Ганс Бальдунг
Ганс Бальдунг | |
---|---|
Рожденный | Ганс Бальдунг 1484 или 1485 год Вольный имперский город Швебиш-Гмюнд |
Умер | Сентябрь 1545 г. (около 61 года) Вольный имперский город Страсбург |
Национальность | немецкий |
Образование | Альбрехт Дюрер |
Известный | Эстамп , живопись |
Ганс Бальдунг (1484 или 1485 – сентябрь 1545), прозванный Ганс Бальдунг Грин , [а] (раннее прозвище из-за его пристрастия к зеленому цвету), был художником, печатником , гравером, рисовальщиком и художником по витражам , который считался самым одаренным учеником Альбрехта Дюрера и чье искусство принадлежит как к немецкому Возрождению , так и к эпохе немецкого Возрождения. Маньеризм .
На протяжении всей своей жизни он развил особый стиль, полный цвета, экспрессии и воображения. Его таланты были разнообразны, и он создал большое и обширное разнообразие работ, включая портреты, гравюры на дереве, рисунки, гобелены , алтари и витражи, часто опираясь на аллегории и мифологические мотивы.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь, ок. 1484–1500 гг.
[ редактировать ]Ганс родился в Швебиш-Гмюнде (бывший Гмюнд в Германии), небольшом вольном городе Империи, входящем в состав региона Восточный Вюртемберг в бывшей Швабии, Германия, в 1484 или 1485 году. [2] Бальдунг был сыном Иоганна Бальдунга, юриста с университетским образованием, который занимал должность юрисконсульта епископа Страсбурга (Альберта Баварского) с 1492 года, и Маргарет Херлин, дочери Арбогаста Херлина. Его дядя, Иероним Бальдунг, был врачом, у него был сын Пий Иероним, двоюродный брат Ганса, который преподавал право во Фрайбурге и стал канцлером Тироля в 1527 году. [3]
Ганс не был безимуществом, но имел неизвестное занятие. [3] Он был первым мужчиной в своей семье, не посещавшим университет, но был одним из первых немецких художников, вышедших из академической семьи. [4]
Жизнь ученика Дюрера
[ редактировать ]Самое раннее обучение Бальдунга как художника началось около 1500 года в Верхней Рейнской области у художника из Страсбурга. Начиная с 1503 года, во время «Wanderjahre» («годы странствий»), требуемого от художников того времени, Бальдунг стал ассистентом в студии Альбрехта Дюрера в Нюрнберге, где он совершенствовал свое искусство между 1503 и 1507 годами. [5] [6]
Здесь ему, возможно, дали прозвище «Грин». Считается, что это имя произошло прежде всего из-за предпочтения зеленого цвета: похоже, он носил зеленую одежду. Возможно, ему также дали это прозвище, чтобы отличить его по крайней мере от двух других Гансов в магазине Дюрера, Ганса Шойфелина и Ганса Зюсса фон Кульмбаха. Позже он включил имя «Грин» в свою монограмму, и также было высказано предположение, что это имя произошло от слова «grienhals», немецкого слова, обозначающего ведьму, или сознательно перекликалось с ним - одна из его фирменных тем.
Ганс быстро уловил влияние и стиль Дюрера, и они стали друзьями. Бальдунг, похоже, руководил мастерской Дюрера во время его второго пребывания в Венеции. Во время более поздней поездки в Нидерланды в 1521 году в бухгалтерской книге Дюрера записано, что он взял с собой и продал гравюры Бальдунга. Ближе к концу своей жизни в Нюрнберге Грин руководил производством Дюрером витражей, гравюр на дереве и, следовательно, полюбил эти материалы и работу с ними нюрнбергских мастеров. После смерти Дюрера Бальдунгу прислали прядь его волос, что предполагает близкую дружбу.
Страсбург
[ редактировать ]В 1509 году, когда время пребывания Бальдунга в Нюрнберге подошло к концу, он вернулся в Страсбург и стал там гражданином . Он стал знаменитостью города и получил множество важных заказов . В следующем году, в возрасте 26 лет, он женился на Маргарете Херлин. [б] дочь местного купца, [8] от которой у него был один ребенок, Маргарита Бальдунгина. [7] Он также вступил в гильдию «Цур Штельц», [2] открыл мастерскую и начал подписывать свои работы монограммой HGB , которую использовал до конца своей карьеры.
