Иоганн Адольф Хассе
Иоганн Адольф Хассе | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Бергедорф недалеко от Гамбурга, Священная Римская империя |
Крещенный | 25 марта 1699 г. |
Умер | 16 декабря 1783 г. Венеция, Венецианская республика | (84 года)
Эра | Барокко |
Супруг | Фаустина Бордони |
Иоганн Адольф Хассе (крещен 25 марта 1699 г. - 16 декабря 1783 г.) [а] [1] [2] немецкий композитор, певец и педагог XVIII века. Чрезвычайно популярный в свое время Хассе был наиболее известен своими плодовитыми оперными произведениями, хотя он также написал значительное количество духовной музыки. Женатый на сопрано Фаустине Бордони и друг либреттиста Пьетро Метастазио , чьи либретти он часто ставил, Хассе был ключевой фигурой в развитии оперы-серии и музыки 18-го века.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Хассе крестился в Бергедорфе недалеко от Гамбурга, где его семья на протяжении трех поколений была церковными органистами. Его карьера певца началась, когда он присоединился к Гамбургской опере на Генземаркте в 1718 году в качестве тенора. В 1719 году он получил должность певца при дворе Брауншвейга его первая опера «Антиоко , где в 1721 году была исполнена »; В постановке пел сам Хассе.

Считается, что он покинул Германию в 1722 году. В 1720-х годах он жил в основном в Неаполе , прожив там шесть или семь лет. В 1725 году его серената «Антонио и Клеопатра» была исполнена в Неаполе; главные партии исполнили Карло Броски, более известный как Фаринелли , и Виттория Тези . Успех этой работы не только принес Хассе множество заказов от оперных театров Неаполя, но и, по словам Иоганна Иоахима Кванца , свел его с Алессандро Скарлатти , который стал его учителем и другом; Хассе также во многом изменил свой стиль, чтобы отразить стиль Скарлатти.
Популярность Хассе в Неаполе резко возросла, и в течение нескольких лет его загруженность была чрезвычайно занята. В этот период он сочинил свою единственную полную оперу-буффа , «La sorella amante» а также несколько интермецци и серенат. Он посетил Венецианский карнавал 1730 года, где его опера «Артасерс» была исполнена в Сан-Джованни Гризостомо . По этому случаю либретто Метастазио было сильно переработано, и Фаринелли взял на себя ведущую роль. Две свои арии из этой оперы он позже исполнял каждый вечер в течение десяти лет для Филиппа V Испанского . [3]
Дрезден и Венеция
[ редактировать ]В 1730 году Хассе женился на Фаустине Бордони и также был назначен капельмейстером при дворе Дрездена , хотя прибыл в Дрезден только в июле 1731 года; ранее в том же году он активно работал в Вене , руководя исполнением своей оратории «Даниэлло» при дворе Габсбургов . Вскоре после приезда пары в Дрезден Фаустина выступила перед судом. Хассе «Клеофида» (по мотивам хорошо адаптированного текста «Метастазио» В сентябре состоялась премьера ); кажется возможным, что И.С. Бах на представлении присутствовал ; конечно, CPE Бах утверждал, что примерно в это время Хассе и его отец стали хорошими друзьями. Король Польши и Саксонии Август II Сильный даровал ему титул королевско-польского и курфюрстско-саксонского капельмейстера. [4]
В октябре Хассе покинул Дрезден, чтобы поставить премьеры своих следующих опер в Турине и Риме , а также в это время он писал музыку для венецианских театров. К концу 1732 года Хассе снова был в Неаполе, хотя зиму он провел в Венеции, где его Сироэ впервые было исполнено в особенно роскошном стиле. В феврале 1733 года умер Август II Сильный , один из первых королевских покровителей Хассе в Дрездене. Поскольку в суде начался год траура, Хассе разрешили остаться за границей. К этому времени относятся многие из его священных произведений, написанных для церквей Венеции.
Большую часть 1734 года Хассе находился в Дрездене, но с 1735 по 1737 год он находился в Италии, в основном в Неаполе. Фаустина выступила на премьере «Тито Веспасиано» (еще одного адаптированного либретто Метастазио) в сентябре 1735 года в Пезаро . Вернувшись к королевскому двору в Дрезден в 1737 году, Хассе написал пять новых опер, но когда осенью 1738 года двор переехал в Польшу, он и Фаустина вернулись в Венецию, где они оба пользовались огромной популярностью. Его следующее пребывание в Дрездене также было самым продолжительным, между первыми месяцами 1740 года и январем 1744 года. В это время он переработал Артасерс , сочинив новые арии для Фаустины, а также написал пару оригинальных интермецци . Его общее избегание комической оперы, по-видимому, объяснялось Фаустиной, которая боялась, что стиль пения, требуемый оперой-буффа, повредит ее голосу. [5]
Дрезден: 1744–1763 гг.
