в рукописи с автографами Генделя , хранящиеся в Музее Фицуильяма в Кембридже .
История
[ редактировать ]Две сонаты, использованные Дартом в своем издании, вероятно, были написаны между 1724 и 1726 годами. [ 1 ] но вряд ли предназначались для объединения ни в паре, ни вместе с другими четырьмя сонатами для блокфлейты Генделя. Впервые они были связаны в 1948 году, когда Терстон Дарт назвал их в честь Музея Фицуильяма в Кембриджском университете , где хранятся источники автографов. [ 2 ] [ 3 ] Указанные автографы были частью завещания, на основании которого был основан музей, сделанного в 1816 году Ричардом ФитцВильямом, 7-м виконтом ФитцВильямом. [ 4 ] (не связанных с графами Фицуильямами ), купившими их на аукционе после смерти Дж. К. Смита Младшего (1712–1795 гг.) из части его коллекции, оставшейся после крупного подарка королю Георгу III . [ 2 ]
В 1974 году немецким музыковедом Клаусом Хофманном было выпущено новое издание трех сонат для блокфлейты под тем же названием . [ 5 ] В этом издании сонате ре минор восстановлена ее первоначальная семичастная форма, и она добавлена как нет. 3, Соната соль мажор, HWV 358, вероятно, написанная намного раньше, чем две другие сонаты для блокфлейты Фицуильяма, где-то между 1707 и 1710 годами. [ 6 ] Даже исправив явно дефектный, очень высокий пассаж в конце третьей части, Гофманн признает, что «Гендель, должно быть, рассчитывал на превосходного солиста-инструменталиста», и предполагает, что «возможно, следует сохранить и инструмент в соль». в виду» (в отличие от обычной альтовой блокфлейты в фа'). [ 7 ] Однако принадлежность этой сонаты магнитофону оспаривается. И Дэвид Ласоцки, и Теренс Бест приписывают его скрипке. [ 8 ] тогда как Жан-Клод Вейан поддерживает точку зрения Хофмана, [ 9 ] и Винфрид Мишель признает такую возможность. [ 10 ]
Еще две сонаты Генделя, найденные в рукописях Фицуильяма, были опубликованы под рубрикой «Фицуильям»: Соната для скрипки и континуо соль минор, HWV 364a, [ 11 ] и Соната для гобоя и континуо си-бемоль мажор, HWV 357. [ 12 ] В автографе скрипичной сонаты соль минор Гендель второй раз переписал первый такт внизу первой страницы, причем сольная партия была написана на октаву ниже, в альтовом ключе и со словами «Per la Viola da Gamba». ". [ 13 ] Реализация этой версии была впервые опубликована в издании Терстона Дарта в 1950 году. [ 14 ]
Движения
[ редактировать ]Три сонаты в аранжировке Дарта (одна из которых проиллюстрирована в прилагаемых звуковых файлах):
- Текущий
- Адажио
- Аллегро
- Части 7 и 6 в обратном порядке по сравнению с их порядком в Сонате ре минор (HWV 367a, Op . 1, No. 9a, c. 1725–26 ), [ 16 ] (с использованием более ранней версии части 6, Анданте ре минор, HWV 409, ок. 1725–26 ), [ 17 ] и Менуэт ре минор (HWV 462, ок. 1724–26 , первоначально для сольной клавиатуры), [ 2 ] [ 18 ] с удвоением значений нот и изменением размера с 6
от 8 до 3
4 , к которому добавлен дубль (вариация), составленный Дартом.
