Франческо Альгаротти
Франческо Альгаротти | |
---|---|
![]() Портрет Жана-Этьена Лиотара (1745), Рейксмузеум , на пергаменте. | |
Рожденный | 11 декабря 1712 г. |
Умер | 3 мая 1764 г. | (51 год)
Национальность | венецианский |
Альма-матер | Римский университет Сапиенца, Болонский университет |
Занятие | Философ |
Граф Франческо Альгаротти (11 декабря 1712 — 3 мая 1764) — итальянский эрудит , философ, поэт, эссеист, англофил , искусствовед и коллекционер произведений искусства. Он был человеком широких знаний, знатоком ньютоновства , архитектуры и оперы. Он был другом Фридриха Великого и ведущими авторами своего времени: Вольтером , Жаном-Батистом де Бойе, маркизом д'Аржансом , Пьером-Луи де Мопертюи и атеистом Жюльеном Офре де Ламетри . Лорд Честерфилд , Томас Грей , Джордж Литтелтон , Томас Холлис , Метастазио , Бенедикт XIV и Генрих фон Брюль были среди его корреспондентов. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Альгаротти родился в Венеции в семье богатого купца. Его отец и дядя были коллекционерами произведений искусства. В отличие от своего старшего брата Бономо он не вошел в компанию, а решил стать писателем. Франческо получил классическое образование; также изучал естественные науки и математику в Риме . В то время как экспериментальная физика и медицина в Болонском университете [2] под руководством Франческо Марии Занотти и в 1728 году он экспериментировал с оптикой . (Занотти стал другом на всю жизнь.) Он получил образование в своей родной Венеции, а также в Риме и Болонье. Его юношеское любопытство побудило его много путешествовать, и он впервые посетил Париж, когда ему было чуть больше 20 лет. Там его вежливость, блестящая речь, приятная внешность и разносторонний интеллект сразу произвели впечатление на таких интеллектуалов, как Пьер-Луи Моро де Мопертюи и Вольтер . Два года спустя он был в Лондоне, где стал членом Королевского общества . Он оказался втянутым в оживленный бисексуальный любовный треугольник с политиком Джоном Херви и леди Мэри Уортли Монтегю . [3] Альгаротти уехал в Италию и закончил свой Neutonianismo per le dame («Ньютонизм для женщин») (1737 – посвящен Бернару ле Бовье де Фонтенелле ) – работу, состоящую из информации по астрономии, физике, математике, женщинам, науке и образованию.
Личная жизнь и карьера
[ редактировать ]Альгаротти познакомился с Антиохом Кантемиром , молдавским дипломатом, поэтом и композитором. [4] Его пригласили посетить Россию на свадьбу герцога Антония Ульриха Брауншвейгского . [5] В 1739 году он уехал с лордом Балтимором из Ширнесса в Ньюкасл-апон-Тайн . Из-за сильного шторма корабль укрылся в Харлингене . Альгаротти открывал «этот новый город», который он называл великим окном... из которого Россия смотрит на Европу. [6] [7] Вернувшись из Петербурга , они посетили Фридриха Великого в Райнсберге . У Альгаротти были обязательства в Англии, и он вернулся через год. Затем Альгаротти отправился вместе с Фридрихом в Кенигсберг , где был коронован.

Фридрих, который был впечатлен этой ходячей энциклопедией, сделал его и его брата Бономо прусскими графами в 1740 году. Альгаротти сопровождал Фридриха в Байройт , Кель , Страсбург и замок Мойланд , где они встретились с Вольтером, который принимал ванны в Клеве для своего здоровья. [9] В 1741 году Альгаротти отправился в Турин в качестве своего дипломата. [10] Фредерик предложил ему зарплату, но Альгаротти отказался. Сначала он отправился в Дрезден и Венецию, где купил 21 картину, несколько картин Жана-Этьена Лиотара и Джованни Баттисты Тьеполо для двора Августа III Польского . [11] [12] Альгаротти не удалось побудить Королевство Сардиния совершить вероломное нападение на Австрию. [13]
Альгаротти и другие искусства
[ редактировать ]
Выбор произведений Альгаротти отражает энциклопедические интересы неоклассической эпохи ; он не был заинтересован в создании единой стилистической коллекции и мечтал о современном музее, каталоге стилей разных эпох. Для современных заказов он составил список картин, которые рекомендовал к заказу, включая исторические картины Тьеполо , Питтони и Пьяццетты ; сцены с животными из Кастильоне и ведута с руинами из Паннини . Он хотел «suggetti graziosi e leggeri» от Балестры , Буше и Донато Крети . [15] Другими художниками, которых он поддерживал, были Джузеппе Ногари , Бернардо Беллотто и Франческо Павона .
