Jump to content

Светотень

Джованни Бальоне . Священная и светская любовь (1602–1603), демонстрирующая драматическую композиционную светотень.

В искусстве светотени ( Английский: / k i ˌ ɑːr ə ˈ s k ( j ) ʊər / kee- AR -ə- SKOOR -oh, -⁠ SKURE - , Итальянский: [ˌkjaroˈskuːro] ; горит. « светлый-темный » ) — использование сильных контрастов между светлым и темным, обычно смелых контрастов, влияющих на всю композицию. Это также технический термин, используемый художниками и историками искусства для использования контрастов света для достижения ощущения объема при моделировании трехмерных объектов и фигур. [1] Подобные эффекты в кино, черно-белой и сдержанной фотографии также называются светотенью.

Дальнейшее специализированное использование этого термина включает светотеневую гравюру на дереве для цветных гравюр на дереве, напечатанных с помощью разных блоков, каждый из которых использует чернила разного цвета; и светотени для рисунков на цветной бумаге на темном носителе с белым мелированием.

Светотень возникла в период Возрождения, но наиболее тесно связана с искусством барокко. [2] Светотень — один из канонических режимов живописи эпохи Возрождения (наряду с канжианте , сфумато и унионе ) (см. также Искусство Возрождения ). Художники, известные использованием этой техники, включают Леонардо да Винчи , Караваджо , [3] Рембрандт , [4] [5] Вермеер , [6] Гойя , [7] и Жорж де Латур .

Происхождение рисунка светотени

[ редактировать ]
Христос в покое , картина Ганса Гольбейна Младшего , 1519 год, рисунок светотени пером, тушью и кистью, размывка, усиление белого цвета, на подготовленной охрой бумаге.

Термин «светотень» возник в эпоху Возрождения как рисунок на цветной бумаге, где художник работал от основного тона бумаги к светлому, используя белую гуашь , и к темному, используя тушь, цвет тела или акварель . [8] [9] Они, в свою очередь, опирались на традиции иллюминированных рукописей, восходящие к позднеримским имперским рукописям на пергаменте, окрашенном в пурпурный цвет . Такие работы называются « рисунками светотени », но в современной музейной терминологии их можно описать только такими формулами, как «перо на подготовленной бумаге, усиленное белым цветом тела». [10] Гравюры на дереве со светотенью начались как имитация этой техники. [11] При обсуждении итальянского искусства этот термин иногда используется для обозначения монохромных или двухцветных изображений, более известных на английском языке под французским эквивалентом гризайль . Вначале этот термин расширил свое значение и стал охватывать все сильные контрасты в освещении между светлыми и темными областями в искусстве, что сейчас является основным значением.

Моделирование светотени

[ редактировать ]
Деталь «Форнарины» (1518–1919) Рафаэля демонстрирует изящное моделирование светотени в теле модели, например в плече, груди и руке справа.

Более техническое использование термина «светотень» — это эффект моделирования света в живописи , рисунке или гравюре , где трехмерный объем предполагает градацию цвета и аналитическое разделение форм света и тени — часто называемое « затенением ». . Изобретение этих эффектов на Западе, « скиаграфии » или «теневой живописи» у древних греков, традиционно приписывалось известному афинскому художнику пятого века до нашей эры Аполлодору . Хотя сохранилось немного древнегреческих картин, их понимание эффекта светового моделирования все еще можно увидеть в мозаиках Пеллы , Македония, конца четвертого века до нашей эры, в частности , в мозаике «Охота на оленя» в Доме похищения Елены, на которой написано gnosis epoesen , или «знание сделало это».

Эта техника также сохранилась в довольно грубой стандартизированной форме в византийском искусстве и была снова усовершенствована в средние века и к началу пятнадцатого века стала стандартом в живописи и освещении рукописей в Италии и Фландрии, а затем распространилась на все западное искусство.

