Jump to content

Иоганн Адольф Хассе

Иоганн Адольф Хассе
Рожденный
Бергедорф недалеко от Гамбурга, Священная Римская империя
Крещенный 25 марта 1699 г.
Умер 16 декабря 1783 г. ( 1783-12-17 ) (84 года)
Венеция, Венецианская республика
Эра Барокко
Супруг Фаустина Бордони

Иоганн Адольф Хассе (крещен 25 марта 1699 г. - 16 декабря 1783 г.) [а] [1] [2] немецкий композитор, певец и педагог XVIII века. Чрезвычайно популярный в свое время Хассе был наиболее известен своими плодовитыми оперными произведениями, хотя он также написал значительное количество духовной музыки. Женатый на сопрано Фаустине Бордони и друг либреттиста Пьетро Метастазио , чьи либретти он часто ставил, Хассе был ключевой фигурой в развитии оперы-серии и музыки 18-го века.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Хассе крестился в Бергедорфе недалеко от Гамбурга, где его семья на протяжении трех поколений была церковными органистами. Его карьера певца началась, когда он присоединился к Гамбургской опере на Генземаркте в 1718 году в качестве тенора. В 1719 году он получил должность певца при дворе Брауншвейга его первая опера «Антиоко , где в 1721 году была исполнена »; В постановке пел сам Хассе.

Мемориал Хассе перед домом, где он родился, в Гамбург-Бергедорфе.

Считается, что он покинул Германию в 1722 году. В 1720-х годах он жил в основном в Неаполе , прожив там шесть или семь лет. В 1725 году его серената «Антонио и Клеопатра» была исполнена в Неаполе; главные партии исполнили Карло Броски, более известный как Фаринелли , и Виттория Тези . Успех этой работы не только принес Хассе множество заказов от оперных театров Неаполя, но и, по словам Иоганна Иоахима Кванца , свел его с Алессандро Скарлатти , который стал его учителем и другом; Хассе также во многом изменил свой стиль, чтобы отразить стиль Скарлатти.

Популярность Хассе в Неаполе резко возросла, и в течение нескольких лет его загруженность была чрезвычайно занята. В этот период он сочинил свою единственную полную оперу-буффа , «La sorella amante» а также несколько интермецци и серенат. Он посетил Венецианский карнавал 1730 года, где его опера «Артасерс» была исполнена в Сан-Джованни Гризостомо . По этому случаю либретто Метастазио было сильно переработано, и Фаринелли взял на себя ведущую роль. Две свои арии из этой оперы он позже исполнял каждый вечер в течение десяти лет для Филиппа V Испанского . [3]

Дрезден и Венеция

[ редактировать ]

В 1730 году Хассе женился на Фаустине Бордони и также был назначен капельмейстером при дворе Дрездена , хотя прибыл в Дрезден только в июле 1731 года; ранее в том же году он активно работал в Вене , руководя исполнением своей оратории «Даниэлло» при дворе Габсбургов . Вскоре после приезда пары в Дрезден Фаустина выступила перед судом. Хассе «Клеофида» (по мотивам хорошо адаптированного текста «Метастазио» В сентябре состоялась премьера ); кажется возможным, что И.С. Бах на представлении присутствовал ; конечно, CPE Бах утверждал, что примерно в это время Хассе и его отец стали хорошими друзьями. Король Польши и Саксонии Август II Сильный даровал ему титул королевско-польского и курфюрстско-саксонского капельмейстера. [4]

В октябре Хассе покинул Дрезден, чтобы поставить премьеры своих следующих опер в Турине и Риме , а также в это время он писал музыку для венецианских театров. К концу 1732 года Хассе снова был в Неаполе, хотя зиму он провел в Венеции, где его Сироэ впервые было исполнено в особенно роскошном стиле. В феврале 1733 года умер Август II Сильный , один из первых королевских покровителей Хассе в Дрездене. Поскольку в суде начался год траура, Хассе разрешили остаться за границей. К этому времени относятся многие из его священных произведений, написанных для церквей Венеции.

