Джезуати
Джезуати | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Провинция | Венеция |
Расположение | |
Расположение | Венеция , Италия |
Географические координаты | 45 ° 25'46 "N 12 ° 19'38" E / 45,42944 ° N 12,32722 ° E |
Архитектура | |
Завершенный | 1743 |
Санта-Мария-дель-Росарио (Святая Мария Розария), широко известная как I Gesuati , — доминиканская церковь 18-го века в Сестиере Дорсодуро , на канале Джудекка в Венеции , северная Италия . Здание в классическом стиле имеет хорошо освещенный интерьер и отличается исключительным сохранением оригинальной планировки и декора в стиле рококо . Церковь и почти вся ее скульптура и живопись были созданы в течение тридцати лет: строительство началось в 1725 году, церковь освятили в 1743 году, а последнее скульптурное убранство было установлено к 1755 году.
Фон
[ редактировать ]Религиозный орден иезуатов , формально Clerici apostolici Sancti Hieronymi, был основан в Сиене в 14 веке и к 1390 году присутствовал в Венеции. Его члены были известны как I poveri Gesuati (бедные иезуаты), потому что они часто призывали это имя. Иисуса; они не имели никакой связи с иезуитами ( I Gesuiti ), церковь которых находится на севере Венеции. Они приобрели некоторое богатство за счет пожертвований и наследства, а также за счет привилегий, предоставленных государством, включая монополию на перегонку вина.
В 1493 году они начали строительство небольшой церкви на участке напротив Заттере (фондамента, который граничит с каналом Джудекка и выходит на остров Джудекка), где стояли другие здания ордена. Эта церковь первоначально была посвящена Св. Иерониму (Сан-Джироламо), а затем Санта-Мария-делла Визитазионе ( Св. Марии Посещения . ) и стала известна как церковь Посещения Позже орден столкнулся с трудностями в наборе новых членов, а сокращение численности в сочетании с небрежным выполнением своих обязанностей привело к его закрытию папой Климентом IX в 1668 году. В 1669 году их имущество было выставлено на аукцион и приобретено орденом. Доминиканцы , обосновавшиеся здесь в 1670 году. Он стал известен как место доминиканцев в Джезуати. [1] и венецианцы по сей день продолжают использовать это имя.
История
[ редактировать ]Маленькая церковь Посещения была недостаточно велика для доминиканцев, и к 1720 году они решили построить новую церковь. Сначала они наняли Андреа Мусато, но он умер в 1721 году, и они обратились к Джорджо Массари , чья модель новой церкви была принята в 1724 году. [2] Рудольф Виттковер описывает Массари как «величайшего венецианского архитектора первой половины XVIII века». [3]
Работы начались в 1725 году, когда доминиканцы энергично стремились собрать достаточные средства как за счет благотворительных взносов, так и от религиозных учреждений и благотворителей. Финансирование организовал отец из Милана Карло Мария Лаццарони, которому удалось собрать очень большую сумму. [4] Это позволило им не только построить великолепную церковь, но и украсить ее работами художников и скульпторов. [5]
Массари оставил нетронутой существующую церковь Посещения и построил новую церковь дальше вдоль Заттере. Он отвечал не только за само здание, но и за его внутреннее убранство и отделку, а также за заказ картин и скульптур. [4] Он не пытался создать оригинальное здание, думая, что сможет лучше всего порадовать своих покровителей дизайном, основанным на проектах его знаменитых предшественников, в частности Палладио , чьи две церкви Сан-Джорджо-Маджоре и Иль-Реденторе находились в пределах видимости новой церкви. . [6] Фасад церкви был заимствован из центральной части фасада Сан-Джорджо Маджоре, а основная идея интерьера взята из Реденторе. [3]
Пруденс (слева вверху) | Правосудие (слева внизу) | Фасад с видом на канал Джудекка. | Стойкость (справа вверху) | Умеренность (справа внизу) |
Доминиканцы хотели, чтобы это здание прославляло славу их ордена и поощряло преданность четкам. [1] Праздник Богоматери Розария был включен в Общий римский календарь в 1716 году после победы над турками. [7]
Первый камень был заложен 17 мая 1726 года в присутствии патриарха Марко Градениго . [8] Церковь была освящена 29 сентября 1743 года тогдашним Патриархом Альвизе Фоскари. [9] Работа была завершена (с завершением последней статуи) в 1755 году и сегодня выглядит так же, как и тогда.
