Jump to content

Гравюра на дереве

(Перенаправлено с Формшнейдера )

Четыре всадника ок. 1496–98 Альбрехт Дюрер , изображающий Четырех всадников Апокалипсиса.

Ксилография техника высокой печати в гравюре . Художник вырезает изображение на поверхности деревянного куска — обычно с помощью борозд, — оставляя печатные части на одном уровне с поверхностью и удаляя непечатаемые части. Области, которые вырезает художник, не содержат чернил, в то время как символы или изображения на уровне поверхности несут чернила для создания отпечатка. Блок разрезается вдоль волокон древесины (в отличие от гравюры по дереву , где блок разрезается по торцу). Поверхность покрывается чернилами путем прокатки по ней валиком, покрытым чернилами ( брайером ), оставляя чернила на плоской поверхности, но не на непечатаемых участках.

Можно напечатать несколько цветов, приклеив бумагу к рамке вокруг деревянных блоков (используя разные блоки для каждого цвета). Искусство резьбы по дереву можно назвать «ксилографией», но это редко используется в английском языке только для изображений, хотя это слово и «ксилография» используются в связи с блок-книгами , которые представляют собой небольшие книги, содержащие текст и изображения в одном блоке. . Они стали популярны в Европе во второй половине 15 века. Гравюра на дереве на одном листе — это гравюра на дереве, представленная как отдельное изображение или отпечаток , а не как книжная иллюстрация.

С момента своего зарождения в Китае практика резьбы по дереву распространилась по всему миру от Европы до других частей Азии и Латинской Америки. [1]

Разделение труда

[ редактировать ]
Резчик блоков за работой, гравюра на дереве Йоста Аммана , 1568 г.

И в Европе, и в Восточной Азии художник традиционно создавал только гравюру на дереве, а резьба по блокам была оставлена ​​специалистам, называемым формшнайдерами или резчиками по блокам , некоторые из которых стали хорошо известны сами по себе. Среди них наиболее известными являются Иероним Андреаэ XVI века (который также использовал «Формшнайдер» в качестве своей фамилии), Ганс Лютцельбургер и Йост де Негкер , все из которых руководили мастерскими, а также работали типографами и издателями. Форшнайдер , в свою очередь, передал блок специализированным типографиям. Были и другие специалисты, которые изготавливали заготовки.

Вот почему гравюры на дереве иногда описываются в музеях или книгах как «созданные», а не «созданные» художником; но большинство авторитетов не используют это различие. Разделение труда имело то преимущество, что обученный художник мог относительно легко адаптироваться к этой среде, без необходимости учиться пользоваться инструментами для обработки дерева .

Существовали различные методы переноса нарисованного художником рисунка на блок, чтобы резак мог следовать за ним. Либо рисунок делался прямо на блоке (часто сначала отбеливался), либо к блоку приклеивался рисунок на бумаге. Так или иначе, рисунок художника был уничтожен в процессе резки. Использовались и другие методы, в том числе отслеживание.

И в Европе, и в Восточной Азии в начале 20 века некоторые художники начали выполнять весь процесс самостоятельно. В Японии это движение называлось сосаку-ханга ( 創作版画 , креативные гравюры ) , в отличие от син-ханги ( 新版画 , новые гравюры ) , движения, сохранявшего традиционные методы. На Западе многие художники вместо этого использовали более простую технику линогравюры .

Способы печати

[ редактировать ]
Краб, который играл с морем , гравюра на дереве Редьярда Киплинга, иллюстрирующая один из его рассказов «Просто так» (1902). Смешанная белая линия (внизу) и обычная гравюра на дереве (вверху).