Большую часть 1734 года Хассе находился в Дрездене, но с 1735 по 1737 год он находился в Италии, в основном в Неаполе. Фаустина выступила на премьере «Тито Веспасиано» (еще одного адаптированного либретто Метастазио) в сентябре 1735 года в Пезаро . Вернувшись к королевскому двору в Дрезден в 1737 году, Хассе написал пять новых опер, но когда осенью 1738 года двор переехал в Польшу, он и Фаустина вернулись в Венецию, где они оба пользовались огромной популярностью. Его следующее пребывание в Дрездене также было самым продолжительным, между первыми месяцами 1740 года и январем 1744 года. В это время он переработал Артасерс , сочинив новые арии для Фаустины, а также написал пару оригинальных интермецци . Его общее избегание комической оперы, по-видимому, объяснялось Фаустиной, которая боялась, что стиль пения, требуемый оперой-буффа, повредит ее голосу. [5]

Хассе в 1740 году, картина Бальтазара Деннера.

Между зимой 1744 года и концом лета 1745 года Хассе находился в Италии, но затем на год вернулся в Дрезден. Фридрих Великий , заядлый игрок на флейте, посетил двор в декабре 1745 года, и вполне вероятно, что многие из сонат и концертов для флейты Хассе, датируемых этим временем, были написаны для Фридриха. Король Пруссии присутствовал также на исполнении одного из « Te Deum » Хассе и сам заказал исполнение оперы композитора « Арминио» . Вскоре после этого Хассе посетил Венецию и Мюнхен, вернувшись в Дрезден в июне 1747 года, чтобы поставить свою оперу «Спартана великодушная» , представленную в то время для празднования нескольких королевских свадеб. Также в это время была реструктурирована иерархия в Дрездене; Никола Порпора был назначен капельмейстером, а сам Хассе получил звание оберкапельмейстера.

В 1748 году Хассе исполнил две свои оперы, «Эцио» и «Артазерс» , в Байройте в наполовину законченной Markgräfliches Opernhaus , из-за замужества Элизабет Фредерики Софи Бранденбург-Байройтской , дочери Вильгельмины Байройтской . Брак принцессы Марии Жозефы Саксонской с французским дофином дал Хассе возможность поехать летом 1750 года в Париж, где была исполнена его Didone abbandonata .

28 марта 1750 года Хассе представил свою последнюю ораторию «Обращение Святого Агостино» в капелле королевского дворца в Дрездене. Либретто, написанное дрезденской курфюрсткой Марией Антонией Вальпургис (1724–1780), касается обращения грешника в святость, было создано по образцу и отредактировано Метастазио . За дрезденской премьерой последовали многочисленные исполнения произведения в Лейпциге , Гамбурге, Мангейме, Падуе , Риме, Риге , Праге , Потсдаме и Берлине, что является свидетельством популярности произведения во второй половине XVIII века.

Карнавал 1751 года в Дрездене ознаменовал уход Фаустины из оперных представлений. Хассе продолжал создавать новые оперы на протяжении всего десятилетия, в том числе постановку « Пасторского дела » Метастазио , текста, использованного Моцартом позже . В 1756 году Семилетняя война вынудила дрезденский двор переехать в Варшаву , хотя сам Хассе жил в основном в Италии, а в Польшу ездил исключительно для того, чтобы руководить постановками своих опер, если вообще руководил. Осенью 1760 года он переехал в Вену, где пробыл следующие два года, а вернувшись в Дрезден в 1763 году, обнаружил, что большая часть его дома разрушена, а музыкальный аппарат придворной оперы разрушен. Главный покровитель Хассе в Дрездене, король Польши и Саксонии Август III, вскоре умер, а его преемник, который также умер быстро, счел сложные музыкальные мероприятия при дворе излишними. Хассе и Фаустине заплатили зарплату за два года, но не получили пенсию. [6]

Вена и Венеция: последние годы

[ редактировать ]

В 1764 году Хассе отправился в Вену, где коронация Иосифа II ознаменовалась исполнением его Festa Teatrale Egeria , снова поставленного на либретто Метастазио. По большей части он оставался в Вене до 1773 года. Моцарт присутствовал на исполнении своей «Партенопы» в сентябре 1767 года. Большинство его опер, написанных в этот период, также были с успехом поставлены в Неаполе. Он был фаворитом Марии Терезии занял должность , и можно утверждать, что он фактически придворного капельмейстера. После премьеры « Пирамо и Тисбе» (сентябрь 1768 г.) Хассе намеревался уйти из оперы, но Мария Терезия вынудила его сочинить новое произведение «Руджеро» (1771 г.), снова основанное на метастазийском либретто. Сообщается , что в 1771 году, слушая оперу 15-летнего Моцарта «Асканио в Альбе» , Хассе сделал пророческое замечание: «Этот мальчик заставит всех нас забыть». [7]

В это время оперный стиль претерпел значительные изменения, и модель оперной серии , которую установили Хассе и Метастазио, оказалась под угрозой реформ Кристофа Виллибальда Глюка и Раньери де Кальцабиджи , заложенных в музыке и либретто к опере. Опера Глюка «Орфей и Эвридика» . Чарльз Берни , посетивший Вену в 1773 году, сообщил о дискуссии.

