Ариадна на Крите

Арианна на Крите (« Ариадна на Крите », HWV 32) — опера-серия в трёх действиях Георга Фридриха Генделя . Либретто на итальянском языке Николой было адаптировано Фрэнсисом Колманом из Пьетро Париати » «Арианны и Тезео , текста, ранее созданного Порпорой в 1727 году и Леонардо Лео в 1729 году.
История выступлений
[ редактировать ]Впервые опера была представлена в Королевском театре в Лондоне 26 января 1734 года, а затем представлена в переработанной версии с добавлением танцев для Мари Салле в театре Ковент-Гарден 27 ноября того же года. [ 1 ]
Как и все оперные серии в стиле барокко, «Арианна на Крите» не исполнялась в течение многих лет, но с возрождением интереса к музыке в стиле барокко и исторически обоснованным музыкальным исполнением с 1960-х годов «Арианна на Крите» , как и все оперы Генделя, исполняется на фестивалях и в оперных театрах. сегодня. [ 2 ] Среди других спектаклей «Арианна на Крите» была поставлена на Лондонском фестивале Генделя в 2014 году. [ 3 ] и исполнен на концерте Гендельского фестиваля в Галле в 2018 году. [ 4 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль [ 1 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 26 января 1734 г. |
---|---|---|
Арианна | сопрано | Анна Мария Страда |
Тезей | меццо-сопрано кастрированное | Джованни Карестини |
Карильда | контральто | Мария Катерина Негри |
Альцеста | меццо-сопрано кастрированное | Карло Скальци |
Таврический | контральто | Маргарита Дурастанти |
Минос | бас | Густав Вальс |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место действия: Крит , легендарная древность.
Задолго до действия оперы критский царь Минос вел войну с афинским царем Эгеем, который убил маленького сына Миноса и унес его маленькую дочь. Однако девочку воспитывал союзник Афин, царь Фив Архей, полагая, что она его собственный ребенок. Афины должны были платить Крит дань в качестве условия прекращения войны – раз в семь лет семь афинских юношей и семь афинских девушек должны были быть отправлены на Крит, чтобы их съел Минотавр , получеловек-полубык-монстр, который скрывался в лабиринте, из которого выбраться было практически невозможно. Человеческое жертвоприношение афинян может прекратиться только тогда, когда герой убьет Минотавра и победит критского воина Таврида. Афинский герой Тесео направляется на Крит, полный решимости сделать это и положить конец страданиям своего народа, а также присоединиться к Арианне, которую он любит и которую Минос потребовал в качестве заложницы, чтобы обеспечить отправку афинской молодежи. для жертвоприношения.
Акт 1
[ редактировать ]
Афиняне отправляются на Крит вместе с каменной табличкой, на которой начертаны условия афинской дани. Король Минос соглашается на просьбу Тесео освободить Арианну. Среди афинских девиц, посланных на жертвоприношение, есть Карильда, красоту которой заметил критский чемпион Таврид; он мгновенно влюбляется в нее. Однако Карильда тайно влюблена в Тезео и не интересуется ни Тавридой, ни афинским юношей Альцестом, который тоже влюблен в Карильду. Тезео сообщает своей возлюбленной Арианне, что он полон решимости убить Минотавра, заставляя ее опасаться за его безопасность, а также говорит Альцесте, который хочет спасти Карильду от жестокой смерти, что он больше подходит для этой задачи.
В храме Юпитера царь Минос приказывает Альцесте вытянуть из урны имя первой жертвы. Альцест огорчен, когда имя, которое он извлек из сосуда, принадлежит его возлюбленной Карильде. Тезео предлагает пойти в лабиринт, чтобы встретиться с Минотавром вместо нее, что Минос принимает, но вызывает у Арианны зависть, полагая, что Тезео, должно быть, делает это из любви к Карильде.
Акт 2
[ редактировать ]
В лесу Тезео размышляет, следует ли ему продолжить свой план по убийству Минотавра или воздержаться из уважения к своей возлюбленной Арианне. Он засыпает и видит свою судьбу освободителя своего народа от жестоких страданий. Когда он просыпается, вся нерешительность исчезла из его разума — он полон решимости убить монстра. Альцест, как и Арианна, обеспокоен тем, что Тезео действует из любви к Карильде, но Тезео уверяет его, что он никогда не полюбит никого, кроме Арианны, и открывает Альцесте, что Арианна на самом деле дочь короля Миноса, но ни она, ни король не знают об этом. это.