По сравнению с такими методами глубокой печати , как травление и гравировка , для печати требуется лишь низкое давление. В качестве рельефного метода необходимо только нанести краску на блок и привести его в плотный и равномерный контакт с бумагой или тканью, чтобы получить приемлемый отпечаток. различные породы древесины, включая самшит , а также некоторые ореховые и фруктовые породы, такие как груша или вишня; В Европе обычно использовались [2] древесине вида вишни Prunus serrulata . в Японии предпочтение отдавалось [ нужна ссылка ]

Стоит рассмотреть три способа печати:

  • Штамповка: используется для многих тканей и большинства ранних европейских гравюр на дереве (1400–40). Их печатали, кладя бумагу/ткань на стол или другую плоскую поверхность блоком сверху и нажимая или ударяя молотком по задней части блока.
  • Натирание: Видимо, самый распространенный метод дальневосточной печати на бумаге во все времена. Позднее, в пятнадцатом веке, использовался для европейских гравюр на дереве и блок-книг, а также очень широко для ткани. Также использовался во многих западных гравюрах на дереве примерно с 1910 года по настоящее время. Блок кладется на стол лицевой стороной вверх, бумагой или тканью сверху. Спину натирают «жесткой подушечкой, плоским куском дерева, полировщиком или кожаной фроттон». [3] Традиционный японский инструмент, используемый для этого, называется барен . Позже в Японии стали использовать сложные деревянные механизмы, которые помогали удерживать ксилографию совершенно неподвижно и оказывать необходимое давление в процессе печати. Это было особенно полезно, когда было введено несколько цветов, и их нужно было точно наносить поверх предыдущих слоев чернил.
  • Печать в печатной машине: печатные машины, судя по всему, стали использоваться в Азии сравнительно недавно. Печатные станки использовались примерно с 1480 года для европейских гравюр и блок-книг, а до этого — для гравюр на дереве. Простые утяжеленные прессы, возможно, использовались в Европе до появления печатного станка, но убедительные доказательства отсутствуют. Умершая аббатиса Мехеленская в 1465 году имела « unum Instrumentum ad imprintendum scripturas et ymagines… cum 14 aliis lapideis printis » — «инструмент для печати текстов и изображений… с 14 камнями для печати». Вероятно, еще слишком рано размещать в этом месте типографию типа Гутенберга . [3]
Мадонна дель Фуоко ( Мадонна в огне , ок. 1425 ), собор Форли , в Италии
Менее сложная книжная иллюстрация ксилографии Sanitatis Hortus , Венеция, Бернардино Бенальо и Джованни де Черето (1511 г.)

Ксилография зародилась в Китае в древности как метод печати на ткани, а затем и на бумаге. Самые ранние сохранившиеся фрагменты гравюр на дереве происходят из Китая, времен династии Хань (до 220 г.), и сделаны из шелка с напечатанными цветами в трех цветах. [4] «В 13 веке китайская техника гравюры была передана в Европу». [5] Бумага прибыла в Европу, также из Китая через Аль-Андалус , немного позже, и производилась в Италии к концу тринадцатого века, а также в Бургундии и Германии к концу четырнадцатого века.

В Европе гравюра на дереве — старейшая техника, используемая для гравюр старых мастеров , разработанная около 1400 года с использованием на бумаге существующих техник печати. Одна из наиболее древних однолистных гравюр на дереве на бумаге, которую можно увидеть сегодня, — это «Огненная Мадонна» ( Madonna del Fuoco на итальянском языке) в соборе Форли в Италии. Первоначально религиозные темы, зачастую очень небольшие, были, безусловно, наиболее распространенными. Многие из них продавались паломникам в пункте назначения, приклеивались к стенам домов, внутри крышек коробок, а иногда даже включались в повязки на раны, которые, как считалось суеверно, помогали заживлению.

Взрыв продаж дешевых гравюр на дереве в середине века привел к падению стандартов, и многие лубочные изображения были очень грубыми. Развитие штриховки последовало несколько позже, чем гравюры . Михаэль Вольгемут сыграл важную роль в создании более сложных немецких гравюр на дереве примерно с 1475 года, а Эрхард Ройвич был первым, кто использовал перекрестную штриховку (гораздо сложнее, чем гравировка или травление ). Оба они создавали в основном книжные иллюстрации, как и различные итальянские художники, которые в тот же период также поднимали там стандарты. В конце века Альбрехт Дюрер довел западную гравюру на дереве до уровня, который, возможно, никогда не был превзойден, и значительно повысил статус «однолистной» гравюры на дереве (то есть изображения, продаваемого отдельно). Он ненадолго приравнял ее по качеству и статусу к гравюрам, прежде чем сам обратился к ним.