Согласно теории историка искусства Марсии Б. Холл , [12] который получил значительное признание, [13] Светотень — один из четырех способов рисования цветов, доступных итальянским художникам эпохи Возрождения , наряду с канжианте , сфумато и юнионе . [14]

Проиллюстрированная картина Рафаэля со светом, исходящим слева, демонстрирует как деликатную моделирующую светотень, придающую объем телу модели, так и сильную светотень в более здравом смысле, в контрасте между хорошо освещенной моделью и очень темным фоном. листвы. Однако, что еще больше усложняет ситуацию, композиционная светотень контраста между моделью и фоном, вероятно, не будет описываться этим термином, поскольку эти два элемента почти полностью разделены. Этот термин в основном используется для описания композиций, в которых по крайней мере некоторые основные элементы основной композиции демонстрируют переход между светом и тьмой, как в картинах Бальони и Гертгена с Синт-Янсом, показанных выше и ниже.

Моделирование светотени сейчас считается само собой разумеющимся, но у него были некоторые противники; а именно: английский художник-портретист-миниатюрист Николас Хиллиард в своем трактате о живописи предостерег от всего, кроме минимального использования, которое мы видим в его работах, отражая взгляды его покровительницы, королевы Англии Елизаветы I : «видя, что лучше всего показать себя, не нужно ни тени места а скорее открытый свет... Ее Величество... выбрала для этой цели свое место на открытой аллее красивого сада, где ни дерева, ни тени вообще..." [15]

В рисунках и гравюрах моделирование светотени часто достигается применением штриховки или штриховки параллельными линиями. К другим методам относятся размывки, точечные или точечные эффекты и « поверхностный тон » в гравюре.

Гравюры на дереве со светотенью

[ редактировать ]
Гравюра Светотень с изображением Богородицы с Младенцем работы Бартоломео Кориолано , созданная между 1630 и 1655 годами (восстановлена ​​в цифровом виде)

Гравюры светотени — это старых мастеров , выполненные гравюры с использованием двух или более блоков, напечатанных разными цветами; они не обязательно характеризуются сильными контрастами света и тьмы. Впервые они были созданы для достижения эффектов, аналогичных рисункам светотени. После некоторых ранних экспериментов в книгопечатании настоящая светотеневая гравюра на дереве, задуманная для двух блоков, вероятно, была впервые изобретена Лукасом Кранахом Старшим в Германии в 1508 или 1509 году, хотя он датировал некоторые из своих первых гравюр задним числом и добавлял тоновые блоки к некоторым впервые созданным гравюрам. для монохромной печати, за которым быстро последовал Ганс Бургкмайр Старший . [16] или Утверждается, что формшнайдер резчик блоков, работавший в типографии Йоханнеса Шотта в Страсбурге, был первым, кто достиг светотеневых гравюр на дереве с тремя блоками. [17] Несмотря на Уго претензии Вазари на итальянское превосходство в -да-Карпи , очевидно, что его первые итальянские образцы датируются примерно 1516 годом. [18] [19] Но другие источники предполагают, что первой светотеневой гравюрой на дереве будет « Триумф Юлия Цезаря» , созданный Андреа Мантенья , итальянским художником, между 1470 и 1500 годами. [20] Другая точка зрения гласит, что: «Лукас Кранах датировал две свои работы задним числом, пытаясь захватить славу» и что эта техника была изобретена «по всей вероятности» Бургкмайром, «которому император Максимилиан поручил найти дешевый и эффективный способ широкое распространение имперского имиджа, поскольку ему нужно было собрать деньги и поддержать крестовый поход». [21]

Среди других гравёров , использовавших эту технику, — Ганс Вехтлин , Ханс Бальдунг Грин и Пармиджанино . В Германии эта техника достигла наибольшей популярности примерно в 1520 году, но в Италии ее использовали на протяжении всего шестнадцатого века. Более поздние художники, такие как Гольциус, иногда использовали его. В большинстве немецких двухблочных отпечатков блок клавиш (или «линейный блок») был напечатан черным, а тональный блок или блоки имели плоские цветные области. В Италии гравюры на дереве со светотенью создавались без клавишных блоков, чтобы добиться совсем другого эффекта. [22]

Композиционная светотень Караваджо.

[ редактировать ]
«Рождество ночью» , Гертген тот Синт Янс , ок. 1490 г., по композиции Гуго ван дер Гуса ок. 1470; Источниками света являются младенец Иисус, огонь пастухов на холме позади и являющийся им ангел.