[ редактировать ]
Между зимой 1744 года и концом лета 1745 года Хассе находился в Италии, но затем на год вернулся в Дрезден. Фридрих Великий , заядлый игрок на флейте, посетил двор в декабре 1745 года, и вполне вероятно, что многие из сонат и концертов для флейты Хассе, датируемых этим временем, были написаны для Фридриха. Король Пруссии присутствовал также на исполнении одного из « Te Deum » Хассе и сам заказал исполнение оперы композитора « Арминио» . Вскоре после этого Хассе посетил Венецию и Мюнхен, вернувшись в Дрезден в июне 1747 года, чтобы поставить свою оперу «Спартана великодушная» , представленную в то время для празднования нескольких королевских свадеб. Также в это время была реструктурирована иерархия в Дрездене; Никола Порпора был назначен капельмейстером, а сам Хассе получил звание оберкапельмейстера.
В 1748 году Хассе исполнил две свои оперы, «Эцио» и «Артазерс» , в Байройте в наполовину законченной Markgräfliches Opernhaus , из-за замужества Элизабет Фредерики Софи Бранденбург-Байройтской , дочери Вильгельмины Байройтской . Брак принцессы Марии Жозефы Саксонской с французским дофином дал Хассе возможность поехать летом 1750 года в Париж, где была исполнена его Didone abbandonata .
28 марта 1750 года Хассе представил свою последнюю ораторию «Обращение Святого Агостино» в капелле королевского дворца в Дрездене. Либретто, написанное дрезденской курфюрсткой Марией Антонией Вальпургис (1724–1780), касается обращения грешника в святость, было создано по образцу и отредактировано Метастазио . За дрезденской премьерой последовали многочисленные исполнения произведения в Лейпциге , Гамбурге, Мангейме, Падуе , Риме, Риге , Праге , Потсдаме и Берлине, что является свидетельством популярности произведения во второй половине XVIII века.
Карнавал 1751 года в Дрездене ознаменовал уход Фаустины из оперных представлений. Хассе продолжал создавать новые оперы на протяжении всего десятилетия, в том числе постановку « Пасторского дела » Метастазио , текста, использованного Моцартом позже . В 1756 году Семилетняя война вынудила дрезденский двор переехать в Варшаву , хотя сам Хассе жил в основном в Италии, а в Польшу ездил исключительно для того, чтобы руководить постановками своих опер, если вообще руководил. Осенью 1760 года он переехал в Вену, где пробыл следующие два года, а вернувшись в Дрезден в 1763 году, обнаружил, что большая часть его дома разрушена, а музыкальный аппарат придворной оперы разрушен. Главный покровитель Хассе в Дрездене, король Польши и Саксонии Август III, вскоре умер, а его преемник, который также умер быстро, счел сложные музыкальные мероприятия при дворе излишними. Хассе и Фаустине заплатили зарплату за два года, но не получили пенсию. [6]
Вена и Венеция: последние годы
[ редактировать ]В 1764 году Хассе отправился в Вену, где коронация Иосифа II ознаменовалась исполнением его Festa Teatrale Egeria , снова поставленного на либретто Метастазио. По большей части он оставался в Вене до 1773 года. Моцарт присутствовал на исполнении своей «Партенопы» в сентябре 1767 года. Большинство его опер, написанных в этот период, также были с успехом поставлены в Неаполе. Он был фаворитом Марии Терезии занял должность , и можно утверждать, что он фактически придворного капельмейстера. После премьеры « Пирамо и Тисбе» (сентябрь 1768 г.) Хассе намеревался уйти из оперы, но Мария Терезия вынудила его сочинить новое произведение «Руджеро» (1771 г.), снова основанное на метастазийском либретто. Сообщается , что в 1771 году, слушая оперу 15-летнего Моцарта «Асканио в Альбе» , Хассе сделал пророческое замечание: «Этот мальчик заставит всех нас забыть». [7]
В это время оперный стиль претерпел значительные изменения, и модель оперной серии , которую установили Хассе и Метастазио, оказалась под угрозой реформ Кристофа Виллибальда Глюка и Раньери де Кальцабиджи , заложенных в музыке и либретто к опере. Опера Глюка «Орфей и Эвридика» . Чарльз Берни , посетивший Вену в 1773 году, сообщил о дискуссии.