В первой половине XVI века высококачественные гравюры на дереве продолжали производиться в Германии и Италии, где Тициан и другие художники организовали изготовление некоторых из них. Большой интерес вызвала разработка светотеневой гравюры на дереве с использованием нескольких блоков, напечатанных разными цветами.

Поскольку гравюры на дереве и подвижный шрифт напечатаны методом высокой печати, их можно легко печатать вместе. Следовательно, гравюра на дереве была основным средством книжной иллюстрации до конца шестнадцатого века. Первая книжная иллюстрация, гравюра на дереве, датируется примерно 1461 годом, всего через несколько лет после начала печати подвижным шрифтом, напечатанной Альбрехтом Пфистером в Бамберге . Гравюра на дереве реже использовалась для отдельных («однолистных») репродукций изобразительного искусства примерно с 1550 года до конца девятнадцатого века, когда интерес возродился. Он оставался важным для лубков до девятнадцатого века в большей части Европы, а затем и в некоторых местах.

Высокого уровня технического и художественного развития искусство достигло в Восточной Азии и Иране . Ксилографическая печать в Японии называется моку-ханга и была введена в семнадцатом веке как для книг, так и для произведений искусства. Популярный жанр укиё-э «плавающего мира» зародился во второй половине семнадцатого века с монохромными или двухцветными принтами. Иногда их раскрашивали вручную после печати. Позже были разработаны многоцветные принты. Японская гравюра на дереве стала основным видом искусства, хотя в то время ей был присвоен гораздо более низкий статус, чем живописи. Оно продолжало развиваться вплоть до двадцатого века.

Гравюра на дереве белой линией

[ редактировать ]
Ручным станком вырезаем гравюру по дереву «белыми линиями» на японской фанере. Рисунок нарисован мелом на окрашенной поверхности фанеры.

Эта техника просто вырезает изображение тонкими линиями, похожее на довольно грубую гравюру. Блок печатается обычным способом, так что большая часть отпечатка черная, а изображение создается белыми линиями. шестнадцатого века Этот процесс был изобретен швейцарским художником Урсом Графом , но стал наиболее популярным в девятнадцатом и двадцатом веках, часто в измененной форме, когда в изображениях использовались большие области белой линии, контрастирующие с областями в обычном стиле черной линии. Впервые это сделал Феликс Валлоттон .

В 1860-х годах, когда сами японцы начали узнавать о западном искусстве в целом, японские гравюры в значительных количествах начали достигать Европы и стали очень модными, особенно во Франции. Они оказали большое влияние на многих художников, в частности на Эдуарда Мане , Пьера Боннара , Анри де Тулуз-Лотрека , Эдгара Дега , Поля Гогена , Винсента Ван Гога , Феликса Валлоттона и Мэри Кассат . В 1872 году Жюль Кларети назвал это направление «Японизмом». [6]

Хотя японское влияние отразилось во многих художественных средствах, включая живопись, оно привело к возрождению гравюры на дереве в Европе, которая находилась под угрозой исчезновения как серьезное художественное средство. Большинство вышеперечисленных художников, за исключением Феликса Валлоттона и Поля Гогена, на самом деле использовали литографию , особенно для цветных отпечатков. Ниже показано влияние Японии на иллюстрации к детским книгам.

Художники, особенно Эдвард Мунк и Франц Мазерель , продолжали использовать эту среду, которая в модернизме стала привлекательной, поскольку было относительно легко завершить весь процесс, включая печать, в студии с небольшим специальным оборудованием. Немецкие экспрессионисты широко использовали гравюру на дереве.

Одавара-дзюку в 1830-х годах Хиросигэ из его серии «Пятьдесят три станции Токайдо».

Цветные гравюры на дереве впервые появились в древнем Китае. Самыми старыми из известных являются три буддийских изображения, датируемые 10 веком. Европейские гравюры на дереве с цветными блоками были изобретены в Германии в 1508 году и известны как гравюры на дереве со светотенью (см. ниже). Однако цвет не стал нормой, как это произошло в Японии в укиё-э и других формах.