Освещение рукописей, как и во многих областях, было особенно экспериментальным с точки зрения амбициозных световых эффектов, поскольку результаты не предназначались для публичного показа. Развитие композиционной светотени получило значительный толчок в Северной Европе от видения Рождества Иисуса святой Бригитты Шведской , очень популярного мистика. Она описала младенца Иисуса как излучающего свет; в изображениях все больше уменьшались другие источники света в сцене, чтобы подчеркнуть этот эффект, и Рождество по-прежнему часто обрабатывалось светотенью вплоть до барокко. Гуго ван дер Гус и его последователи написали множество сцен, освещенных только свечой или божественным светом младенца Христа. Как и у некоторых более поздних художников, в их руках создавался эффект тишины и покоя, а не драматизма, с которым он использовался во времена барокко.

Сильная светотень стала популярным эффектом в шестнадцатом веке в маньеризма и барокко искусстве . Божественный свет продолжал освещать, зачастую довольно неадекватно, композиции Тинторетто , Веронезе и их многочисленных последователей. Использование темных предметов, резко освещенных лучом света из одного ограниченного и часто невидимого источника, было композиционным приемом, разработанным Уго да Карпи (ок. 1455–1523), Джованни Бальоне (1566–1643) и Караваджо . (1571–1610), последний из которых сыграл решающую роль в развитии стиля тенебризма , где доминирующим стилистическим приемом становится драматическая светотень.

17 и 18 веков

[ редактировать ]
Картина Питера Пауля Рубенса « Воздвижение креста» (1610–1611) смоделирована с использованием динамической светотени.

Тенебризм особенно практиковался в Испании королевстве и Неаполитанском , находившемся под управлением испанцев, Хусепе де Рибера и его последователи. Адам Эльшаймер (1578–1610), немецкий художник, живший в Риме, создал несколько ночных сцен, освещенных преимущественно огнем, а иногда и лунным светом. В отличие от работ Караваджо, его темные области содержат очень тонкие детали и интерес. Влияние Караваджо и Эльсхаймера было сильным на Питера Пауля Рубенса , который использовал свои подходы к мрачности для драматического эффекта в таких картинах, как «Воздвижение креста» (1610–1611). Артемизия Джентилески (1593–1656), художница эпохи барокко, последовательница Караваджо, также была выдающимся представителем тенебризма и светотени.

Особым жанром, который получил развитие, стала ночная сцена, освещенная светом свечей, которая восходит к более ранним северным художникам, таким как Гертген и Синт-Янс, и, более непосредственно, к нововведениям Караваджо и Эльсхаймера. Эта тема разыгрывалась у многих художников из Нидерландов в первые несколько десятилетий семнадцатого века, где она стала ассоциироваться с Утрехтскими Караваджистами, такими как Геррит ван Хонтхорст и Дирк ван Бабурен , а также с фламандскими художниками в стиле барокко, такими как Якоб Йорданс . В ранних работах Рембрандта ван Рейна (1606–1669) 1620-х годов также использовался источник света с одной свечой. Ночная сцена при свечах вновь появилась в Голландской республике в середине семнадцатого века в меньшем масштабе в работах фейншильдеров, таких как Геррит Доу и Готфрид Шалькен .

«Сваха» , Геррит ван Хонтхорст , 1625 г.

Собственный интерес Рембрандта к эффектам темноты изменился в его зрелых работах. Он меньше полагался на резкие контрасты света и тьмы, которые отмечали итальянское влияние предыдущего поколения, - фактор, обнаруженный в его гравюрах середины семнадцатого века. В этом плане он имел много общего со своим современником в Италии Джованни Бенедетто Кастильоне , чья работа в гравюре привела его к изобретению монотипии .

За пределами Нидерландов такие художники, как Жорж де Латур и Трофим Биго во Франции и Джозеф Райт из Дерби в Англии, продолжали использовать такую ​​сильную, но градуированную светотень при свечах. Ватто использовал мягкую светотень на зеленом фоне своих галантных праздников , и это было продолжено в картинах многих французских художников, особенно Фрагонара . В конце века Фюзели и другие использовали более тяжелую светотени для романтического эффекта, как это делали Делакруа и другие в девятнадцатом веке.

Использование термина

[ редактировать ]
Джозеф Райт из Дерби нарисовал несколько больших групп с сильной светотенью, например, «Лекция философа об Оррери» , 1766 г.

