Фарамондо
«Фарамондо» , HWV 39 — опера в трёх действиях Георга Фридриха Генделя на итальянское либретто, адаптированное из Апостоло Зенона » «Фарамондо . История во многом основана на легенде о Фарамонде , мифологическом короле франков , жившем около 420 года нашей эры, и ранней истории Франции. Опера впервые была представлена в Королевском театре в Лондоне 3 января 1738 года.
Фон
[ редактировать ]Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне увлечение итальянской оперой-серией , формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов.
Гендель в течение многих лет с большим успехом представлял в Лондоне новые оперы. Одной из главных достопримечательностей опер Генделя был звездный кастрат Сенезино , отношения которого с композитором часто были бурными и который в конце концов покинул труппу Генделя, чтобы выступить в конкурирующей « Дворянской опере» , созданной в 1733 году. [ 1 ] Гендель перешел в другой театр, Ковент-Гарден , и нанял разных певцов, но в Лондоне не было ни достаточной аудитории для оперы, ни аристократических сторонников, чтобы поддержать два оперных театра одновременно, и обе оперные труппы оказались в затруднительном положении. [ 2 ] В 1737 году Дворянская опера обанкротилась, и то, что осталось от ее исполнителей и ресурсов, объединилось с оперной труппой Генделя в Ковент-Гардене, которая вернулась в Королевский театр Хеймаркет , где были представлены его ранние оперы. [ 3 ]
Ни одна из трех новых опер Генделя в сезоне 1736–1737 годов не повторила успеха его более ранних произведений, и у него произошло ухудшение здоровья, как сообщил его друг лорд Шефтсбери :
«Сильная усталость и разочарование так сильно повлияли на него, что этой весной он был поражен параличом, который полностью лишил его возможности пользоваться четырьмя пальцами правой руки и полностью лишил его возможности играть: И когда летняя жара Наступил 1737 год, Беспорядок, казалось, временами влиял на его Понимание». [ 4 ]
Прежде чем сочинять новые оперы для сезона 1737–1738 годов, Гендель отправился «набрать воды» в Экс-ла-Шапель , где он полностью выздоровел, настолько, что монахиням, управлявшим там курортом, показалось, что это был чудо. [ 2 ]
История приема и выступлений
[ редактировать ]Либретто Зенона было впервые исполнено 27 декабря 1698 года на музыку Карло Франческо Поллароло в Венеции ( «Иль Фарамондо» ). В 1719 году Никола Порпора использовал его в театре Сан-Бартоломео в Неаполе, а Франческо Гаспарини - в театре Алиберт в Риме. Либретто Гаспарини было значительно переработано, и именно эту версию, после дальнейшего удаления примерно половины речитативов , использовал Гендель.
Лондонская газета сообщила после первого представления 3 января 1738 года: «Вчера вечером новая опера «Фарамондо» была исполнена в Королевском театре перед великолепной публикой и встречена всеобщими аплодисментами. После появления Генделя в этом сезоне он был удостоен необыкновенных и неоднократных знаков одобрения». [ 2 ]
В том сезоне было 8 спектаклей, и он так и не был возобновлен. Первая современная постановка состоялась на Генделевском фестивале в Галле (тогда в Восточной Германии ) 5 марта 1976 года.
С возрождением интереса к музыке барокко и исторически обоснованному музыкальному исполнению с 1960-х годов «Фарамондо» , как и все оперы Генделя, сегодня исполняется на фестивалях и в оперных театрах. [ 5 ] Американская премьера была исполнена в концертной версии The Handel Opera Company в Беркли, Калифорния, 23 февраля 1985 года, в 300-летие со дня рождения Генделя. Исполнение было проведено на клавесине Брюсом Ветмором с использованием англоязычного перевода Ветмора (речитативы) и Гая Пью (арии). [ 6 ] Среди других представлений Геттингенский международный фестиваль Генделя организовал возрождение в 2014 году (шесть представлений) под управлением Лоуренса Каммингса и режиссера Пола Каррана . [ 7 ] [ 8 ] Эта постановка стала австралийской премьерой оперы во время фестиваля барокко в Брисбене в 2015 году (четыре спектакля). [ 9 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 3 января 1738 г. |
---|---|---|
Фарамондо , король франков | меццо-сопрано кастрированное | Гаэтано Майорано, известный как « Каффарилли ». |
Клотильда, его сестра | сопрано | Элизабет Дюпарк |
Густаво, король кимвров | бас | Антонио Монтаньяна |
Розимонда, его дочь | меццо-сопрано | Мария Антония Маркезини («Лукезина») |
Адольфо, его сын | сопрано | Маргарита Чименти («Дрогьерина») |
Джернандо, король свевов | контральто | Антония Мериги |
Теобальд, полководец кимвров | бас | Антонио Лоттини |
Хильдерико, его предполагаемый сын, доверенное лицо Розимонды. | сопрано | Уильям Сэвидж [ 10 ] |
Солдаты, люди, посланники, слуги |
Инструментарий
[ редактировать ]В партитуре используются флейта- траверсо , два гобоя , две барочные валторны , струнная секция , бассо континуо ( виолончель , лютня , клавесин ).