- Во время Менуэта
- Анданте
- Менуэт
- Длинный
- Живой
- Яростный
- Адажио
- Суммируя
Части двух оригинальных сонат Генделя, представленные в обеих сонатах Клауса Хофмана. [ 5 ] и Дэвида Ласоцки и Уолтера Бергмана . [ 20 ] издания, это:
- Соната си-бемоль мажор (HWV 377)
- [Аллегро]
- Адажио
- Аллегро
- Длинный
- Живой
- Фуриозо [Хофманн]; Престо [Ласоцки/Бергманн]
- Адажио
- Суммируя
- Анданте
- Во время меню
Соната соль мажор (HWV 358) в рукописи даже не имеет названия «Соната», не говоря уже о каких-либо спецификациях инструментов, и нет никаких обозначений темпа для ее трех частей. [ 21 ] Издания Хофмана [ 5 ] и лучший, [ 22 ] хотя вы и не согласны с предполагаемым сольным инструментом (флейта или скрипка соответственно), укажите одинаковые отметки темпа:
- [Аллегро]
- [Адажио]
- [Аллегро]
Соната для скрипки соль минор (HWV 364a) в автографе Фицуильяма помечена просто как «Соло для скрипки». [ 23 ] Движения в редакции Теренса Беста. [ 24 ] являются:
- Ларгетто [ 25 ]
- Аллегро
- Адажио
- Аллегро
Обсуждение
[ редактировать ]Гендель повторно использовал первую часть Сонаты 1, куранту, в опере « Сципион» (HWV 20, 1704). [ 15 ] [ 26 ] Вторая часть была повторно использована в его Органном концерте фа мажор, соч. 4, № 4 (HWV 292). [ 15 ] [ 27 ] Третья часть была использована в Сонате для скрипки, соч. 1, № 3 (HWV 361). [ 15 ] [ 28 ]
Современные ученые сходятся во мнении, что соната B ♭ мажор, должно быть, была написана для блокфлейты, несмотря на то, что в автографе об этом не упоминается. [ 29 ] Одна из причин этого заключается в том, что «когда Гендель снова использовал третью часть в своей скрипичной сонате ля мажор, он изменил тональность на ля мажор, что, казалось бы, исключает возможность того, что версия B ♭ мажор предназначена для скрипки. " [ 30 ] Кроме того, по данным одного источника, тональность и диапазон были непригодны для гобоя. [ 29 ] хотя другой писатель утверждает, что, хотя «тональность подошла бы для гобоя, но в меньшей степени для флейты», тем не менее «Диапазон слишком высок для гобоя, и все настоящие сонаты Генделя для флейты и гобоя идут значительно ниже f' (сонаты для флейты нотой d', сонаты для гобоя до c' или d')». [ 31 ]
Вторая и третья сонаты Дарта изначально представляли собой одну сонату (HWV 367a) и были разбиты на две части Терстоном Дартом в его издании 1948 года. Соната, обозначенная Дартом как № 2, состоит из части 7 этой сонаты ре минор. за которым следует более ранняя версия шестой части того же произведения, завершающаяся несвязанным менуэтом Генделя и дублем ( вариацией), сочиненным Дартом. [ 32 ] С тех пор он был опубликован в первоначальном виде. [ 33 ] Эта Соната ре минор позже была аранжирована неизвестной рукой как Соната для флейты си минор (HWV 367b), опубликованная Уолшем примерно в 1730 году как ор. 1, нет. 9. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теренс Бест, «Камерная музыка Генделя», Старая музыка 13, вып. 4 (ноябрь 1985 г.): 476–499. Цитаты находятся на стр. 479 и в таблице на с. 485.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брэд Лейсса; Дэвид Викерс (3 февраля 2007 г.). «Часто задаваемые вопросы по Генделю» . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 21 марта 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Джордж Бьюлоу, История музыки в стиле барокко , шестое издание (Блумингтон: Indiana University Press, 2004): 622 « Примечания к страницам 489–498 » (дата доступа = 21 февраля 2009 г.). ISBN 0-253-34365-8 .
- ^ Ян Чилверс, «Музей Фицуильяма», в Оксфордском художественном словаре , 3-е издание (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004), ISBN 0-19-860476-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Георг Фридрих Гендель, Сонаты Фицуильяма для блокфлейты-альта и континуо под редакцией Клауса Хофмана, 3 тт. (Нойхаузен-Штутгарт: Hänssler-Verag, 1974).
- ^ Теренс Бест, «Камерная музыка Генделя», Старая музыка 13, вып. 4 (ноябрь 1985 г.): 476–499. Цитата находится в таблице на стр. 485.
- ^ Георг Фридрих Гендель, Сонаты Фицуильяма для блокфлейты-альта и континуо , под редакцией Клауса Хофмана, том. 3: Соната соль мажор (Нойхаузен-Штутгарт: Hänssler-Verag, 1974), с. 2.