Французское использование термина clair-obscur было введено искусствоведом XVII века Роже де Пилем в ходе знаменитого спора ( Débat sur le coloris ) об относительных достоинствах рисунка и цвета в живописи (его «Диалоги в цветах» , 1673 г. [23] был ключевым вкладом в Дебаты ).

В английском языке использовался итальянский термин - первоначально как кларо-обскуро и светотень. [24] — по крайней мере, с конца семнадцатого века. Этот термин реже используется в искусстве после конца девятнадцатого века, хотя экспрессионисты и другие современные движения широко используют этот эффект.

Особенно после резкого роста репутации Караваджо в двадцатом веке, в неспециалистском использовании этот термин в основном используется для обозначения сильных эффектов светотени, таких как его или Рембрандта. Как пишет Тейт : «Светотень обычно упоминается только тогда, когда она является особенно заметной особенностью работы, обычно когда художник использует крайние контрасты света и тени». [25] [26]

Кино и фотография

[ редактировать ]

Светотень используется в кинематографии для очень низкого ключевого и высококонтрастного освещения, чтобы создать отчетливые области света и темноты в фильмах, особенно в черно-белых фильмах. Классическими примерами являются «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Носферату» (1922), «Метрополис» (1927), «Горбун из Нотр-Дама» (1939), «Дьявол и Дэниел Вебстер» (1941), а также черно-белые сцены в «Андрее Тарковском ». « Сталкер» (1979). [27]

Например, в «Метрополисе» светотеневое освещение создает контраст между светлыми и темными мизансценами и фигурами. Эффект подчеркивает различия между капиталистической элитой и рабочими.

В фотографии светотени можно добиться, используя « освещение Рембрандта ». В более развитых фотографических процессах эту технику можно назвать «окружающим / естественным освещением», хотя, когда это делается ради эффекта, вид получается искусственный и, как правило, не документальный по своей природе. В частности, Билл Хенсон вместе с другими, такими как У. Юджин Смит , Йозеф Куделка , Лотар Волле , Энни Лейбовиц , Флория Сигизмонди и Ральф Гибсон , могут считаться одними из современных мастеров светотени в документальной фотографии.

Кадр из фильма Стэнли Кубрика 1975 года «Барри Линдон» , часть которого была снята только при свете свечей.

Возможно, наиболее прямое использование светотени в кинопроизводстве — это фильм Стэнли Кубрика 1975 года «Барри Линдон» . [28] Когда ему сообщили, что ни один объектив в то время не имел достаточно широкой диафрагмы, чтобы снимать костюмированные драмы, действие которых происходит в великих дворцах, с использованием только света свечей, Кубрик купил и модернизировал для этой цели специальный объектив: модифицированную камеру Mitchell BNC и объектив Zeiss, изготовленный для суровых условий космоса. фотографии , с максимальной диафрагмой f/0,7 . Естественное, неувеличенное освещение декораций в фильме олицетворяло сдержанное, естественное освещение в киноработе в его самом экстремальном проявлении, выходящее за рамки восточноевропейской/советской традиции кинопроизводства (что само по себе иллюстрируется резким сдержанным стилем освещения, использованным советским режиссером Сергеем Эйзенштейн ).

Свен Нюквист , давний соратник Ингмара Бергмана , также во многом повлиял на его фотографии с помощью светотеневого реализма, как и Грегг Толанд , оказавший влияние на таких кинематографистов, как Ласло Ковач , Вилмош Жигмонд и Витторио Стораро, своим использованием глубокого и избирательного фокуса, дополненного сильным ключевое освещение на уровне горизонта, проникающее через окна и дверные проемы. Большая часть знаменитой традиции нуара опирается на техники, связанные со светотенью, которые Толанд усовершенствовал в начале 1930-х годов (хотя освещение в светлых тонах , сценическое освещение, фронтальное освещение и другие эффекты нуара перемежаются способами, которые уменьшают претензию на светотень).