Его стиль стал гораздо более подчеркнуто индивидуальным — тенденция, которую искусствоведы называли « маньеристской ». Он остался во Фрайбурге-им-Брайсгау в 1513–1516 годах, где, среди прочего, построил Главный алтарь Фрайбургского Мюнстера . [9]
Подобно Дюреру и Кранаху , Бальдунг поддерживал протестантскую Реформацию . Он присутствовал на сейме в Аугсбурге в 1518 году, и на одной из его гравюр на дереве изображен Лютер в почти святом облике, под защитой (или вдохновленный) Святого Духа, который парит над ним в форме голубя. [10]
Колдовство и религиозные образы
[ редактировать ]Помимо традиционных религиозных тем, Бальдунга в эти годы интересовали светские темы неминуемости смерти и отношений между полами, а также сцены колдовства и колдовства . Количество религиозных произведений Бальдунга уменьшилось с приходом протестантской Реформации , которая в целом отвергла церковное искусство как расточительное или идолопоклонническое.
В то время как Дюрер иногда включал изображения ведьм в свои работы, Бальдунг был первым немецким художником, который активно использовал ведьм, колдовство и эротические темы в своих работах. Его наиболее характерные работы в этой области небольшие по размеру и в основном выполнены в технике рисунка; К ним относятся серии загадочных, часто эротических аллегорий и мифологических произведений, выполненных пером , тушью и белым цветом на грунтованной бумаге.
Его увлечение колдовством началось рано, в 1510 году, когда он создал важную гравюру на дереве со светотенью , известную как «Шабаш ведьм» , и продолжалось до конца его карьеры. Страсбурга Ведьмы также представляли собой местный интерес: гуманисты изучали колдовство, а епископу было поручено искать и преследовать ведьм.
Работы Бальдунга с изображением ведьм были созданы в первой половине XVI века, до того, как охота на ведьм стала широко распространенным культурным явлением в Европе. Согласно одной точке зрения, работы Бальдунга не отражали широко распространенные культурные верования на момент создания, а отражали в основном индивидуальный выбор. [11]
С другой стороны, Бальдунг, возможно, черпал вдохновение из гуманизма начала 16 века. Бальдунг через свою семью стоял ближе к ведущим интеллектуалам-гуманистам того времени, чем любой из его современников, и принимал участие в этой культуре, создав не только множество работ, изображающих страсбургских гуманистов и сцены из древнего искусства и литературы, но также произведения, отражающие их мировоззрение. по большей части взято из классической поэзии и сатиры, посвященной ведьмам. Возьмем один пример. Считается, что Бальдунг сослался на идею, выраженную в латинской и греческой литературе, о том, что ведьмы могут управлять погодой, в своей картине маслом 1523 года « Погодные ведьмы» , на которой изображены две привлекательные и обнаженные ведьмы перед грозовым небом. [11] Как прокомментировал Герт фон дер Остен: «Бальдунг [относится] к своим ведьмам с юмором, и это отношение отражает доминирующую точку зрения гуманистов в Страсбурге того времени, которые рассматривали колдовство как «люстиг», вопрос, который был скорее забавным, чем серьезным». [11]
Однако также оказалось трудно отличить сатирический тон, который некоторые критики наблюдают в творчестве Бальдунга, от более серьезного очернительного намерения, как и у многих других художников, включая его грубого современника Иеронима Босха . Бальдунг также мог бы воспользоваться растущей литературой по колдовству, а также разработкой юридических и судебно-медицинских стратегий охоты на ведьм. Хотя Бальдунг никогда не работал напрямую с какими-либо лидерами Реформации над распространением религиозных идеалов через свои произведения искусства, хотя он и жил в страстно религиозном Страсбурге, [12] он был сторонником движения, работая над главным алтарем в городе Мюнстер, Германия. [13]
Бальдунг также регулярно включал в свои произведения сцены летающих ведьм - характеристика, которая оспаривалась за столетия до того, как его произведения появились на свет. Те, кто верил в миф о субботнем полете, по своей сути приписывали ведьмам полет; без их способности летать миф распался. Бальдунг изобразил это в таких произведениях, как «Ведьмы, готовящиеся к субботнему бегству» (1514 г.). [14]