В Европе и Японии цветные гравюры на дереве обычно использовались только для гравюр, а не для книжных иллюстраций. В Китае, где индивидуальная печать не развивалась до девятнадцатого века, верно обратное: ранние цветные гравюры на дереве в основном встречаются в роскошных книгах об искусстве, особенно о более престижном виде живописи. Первым известным примером является книга о чернильных лепешках, напечатанная в 1606 году, а своего расцвета техника цвета достигла в книгах по живописи, изданных в семнадцатом веке. Яркими примерами являются « Ху Чжэнъяня Трактат о картинах и сочинениях мастерской десяти бамбуков» 1633 года, [7] и « Руководство по рисованию сада с горчичными семенами», опубликованное в 1679 и 1701 годах. [8]

Бидзин (красивая женщина) укиё-э работы Кейсай Эйсена , до 1848 года.

В Японии цветовая техника, называемая нисики-э в ее полностью развитом виде, получила более широкое распространение и использовалась для гравюр с 1760-х годов. Текст почти всегда был монохромным, как и изображения в книгах, но рост популярности укиё-э повлек за собой спрос на постоянно увеличивающееся количество цветов и сложность техник. К девятнадцатому веку большинство художников работали в цвете. Этапами этого развития были:

  • Сумидзури-э (изображения, напечатанные тушью) – монохромная печать с использованием только черных чернил.
  • Бенизури-э (Красный Зури-э, «малиновые напечатанные изображения») - детали или блики, нанесенные красными чернилами, добавлялись вручную после процесса печати, иногда также использовался зеленый цвет;
  • Тан-э (丹絵) — оранжевые блики с использованием красного пигмента, называемого тан.
  • Айзури-э (藍摺り絵, «изображения, напечатанные индиго»), Мурасаки-э (紫絵, «фиолетовые изображения») и другие стили, в которых использовался один цвет в дополнение к черным чернилам или вместо них.
  • Уруси-э (漆絵) — метод, при котором клей сгущает чернила, придавая изображению смелости; золото, слюда и другие вещества часто использовались для дальнейшего улучшения изображения. Уруси-э также может относиться к картинам, в которых используется лак вместо краски ; лак в гравюрах использовался очень редко, если вообще когда-либо использовался.
  • Нисики-э (錦絵, «парчовые изображения») — метод, в котором для отдельных частей изображения использовалось несколько блоков, поэтому с помощью нескольких цветов можно было получить невероятно сложные и детальные изображения; был вырезан отдельный блок, предназначенный только для части изображения, предназначенной для одного цвета. Регистрационные знаки, называемые кэнто (見当), обеспечивали соответствие между применением каждого блока.
Детские книжные иллюстрации Рэндольфа Калдекотта ; гравюра и печать Эдмунда Эванса , 1887 г.

ряд различных методов цветной печати с использованием гравюры на дереве (технически хромоксилография В 19 веке в Европе был разработан ). В 1835 году Джордж Бакстер запатентовал метод, использующий линейную пластину глубокой печати (или иногда литографию ), напечатанную черным или темным цветом, а затем напечатанную до двадцати различных цветов с деревянных блоков. Эдмунд Эванс повсюду использовал рельеф и дерево, используя до одиннадцати различных цветов, а в последнее время специализировался на иллюстрациях для детских книг, используя меньше блоков, но накладывая поверх несплошные области цвета для достижения смешанных цветов. Такие художники, как Рэндольф Калдекотт , Уолтер Крейн и Кейт Гринуэй, находились под влиянием японских гравюр, которые сейчас доступны и модны в Европе, чтобы создать подходящий стиль с плоскими цветными участками.

Эрнст Людвиг Кирхнер , Портрет Отто Мюллера (1915)

В 20 веке Эрнст Людвиг Кирхнер из группы Die Brücke разработал процесс производства цветных гравюр на дереве с использованием одного блока, нанося на него разные цвета кистью а-ля пупе и затем печатая (на полпути между гравюрой на дереве и монотипией ). [9] Замечательным примером этой техники является гравюра на дереве «Портрет Отто Мюллера» 1915 года из коллекции Британского музея . [10]

[ редактировать ]

Гравюры на дереве со светотенью

[ редактировать ]
Гравюра светотени с изображением игры амуров работы анонимного итальянского художника XVI века.

Гравюры светотени — это гравюры старых мастеров , выполненные с использованием двух или более блоков, напечатанных разными цветами; они не обязательно характеризуются сильным контрастом света и тьмы. Впервые они были созданы для достижения эффектов, аналогичных рисункам светотени. После некоторых ранних экспериментов в книгопечатании настоящая светотеневая гравюра на дереве, задуманная для двух блоков, вероятно, была впервые изобретена Лукасом Кранахом Старшим в Германии в 1508 или 1509 году, хотя он датировал некоторые из своих первых гравюр задним числом и добавлял тоновые блоки к некоторым впервые созданным гравюрам. для монохромной печати, за ним быстро последовал Ханс Бургкмайр . [11] Несмотря на Джорджо Вазари заявление об итальянском первенстве в Уго да Карпи , очевидно, что его первые итальянские образцы датируются примерно 1516 годом. [12] [13]

Среди других гравёров , использующих эту технику, — Ганс Бальдунг и Пармиджанино . В немецких государствах эта техника использовалась в основном в первые десятилетия шестнадцатого века, но итальянцы продолжали использовать ее на протяжении всего столетия, а более поздние художники, такие как Хендрик Гольциус, иногда использовали ее. В немецком стиле один блок обычно имел только линии и назывался «линейным блоком», в то время как другой блок или блоки имели плоские цветные области и назывались «тоновыми блоками». Итальянцы обычно использовали только тоновые блоки для совершенно другого эффекта, гораздо ближе к рисункам светотени, для которых первоначально использовался этот термин, или к акварельным картинам . [14]

Шведский гравер Торстен Биллман (1909–1989) в 1930-х и 1940-х годах разработал вариант техники светотени с использованием нескольких серых тонов из обычной печатной краски. Стокгольма Историк искусства Гуннар Юнгмаркер (1902–1983) из Национального музея назвал эту технику «гравюрой по дереву гризайль». Это трудоемкий процесс печати, предназначенный исключительно для ручной печати, с использованием нескольких блоков из серого дерева, помимо черно-белого блока клавиш. [15]

Современная печать гравюр на дереве в Мексике.

[ редактировать ]
Хосе Гуадалупе Посада, Оахаканский череп , 1910 год.

Гравюра на дереве стала популярным видом искусства в Мексике с начала до середины 20 века. [1] Средство массовой информации в Мексике использовалось для передачи политических волнений и было формой политического активизма, особенно после Мексиканской революции (1910–1920). В Европе, России и Китае в это время искусство гравюры на дереве также использовалось для распространения левой политики, такой как социализм, коммунизм и антифашизм. [16] В Мексике этот художественный стиль стал популярен благодаря Хосе Гуадалупе Посада , который был известен как отец графики и гравюры в Мексике и считается первым мексиканским современным художником. [17] [18] Он был сатирическим карикатуристом и гравером до и во время Мексиканской революции , а также популяризировал мексиканское народное искусство и искусство коренных народов. Он создал гравюры на дереве знаковых фигур скелетов ( калаверас ), которые сегодня занимают видное место в мексиканском искусстве и культуре (например, в фильме « Коко » Disney Pixar ). [19] см. в La Calavera Catrina Посады Дополнительную информацию о черепах .

В 1921 году Жан Шарло , французский гравер, переехал в Мехико . Признавая важность гравюр Посады, он начал преподавать технику гравюры по дереву в художественных школах Койоакана под открытым небом. Эти уроки посещали многие молодые мексиканские художники, в том числе Фернандо Леал . [17] [18] [20]

После Мексиканской революции страна переживала политические и социальные потрясения – были забастовки рабочих, протесты и марши. Для этих мероприятий требовались дешевые массовые визуальные репродукции, которые можно было бы расклеивать на стенах или раздавать во время протестов. [17] Информацию необходимо было быстро и дешево распространить среди широкой публики. [17] Многие люди в то время все еще были неграмотными, и после революции началось широкое образование. В 1910 году, когда началась революция, только 20% мексиканцев умели читать. [21] Искусство считалось очень важным в этом деле, и политические художники использовали журналы и газеты, чтобы передавать свои идеи посредством иллюстраций. [18] «Эль Мачете» (1924–29) был популярным коммунистическим журналом, в котором использовались гравюры на дереве. [18] Гравюра на дереве пригодилась, потому что это был популярный стиль, который многие могли понять.