Светотень в моделировании; картины

Светотень в моделировании; принты и рисунки

Светотень как основной элемент композиции: живопись

Светотень как основной элемент композиции: фотография

Лица светотени

Рисунки светотени и гравюры на дереве.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Глоссарий Национальной галереи, Лондон [1] (по состоянию на 23 октября 2011 г.)
  2. ^ «Светотень в искусстве: что такое техника светотени?» .
  3. ^ «Караваджо между тенями и светом» . www.carredartistes.com . Проверено 22 января 2019 г.
  4. ^ Холл, Марсия Б. (1987). Цвет и техника в живописи эпохи Возрождения: Италия и Север . Джей Джей Огюстен.
  5. ^ «Светотень в живописи: сила света и тьмы» . EmptyEasel.com . 20 июля 2007 года . Проверено 22 января 2019 г.
  6. ^ «Иоганнес Вермеер» . Артбл . Проверено 22 января 2019 г.
  7. ^ «Франсиско Гойя – Испанская культура» . www.enforex.com . Проверено 22 января 2019 г.
  8. ^ Глоссарий Гарвардского художественного музея (по состоянию на 30 августа 2007 г.). См. также внешнюю ссылку Metropolitan.
  9. Пример из Metropolitan. Архивировано 20 декабря 2008 г., в Wayback Machine.
  10. ^ «Гольбейн в Англии – Тейт» . tate.org.uk. ​Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 31 января 2012 г.
  11. ^ Дэвид Ландау и Питер Паршалл, The Renaissance Print , стр. 180–84; Йель, 1996 г., ISBN   0-300-06883-2 - это подробно обсуждается. Также см. внешнюю ссылку Metropolitan.
  12. ^ Холл, Марсия Б. (1994). Цвет и значение: практика и теория в живописи эпохи Возрождения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-45733-0 .
  13. ^ «Четыре канонических режима рисования от APA» . . Проверено 18 июня 2015 г.
  14. ^ Холл, Марсия Б., Рим (серия «Художественные центры итальянского Возрождения»), стр. 148–150, 2005, Cambridge University Press, 2005, ISBN   0521624452 , 9780521624459, книги Google
  15. ^ Хиллиарда Цитата из «Искусства лимминга» , ок. 1600, Николас Хиллиард , Рой Стронг , 2002, с. 24, Michael Joseph Ltd, Лондон, ISBN   0-7181-1301-2
  16. ^ Ландау и Паршалл, 179–192; Впечатления эпохи Возрождения: светотени, гравюры на дереве из коллекций Георга Базелица и Альбертины, Вена , Королевская академия , Лондон, март – июнь 2014 г., путеводитель по выставке.
  17. ^ Штайф (1891). «Шотт, Джон». Общая немецкая биография (на немецком языке). Том 32. С. 402–404 . Проверено 11 августа 2021 г.
  18. ^ Ландау и Паршалл, 150.
  19. ^ «Уго да Карпи по мотивам Пармиджанино: Диоген (17.50.1) | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Metmuseum.org. 3 февраля 2012 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
  20. ^ Эмисон, Патрисия А. (2012). Итальянский Ренессанс и культурная память . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 105–107. ISBN  978-1-107-00526-6 .
  21. ^ Браун, Марк (11 марта 2014 г.). «Революционная светотеневая гравюра на дереве выиграла первую британскую выставку» . Хранитель . Проверено 11 марта 2014 г.
  22. ^ Дэвид Ландау и Питер Паршалл, The Renaissance Print , стр. 179–202; 273–81 & пассим; Йель, 1996 г., ISBN   0-300-06883-2
  23. ^ Рубенизм в Европе в 17 и 18 веках, Том 16 книги «Музеи на перекрестке», Мишель-Кэролайн Хек, Мичиганский университет, Бреполь, 2005 г.
  24. ^ « Свет-Тьма », Британская энциклопедия , том. II (1-е изд.), Эдинбург: Колин Макфаркуар , 1771 г.
  25. ^ Глоссарий Тейт . Проверено 30 августа 2007 г.
  26. ^ Историю этого термина см. Вербрекен, Рене (1979). Светотень, история слова . Ножан-ле-Руа: Ж. Лаже. ISBN  2-85497-021-7 .
  27. ^ «Светотень в немецком экспрессионизме» .
  28. ^ "Бюллетень викторианских исследований". Северо-восточная ассоциация викторианских исследований, т. 9–11, 1985. 1984 г.
  • Дэвид Ландау и Питер Паршалл, The Renaissance Print , стр. 179–202; 273–81 & пассим; Йель, 1996 г., ISBN   0-300-06883-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a31f7179a3dbb3d32cb9aa6f9dc6714b__1715613780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/4b/a31f7179a3dbb3d32cb9aa6f9dc6714b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chiaroscuro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)