Арианна подслушивает разговор Миноса с критским чемпионом Тавридом - чтобы добиться успеха, Тезео придется перерезать Минотавру горло, найти выход из лабиринта, используя клубок веревки, чтобы отметить путь, и подчинить Таврида, несмотря на свою магию. пояс, который дает ему сверхчеловеческую силу. Хотя Арианна все еще обеспокоена мыслью, что Тезео пытается спасти Карильду, которую он любит, она передает эту информацию Тезео.
Дальнейшие недоразумения укрепляют Арианну в ошибочном убеждении, что Тезео влюблен в Карильду, и она обвиняет его в неверности.
У входа в лабиринт Карильду собираются отправить на съедение Минотавру, когда появляется Таврида и умоляет ее бежать с ним. Она отказывается. Однако также появляется Альцест, убивает двух охранников и забирает Карильду. Минос в ярости из-за ее побега и винит в этом Тесео. Он приказывает Арианне занять место Карильды в качестве первой жертвы монстру. Арианна оплакивает свою судьбу.
Акт 3
[ редактировать ]Тесео спускается в лабиринт, отмечая свой путь клубком веревки, и убивает Минотавра, проткнув ему горло. Он спасает Арианну и клянется ей, что любит ее.
За пределами дворца Тезео и Таврическому предстоит сойтись в единоборстве. Первое действие Тезео - сорвать с его пояса волшебный пояс Тавриды, после чего Тезео легко побеждает его.
Царь Минос объявляет, что Тесео выполнил условия прекращения афинской дани. Тесео просит разрешения жениться на Арианне, и Минос соглашается при условии, что ее отец даст свое согласие. Тесео сообщает, что Минос сам является отцом Арианны, после чего Минос с радостью дает паре свое благословение. Арианна и Тезео радостно празднуют свою любовь.
Внутри дворца объявляется о двойной помолвке – герой Тезео женится на своей Арианне, а Альцест теперь принят Карильдой. Все празднуют удачный поворот событий. [ 5 ]
Контекст и анализ
[ редактировать ]
Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с нынешней Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 6 ] [ 7 ]
Королевская музыкальная академия распалась в конце сезона 1728–29, отчасти из-за огромных гонораров, выплаченных звездным певцам. Гендель вступил в партнерство с Джоном Джеймсом Хайдеггером , театральным импресарио, который арендовал Королевский театр на Хеймаркете, где были представлены оперы, и основал новую оперную труппу с новой примадонной Анной Страда . В этом новом предприятии Гендель обнаружил, что редакции предыдущих англоязычных произведений, таких как «Ацис», «Галатея» и «Эстер» , вместе с новой ораторией на английском языке «Дебора» , были чрезвычайно популярны среди публики, хотя и среди тех же итальянских певцов, которые в настоящее время выступали в его оперы на той же сцене, в том числе звездный кастрат Сенезино , который в течение многих лет был опорой опер Генделя и чье произношение английских текстов вызывало некоторые насмешки. [ 8 ] [ 9 ]
«Орландо» , итальянская опера с главной ролью Генделя для Сенезино, была представлена в Королевском театре в январе 1733 года, но в июне того же года в лондонской прессе появилось сообщение о том, что Гендель уволил Сенезино. [ 10 ] : 208 В январе 1733 года, еще до того, как Гендель уволил Сенезино, уже существовали планы создать в Лондоне вторую оперную труппу, которая могла бы конкурировать с труппой Генделя, как Джон Уэст, 2-й граф Де Ла Варр , писал герцогу Ричмонду :
«Существует дух, восставший против доминиона г-на Генделя, подписка продолжается, и выбраны директора, которые заключили контракт с Сенезино и послали за Куццони и Фаринелли...» [ 11 ]
15 июня несколько благородных лордов получили одобрение Фридриха, принца Уэльского , на создание новой оперной труппы, так называемой « Дворянской оперы », в открытой оппозиции Генделю, с фаворитом Лондона Сенезино снова в главных ролях и другие звездные певцы Генделя в новой труппе. [ 12 ]
Новая оперная труппа дала свое первое представление 29 декабря 1733 года с оперой Николы Порпоры « Арианна в Нассо » в театре Линкольнс-Инн в Лондоне и с Сенезино в главной роли, к которой присоединился еще один всемирно известный кастрат, Фаринелли . [ 5 ] Спорится о том, выбрал ли Гендель тему своей следующей оперы «Арианна на Крите » как прямой вызов пьесе Порпоры в новой оперной труппе, или же Гендель подошел к этой теме раньше Порпоры. [ 5 ] Опера Генделя имела успешную серию из шестнадцати представлений, и Гендель возобновил эту работу в своем более позднем сезоне в театре Ковент-Гарден. [ 1 ]