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Кипрская роща с алтарем
Густаво (король кимвров) торжественно клянется отомстить Фарамондо (королю франков), от рук которого был убит сын Густава Свено. Человек, который принесет голову короля Густаво Фарамондо, будет вознагражден рукой дочери Густаво Розимонды и его троном. В эту напряженную ситуацию попадает захваченная принцесса Клотильда (сестра Фарамондо), которую любит принц Адольфо, выживший сын Густаво - и только благодаря его мольбам за нее Клотильда не убита. Как только двое молодых любовников остаются одни, Клотильда добивается от Адольфо обещания изменить свою преданность ее брату Фарамондо из любви к ней.
Комната во дворце
Сразу после этого дочь Густаво Розимонда обнаруживает, что в ее покои вторглись франкские солдаты, включая Фарамондо. Фарамондо мгновенно влюбляется в свою прекрасную пленницу. Даже когда она ругает его за убийство ее брата Свено в бою и за заключение союза со швабским королем (Гернандо), враждующим с кимврами, Розимонда тоже обнаруживает, что ее сердце захвачено ее бывшим врагом Фарамондо.
Но их внезапная любовь затруднена; У короля Джернандо есть планы оставить Розимонду себе, и он подозревает, что Фарамондо не застрахован от принцессы. Его план убить Фарамондо и завоевать Розимонду сорван, но Фарамондо сохраняет ему жизнь.
Кимврский лагерь
Тем временем король Густаво не бездействует, поскольку он организовал своих людей для захвата Фарамондо, когда узнает, что его враг на самом деле находится в самом его дворце. Клотильда, конечно, хочет, чтобы Адольфо предотвратил это, и когда Адольфо действует от ее имени, чтобы спасти ее брата, неудивительно, что между Адольфо и его отцом возникает поистине ужасная конфронтация, которая заканчивается тем, что Адольфо оказывается в тюрьме за измену. Попытка Фарамондо умилостивить Густаво и попросить руки Розимонды в браке не увенчалась успехом, которого можно было ожидать, поскольку Густаво не желает ничего, кроме смерти своего врага.
Акт 2
[ редактировать ]Происходит удивительная встреча: Гернандо, когда-то беспощадный враг кимвров, предлагает королю Густаву союз, основанный на обоюдном желании свергнуть Фарамондо. Джернандо добивается согласия Густаво, что, если он сможет принести Густаво главу Фарамондо, Густаво выдаст ему замуж свою дочь Розимонду.
Розимонда, хотя и все еще любит Фарамондо, скрывает свои чувства и пытается заставить Фарамондо уйти без нее, и это настолько угнетает Фарамондо, что он даже не удосуживается сопротивляться, когда его берут солдаты Густаво. Вмешательство Розимонды предотвращает его смерть, но приводит к заключению его в тюрьму; по крайней мере, Адольфо освобожден по неоднократным просьбам Розимонды и Клотильды.
Розимонда теперь настолько обеспокоена безопасностью Фарамондо, что больше не может скрывать свою любовь и планирует сама освободить Фарамондо и бежать вместе с ним.
Акт 3
[ редактировать ]Густаво оказывается преданным со всех сторон – Розимонда освободила Фарамондо, а его сын Адольфо до сих пор упорно любит сестру Фарамондо. Но Розимонда не вне опасности, поскольку она по-прежнему остается объектом любви Джернандо. Джернандо фактически объединил свои силы с лейтенантом короля Густаво (по имени Теобальдо), убедив Теобальдо похитить для него Розимонду. Планы Теобальдо на этом не заканчиваются: он и его люди пытаются совершить переворот, чтобы взять в заложники самого Густаво. Этот внезапный поворот событий останавливает Фарамондо (который подслушал весь заговор, послал своих людей спасти свою любимую Розимонду и лично остановил попытку государственного переворота). Густаво обнимает своего неизвестного спасителя (чьи доспехи скрывают его лицо), и когда он понимает, кто спас его и его дочь, горько сожалеет, что его клятва ДОЛЖНА быть выполнена... Он все равно должен принести Фарамондо в жертву в кровной мести из-за убийства Фарамондо. его сына Свено.