В 1747 году Альгаротти вернулся в Потсдам и стал придворным камергером, но уехал, чтобы посетить археологические раскопки в Геркулануме . [16] В 1749 году он переехал в Берлин. Альгаротти участвовал в завершении архитектурных проектов Георга Венцеслава фон Кнобельсдорфа заболевшего . В феврале 1753 года, после нескольких лет проживания в Пруссии, он вернулся в Италию, прожив большую часть времени в Болонье, где дружил с Лаурой Басси , первой наемной учительницей в университете. В 1759 году Альгаротти занимался оперой нового стиля в городе Парма . Он оказал влияние на Гийома дю Тийо и герцога Пармского .

Альгаротти «Очерк оперы» (1755) оказал большое влияние на либреттиста Карло Инноченцо Фругони и композитора Томмазо Траэтту , а также на развитие реформистской идеологии Глюка . [17] Альгаротти предложил сильно упрощенную модель оперы-серии , в которой преобладает драма, а не музыка, балет или постановка. Сама драма должна «радовать глаза и уши, будить и затрагивать сердца зрителей, не рискуя погрешить против разума или здравого смысла». Идеи Альгаротти повлияли как на Глюка, так и на его либреттиста Кальцабиджи , написавшего их «Орфей и Эвридика» . [18]
В 1762 году Альгаротти переехал в Пизу , где умер от туберкулеза. Фридрих Великий, которому несколько раз требовался Альгаротти для написания текстов на латыни, прислал текст для памятника его памяти на Кампо Санто .
Работает
[ редактировать ]- Библиография и перечень всех известных писем. Архивировано 3 марта 2016 года в базе данных Wayback Machine в базе данных писем Альгаротти библиотеки Трирского университета (на французском языке).
- Переписка с Фридрихом Великим в цифровом издании библиотеки Трирского университета (на французском языке)
- Il newtonianismo per le dame , 1737. Международный центр истории университетов и науки (СНГ), Болонский университет.
- «Очерк живописи» [19] [20]
- «Очерк архитектуры» (1753). [21]
- «Письма военные и политические» (1782). [22]
- «Очерк продолжительности правления семи царей Рима»
- «Очерк империи инков»
- Альгаротти, Франческо (1783). Современное искусство любви; или Конгресс Киферы . Перевод Каламо Лудимуса. Лондон: Дж. Кирсли.
- Альгаротти, Франческо (1739). Объяснение философии сэра Исаака Ньютона для дам в шести диалогах о свете и цветах . Том. IE Cave, Сент-Джонс-Гейт, Лондон.
- Альгаротти, Франческо (1764). Эссе по живописи . Ливорно: У Марко Колтеллини. [23]
- Альгаротти, Франческо (1756). Очерк графа Альгаротти об архитектуре и живописи . Милан: Типографское общество итальянской классики.
- Альгаротти, Франческо (1755). Очерк оперы в музыке . Бывший донат. Моллиана.
Галерея
[ редактировать ]- Надгробие Альгаротти слева в неоклассическом стиле.
- Гробница Альгаротти в Кампосанто в Пизе , спроектированная Мауро Антонио Тези и Джованни Антонио Чибеи.
- Франческо Альгаротти, Джованни Богджи Лиотар
- Доменико Микесси , Мемуары о жизни и творчестве графа Франческо Альгаротти , 1770 г.
- Очерки , 1963 (итальянский, полный текст)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Библиография восемнадцатого века. «Библиография Франческо Альгаротти» . C18.com. Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Франческо Альгаротти
- ^ Риктор Нортон, «Джон, лорд Херви: Третий пол», Великие королевы истории. Обновлено 8 августа 2009 г. [1]
- ^ Кросс, Энтони; Кросс, Энтони, профессор (1997). «У берегов Невы»: главы из жизни и карьеры… Энтони Гленн Кросс . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55293-6 .
- ↑ Альгаротти посвятил шесть писем, составивших его «Путешествие по России» , Джону Херви; остальные — Сципиону Маффею .
- ^ Кракрафт, Джеймс (26 октября 1988 г.). Петровская революция в русской архитектуре Джеймс Кракрафт . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-11664-8 .
- ^ Райан, Джудит; Томас, Альфред (13 мая 2013 г.). Культуры подделок: создание наций, создание себя . Рутледж. ISBN 978-1-135-45827-0 .
- ^ Вальтер Кошацкий (ред.): Мария Терезия и ее время, с. 313. К 200-летию со дня смерти. Выставка с 13 мая по 26 октября 1980 г., Вена, дворец Шенбрунн. Организовано от имени федерального правительства Австрии Федеральным министерством науки и исследований, Гистель, Вена, 1980 г.