Дневник, который вел так называемый «Оперный реестр Колмана», записал: «Ариадна на Крите, новая опера, очень хорошая и исполнявшаяся очень часто, Сиг р Карестино спел на удивление хорошо: новый евнух – много раз исполнялся». [ 10 ] : 229

В качестве замены и соперника Сенезино Гендель нанял на роль Тезео не менее известного кастрата, Джованни Карестини, о котором музыковед XVIII века Чарльз Бёрни писал:
«Голос его сначала был мощным и чистым сопрано, которое впоследствии превратилось в самый полный, тонкий и глубокий контртенор, который, возможно, когда-либо слышался... Лицо Карестини было высоким, красивым и величественным. Он был очень оживленным и умным актером, обладая значительной долей энтузиазма в своих композициях, с живым и изобретательным воображением, он делал все, что пел, интересным благодаря хорошему вкусу, энергии и разумным украшениям. Он проявил огромную ловкость в выполнении сложных ударов грудью в самой четкой и замечательной манере. По мнению Хассе , как и многих других выдающихся профессоров, тот, кто не слышал Карестини, не знаком с самым совершенным стилем пения». [ 13 ]
К актерскому составу премьеры оперы Генделя после девятилетнего отсутствия вернулась Маргарита Дурастанти, которая работала с Генделем в первые дни его пребывания в Италии и была участницей его первой лондонской оперной труппы. [ 5 ] Леди Бристоль написала в письме после посещения второго спектакля «Арианны на Крите» : «Я только что вернулась домой из унылой и пустой оперы, хотя во второй раз; первый раз была полна, чтобы услышать нового человека, которого я могу найти». будь очень хорошим певцом; все остальные - простофили, кроме старой Дюрастанте, которая поет так же хорошо, как и она всегда». [ 10 ] : 225
Чарльз Бёрни похвалил «Арианну на Крите» как свидетельство «изобретательных способностей Генделя и его способностей варьировать аккомпанемент в этой опере с большей энергией, чем в любой предыдущей драме после роспуска Королевской музыкальной академии в 1728 году». [ 13 ]
Опера написана для флейты, двух гобоев, фагота, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
Записи
[ редактировать ]- Арианна на Крите - Оркестр Патр. Дирижер: Джордж Петру . Основные певцы: Петрос Магулас (Минос), Ирини Караянни (Карильда), Марита Папаризу (Таврида), Мэри-Эллен Неси (Тесей), Теодора Бака (Альцеста), Мата Кацули (Арианна). Дата записи: 2005 г. Лейбл: MD&G Records – 7609 1375-2 (CD). [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с «Список произведений Генделя» . Gfhandel.org . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 22 июля 2014 г.
- ^ «Гендель: Биографическое введение» . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ «Ослепительная колоратура восхищает в «Арианне на Крите» Генделя» . Bachtrack.com/ . Проверено 23 июля 2014 г. .
- ^ Боудлер, Сандра. «Просто великолепно: Арианна на Крите на фестивале Галле Генделя» . bachtrack.com . Проверено 19 июня 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Jump up to: а б с д «Краткий обзор Арианны на Крите» . Handelhouse.org . Дом-музей Генделя. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 23 июля 2014 г. .
- ^ Дин, В. и Дж. М. Кнапп (1995) Оперы Генделя 1704–1726, стр. 298.
- ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN 9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
- ^ Берроуз, Дональд (2012). Гендель (Серия «Мастера-музыканты») . Издательство Оксфордского университета, США; 2 издание. ISBN 978-0199737369 .
- ^ Шерман, Бернард Д.: Старинная музыка изнутри , стр. 254. Oxford University Press, США, 2003.
- ^ Jump up to: а б с Редакция Halle Handel Edition: Handel's Guide: Volume 4. Немецкое музыкальное издательство, Лейпциг, 1985, ISBN 3-7618-0717-1
- ^ «Справочная база данных Генделя, 1733 г.» . Ichriss.ccarh.org . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Энтони Хикс: Гендель. Орландо. L'Oiseau-Lyre 430 845-2, Лондон, 1991, с. 30 и далее.
- ^ Jump up to: а б Берни, Чарльз (1957). Всеобщая история музыки с древнейших времен до наших дней . Дувр. ISBN 978-0486222820 .
- ^ «Записи Арианны на Крите» . Оперис. орг.ук. Проверено 23 июля 2014 г. .
- Источники
- Дин, Винтон (2006), Оперы Генделя, 1726–1741 , Boydell Press, ISBN 1843832682 Второй из двух томов исчерпывающего справочника по операм Генделя.
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский оперный словарь , 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итальянское либретто. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine.
- Арианна на Крите : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Обзор GFHandel.com Филиппа Желино о записи Петру