Теобальдо, прощенный Густаво, отправляется сражаться за короля в Сармазии.
Розимонда, чья судьба могла бы быть ужасной, если бы не ее успешное спасение людьми Фарамондо, возвращается ко двору своего отца с известием о том, что коварный Гернандо схвачен. Но она успевает только увидеть, как ее отец ведет Фарамондо к алтарю, готовясь к принесению кровавой жертвы. Бедствие постигло Фарамондо – один удар оружия, и он ляжет мертвым... если бы не внезапные новости, принесенные посланником прямо от Теобальдо. В письме Теобальдо (который умирает от многочисленных ран, полученных в Сармазии) признает, что он не повернулся внезапно против Густаво, а, скорее, что его желание сместить Густаво с его поста планировалось давно. Фактически он подменил младенцев, когда родился королевский сын; другими словами, Свено был НЕ сыном короля... а сыном Теобальдо. Все присутствующие постепенно осознают, что, поскольку Свено не был сыном Густаво, Густаву не нужно убивать Фарамондо. Все кончается благополучно, всеобщей радостью; Густаво и Фарамондо плачут друзьями, Гернандо освобождается и слишком поздно понимает, какого союзника он потерял в благородном Фарамондо, Клотильда и Адольфо едины, как и Розимонда и Фарамондо. [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]- 1996: Джулианна Бэрд , Дрю Минтер, Д’Анна Фортунато , Дженнифер Лэйн, Мэри Эллен Каллахан, Питер Кастальди; Камерный оркестр Брюэра; Эдвард Брюэр (клавесин); Рудольф Палмер (дирижер). Аудио компакт-диск: Vox Classics 3-7536 («Запись мировой премьеры»). Переиздан как Brilliant 99777-21/23.
- 2007: Барочисты; Макс Эмануэль Ченчич , Филипп Жарусски , Фульвио Беттини, Ин-Сунг Сим, Терри Вей , Ксавье Сабата, Марина Де Лисо, Софи Картхойзер , Дуилио Галфетти; Диего Фасолис (дирижер). Аудио компакт-диск: Virgin 2166112 [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Макгири, Томас (2013). Политика оперы в Британии Генделя . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107009882 .
- ^ Jump up to: а б с «Фарамондо» . Handelhendrix.org . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Хьюм, Роберт Д. (2001). «Лондон». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ «Береника» . Handelhendrix.org . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 года . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ «Гендель: Биографическое введение» . Гендельский институт . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ Хоровой архив района залива Сан-Франциско. Оперная труппа Генделя. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ «Гендель делает вас счастливым: Опера Фарамондо в Геттингене» , Hessische/Niedersächsische Allgemeine , 1 июня 2014 г. (на немецком языке)
- ^ «Фарамондо, Немецкий театр, Геттинген, Германия - обзор Джорджа Лумиса, Financial Times , 9 июня 2014 г.
- ^ Фарамондо , подробности производства. Архивировано 26 ноября 2016 г. в Wayback Machine , Брисбен, барокко, 2015 г.
- ↑ По словам Хикса Сэвиджа, голос Сэвиджа только что сломался, и он, вероятно, спел небольшую сопрано партию Хильдерико на октаву ниже, чем написано. Напротив, по словам Кристофера Хогвуда, Сэвидж выступал в качестве контртенора : «Голос контртенора не был типичен для оперной серии , и Сэвидж, возможно, взял небольшую сопрано партию Хильдерико из-за проблем [ импресарио ] Хайдеггера , с которыми столкнулся при ее подборе. ни один исторический прецедент в подобной дилемме Гендель обычно не транспонировал бы или не перенес бы партию кастрата на певицу» ( Handel , Thames and Hudson, 2007, стр. 146, ISBN 978-0-500-28681-4 ).
- ^ «Дом Генделя – Оперы Генделя: Фарамондо» . Гендель и Хендрикс . Проверено 15 июня 2020 г.
- ↑ Записи Фарамондо на Operadis-opera-discography.org.uk Проверено 18 февраля 2013 г.
Источники
- Дин, Винтон (2006), Оперы Генделя, 1726–1741 , Boydell Press, ISBN 1-84383-268-2
- Хикс, Энтони , « Фарамондо » в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фарамондо : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Либретто. Архивировано 5 декабря 2010 года в Wayback Machine.
- Подробности
- Краткое содержание, предыстория