Художники и активисты создали такие коллективы, как Taller de Gráfica Popular (TGP) (1937 – настоящее время) и The Treintatreintistas (1928–1930), для создания гравюр (многие из которых были гравюрами на дереве), отражающих их социалистические и коммунистические ценности. [22] [20] TGP привлекла художников со всего мира, в том числе афроамериканского гравера Элизабет Кэтлетт , чьи гравюры на дереве позже повлияли на искусство социальных движений в США в 1960-х и 1970-х годах. [1] Treintatreintistas даже обучали рабочих и детей. Инструменты для резьбы по дереву легко доступны, а методы просты в освоении. Это считалось искусством для людей. [20]

Мексика в это время пыталась раскрыть свою идентичность и развиваться как единая нация. Форма и стиль эстетики гравюры на дереве позволили разнообразным темам и визуальной культуре выглядеть едиными. Традиционные народные изображения и авангардные современные изображения имели схожую эстетику, когда были выгравированы на дереве. Образ деревни и традиционного фермера оказался схожим с образом города. [20] Эта символика была выгодна политикам, которые хотели единой нации. Физические действия по резьбе и печати гравюр на дереве также поддерживали многие ценности ручного труда и защиты прав рабочих. [20]

Текущая практика резьбы по дереву в Мексике

[ редактировать ]

Сегодня в Мексике традиция активистской гравюры на дереве все еще жива. коллектив под названием Asamblea De Artistas Revolucionarios De Oaxaca был сформирован В Оахаке во время протестов 2006 года в Оахаке (ASARO) . Они привержены социальным изменениям посредством гравюры на дереве. [23] Их отпечатки превращаются в плакаты из пшеничной пасты, которые тайно развешиваются по всему городу. [24] Артермио Родригес — еще один художник, живущий в Такамбаро, штат Мичоакан, который делает политически окрашенные гравюры на дереве, посвященные современным проблемам. [1]

Знаменитые работы в гравюре на дереве

[ редактировать ]

Европа

Япония ( Укиё-э )

Известные художники

[ редактировать ]
Пророк , гравюра на дереве Эмиля Нольде , 1912 год, разные коллекции

Каменная резка

[ редактировать ]