Партия пользуется таким же успехом среди поэтов, музыкантов и их приверженцев как в Вене, так и в других местах. Можно сказать, что Метастазио и Хассе стоят во главе одной из главных сект; и Калсабиджи и Глюк из другого. Первые, считая все новшества шарлатанством, придерживаются древней формы музыкальной драмы, в которой поэт и музыкант требуют равного внимания публики; бард в речитативной и повествовательной частях; и композитор в ариях, дуэтах и ​​хорах. Вторая партия больше зависит от театральных эффектов, правильности характеров, простоты дикции и музыкального исполнения, чем от того, что они называют витиеватыми описаниями, лишними сравнениями, напыщенной и холодной моралью, с одной стороны, с утомительными симфониями и длинными делениями. , с другой. [8] : 232–233 

Обнаружив, что его музыка находится в осаде из-за авангардного всплеска нового направления, Хассе покинул Вену в 1773 году и провел последние десять лет своей жизни в Венеции, преподавая и сочиняя священные произведения. Фаустина умерла в ноябре 1781 года, а сам Хассе после длительного периода страданий от артрита — чуть более двух лет спустя. После его смерти его почти полностью игнорировали, пока Ф. С. Кандлер не оплатил его надгробие в Венеции, где он похоронен в Сан-Маркуоле , и не написал биографию Хассе в 1820 году. [9]

Отношения с Метастазио

[ редактировать ]

Дружба Хассе с Метастазио и его понимание формы искусства, созданной либреттистом, с годами возросли. Все ранние тексты Метастазио, которые он установил, были сильно изменены для этой цели, но Фридрих Великий и Франческо Альгаротти оба оказали влияние, чтобы заставить Хассе относиться с большим уважением к работам Метастазио. В начале 1740-х годов он начал создавать новые неадаптированные либретти «Метастазии», и примерно в это же время его личные отношения с либреттистом также значительно улучшились. В одном из своих писем, датированном мартом 1744 года, Метастазио сделал следующие комментарии:

... никогда до сих пор мне не доводилось видеть его [Хассе] во всей его красе, но всегда оторванным от своих многочисленных личных связей, так что он был похож на арию без инструментов; но теперь я вижу в нем отца, мужа и друга, качества, которые образуют в нем замечательный союз с теми прочными способностями и хорошим поведением, за которые я буду лелеять его столько лет... [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

В последующие годы Хассе перезапустил свои более ранние произведения, основанные на текстах Метастазио, на этот раз уделив большое внимание первоначальному замыслу поэта, а в 1760-х годах, когда Метастазио писал новые тексты, Хассе, как правило, был первым композитором, который их поставил. . [10] Бёрни оставил следующую записку:

Этот поэт и музыкант — две половинки того, что, подобно платоновскому «Андрогину», когда-то составляло одно целое; поскольку они в равной степени обладают одними и теми же характерными чертами истинного гения, вкуса и суждения; так что уместность, последовательность, ясность и точность являются неразлучными спутниками того и другого... [8] : 235–236 

Стиль и репутация

[ редактировать ]

Несмотря на Джованни Баттиста Манчини заявление о том, что Хассе был падре делла музыки , и несмотря на огромную популярность композитора как деятеля, находившегося в самом авангарде серьезной итальянской оперы 18-го века, после его смерти репутация Хассе значительно упала, и его музыка по большей части оставалась неисполняемой ( за исключением некоторых его священных произведений, которые время от времени возрождались в Германии). В частности, его оперы исчезли без следа, а возрождение началось только с приближением ХХ века: реформы Глюка увели оперу от стиля Хассе и аркадских идеалов Метастазио в новое направление, из которого она уже не вернулась.

