Джованни Баттиста Тьеполо
Джованни Баттиста Тьеполо | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 27 марта 1770 г. Мадрид , Испания | (74 года)
Национальность | итальянский |
Другие имена | Джанбаттиста Тьеполо, Джамбаттиста Тьеполо |
Известный | Рисование |
Движение | Рококо |
Подпись | |
Джованни Баттиста Тьеполо ( / t i ˈ ɛ p ə l oʊ / tee - EP -ə-loh , Итальянский: [dʒovanni battista ˈtjɛːpolo, ˈtjeː-] ; [1] 5 марта 1696 — 27 марта 1770), также известный как Джамбаттиста (или Джанбаттиста ) Тьеполо , был итальянским художником и гравером из Венецианской республики , рисовавшим в стиле рококо , считавшимся важным членом венецианской школы 18-го века . Он был плодовитым и работал не только в Италии, но также в Германии и Испании.
Джован Баттиста Тьеполо вместе с Джамбаттистой Питтони , Каналетто , Джован Баттистой Пьяццеттой , Джузеппе Марией Креспи и Франческо Гварди считаются традиционными старыми мастерами того периода.
описал его Успешный с самого начала своей карьеры, Майкл Леви как «величайшего художника-декоратора Европы восемнадцатого века, а также ее самого талантливого мастера». [2]
Биография
[ редактировать ]Молодость (1696–1726)
[ редактировать ]Он родился в Венеции и был младшим из шести детей Доменико и Орсетты Тьеполо. [4] Его отец был мелким судоходным торговцем. [5] который принадлежал к семье, носившей престижное патрицианское имя Тьеполо, не претендуя на какое-либо благородное происхождение. У некоторых детей появились знатные крестные родители, и Джамбаттиста первоначально был назван в честь его крестного отца, венецианского дворянина по имени Джованни Баттиста Дориа. Он был крещен 16 апреля 1696 года в местной церкви Сан-Пьетро-ди-Кастелло (тогда еще официально являвшейся собором Венеции). Его отец умер примерно через год, оставив матери воспитывать семью маленьких детей, предположительно в довольно трудных обстоятельствах. [4]
В 1710 году он стал учеником Грегорио Лаццарини , успешного художника эклектического стиля. Однако на него, по крайней мере, столь же сильно повлияло изучение работ других современных художников, таких как Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяццетта , а также работ его венецианских предшественников, особенно Тинторетто и Веронезе . [6] В биографии его учителя, опубликованной в 1732 году, говорится, что Тьеполо «отошел от изученной манеры живописи [Лаццарини] и, весь дух и огонь, принял быстрый и решительный стиль». [6] Его самые ранние известные работы — изображения апостолов, написанные в перемычках как часть украшения Санта-Мария-деи-Дерелитти в Венеции в 1715–1716 годах. [7] Примерно в то же время он стал художником дожа Джованни II Корнаро и наблюдал за развешиванием картин в его дворце, а также сам написал множество работ, из которых были идентифицированы только два портрета. [8] Свою первую фреску он написал в 1716 году на потолке церкви в Биадене , недалеко от Тревизо . [9] Вероятно, он покинул студию Лаццарини в 1717 году, когда его приняли в Фралью, или гильдию художников. [6]
Примерно в 1719–1720 годах он написал схему фресок для богатого и недавно получившего дворянство издателя Джамбаттиста Бальоне в зале своей виллы в Массанзаго недалеко от Падуи. Тьеполо изобразил Триумф Авроры на потолке и Миф о Фаэтоне на стенах, создавая своего рода плавную пространственную иллюзию, которая стала постоянной темой в его работах. [10]
В 1722 году он был одним из двенадцати художников, которым было поручено написать картину на холсте с изображением одного из апостолов как часть декоративной схемы нефа Сан-Стаэ в Венеции. Среди других участвовавших художников были Риччи, Пьяцетта и Пеллегрини. [11]
Брак и дети
[ редактировать ]В 1719 году Тьеполо женился на дворянке Марии Чечилии Гварди , сестре двух современных венецианских художников, Франческо и Джованни Антонио Гварди . У Тьеполо и его жены было девять детей, из которых до совершеннолетия дожили четыре дочери и три сына. Двое его сыновей, Джованни Доменико и Лоренцо , рисовали вместе с ним в качестве его помощников и позже добились некоторого независимого признания, в частности Джованни Доменико Тьеполо. Его дети рисовали фигурки по рисунку, подобному рисунку отца, но в своеобразных, в том числе жанровых, стилях. Его третий сын стал священником. Фабио Каналь , Франческо Лоренци и Доменико Пасквини Среди его учеников были .