- ^ Дэвид Ласоцки, «Новый взгляд на сонаты деревянных духовых инструментов Генделя», American Recorder 21, вып. 4 (февраль 1981 г.): 169; Теренс Бест, «Критический комментарий», в Г. Ф. Генделе, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Die gesamten Sonaten für Violine und Basso Continuo / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, basso continuo в исполнении Питера Холмана , 50–54 (Лондон: Faber Music Limited; Кассель: Bärenreiter-Verlag; Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd.; Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.; Окленд: Roderick Biss Music Ltd., 1983), 50, хотя Бест признает, что чрезвычайно высокие ноты в конце последней части, которые, по его мнению, исключают блокфлейту, «трудны даже для современного скрипача» и «не подходят для баса комфортно: возможно, Гендель допустил ошибку в обозначениях», как утверждал Хофманн.
- ^ Джордж Фридрих Гендель, Соната соль мажор для блокфлейты альт и бассо континуо (Фицуильям MS 261) , транскрипция Жан-Клод Вейан, исполнение на басу, Даниэль Зальцер (Париж: Альфонс Ледюк, 1990).
- ^ Джордж Фридрих Гендель, Сонаты для альт-блокфлейты и Bc , под редакцией Винфрида Мишеля, 2-е издание (Мюнстер: Mieroprint, 1992) представляет собой факсимильное издание, включающее HWV 358, хотя в его расшифрованном издании Джордж Фридрих Гендель, Сонаты для альт-блокфлейты и Basso Continuo / Сонаты для Treble Recorder и Basso Continuo , под редакцией Винфрида Мишеля, Camera Flauto Amadeus 122 (Winterthur: Amadeus Verlag/B. Päuler, 1994) Мишель включает только шесть сонат соль минор, фа мажор, ля минор, до мажор. , си-бемоль мажор и ре минор.
- ^ Опубликовано как три отдельных экземпляра: (1) Джордж Фридрих Гендель, Соната для скрипки Фицуильяма соль минор: точная копия рукописи Генделя под редакцией Роберта Иллинга (Аделаида: Роберт Иллинг, 1982), ISBN 0-949302-10-4 ; (2) Джордж Фридрих Гендель, Соната для скрипки Фицуильяма соль минор: Клавишная реализация баса Генделя Роберта Иллинга (Аделаида: Роберт Иллинг, 1982) ISBN 0-949302-11-2 ; и (3) Роберт Иллинг, Гендель, Соната для скрипки Фицуильяма соль минор: Критический отчет (Аделаида: Роберт Иллинг, 1984), ISBN 0-949302-09-0 .
- ^ Опубликовано как вторая книга Джорджа Фридриха Генделя, «Три аутентичные сонаты для гобоя и бассо континуо»: in F, opus 1 no. 5; Си-бемоль, «Фицуильям»; в, опус 1 нет. 8 , под редакцией Дэвида Ласоцки ([Лондон]: Nova Music, 1975).
- ^ Теренс Бест, «Камерная музыка Генделя», Старая музыка 13, вып. 4 (ноябрь 1985 г.): 476–499. Цитата находится на стр. 479. Также Теренс Бест, «Критический комментарий», в Г.Ф. Генделе, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Die gesamten Sonaten für Violine und Basso Continuo / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, бассо континуо реализовано Питер Холман, 50–54 (Лондон: Faber Music Limited; Кассель: Bärenreiter-Verlag; Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd.; Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.; Окленд: Roderick Biss Music Ltd., 1983). Цитата находится на стр. 51.
- ^ Джордж Фридрих Гендель, Соната соль минор, для Виолы да Гамба (или Альта) и клавесина (или Фортепиано) , отредактированная и аранжированная Терстоном Дартом, Edition Schott 10114 (Лондон: Schott, 1950).
- ^ Перейти обратно: а б с д «377» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «367а» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «409» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 11 марта 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «462» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 11 марта 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «367» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Г.Ф. Гендель, Полное собрание сонат для блокфлейты Treble (Alto) и Continuo , под редакцией Дэвида Ласоцки и Уолтера Бергманна (Лондон: Faber Music Limited; Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.; Австралия и Канада: Boosey & Hawkes; Кассель: Bärenreiter -Верлаг, Токио: Zen-On Music Co. Ltd, 1979).
