Джованни Баттиста Пьяццетта
Джованни Баттиста Пьяццетта (также называемый Джамбаттиста Пьяццетта или Джамбаттиста Валентино Пьяццетта ) (13 февраля 1682 или 1683 — 28 апреля 1754) — итальянский художник в стиле рококо, изображавший религиозные сюжеты и жанровые сцены .
Биография
[ редактировать ]Пьяццетта родился в Венеции , в семье скульптора Джакомо Пьяцетты , у которого он рано обучился резьбе по дереву. С 1697 года учился у художника Антонио Молинари . По словам Пьяццетты, он учился у Джузеппе Марии Креспи , живя в Болонье в 1703–05 годах, хотя Креспи не имеет никаких записей о формальной опеке. Благодаря Креспи Карло Чиньяни влияние достигло Пьяццетты. Пьяццетта нашел вдохновение в искусстве Креспи, в котором превратились в светотени Караваджо идиому изящного очарования в его картинах простых людей. Большое впечатление на него также произвели запрестольные образы, созданные другим болонским художником полувеком ранее, Гверчино .
Около 1710 года он вернулся в Венецию. Там он завоевал признание как ведущий художник, несмотря на свою ограниченность творчества и скромный характер, но в конечном итоге он пользовался меньшим покровительством, как в Венеции, так и особенно за рубежом, чем две другие выдающиеся звезды венецианского позднего барокко / рококо , Риччи и Тьеполо . И все же круг тем Пьяццеты был шире, чем у этих художников; Тьеполо, например, никогда не писал жанровых картин и ограничивался великой историей и религиозными алтарями. Риччи и Тьеполо обладали яркой палитрой и легкой легкостью, что позволило им покрыть фресками метры потолка, хотя и с поверхностностью и гламуром, которых нет в более темных и интимных изображениях Пьяццетты. Тем не менее, Тьеполо, который сотрудничал с Пьяццеттой в некоторых проектах, находился под сильным влиянием старшего художника; в свою очередь, яркость и блеск палитры Тьеполо повлияли на Пьяцетту в последние годы его жизни.
Пьяццетта создал искусство теплых, насыщенных красок и загадочной поэзии. Он часто изображал крестьянство, хотя и часто в большой манере. Он был весьма оригинален в интенсивности цвета, который он иногда использовал в своих тенях, и в потустороннем качестве, которое он придавал свету, который рельефно подчеркивает часть композиции. Жесты и взгляды его героев намекают на невидимые драмы, как в одной из его самых известных картин «Прорицатель» (1740, сейчас находится в Галерее Академии в Венеции). Подобную неуловимость он привнес в произведения религиозного характера, такие как « Сотто в славе святого Доминика» в церкви Санти Джованни и Паоло .
Также примечательны его многочисленные тщательно выполненные рисунки поясных фигур или групп голов. Обычно они выполнены углем или черным мелом с белыми акцентами на серой бумаге, они наполнены тем же духом, который оживляет его картины, и приобретались коллекционерами как самостоятельные произведения. Он также производил гравюры .
В 1750 году Пьяцетта стал первым директором недавно основанной Академии изящных искусств Венеции и посвятил последние несколько лет своей жизни преподаванию. Он был избран членом Болонской Академии Клементины в 1727 году. Среди художников в его студии были Доменико Маджотто , Франческо Дагиу (иль Капелла), Иоганн Генрих Тишбейн , Эджидио Далл'Ольо и Антонио Маринетти . [1] Гравер Марко Питтери был сотрудником его студии и гравировал многие из его работ. [2] Среди молодых художников, подражавших его стилю, — Джованни Баттиста Писсати , [3] Джулия Лама , Федерико Бенкович и Франческо Полаццо (1683–1753). Он умер в Венеции 28 апреля 1754 года.
Избранные работы
[ редактировать ]- Святой Иаков, приведший к мученичеству (1717 г.) Церковь Сан-Стае , Венеция.
- Явление Мадонны с младенцем святому Филиппу Нери (1725-7) [4]
- Слава Святого Доминика (1725–1727) Церковь Санти Джованни и Паоло, Венеция .
- Экстаз святого Франциска (1732 г.)
- Успение (1735 г.)
- Святая Маргарита Кортонская (1737 г.) Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия [2]
- Жертвоприношение Исаака , (после 1735 г., незакончено) [3]
- Ребекка у колодца , около 1740 г.
- Гадалка (1740)
- Пастораль (1739–41)
- Смерть Дария (1746 г.)
- Крестьянка (1720–22)
- Портрет Джулии Ламы (ок.1715-1720) Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид. [5]
- Жертвоприношение Исаака (около 1715 г.) Музей Тиссена-Борнемисы предоставлен в аренду в MNAC, Барселона. [6]
- Портрет молодой женщины в профиль с маской в правой руке (ок. 1720-1730) Коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы предоставлена во временное пользование в Музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид. [7]
Галерея
[ редактировать ]- Экстаз Святого Франциска
- Святой Антоний Падуанский, Святой Гаэтано и Ангел-хранитель
- Три святых-доминиканца , Джезуати , Венеция
- Слава святого Доминика, Санти Джованни и Паоло , Венеция
- Молодая женщина с собакой
- Молодой прапорщик
- Крестьянская девушка спит
- мальчик-пастух
- Смерть Дария
- Ребекка у колодца
- Жертвоприношение Исаака
- Мальчик-нищий (1725–30), холст, масло. Институт искусств Чикаго
Примечания
[ редактировать ]- ^ Спайк, Джей Ти. стр. 181
- ^ Карло Гольдони и Венеция в 18 веке (1882) Фердинандо Галанти, страница 400.
- ↑ Историко-художественная монография Лоди Феличе Де Анджели, Андреа Тимолати, опубликованная в Милане (1877), стр. 134.
- ^ первоначально Санта-Мария-делла-Фава , Венеция, а теперь Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия. [1]
- ^ Пьяццетта, Иоанн Креститель. «Портрет Джулии Ламы» . Музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Пьяццетта, Иоанн Креститель. «Жертвоприношение Исаака» . Музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Пьяццетта, Джованни Баттиста. «Портрет молодой женщины в профиль с маской в правой руке» . Музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 5 апреля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (1990)
- Британика онлайн
- Виттковер, Рудольф (1993). «19». В истории искусства пеликанов (ред.). Искусство и архитектура Италии, 1600-1750 гг . 1980. Penguin Books Ltd., стр. 481–82.
- Джон Т. Спайк (1986). Джузеппе Мария Креспи и возникновение жанровой живописи в Италии . п. 181.