Описание
[ редактировать ]Фасад
[ редактировать ]Чтобы выдержать вес фасада, в землю пришлось вбить 270 свай. Гигантские коринфские пилястры поддерживают тяжелый треугольный фронтон. Главная входная дверь, увенчанная изогнутым фронтоном с надписью наверху, окружена четырьмя нишами с большими статуями, символизирующими четыре основные добродетели: Благоразумие, Справедливость, Стойкость и Умеренность. Эти статуи были работой четырех скульпторов, Гаэтано Сусали , Франческо Бонаццы , Джузеппе Бернарди Торретто и Альвизе Тальяпьетры соответственно, в 1736/37 году. [8]
Интерьер
[ редактировать ]Внутреннее убранство началось в 1736 году, через десять лет после начала строительства.
Хотя внешние стены образуют простой прямоугольник, внутренняя часть нефа (окруженная коринфскими колоннами, поддерживающими антаблемент с закругленными углами) имеет кажущуюся форму эллипса. За линией колонн с каждой стороны расположены три алтаря.
Неф с обеих сторон хорошо освещен большими высокими окнами, в которых контрастируют тона белых стен и серого камня. [10]
Отделка потолка
[ редактировать ]Роспись потолка была поручена Джованни Баттисте Тьеполо , подписавшему договор с доминиканцами в мае 1737 года. Она была завершена к 1739 году. На потолке три фрески. Ближе ко входу находится « Слава святого Доминика» (его вознесение на небеса), а ближе всего к алтарю — « Явление Богородицы святому Доминику» , а в центре — большая фреска, великий шедевр, изображающий Учреждение Розария. . Богородица в голубом небе с облаками, ангелами и херувимами поддерживает младенца Христа, который протягивает четки Святому Доминику. Святой стоит на вершине длинной мраморной лестницы, с которой он раздает четки людям, как богатым, так и бедным, включая дожа и папу. В нижней, самой темной части картины, из рамы картины вываливаются проклятые души (еретики). Это был один из первых крупных заказов Тьеполо по фрескам. [11]
Есть также монохромные росписи на потолках и других высоких частях интерьера церкви. Они были спроектированы Тьеполо, но написаны с помощью помощников, хотя, очевидно, под жестким контролем мастера, поскольку невозможно приписать какую-либо из них другой руке. [12] На одной из монохромных картин на потолке возле Главного алтаря изображен святой Доминик, преклонивший колени и благословляющий монаха-доминиканца. Лоренцетти предполагает, что это может быть Фра Паоло, доминиканец, который в значительной степени был ответственен за строительство церкви. [13]
Картины
[ редактировать ]Картины и скульптуры в нефе описаны последовательно, начиная с главной входной двери.
Первый алтарь справа
[ редактировать ]картина маслом на холсте работы Дж.Б. Тьеполо Над первым алтарем справа находится . Хотя полотно было готово к декабрю 1739 года, готовая картина была установлена в церкви только в 1748 году.
На нем изображены три доминиканские святые женщины:
- Святая Екатерина Сиенская стоит слева, держа крест с распятым Христом.
- Святая Роза Лимская , стоящая справа, держит младенца Христа, держащего розу.
- Святая Агнесса Монтепульчано (канонизированная только в 1726 году) сидит и держит небольшой крест.
Позади и над тремя святыми восседает Мадонна, кажущаяся отделенной от них и незамеченной ими. [14]
Второй алтарь справа
[ редактировать ]На втором алтаре справа находится скульптура ангелов, вырезанная из мрамора Джованни Марии Морлайтером (первая работа, которую он выполнил для церкви; 1739 г.), окружающая небольшую поясную картину Святого Доминика (1743 г.) работы Джамбаттисты Пьяццетта . [15]
Третий алтарь справа
[ редактировать ]Над третьим алтарем находится изображение трех святых-доминиканцев мужского пола, написанное маслом на холсте работы Джамбаттисты Пьяццетты , тема, выбранная доминиканцами для иллюстрации миссионерской деятельности их ордена. Несмотря на богатую трактовку этой темы в стиле рококо, Майкл Леви пишет, что «настоящий триумф картины заключается в ее незабываемо строгой тональности». [16]
На переднем плане черным цветом изображен святой Луи Бертран , испанский святой, который отправился миссионером на Карибы, где, как говорят, местный священник пытался его отравить (символом которого является змея в чаше, которую он держит). За ним, в белом, стоит святой Винсент Феррер , который, как говорят, явился первому в видении.