- ^ Теренс Бест, «Критический комментарий», в Г. Ф. Генделе, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, бассо континуо, реализованное Питером Холман, 50–54 (Лондон: Faber Music Limited; Кассель: Bärenreiter-Verlag; Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd.; Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.; Окленд: Roderick Biss Music Ltd., 1983) , 50.
- ^ Г. Ф. Гендель, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, бассо континуо, реализованное Питером Холманом (Лондон: Faber Music Limited; Кассель) : Bärenreiter-Verlag, Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd., Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.: Roderick Biss Music Ltd., 1983;
- ^ Теренс Бест, «Критический комментарий», в Г. Ф. Генделе, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, бассо континуо, реализованное Питером Холман, 50–54 (Лондон: Faber Music Limited; Кассель: Bärenreiter-Verlag; Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd.; Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.; Окленд: Roderick Biss Music Ltd., 1983) , 51.
- ^ Г. Ф. Гендель, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, бассо континуо в исполнении Питера Холмана, 50–54 (Лондон: Фабер) Music Limited: Bärenreiter-Verlag; Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd., Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.: Roderick Biss Music Ltd., 1983;
- ↑ Согласно «Критическому комментарию Беста», «первая часть изначально была помечена как «адажио». Она была зачеркнута и заменена на «Анданте ларгетто». (Теренс Бест, «Критический комментарий», в Г.Ф. Генделе, Полное собрание сонат для скрипки и бассо континуо / Die gesamten Sonaten für Violine und Basso Continuo / Les sonates complètes pour violon et basse continue , под редакцией Теренса Беста, basso continuo в исполнении Питера Холман, 50–54 (Лондон: Faber Music Limited; Кассель: Bärenreiter-Verlag; Сидней: Boosey & Hawkes (Australia) Pty. Ltd.; Нью-Йорк: G. Schirmer Inc.; Окленд: Roderick Biss Music Ltd., 1983) , 51).
- ^ «20» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «292» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «292» . Каталог HWV . gfhandel.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Марта Бикслер, «Сводка новостей о сонате Генделя: издания тогда и сейчас», American Recorder 39, вып. 5 (ноябрь 1998 г.): 9–16; цитируемый отрывок находится на стр. 12.
- ^ Дэвид Ласоцки, «Новый взгляд на сонаты деревянных духовых инструментов Генделя», American Recorder 21, вып. 4 (февраль 1981 г.): 163–170; цитируемый отрывок находится на стр. 167.
- ^ Дэвид Ласоцки, «Новый взгляд на сонаты деревянных духовых инструментов Генделя», American Recorder 21, вып. 4 (февраль 1981 г.): 163–170; цитируемый отрывок находится на стр. 167–168.
- ^ Теренс Бест, «Камерная музыка Генделя», Старая музыка 13, вып. 4 (ноябрь 1985 г.): 476–499, цитата по 486. Энтони Хикс, «Гендель, Джордж Фридрих, §17: Инструментальная камерная музыка», Словарь музыки и музыкантов New Grove , под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррела (Нью-Йорк). : Словари Гроува, 2001).
- ↑ Под редакцией Теренса Беста в издании Hallische Handel от имени Общества Георга Фридриха Генделя iv/18, 19, 45 (Кассель), а также в книге Джорджа Фридриха Генделя, Полное собрание сонат для блокфлейты Treble (Alto) и Basso Continuo , под редакцией Дэвид Ласоцки, непрерывная реализация Вальтера Бергмана (Лондон: Faber Music; Нью-Йорк: Г. Ширмер, 1979).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ласоцкий, Дэвид; Бест, Теренс (июль 1981 г.). «Выпуск духовых инструментов: Новая соната для флейты Генделя». Ранняя музыка . 9 (3): 307–311. дои : 10.1093/earlyj/9.3.307 .
- Янг, Перси М. (1965). Гендель . Мастера-музыканты. JM Dent & Sons Ltd. ISBN 0-460-03161-9 .