Раннее зрелое произведение (1726–1750).
[ редактировать ]Некоторые крупные заказы поступили от семьи патриция Долфин . Дионисио Дельфин, архиепископ Удине во Фриули, нанял его для украшения часовни в соборе Удине , а затем для написания еще одного цикла, изображающего эпизоды из жизни Авраама и его потомков из Книги Бытия , в своем архиепископском дворце («Аркивесковадо»). [2] (завершено в 1726–1728 гг.). Несмотря на возвышенную тематику, они яркие по цвету и беззаботные по настроению: Майкл Леви описывает картины во дворце как «мерцающий набор картин, полный остроумия и элегантности». [12] Тьеполо использовал гораздо более прохладную палитру, чем предыдущие венецианские художники, чтобы создать убедительный эффект дневного света. [13] Его первыми шедеврами в Венеции были цикл из десяти огромных полотен, написанных для украшения большого приемного зала Ка Дельфин на Большом канале Венеции (ок. 1726–1729), изображающих сражения и триумфы из истории Древнего Рима. [11]
Эти ранние шедевры , отличающиеся своей яркостью среди венецианских фресок, принесли ему множество заказов. Он писал полотна для таких церквей, как церковь Веролануова (1735–1740), для Скуолы Гранде деи Кармини (1740–1747), в Каннареджо , потолок для Палацци Арчинто и Палаццо Дуньяни в Милане (1731), капеллы Коллеони в Бергамо (1732–1733), потолок для Джезуати (Санта-Мария-дель-Росарио) в Венеции Святого Доминика, учреждающего Розарий (1737–1739), Палаццо Клеричи, Милан (1740), украшения для виллы Корделлина Молин, потолок для Кьеза дельи Скальци (1743–1744); сейчас разрушен (восстановление: [14] ), Вилла Корделлина Молин, Монтеккьо Маджоре (1743–1744) и бальный зал Палаццо Лабиа в Венеции (ныне телестудия), показывающий « Историю Клеопатры» (1745–1750).
Офорты
[ редактировать ]Тьеполо создал два набора гравюр: «Каприччи» (ок. 1740–1742) и « Скерци ди фантазия» (ок. 1743–1757). Десять каприччи были впервые опубликованы Антоном Марией Занетти и включены в третье издание сборника гравюр на дереве после Пармиджанино . Отдельно они не публиковались до 1785 года. Тема часто бывает причудливой и фантастической, и работы во многом обязаны примеру Сальватора Розы и Джованни Бенедетто Кастильоне . [15] 23 скерци создавались более десяти лет и распространялись в частном порядке, а коммерчески опубликованы только после смерти Тьеполо, с номерами и названиями, добавленными его сыном Джандоменико. Сюжеты включают загадочные восточные фигуры, а в некоторых более поздних гравюрах — сцены некромантии . [16]
Вюрцбургская резиденция (1750–1753)
[ редактировать ]К 1750 году репутация Тьеполо прочно утвердилась во всей Европе благодаря его другу Франческо Альгаротти , торговцу произведениями искусства, критику и коллекционеру. В том же году по повелению принца-епископа Карла Филиппа фон Грайфенклау цу Фоллратса он отправился в Вюрцбург, куда прибыл в ноябре 1750 года. Он оставался там в течение трех лет, в течение которых выполнял росписи потолка во дворце Новой Резиденции (завершено в 1744 году). Он расписал салон Кайзерзаал фресками в сотрудничестве со своими сыновьями Джандоменико и Лоренцо, а затем был приглашен разработать дизайн грандиозной входной лестницы ( Treppenhaus ), спроектированной Бальтазаром Нейманом . Это массивная потолочная фреска площадью 7 287 квадратных футов (677 м²). 2 ) , и было завершено в ноябре 1753 года. [17] Его «Аллегория планет и континентов» изображает Аполлона, отправляющегося в свой ежедневный путь; божества вокруг него символизируют планеты; аллегорические фигуры (на карнизе) представляют четыре континента. Он включил несколько портретов в раздел «Европа» этой фрески, в том числе автопортрет; один из его сына Джандоменико; один из князей-епископов фон Грайфенклау; один из художников Антонио Босси; и один из архитекторов Бальтазар Нейман . [18]
Возвращение в Венецию и Венето (1753–1770).