- ^ МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий, стр. 142–145.
- ^ Смилл, Шерил Линн (2010). Как стать известным писателем: Франческо Альгаротти (1712–1764) и использование сетей в Европе восемнадцатого века (доктор философии). Университет Макгилла. Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года.
- ^ Империя Флоры Джованни Баттиста Тьеполо в Почетном легионе
- ^ Венецианское искусство восемнадцатого века в Эрмитаже Амстердама
- ^ МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий, с. 191.
- ^ Андерсон, Джейни (2003). «Клеопатра» Тьеполо Джейни Андерсон . Macmillan Education AU. ISBN 978-1-876832-44-5 .
- ^ Андерсон, Джейни (2003). Дверь Клеопатры Тьеполо , Джейни Андерсон, с. 109 . Macmillan Education AU. ISBN 978-1-876832-44-5 .
- ^ МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий, с. 192.
- ^ Орри, с. 81
- ^ Орри, с. 83
- ^ Альгаротти, граф Франческо (1764). Эссе по живописи .
- ^ Чарльз Харрисон; Пол Вуд (8 февраля 2001 г.). Искусство в теории, 1648–1815: антология меняющихся идей . Уайли. ISBN 978-0-631-20064-2 .
- ^ «Космин Унгуреану, «Пусть репрезентация работает». Карло Лодоли и кризис архитектуры» .
- ^ письмо об осаде Бергена-оп-Зума (1747 г.) .
- ^ Искусство в теории 1648–1815: Антология меняющихся идей , Чарльз Харрисон, Пол Вуд, Джейсон Гейгер, ред.
Источники
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . энциклопедия Британская Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 598–599.
- Хаскелл, Фрэнсис (1993). «Глава 14». Меценаты и художники: искусство и общество в Италии в стиле барокко . 1980. Издательство Йельского университета. стр. 347–360.
- Лаура Фаверо Карраро. «Франческо Альгаротти». Литературная энциклопедия . Эд. Роберт Кларк, Эмори Эллиот и Джанет Тодд.
- МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина
- Орри, Лесли; Милнс, Родни (1987). Опера, краткая история . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-20217-6 .
- Оккипинти, К. Пиранези, Мариетт, Альгаротти. Пути XVIII века в европейской фигуративной культуре . Рим, UniversItalia, 2013. ISBN 978-88-6507-459-6
- Базы данных Стэнфордского университета
- Фридер фон Аммон, Йорг Кремер, Флориан Мельтреттер (ред.): Опера Просвещения - Просвещение оперы. Контекст «Саджо Сопра в опере» Франческо Альгаротти. С аннотированным изданием 5-й версии «Саджо» и его переводом Рудольфа Эриха Распе. Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2017 г., ISBN 978-3-11-054209-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каталог картин, рисунков и книг по искусству рисунка из галереи покойного графа Альгаротти в Венеции (1776 г.)
- Интернет-книги Ф. Альгаротти на странице онлайн-книг.
- Дом Франческо Альгаротти в Венеции
- в коллекции Тейт на Tate.org.uk
- Смилл, Шерил Линн (2010). Как стать известным писателем: Франческо Альгаротти (1712–1764) и использование сетей в Европе восемнадцатого века (доктор философии). Университет Макгилла. Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года.
- «Все, что блестит», Хенк ван Ос
- Стать учёным: гендер и знания в Италии восемнадцатого века Паула Финдлен
- Томас Карлайл об Альгаротти
- Риктор Нортон, «Джон, лорд Херви» , раздел: «Лебедь Падуи».
- Франческо Альгаротти (1739) Ньютонианство для дамы. Архивировано 29 сентября 2015 года в Wayback Machine - Библиотека Линды Холл.
- 1712 рождений
- 1764 смерти
- Философы XVIII века
- Итальянские философы XVIII века.
- Итальянские искусствоведы
- Итальянские историки искусства
- Итальянские граверы
- Венецианские писатели XVIII века.
- Итальянские ЛГБТ XVIII века
- Итальянские бисексуальные мужчины
- Итальянские бисексуальные артисты
- Итальянские писатели-бисексуалы
- Итальянские поэты ЛГБТ
- Итальянские коллекционеры произведений искусства
- Члены Королевского общества
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Смертность от туберкулеза в XVIII веке
- Бисексуальные мужчины-художники
- Бисексуальные поэты
- Бисексуальные писатели-мужчины
- Мужчины-любители королевской семьи
- Смертность от туберкулеза в Италии
- Смертность от инфекционных заболеваний в Тоскане