В свое время стиль Хассе отличался прежде всего лиризмом и чувством мелодии. Бёрни выразил это так:

[Хассе] может быть позволено, без ущерба для своих собратьев, превосходить всех других лирических композиторов, как Метастазио - всех других лирических поэтов. [8] : 236 

Тщательный выбор тональности также был решающим фактором в стиле Хассе: определенные эмоции обычно выражались определенным выбором тональности. Любовные чувства выражались, например, ля, тогда как для выражений аристократического дворянства Хассе употреблял до и си-бемоль; с другой стороны, его сверхъестественная и вселяющая страх музыка обычно исполнялась в тональностях до и фа минор. Большинство его арий начинаются с мажора, переключаясь только на минор для секции си, а затем возвращаются к мажору для да капо . По мере развития его карьеры его арии становились намного длиннее, но лирический смысл по-прежнему оставался его главной целью. [11]

Его жизни и творчеству в Гамбурге музей Иоганна Адольфа Хассе . посвящен [12]

Работает

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

  1. Хассе написал свое имя как «Джованни Адольфо» итальянским языком, что привело к альтернативному написанию «Адольф».

Ссылки

  1. ^ Ханселл 2001 .
  2. ^ Вольфганг Хохштейн. «Иоганн Адольф, Иоганн Адольф, Джованни Адольфо» . Музыка в прошлом и настоящем .
  3. ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §1 «Ранние годы: Германия, Неаполь и Венеция».
  4. ^ «Музей Иоганна Адольфа Хассе» . КомпонистенКварьер . Архивировано из оригинала 25 марта 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
  5. ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §2 «Первый дрезденский период, 1730–33» и Hansell 2001 , §3 «Дрезден и Венеция, 1734–44».
  6. ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §5 «Последний дрезденский период, 1744–63».
  7. ^ Кеннеди, Майкл ; Борн, Джойс: Краткий Оксфордский музыкальный словарь. Издательство Оксфордского университета, 2007. [ нужна страница ]
  8. ^ Jump up to: а б с Берни, Чарльз (1773). Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях . Лондон: Т. Беккет и компания.
  9. ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §6 «Последние годы».
  10. ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §4 «Хассе и Метастазио».
  11. ^ Ссылка на этот раздел: Hansell 2001 , §7 «Музыкальный стиль и репутация».
  12. ^ Длинная ночь музеев Гамбург, Музей Иоганна Адольфа Хассе (на немецком языке) [ мертвая ссылка ]

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Франческо Деграда: «Глюкианские аспекты в позднем Хассе», Чиджана, xxix–xxx (1975), 309–329.
  • С. Ханселл : «Священная музыка в Инкурабили в Венеции во времена Дж. А. Хассе», Журнал Американского музыковедческого общества , xxiii (1970), 282–301, 505–521.
  • Д. Харц : «Хассе, Галуппи и Метастазио», Венеция и мелодрама восемнадцатого века : Венеция 1973–5, i, 309–339.
  • Ф. Л. Миллнер: «Хассе и лондонская дворянская опера », Music Records , xxxv (1974), 240–246.
  • Фредерик Л. Милльнер: Оперы Иоганна Адольфа Хассе . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press, 1979 (Исследования в области музыковедения, 2). ISBN   0-8357-1006-8
  • Смитер, Ховард Э.: История оратории. Издательство Университета Северной Каролины, 1977 г. ISBN   9780807812747
  • Рейнхард Штром : Очерки Генделя и итальянской оперы (Кембридж, 1985)
  • Imme Tempke: «Моцарт и «отец музыки» Хассе». В: Lichtwark-Heft [ de ] № 71. Издательство HB-werbung, Гамбург-Бергедорф, (2006). ISSN   1862-3549 .
  • Imme Tempke: «Музыкальное образование Хассе в Гамбурге». В: Lichtwark, выпуск № 67. Издательство HB-werbung, Гамбург-Бергедорф, (2002). ISSN   1862-3549 .
  • Роберт Торре: «Оперные близнецы и музыкальные соперники: две декорации Артазерса (1730)», « Беседы в музыке» , том. 6, нет. 1 (лето 2006 г.).
  • Алан Йорк-Лонг: Музыка при дворе: четыре исследования восемнадцатого века (Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1954)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a69c52410556ed629bf75263862a862e__1712804280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/2e/a69c52410556ed629bf75263862a862e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Adolph Hasse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)