[ редактировать ]Тьеполо вернулся в Венецию в 1753 году. Теперь он пользовался спросом как на местном уровне, так и за рубежом, где был избран президентом Академии Падуи . Он продолжал выполнять театральные фрески для церквей; Триумф веры в Кьеза делла Пьета ; панельные фрески для Ка'Реццонико (где сейчас также находится его потолочная фреска из Палаццо Барбариго ); и картины для патрицианских вилл в венецианской сельской местности, таких как Вилла Вальмарана в Виченце , и сложный панегирик для виллы Пизани в Стра .
В некоторых знаменитых фресках Палаццо Лабиа он изобразил две сцены из жизни Клеопатры: Встреча Антония и Клеопатры [1] и Банкет Клеопатры , а также на центральной потолочной фреске Триумф Беллерофонта над временем . Здесь он сотрудничал с Джироламо Менгоцци Колонна . Эта связь с Колонной, который также создавал декорации для оперы, подчеркивает растущую тенденцию к композиции как постановочному вымыслу во фресках Тьеполо. Архитектура фрески «Банкет» также напоминает архитектуру «Свадьбы Веронезе в Кане» . В 1757 году он написал алтарь для семьи Тиен, изображающий апофеоз святого Каэтана . Он находится в церкви деревни Рампаццо в Камизано Вичентино .
Мадрид
[ редактировать ]В 1761 году король Испании Карл III поручил Тьеполо создать потолочную фреску для украшения тронного зала Королевского дворца в Мадриде . Панегирик и имеет аллегорические изображения , представляет собой Апофеоз Испании напоминающие о доминировании Испании в Америке и во всем мире.
Он также расписал еще два потолка во дворце и выполнил множество частных заказов в Испании. [19] Однако он страдал от зависти и резкого сопротивления восходящего поборника неоклассицизма ; Антона Рафаэля Менгса По наущению сторонника Менгса, духовника короля Хоакима де Электы , серия полотен Тьеполо для церкви Сан-Паскуаль в Аранхуэсе была заменена работами его фаворита. [19]
Тьеполо умер в Мадриде 27 марта 1770 года. Он похоронен в Мадонне дель Орто в Венеции.
После его смерти рост сурового неоклассицизма и послереволюционный упадок абсолютизма привели к медленному упадку стиля рококо, связанного с его именем, но не смогли подорвать его репутацию. В 1772 году сын Тьеполо [ который? ] пользовался достаточным уважением, чтобы быть художником дожа Джованни II Корнаро , отвечавшего за украшение Палаццо Мочениго в сестьере Поло Сан- в Венеции .
Галерея
[ редактировать ]- Сатира с путто , ок. 1740–1742, Музей Нортона Саймона.
- Империя Флоры , ок. 1743, Музеи изящных искусств Сан-Франциско.
- Аллегория планет и континентов , 1752 г.
- Жертвоприношение Ифигении , 1757, Вилла Вальмарана.
- Аллегория добродетели и благородства (Аллегория силы и мудрости), ок. 1740–1750, Музей Польди Пеццоли.
- Эскиз Венеры и Вулкана , 1765–66.