Третий святой — святой Гиацинт , отправившийся миссионером на Восток. Он держит в руках свои атрибуты — дароносицу и образ Богородицы с младенцем, которые, как говорят, он унес с собой в бушующий поток Днестра, от которого он чудесным образом спасся. [17]
Первый алтарь слева
[ редактировать ]В левой части нефа алтарный образ над первым алтарем представляет собой картину маслом Себастьяно Риччи (1659–1734), прославляющую трех самых известных доминиканцев: Папу Пия V, Фому Аквинского и святого мученика Петра. Над ними три ангела, один из которых несет пальму. Это была первая работа, заказанная специально для нового здания, и одна из последних работ художника, умершего в 1734 году. Написана в 1732–33.
Папа Пий V (канонизированный в 1712 году) был ярым противником протестантизма. Он очень почитал Фому Аквинского (1225–1274), фигуру слева, и сделал его Учителем Церкви. Его можно узнать по Солнцу на груди и по книге Summa Theologica , которую он носит в правой руке.
Святой Петр Мученик (справа) был еще одним доминиканцем, чье рвение привело к его убийству в 1252 году. Чаще всего его изображают с торчащим из головы тесаком, которым он был убит. Риччи показывает его лежащим на земле перед ним. [18]
Второй алтарь слева
[ редактировать ]На втором алтаре находится статуя Мадонны с четками работы Антонио Розы (1836 г.). Это заменило более раннюю работу, которую считали неадекватной. [19]
Третий алтарь слева
[ редактировать ]В третьем алтаре находится картина «Распятие» (около 1560 г.) Тинторетто . Это самая старая картина внутри церкви (кроме тех, что находятся в ризнице). В новую церковь его перенесли из церкви Посещения. Он находился в плохом состоянии, и доминиканцы организовали его восстановление на Пьяццетте в 1743 году. [20]
Скульптура
[ редактировать ]Почти все скульптуры в церкви — работа Джована Марии Морлайтера , скульптора из-за Альп, которого Хью Хонор описывает как «одного из самых талантливых скульпторов Венеции восемнадцатого века». [21] и Семензато как «самого блестящего интерпретатора рококо в венецианской скульптуре», добавив, что «его работы демонстрируют большой динамизм» и «неиссякаемое счастье изобретательности». В церкви больше его работ, чем где-либо еще в Венеции. [22]
Скульптуры Джана Марии Морлайтера | |||
---|---|---|---|
Пророк Аарон | Святой Петр | Сент-Пол | Царь Мелхиседек |
Его первой работой для церкви была «Слава ангелов» на втором алтаре справа (1738 г.), после чего Массари нанял его для всех других основных скульптурных работ, заканчивая статуей Мелхиседека в 1755 г.
К ним относятся:
- Первый алтарь слева – два херувима.