Партия пользуется таким же успехом среди поэтов, музыкантов и их приверженцев как в Вене, так и в других местах. Можно сказать, что Метастазио и Хассе стоят во главе одной из главных сект; и Калсабиджи и Глюк из другого. Первые, считая все новшества шарлатанством, придерживаются древней формы музыкальной драмы, в которой поэт и музыкант требуют равного внимания публики; бард в речитативной и повествовательной частях; и композитор в ариях, дуэтах и хорах. Вторая партия больше зависит от театральных эффектов, правильности характеров, простоты дикции и музыкального исполнения, чем от того, что они называют витиеватыми описаниями, лишними сравнениями, напыщенной и холодной моралью, с одной стороны, с утомительными симфониями и длинными делениями. , с другой. [8] : 232–233
Обнаружив, что его музыка находится в осаде из-за авангардного всплеска нового направления, Хассе покинул Вену в 1773 году и провел последние десять лет своей жизни в Венеции, преподавая и сочиняя священные произведения. Фаустина умерла в ноябре 1781 года, а сам Хассе после длительного периода страданий от артрита — чуть более двух лет спустя. После его смерти его почти полностью игнорировали, пока Ф. С. Кандлер не оплатил его надгробие в Венеции, где он похоронен в Сан-Маркуоле , и не написал биографию Хассе в 1820 году. [9]
Отношения с Метастазио
[ редактировать ]Дружба Хассе с Метастазио и его понимание формы искусства, созданной либреттистом, с годами возросли. Все ранние тексты Метастазио, которые он установил, были сильно изменены для этой цели, но Фридрих Великий и Франческо Альгаротти оба оказали влияние, чтобы заставить Хассе относиться с большим уважением к работам Метастазио. В начале 1740-х годов он начал создавать новые неадаптированные либретти «Метастазии», и примерно в это же время его личные отношения с либреттистом также значительно улучшились. В одном из своих писем, датированном мартом 1744 года, Метастазио сделал следующие комментарии:
... никогда до сих пор мне не доводилось видеть его [Хассе] во всей его красе, но всегда оторванным от своих многочисленных личных связей, так что он был похож на арию без инструментов; но теперь я вижу в нем отца, мужа и друга, качества, которые образуют в нем замечательный союз с теми прочными способностями и хорошим поведением, за которые я буду лелеять его столько лет... [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В последующие годы Хассе перезапустил свои более ранние произведения, основанные на текстах Метастазио, на этот раз уделив большое внимание первоначальному замыслу поэта, а в 1760-х годах, когда Метастазио писал новые тексты, Хассе, как правило, был первым композитором, который их поставил. . [10] Бёрни оставил следующую записку:
Этот поэт и музыкант — две половинки того, что, подобно платоновскому «Андрогину», когда-то составляло одно целое; поскольку они в равной степени обладают одними и теми же характерными чертами истинного гения, вкуса и суждения; так что уместность, последовательность, ясность и точность являются неразлучными спутниками того и другого... [8] : 235–236
Стиль и репутация
[ редактировать ]Несмотря на Джованни Баттиста Манчини заявление о том, что Хассе был падре делла музыки , и несмотря на огромную популярность композитора как деятеля, находившегося в самом авангарде серьезной итальянской оперы 18-го века, после его смерти репутация Хассе значительно упала, и его музыка по большей части оставалась неисполняемой ( за исключением некоторых его священных произведений, которые время от времени возрождались в Германии). В частности, его оперы исчезли без следа, а возрождение началось только с приближением ХХ века: реформы Глюка увели оперу от стиля Хассе и аркадских идеалов Метастазио в новое направление, из которого она уже не вернулась.