- Семья Сатиров (Пан и его семья) , офорт, ок. 1743–1750 гг.
- Карикатура на невысокого джентльмена с муфтой , ручкой и чернилами серого цвета.
- Женщина и младенец-сатир на фоне пейзажа из серии офортов «Каприччи».
Список работ
[ редактировать ]Картины до 1740 г.
[ редактировать ]Работа | Дата | Расположение | Связь |
---|---|---|---|
Сципион Африканский освобождает массив | между 1719 и 1721 годами | Художественный музей Уолтерса , Балтимор, США. | |
Мученичество святого Варфоломея | 1722 | San Stae , Venice | |
Слава Святого Доминика | 1723 | Галереи Академии , Венеция | |
Похищение Европы | в. 1725 г. | Галереи Академии, Венеция | |
Аллегория силы красноречия | в. 1725 г. | Институт Курто , Модель Палаццо Санди, Венеция | |
Фрески | 1726 | Епископский дворец, Удине | |
Ка' Дельфин Тьеполос | 1726–1729 | Метрополитен-музей , Нью-Йорк; Эрмитаж , Санкт-Петербург; Художественно-исторический музей , Вена | |
Персей и Андромеда | 1730 | Коллекция Фрика | |
Образование Богородицы | 1732 | Санта-Мария-делла-Утешение (Фава), Венеция | |
Ангел спасает Агарь | 1732 | Школа Сан-Рокко , Венеция | |
Проповедь Иоанна Крестителя | 1732–1733 | Капелла Коллеони , Бергамо | |
Усекновение главы Иоанна Крестителя | 1732–1733 | Капелла Коллеони, Бергамо | |
Бич змей | 1732–1735 | Галереи Академии, Венеция | |
Иосиф получает кольцо от фараона | 1732–1735 | Картинная галерея Далвича | |
Триумф Зефира и Флоры | 1734–1735 | Музей Венеции восемнадцатого века, Ка Реццонико , Венеция | |
Юпитер и Даная | 1736 | Университетский факультет истории искусств , Стокгольм | |
Нахождение Моисея | 1736–1738 | Национальная галерея Шотландии , Эдинбург | |
Папа Святой Климент, поклоняющийся Троице | 1737–1738 | Старая Пинакотека , Мюнхен | |
Святой Огюстен, Святой Людовик Французский, Святой Иоанн Богослов и епископ. | 1737–1738 | Дворец изящных искусств Лилля | |
Институт Розария | 1737–1739 | Церковь Джезуати , Венеция. | |
Христос, несущий крест | 1737–1738 | Сант-Альвизе , Венеция | |
Мадонна горы Кармель | 1730-е годы | Художественная галерея Брера , Милан | |
Богородица с шестью святыми | 1737–1740 | Музей изящных искусств, Будапешт |
Работы 1740–1750 гг.
[ редактировать ]Работа | Дата | Расположение | Связь |
---|---|---|---|
Богородица с тремя святыми-доминиканками. | 1739–1748 | Церковь Джезуати , Венеция. | |
Александр Македонский и Кампаспа в мастерской Апеллеса | 1740 | Центр Гетти , Лос-Анджелес | |
Явление Богородицы святому Филиппу Нери | 1740 | Епархиальный музей, Камерино | |
Сбор манны | 1740–1742 | Приходская церковь, Веролануова | |
Жертвоприношение Мелхиседека | 1740–1742 | Приходская церковь, Веролануова | |
Нахождение Моисея | 1740–1745 | Национальная галерея Виктории , Мельбурн | [2] |
Ринальдо, очарованный Армидой | 1742 | Институт искусств Чикаго | |
Ринальдо и Армида в ее саду | 1742 | Институт искусств Чикаго | |
Армида, покинутая Ринальдо | 1742 | Институт искусств Чикаго | |
Ринальдо и маг из Аскалона | 1742 | Институт искусств Чикаго | |
Триумф добродетели и благородства над невежеством | 1743 | Музей Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния) | |
Империя Флоры | 1743 | Орден Почетного легиона (Сан-Франциско, Калифорния) | |
Время раскрывает правду | в. 1743 г. | Гражданский музей Палаццо Кьерикати , Виченца | |
Банкет Клеопатры | 1743–1744 | Национальная галерея Виктории , Мельбурн | [3] |
Прихожане | 1743–1745 | Галереи Академии , Венеция | |
Аполлон и Дафна | 1755–1760 | Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия | [4] |
Открытие Истинного Креста | в. 1745 г. | Галереи Академии , Венеция | |
Время раскрывает правду | в. 1745 –1750 гг. | Музей изящных искусств , Бостон | [5] |
Фрески с историей Клеопатры. | 1746 | Палаццо Лабиа , Венеция | |
Святой Патрик, епископ Ирландии | 1746 | Гражданские музеи Падуи , Падуя | |
Последнее причастие святой Люсии | 1747–1748 | Санти Апостоли , Венеция | |
Банкет Клеопатры и Антония | 1747–1750 | Музей искусств Северной Каролины , Роли, Северная Каролина, США | |
Прославление семьи Барбаро | 1749–1750 | Метрополитен-музей , Нью-Йорк, США | |
Святой Иаков Великий, покоряющий мавров | 1749–1750 | Музей изящных искусств, Будапешт , Венгрия. | |
Вакх и Ариадна | 1743–1745 | Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия, США |
Работает после 1750 г.
[ редактировать ]Работа | Дата | Расположение | Связь |
---|---|---|---|
Фрески | 1751–1753 | Резиденция, Вюрцбург | [6] [7] |
Сбор манны | в. 1751 г. | Национальный музей Сербии , Белград | |
Аллегория планет и континентов | 1752 | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | [8] |
Смерть Гиацинта | 1752–1753 | Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид | |
Поклонение волхвов | 1753 | Старая Пинакотека , Мюнхен | |
Коронация Богородицы | 1754 | Художественный музей Кимбелла , Даллас (модель для Ospedale della Pietà ) | |
Въезд гонфалоньера . Пьеро Содерини во Флоренцию в 1502 году | 1754 | Посольство Швейцарии, Рим, Италия | [9] |
Аллегория с Венерой и временем | 1754–1758 | Национальная галерея , Лондон | |
Фрески из римской мифологии | 1757 | Вилла Вальмарана , Виченца | |
Сидящий мужчина и девушка с кувшином | в. 1755 г. | Национальная галерея, Лондон | |
Богословские добродетели | в. 1755 г. | Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель | |
Мученичество святой Агаты | в. 1756 г. | Картинная галерея, Берлин , | |
Аллегория заслуг, сопровождаемых благородством и добродетелью | 1757–1758 | Музей Венеции восемнадцатого века, Ка Реццонико , Венеция | |
Санта-Текла молится за освобождение Эсте от чумы | 1759 | Церковь Санта-Текла, Восток | |
Папа Сильвестр крестит императора Константина Великого | 1759 | Церковь Сан-Сильвестро , Брешия | |
Видение Святой Анны | 1759 | Картинная галерея старых мастеров, Дрезден | |
Добродетель и благородство, венчающие любовь | 1759–1761 | Музей изящных искусств, Бостон | |
Модель для апофеоза семьи Пизани | 1760 | Музей изящных искусств Анжера | |
Мадонна Щегла | в. 1760 г. | Национальная галерея искусств, Вашингтон | |
Женщина с попугаем | 1760–1761 | Эшмоловский музей , Оксфорд | |
Апофеоз семьи Пизани | 1761–1762 | Вилла Пизани, Стра | |
Святой Чарльз Борромео | 1767–1769 | Художественный музей Цинциннати | |
Непорочное зачатие | 1767–1769 | Музей Прадо , Мадрид | |
Слава Испании | 1762–1766 | Тронный зал Королевского дворца Мадрида | |
Апофеоз испанской монархии | 1762–1766 | Прихожая королевы, Королевский дворец Мадрида | |
Венера и Вулкан | 1762–1766 | Комната алебардистов, Королевский дворец Мадрида | |
Погребение Христа | 1769–1770 | Национальный музей древнего искусства , Лиссабон | [10] |
Бегство в Египет | 1765–1770 | Национальный музей древнего искусства, Лиссабон | [11] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лучано Канепари . «Тьеполо» . DiPI Online (на итальянском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Леви 1980 , с. 193.