- Мраморное украшение главного алтаря
- Статуи (с описанием – в скобках – барельефов над каждой из них):
- Первая ниша справа: Авраам (Центурион умоляет Иисуса спасти его сына)
- Вторая ниша справа: Аарон (Исцеление слепого)
- Третья ниша справа: Святой Павел (Христос с Магдалиной)
- Первая ниша слева: Мелхиседек (Святой Петр ходит по воде)
- Вторая ниша слева: Моисей (Исцеление расслабленного)
- Третья ниша слева: Святой Петр (Христос и самаритянин) [23]
Орган, пресвитерий и главный алтарь
[ редактировать ]Слева от Главного алтаря находится орган. Нынешний орган (братьев Баззари) был заменен в 1856 году на первоначальный орган 1740 года. [24]
Справа от главного алтаря находится пресвитерий с небольшой ранней картиной Мадонны с Младенцем на золотом фоне . Это работа Стефано ди Сант'Аньезе , предположительно датированная 1375–1380 годами. Вероятно, оно произошло из бывшей церкви Святой Агнессы, которая находилась неподалеку и построена в интернациональном готическом стиле. [24] Церковь Святой Агнессы была закрыта в 1810 году. [25]
Главный алтарь стоит наверху пяти ступенек под архитектурным навесом, поддерживаемым колоннами, под куполом. Алтарь внизу выполнен в стиле рококо с цветным мрамором и резными раковинами, головами ангелов и рельефами роз, колосьев кукурузы и винограда. [24]
Хор
[ редактировать ]Хор, расположенный за главным алтарем, имеет резные деревянные партеры, датируемые 1740–1744 годами, и потолочную картину Тьеполо , изображающую Давида, играющего на арфе . [26]
Ссылки
[ редактировать ]- Бакли, Джонатан: Приблизительный путеводитель по Венеции и Венето (5-е издание. Лондон. 2001 г.)
- Антонио Ньеро и Филиппо Педроко: Церковь искусства и преданности Джезуати (Марсилио, Венеция. 1994), нет. 8 из серии «Венеция от музея к городу»
- Джамбаттиста Пьяццетта: Его время - его школа (Марсилио. Венеция. 1983) Каталог выставки Уго Руджери
- Хонор, Хью: Путеводитель по Венеции (2-е издание. Лондон. 1977 г.)
- Ховард, Дебора: Архитектурная история Венеции (Лондон, 1950) (стр. 199–200)
- Дэниелс, Джеффри: Себастьяно Риччи (Хов, 1976)
- Леви, Майкл: Джамбаттиста Тьеполо. Его жизнь и искусство. (Yale University Press, 1986) (стр. 81–89 о его работе в Джезуати)
- Лоренцетти, Джулио: Венеция и ее лагуна (1926. 2-е изд. 1956 г.) в переводе Джона Гатри (Линт, Триест. 1975)
- Скарпа, Аннализе: Себастьяно Риччи (Милан, 2006 г.) (на итальянском языке)
- Семензато, Камилло: Венецианская скульптура семнадцатого и восемнадцатого веков (Альфьери, Венеция. 1966) (стр. 62–5 и рис. 202–15 у Г. М. Морлайтера и стр. 63 и рис. 205 на церкви)
- Виттковер, Рудольф: Искусство и архитектура в Италии 1600–1750 (1-е интегрированное издание с исправлениями. История искусства пеликана. 1980)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Церковь Джезуати стр. 7–9
- ^ Церковь Джезуати с. 8
- ^ Jump up to: а б Виттковер р. 287
- ^ Jump up to: а б Церковь Джезуати с. 9
- ^ Скарпа стр. 325
- ^ Церковь Джезуати, стр. 11 и 13
- ^ Леви с. 81
- ^ Jump up to: а б Церковь Джезуати с. 13
- ^ Церковь Джезуати с. 15
- ^ Леви с. 8?: Chiesa dei Gesuati, стр. 15–16. План церкви с указанием картин и скульптур представлен на стр. 4.
- ^ Леви, стр. 82–87.
- ^ Церковь Джезуати , стр. 16 и 18
- ^ Лоренцетти с. 532
- ^ Леви с. 88. Церковь Джезуати, с. 32 и 35
- ^ Церковь Джезуати с. 35
- ^ Леви с. 82
- ^ Джамбаттиста Пьяццетта № 32, стр. 96–7
- ^ Дэниелс с. 129. Скарпа с. 325.
- ^ Церковь Джезуати с. 38
- ^ Церковь Джезуати, стр. 36–8
- ^ Честь с. 150
- ^ Семензато стр. 62–3
- ^ Семензато с. 137. Церковь Джезуати с. 41
- ^ Jump up to: а б с Церковь Джезуати с. 36
- ^ Лоренцетти с. 531
- ^ Церковь Джезуати с. 16 и рис. 20
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джамбаттиста Тьеполо, 1696–1770 , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея .