Эцио (Гендель)
Эцио («Аэций», HWV 29) — опера Георга Фридриха Генделя на либретто Метастазио серьёзная . Либретто Метастазио было частично вдохновлено Жана Расина пьесой «Британник» . [ 1 ] Это же либретто уже было написано многими другими композиторами, прежде всего Николой Порпорой , которому удалось опередить официальную римскую премьеру постановки Пьетро Аулетты 26 декабря 1728 года своей собственной версией (слегка отредактированной копии либретто) для Венеция 20 ноября, месяцем ранее. [ 2 ] Либретто продолжали устанавливать и переустанавливать еще 50 лет, включая две версии «Эцио» Глюка . Генделя « Эцио» считается одним из чистейших образцов оперы-серии с отсутствием вокальных ансамблей.
Сюжет оперы представляет собой беллетризацию событий из жизни римского полководца V века нашей эры Флавия Аэция (по-итальянски Эцио), вернувшегося после победы над Аттилой .
История выступлений
[ редактировать ]Опера впервые была представлена в Королевском театре в Лондоне 15 января 1732 года. Всего она получила всего 5 представлений, прежде чем выпала из репертуара, что оказалось величайшей оперной неудачей Генделя. Он был возрожден в Геттингене в 1926 году и стал чрезвычайно популярным в бывшей Восточной Германии: до 1983 года было представлено более 350 представлений как минимум в 23 различных возрождениях. [ 3 ] В Лондоне Эцио не получал ни одного спектакля после пяти при жизни Генделя до 1977 года, представленного Оперным обществом Генделя в театре Сэдлерс-Уэллс . Уинтон Дин заявил, что провал оперы связан с художественной несовместимостью между «классическим» характером либретто и более «романтическим» характером музыки. [ 4 ] Как и все оперные серии в стиле барокко, «Эцио» не исполнялся в течение многих лет, но с возрождением интереса к музыке в стиле барокко и исторически обоснованным музыкальным исполнением с 1960-х годов «Эцио» , как и все оперы Генделя, сегодня исполняется на фестивалях и в оперных театрах. Среди других спектаклей «Эцио» был поставлен на Лондонском фестивале Генделя в 2005 году. [ 5 ] а в мае 2009 года он был исполнен в Шлосстеатре Шветцингена в рамках Шветцингенского фестиваля . Спектакль в постановке Гюнтера Кремера, Эцио поет Йосеме Аджеи. [ 6 ] также транслировался по немецкой телекомпании 3sat 19 сентября 2009 года.
Роли
[ редактировать ]Роль [ 3 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 15 января 1732 г. |
---|---|---|
Эцио , римский полководец | высокий кастрированный | Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ». |
Фульвия, его возлюбленная | сопрано | Анна Мария Страда дель По |
Валентиниан , римский император | контральто | Анна Баньолези |
Онория , его сестра | контральто | Франческа Бертолли |
Массимо, отец Фульвии | тенор | Джованни Баттиста Пиначчи |
Варо, префект преторианской гвардии | бас | Антонио Монтаньяна |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место действия: Рим, около 451 года нашей эры.
Акт 1
[ редактировать ]На римском форуме император Валентиниано ( Валентиниан III ) и народ приветствуют Эцио, который возвращается с триумфом, победив Аттилу и спасая империю. Эцио приветствует свою возлюбленную Фульвию, дочь Массимо, которая, хотя и близка к Императору, так и не простила ему попытку соблазнить жену и жаждет мести. Массимо сообщает Эцио, что в отсутствие последнего Император влюбился в Фульвию и теперь сам настаивает на том, чтобы жениться на ней. По мнению Массимо, единственный способ предотвратить это — убить Императора, но Эцио отказывается иметь какое-либо отношение к такому заговору. Наедине со своей дочерью Массимо говорит ей, что если Эцио не убьет Императора, она должна сначала выйти замуж, а затем убить его. Фульвия с ужасом отвергает эту идею. Массимо решает, что, поскольку ни Эцио, ни Фульвия не убьют Валентиниано, он пошлет сделать это одного из своих приспешников.
Во дворце сестра Валентиниано Онория допрашивает Варо, капитана гвардии, об Эцио. Становится ясно, что она тоже влюблена в героя-победителя.
Валентиниано начинает несколько завидовать известности и славе Эцио, но предлагает Эцио честь руки своей сестры в браке. Эцио отвечает, что не может жениться на Онории, так как любит Фульвию. Валентиниано заявляет, что сам влюблен в Фульвию, но Эцио это не волнует. Император говорит, что женится на Фульвии на следующий день, к ярости Эцио.
Акт 2
[ редактировать ]Той ночью возле дворца Массимо ждет, чтобы узнать, удалось ли его приспешнику Эмилио убить Императора. Входит Фульвия и сообщает, что кто-то пытался убить Валентиниано, но безуспешно. Эмилио был арестован, но Валентиниано считает, что он действовал по приказу Эцио, и в этом его поддерживает Массимо.
Фульвия знает, что ее отец лжет о заговоре Эцио с целью убить Императора, но не может заставить себя объявить отца предателем. Она пытается убедить Эцио бежать, но он отказывается от столь трусливого шага. Эцио арестован.
Фульвия думает, что, возможно, лучше всего для нее будет притвориться, что принимает Императора замуж, и таким образом она сможет спасти Эцио. Император приказал привести к себе Эцио и Фульвию в качестве его невесты. Сначала Фульвия говорит Эцио, что да, она согласилась выйти замуж за Императора, но в конце концов вынуждена признать, что это притворство, она все еще любит Эцио. Валентиниано бросает Эцио в тюрьму.
Акт 3
[ редактировать ]Онория навещает Эцио в тюрьме с предложением Императора. Если Эцио не планировал убить Валентиниано, пусть он скажет, кто это сделал, и его освободят. Эцио отказывается таким образом предавать других, но Онория умоляет его ради нее, поскольку она любит его, спасти ему собственную жизнь.
Онория повторяет этот разговор Валентиниано и советует Императору, чтобы Фульвия посоветовала Эцио раскрыть все, что он знает о заговоре с целью убийства Валентиниано. Однако Эцио все равно хранит молчание, и его уводят.
Варо объявляет, что Эцио был казнен по приказу Императора (но на самом деле это не так). Онория приносит новость о том, что приспешник Массимо Эмилио на последнем издыхании настаивал на том, что он не действует по приказу Эцио. Чтобы спасти отца от подозрений, Фульвия объявляет, что именно она стояла за заговором с убийством. Валентиниано ожесточен: все вокруг него кажутся ему врагами, и никому он не может доверять.
Массимо в Капитолии пытается спровоцировать народное восстание против Императора, который появляется один и в отчаянии из-за предполагаемого предательства Фульвии. Массимо пытается убить Императора, но внезапно врывается Фульвия и бросается между отцом и Валентиниано, спасая ему жизнь. К всеобщему удивлению, входят Варо и Эцио. Валентиниано теперь видит, что Фульвия и Эцио действительно любят друг друга и что он был не прав, пытаясь их разлучить. Они поженятся, и Валентиниано соглашается на мольбу Эцио о помиловании раскаявшегося Массимо. Все отмечают счастливый исход событий. [ 7 ]
Контекст и анализ
[ редактировать ]Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с нынешней Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 8 ] [ 9 ]
Королевская музыкальная академия распалась в конце сезона 1728–29, отчасти из-за огромных гонораров, выплаченных звездным певцам. Между сторонниками двух примадонн, появившихся в последних нескольких операх Генделя, Франчески Куццони и Фаустины Бордони , разгорелось ожесточенное соперничество, кульминацией которого в июне 1727 года стала драка в публике, когда две примадонны на сцене перестали петь, обменивались оскорблениями и оскорблениями. тянули друг друга за волосы, что вызвало огромный общественный скандал, высмеянный в популярной «Опере нищего» 1728 года и принесший итальянскую оперу типа Генделя в определенную долю насмешек и дурной репутации. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] В конце сезона 1729 года обе дамы покинули Лондон, чтобы отправиться в континентальную Европу. Гендель вступил в партнерство с Джоном Джеймсом Хайдеггером , театральным импресарио, который арендовал Королевский театр на Хеймаркете, где были представлены оперы, и основал новую оперную труппу с новой примадонной Анной Страда .
К оперному сезону 1732 года, открывающемуся с Эцио , Гендель добавил в свой ансамбль певцов тенора Джованни Баттиста Пиначчи, свою жену-альт Анну Баньолези и знаменитого баса Антонио Монтаньяна, последний начал долгое сотрудничество с Генделем и создал множество ролей в опере. Произведения Генделя. [ 7 ]
«Эцио» — последняя из трех опер Генделя, написанных на тексты самого известного либреттиста того времени Метастазио (две другие — «Сироэ» и «Поро») . Многие длинные отрывки речитатива в оригинале «Метастазио» были вырезаны в версии Генделя: лондонская публика предпочитала быстрее переходить от одной арии к другой. В отличие от большинства опер Генделя, в произведении вообще нет дуэтов или других ансамблей, только речитативы и арии. «Эцио» исполнялся всего пять раз при жизни Генделя, причем один из современников заметил, что это была «Новая опера, одежда и все новые сцены, но не привлекающая большого количества труппы» (в то время декорации и костюмы часто брались из готовых материалов, совершенно новые костюмы и сцены были дополнительной привлекательностью.) Тем не менее король Георг II присутствовал на всех представлениях, кроме одного. [ 7 ]
Для историка музыки Дэвида Викерса « Эцио» — «одна из лучших серьезных опер Генделя». [ 3 ]
Опера написана для двух блокфлейт, двух флейт, двух гобоев, двух фаготов, трубы, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: Эцио, Фульвия Валентиниано, Онория Массимо, Варо |
Дирижер, оркестр |
Этикетка [ 14 ] |
---|---|---|---|
1995 | Д'Анна Фортунато , Джулианна Бэрд , Раймонд Пеллерен, Дженнифер Лейн, Фредерик Уррей, Натаниэль Уотсон |
Ричард Олдон Кларк Манхэттенский камерный оркестр |
ГОЛОС Кот:2 7503 |
2008 | Энн Халленберг , Карина Говен , Соня Прина , Марианна Андерсен, Ансио Зорзи, Вито Прианте |
Алан Кертис Барочный комплекс |
Архив генерального директора Кот: 477 8073 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Стром, Рейнхард, «Гендель, Метастазио, Расин: Дело Эцио » (ноябрь 1977 г.). The Musical Times , 118 (1617): стр. 901–903.
- ^ «С какой сладостью: исследования итальянской оперы, песни и танца, 1580–1740», Иэн Фенлон, Тим Картер, Найджел Форчун
- ^ Jump up to: а б с «Список произведений Генделя» . Gfhandel.org . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Дин, Винтон , «Музыка в Лондоне: Эцио (январь 1978 г.). The Musical Times , 119 (1619): стр. 59–64.
- ^ «Эцио Генделя на лондонском Генделевском фестивале» . Operatoday.com . Опера сегодня . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Программы Шветцингенского фестиваля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . По состоянию на 24 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Синопсис Эцио» . Handelhouse.org . Дом-музей Генделя. Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Дин, В. и Дж. М. Кнапп (1995) Оперы Генделя 1704–1726, стр. 298.
- ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN 9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
- ^ Хикс, Энтони. «Программные заметки к «Соперничающим королевам» » . Гиперион Рекордс . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ Снеговик, Дэниел (2010). Позолоченная сцена: социальная история оперы . Атлантические книги. ISBN 978-1843544661 .
- ^ Дин, Винтон (1997). Нью-Гроув Гендель . WW Нортон. ISBN 978-0393303582 .
- ^ «Гендель и битва див» . Классический ФМ . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Записи Эцио» . Operadis.co.uk . Проверено 5 июля 2014 г.
Источники
- Дин, Винтон (2006), Оперы Генделя, 1726–1741 , Boydell Press, ISBN 1-84383-268-2 Второй из двух томов исчерпывающего справочника по операм Генделя.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эцио , HWV 29 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полное либретто. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine (на итальянском языке).
- Партитура Эцио (изд. Фридриха Хрисандра , Лейпциг, 1880 г.)