- ^ «Сципион Африканский, освобождающий Массив» .
- ^ Jump up to: а б Барчем, Уильям Л. «Тьеполо» . Гроув Арт онлайн . Oxford Art Online , Издательство Оксфордского университета . Проверено 3 мая 2014 г. (требуется подписка)
- ^ «Тьеполо, Джамбаттиста» . Треккани (на итальянском языке). Треккани . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 37.
- ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 37–8.
- ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 57.
- ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 39.
- ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 40–1.
- ^ Jump up to: а б Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 41.
- ^ Леви 1980 , с. 198–9.
- ^ Виттковер 1993 , с. 490.
- ^ «Перевозка Святого Дома Лорето» .
- ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , стр. 349–50.
- ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , стр. 358–9.
- ^ Леви 1980 , стр. 225–230.
- ^ «Лестница Резиденции» . Вюрцбургская резиденция. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года.
- ^ Jump up to: а б Виттковер 1993 , с. 486.
Источники
[ редактировать ]- Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 (Каталог выставки). Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1996. ISBN 9780870998119 .
- Леви, Майкл (1980). Живопись в Венеции восемнадцатого века (переработанная ред.). Издательство Корнельского университета. стр. 225–230 . ISBN 9780801413315 .
- Виттковер, Рудольф (1993). Искусство и архитектура в Италии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барчем, Уильям Л. (1992). Джамбаттиста Тьеполо . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-08054-2 .
- Баксандалл, Майкл; Альперс, Светлана (1994). Тьеполо и живописный интеллект . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300059786 .
- Рицци, Альдо (1971). Офорты Тьеполо . Электа. ISBN 0-7148-1499-7 .
- Альдо Рицци, Тьеполо в архиепископстве Удине , Милан, 1965 год.
- Альдо Рицци, Тьеполо в Удине , Милан, 1969 год.
- Альдо Рицци, гравюры Тьеполо , Милан, 1970 год.
- Альдо Рицци, графика Тьеполо: офорты , Милан, 1971 год.
- Альдо Рицци, выставка Тьеполо , Милан, 1971 год.
- Альдо Рицци, Джамбаттиста Тьеполо , Милан, 1990 год.
- Альдо Рицци, Тьеполо в Удине , Милан, 1996.
- Адельхайд М. Геалт и Джордж Нокс, Доменико Тьеполо: Новый Завет , Блумингтон, Индиана, Индиана, UP, 2006.
- Босток, Софи, «Живописное остроумие Доменико Тьеполо», неопубликованная докторская диссертация, Уорикский университет, https://wrap.warwick.ac.uk/3144/
- Кристиансен, Кейт. Джамбаттиста Тьеполо, 1696–1770 , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1996. ISBN 9780870998119 .
- Бурш, Сюзанна. Венецианские гравюры и книги в эпоху Тьеполо , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997. ISBN 9780300203271 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 37 работ Джованни Баттисты Тьеполо или после него на Art UK сайте
- Удине, Италия, город Тьеполо
- Многие работы Тьеполо
- Работы в Удине. Архивировано 9 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- Краткая биография
- Иллюстрированная биография и обсуждение известных произведений
- Альдо Рицци
- Упоминания о Джамбаттисте Тьеполо в европейских исторических газетах
- 1696 рождений
- 1770 смертей
- Итальянские художники XVIII века.
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские граверы
- Итальянские художники эпохи барокко.
- Итальянские католики
- Художники рококо
- Венецианцы XVIII века
- Академический состав Академии изящных искусств Венеции
- Католические художники
- Католические офорты
- Итальянские художники-мужчины XVIII века