В некоторых частях мира (например, в Арктике ), где древесина редка и дорога, в технике гравюры используется камень в качестве основы для гравированного изображения. [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Долой: современная гравюра на дереве с 1870 года по настоящее время - Музей молота» . Музей Молота . Проверено 18 марта 2019 г.
  2. ^ Ландау и Паршалл, 21–22; Углоу, 2006. с. xiii.
  3. ^ Перейти обратно: а б Хинд, Артур М. (1963). Введение в историю ксилографии . Houghton Mifflin Co., 1935 г. (в США), переиздано Dover Publications, 1963. стр. 64–94. ISBN  978-0-486-20952-4 .
  4. ^ Шелаг Вайнкер в Энн Фаррер (редактор), «Пещеры Тысячи Будд», 1990, публикации Британского музея, ISBN   0-7141-1447-2
  5. ^ Сюй, Иммануэль CY (1970). Возвышение современного Китая . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 830. ИСБН  978-0-19-501240-8 .
  6. ^ Айвз, CF (1974). Большая волна: влияние японских гравюр на дереве на французские гравюры . Метрополитен-музей . ISBN  978-0-87099-098-4 .
  7. ^ «Ши чжу чжай шу хуа пу, или Коллекция каллиграфии и живописи студии десяти бамбука» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 11 августа 2015 г.
  8. ^ Л. Сикман и Сопер, «Искусство и архитектура Китая», История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin, LOC 70-125675
  9. ^ Кэри, Фрэнсис; Гриффитс, Энтони (1984). Гравюра в Германии, 1880–1933: эпоха экспрессионизма . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN  978-0-7141-1621-1 .
  10. ^ «Портрет Отто Мюллера (1983,0416.3)» . База данных коллекции Британского музея . Лондон: Британский музей . Проверено 5 июня 2010 г.
  11. ^ Итак, Ландау и Паршалл, 179–192; но Бартрум, 179 и «Впечатления эпохи Возрождения: светотеневые гравюры на дереве из коллекций Георга Базелица и Альбертины», Вена , Королевская академия , Лондон, март – июнь 2014 г., путеводитель по выставке, оба приписывают Кранаху нововведение 1507 года.
  12. ^ Ландау и Паршалл, 150.
  13. ^ «Уго да Карпи по мотивам Пармиджанино: Диоген (17.50.1) | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Metmuseum.org . 3 февраля 2012 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
  14. ^ Ландау и Паршалл, Печать эпохи Возрождения , стр. 179–202; 273–81 & пассим; Йель, 1996 г., ISBN   0-300-06883-2
  15. ^ Сьёберг, Лейф, Торстен Биллман и искусство гравера по дереву , стр. 165–171. Американский скандинавский обзор, Vol. LXI, № 2, июнь 1973 г. Нью-Йорк, 1973 г.
  16. ^ Хунг, Чанг-Тай (1997). «Два образа социализма: гравюры на дереве в коммунистической политике Китая». Сравнительные исследования в обществе и истории . 39 (1): 34–60. JSTOR   179238 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Макдональд, Марк (2016). «Эстамп в Мексике, 1900–1950» . Метрополитен-музей .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Асуэла, Алисия (1993). «Эль Мачете и Фронт а Фронте: искусство, стремящееся к социальной справедливости в Мексике». Художественный журнал . 52 (1): 82–87. дои : 10.2307/777306 . ISSN   0004-3249 . JSTOR   777306 .
  19. ^ Райт, Мелисса В. (2017). «Визуализация страны без будущего: плакаты Айотзинапы, Мексики и борьбы с государственным террором» . Геофорум . 102 : 235–241. дои : 10.1016/j.geoforum.2017.10.009 . S2CID   149103719 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Монтгомери, Харпер (декабрь 2011 г.). « Вход бесплатно»: выставка гравюр на дереве на углу улицы в Мехико». Художественный журнал . 70 (4): 26–39. дои : 10.1080/00043249.2011.10791070 . ISSN   0004-3249 . S2CID   191506425 .
  21. ^ «Мексика: борьба развивающейся страны за образование». Сравните: Журнал сравнительного и международного образования . 5 (2): 8–10. 1 сентября 1975 г. doi : 10.1080/03057927509408824 . ISSN   0305-7925 .
  22. ^ Авила, Тереза ​​(4 мая 2014 г.). «Эль Таллер де Графика Популярная и хроники мексиканской истории и национализма». Третий текст . 28 (3): 311–321. дои : 10.1080/09528822.2014.930578 . ISSN   0952-8822 . S2CID   145728815 .
  23. ^ «ASARO — Ассамблея революционных художников Оахаки | Художественный музей Джордана Шнитцера» . jsma.uoregon.edu . Проверено 24 марта 2019 г.
  24. ^ Грэм Де Ла Роза, Майкл; Гилберт, Сэмюэл (25 марта 2017 г.). «Революционное уличное искусство Оахаки» . Аль Джазира . Проверено 23 марта 2019 г.
  25. ^ Джон Фини (1963). Эскимосский художник Кеножуак . Национальный совет по кинематографии Канады.
  • Бартрум, Джулия ; Немецкие гравюры эпохи Возрождения, 1490–1550 гг .; Британское музейное издательство, 1995, ISBN   0-7141-2604-7
  • Ланкес, Джей-Джей (1932). Руководство по резьбе по дереву . Х. Холт.
  • Дэвид Ландау и Питер Паршалл, The Renaissance Print , Йельский университет, 1996 г., ISBN   0-300-06883-2
  • Аглоу, Дженни (2006). Гравер природы: жизнь Томаса Бьюика . Фабер и Фабер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47a98a590c6049d0e63057c989d68ee0__1717662780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/e0/47a98a590c6049d0e63057c989d68ee0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Woodcut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)