В свое время стиль Хассе отличался прежде всего лиризмом и чувством мелодии. Бёрни выразил это так:
[Хассе] может быть позволено, без ущерба для своих собратьев, превосходить всех других лирических композиторов, как Метастазио - всех других лирических поэтов. [8] : 236
Тщательный выбор тональности также был решающим фактором в стиле Хассе: определенные эмоции обычно выражались определенным выбором тональности. Любовные чувства выражались, например, ля, тогда как для выражений аристократического дворянства Хассе употреблял до и си-бемоль; с другой стороны, его сверхъестественная и вселяющая страх музыка обычно исполнялась в тональностях до и фа минор. Большинство его арий начинаются с мажора, переключаясь только на минор для секции си, а затем возвращаются к мажору для да капо . По мере развития его карьеры его арии становились намного длиннее, но лирический смысл по-прежнему оставался его главной целью. [11]
Его жизни и творчеству в Гамбурге музей Иоганна Адольфа Хассе . посвящен [12]
Работает
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Хассе написал свое имя как «Джованни Адольфо» итальянским языком, что привело к альтернативному написанию «Адольф».
Ссылки
- ^ Ханселл 2001 .
- ^ Вольфганг Хохштейн. «Иоганн Адольф, Иоганн Адольф, Джованни Адольфо» . Музыка в прошлом и настоящем .
- ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §1 «Ранние годы: Германия, Неаполь и Венеция».
- ^ «Музей Иоганна Адольфа Хассе» . КомпонистенКварьер . Архивировано из оригинала 25 марта 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §2 «Первый дрезденский период, 1730–33» и Hansell 2001 , §3 «Дрезден и Венеция, 1734–44».
- ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §5 «Последний дрезденский период, 1744–63».
- ^ Кеннеди, Майкл ; Борн, Джойс: Краткий Оксфордский музыкальный словарь. Издательство Оксфордского университета, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Берни, Чарльз (1773). Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях . Лондон: Т. Беккет и компания.
- ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §6 «Последние годы».
- ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §4 «Хассе и Метастазио».
- ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §7 «Музыкальный стиль и репутация».
- ^ Длинная ночь музеев Гамбург, Музей Иоганна Адольфа Хассе (на немецком языке) [ мертвая ссылка ]
Источники
- Ханселл, Свен (2001). «Хассе, Иоганн Адольф [Адольф]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/omo/9781561592630.013.90000380289 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франческо Деграда: «Глюкианские аспекты в позднем Хассе», Чиджана, xxix–xxx (1975), 309–329.
- С. Ханселл : «Священная музыка в Инкурабили в Венеции во времена Дж. А. Хассе», Журнал Американского музыковедческого общества , xxiii (1970), 282–301, 505–521.
- Д. Харц : «Хассе, Галуппи и Метастазио», Венеция и мелодрама восемнадцатого века : Венеция 1973–5, i, 309–339.
- Ф. Л. Миллнер: «Хассе и лондонская дворянская опера », Music Records , xxxv (1974), 240–246.
- Фредерик Л. Милльнер: Оперы Иоганна Адольфа Хассе . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press, 1979 (Исследования в области музыковедения, 2). ISBN 0-8357-1006-8
- Смитер, Ховард Э.: История оратории. Издательство Университета Северной Каролины, 1977 г. ISBN 9780807812747
- Рейнхард Штром : Очерки Генделя и итальянской оперы (Кембридж, 1985)
- Imme Tempke: «Моцарт и «отец музыки» Хассе». В: Lichtwark-Heft № 71. Издательство HB-werbung, Гамбург-Бергедорф, (2006). ISSN 1862-3549 .
- Imme Tempke: «Музыкальное образование Хассе в Гамбурге». В: Lichtwark, выпуск № 67. Издательство HB-werbung, Гамбург-Бергедорф, (2002). ISSN 1862-3549 .
- Роберт Торре: «Оперные близнецы и музыкальные соперники: две декорации Артазерса (1730)», « Беседы в музыке» , том. 6, нет. 1 (лето 2006 г.).
- Алан Йорк-Лонг: Музыка при дворе: четыре исследования восемнадцатого века (Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1954)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья: «Дрезден во времена Зеленки и Хассе» Брайана Робинса
- Статья: Торре, Роберт. «Оперные близнецы и музыкальные соперники: две декорации Артасерса (1730)» Беседы в музыке: Том 6, номер 1 (лето 2006 г.)
- Более современная оценка Хассе , Дэвид Чарльтон, classic.net
- Проект Хассе
- Бесплатные партитуры Иоганна Адольфа Хассе в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Иоганна Адольфа Хассе в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры в проекте Mutopia
- 1699 рождений
- 1783 смерти
- Композиторы из Гамбурга
- Певцы из Гамбурга
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Немецкие классические композиторы церковной музыки
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы классического периода
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Ученики Николы Порпоры
- Ученики Алессандро Скарлатти
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- Люди из Бергедорфа