Работа
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]В конце концов Бальдунг поселился в Страсбурге, а затем во Фрайбурге-им-Брайсгау, где создал то, что считается его шедевром: [15] одиннадцатипанельный алтарь для Фрайбургского собора , сохранившийся до сих пор, изображающий сцены из жизни Богородицы, в том числе «Благовещение» , «Посещение » , «Рождество» , « Бегство в Египет» , «Распятие» , «Четыре святых» и «Жертвователи ». Эти изображения составляли большую часть работ художника, содержащих несколько известных изображений Богородицы. [16]
Самые ранние изображения, приписываемые ему некоторыми, — это алтарные образы с переплетенной монограммой HB и датой 1496 года в монастырской часовне Лихтенталь близ Баден-Бадена . «Мученичество святого Себастьяна и Богоявление» (ныне Берлин, 1507 г.) было написано для рыночной церкви Галле в Саксонии. [10]
Бальдунг хорошо известен как художник-портретист, известный резкой характеристикой своих сюжетов. Его работы включают исторические картины и портреты, такие как Максимилиан I и Карл V. [15] В более поздний период он встречался с маркграфом Кристофером Баденским, его женой Оттилией и всеми их детьми, а картина с этими портретами до сих пор находится в галерее Карлсруэ .
В то время как Дюрер тщательно детализирует свои модели, стиль Бальдунга отличается тем, что больше внимания уделяет личности изображенного персонажа, абстрактной концепции душевного состояния модели.
Эстамп
[ редактировать ]Его гравюры важнее его картин. Бальдунга Гравюры , хотя и Дюререски, очень индивидуальны по стилю и часто по тематике и практически не демонстрируют прямого итальянского влияния. Работал в основном в гравюре по дереву , хотя сделал шесть гравюр , одна очень тонкая. Он присоединился к моде на светотеневые гравюры на дереве , добавив тональный блок к гравюре на дереве 1510 года. Большинство из сотен его гравюр на дереве были заказаны для книг, как это было обычно в то время; его «однолистных» гравюр на дереве (то есть гравюр, не предназначенных для книжных иллюстраций) меньше 100, хотя ни в одном из двух каталогов нет единого мнения относительно точного числа.
Нетрадиционный как рисовальщик, его обращение с человеческими формами часто преувеличено и эксцентрично (отсюда его связь в историко-художественной литературе с европейским маньеризмом ), в то время как его орнаментальный стиль - обильный, эклектичный и родственный застенчивому «немецкому» стиль современных скульпторов по липе — столь же самобытен. Хотя Бальдунга обычно называют Корреджо севера, его композиции представляют собой любопытную смесь ярких и разнородных цветов, в которой чистый черный контрастирует с бледно-желтым, грязно-серым, нечистым красным и сияющим зеленым. Плоть — это просто глазурь, под которой черты обозначены линиями. [10]
Его работы отличаются индивидуалистическим отходом от ренессансного самообладания его модели Дюрера, дикой и фантастической силой, которую демонстрируют некоторые из них, а также своими замечательными темами. В области живописи его «Ева, Змей и Смерть» ( Национальная галерея Канады хорошо проявляет свои сильные стороны ). Особая сила присутствует в панно «Смерть и Девушка» 1517 года (Базель), в « Погодных ведьмах» (Франкфурт), в монументальных панно « Адам и Ева» (Мадрид) и в его многочисленных мощных портретах. Самым устойчивым достижением Бальдунга является алтарь во Фрайбурге, где Коронация Богородицы и Двенадцать Апостолов , Благовещение , Посещение , Рождество и Бегство в Египет , а также Распятие с портретами жертвователей исполнены с некоторой причудливой силой. который Мартин Шонгауэр завещал швабской школе. [10]
Другие работы
[ редактировать ]Одна из его ранних работ — портрет императора Максимилиана , нарисованный в 1501 году на листе альбома для рисования, который сейчас находится в типографии Карлсруэ .
Его бюст маркграфа Филиппа в Мюнхенской галерее говорит нам, что он был связан с правящей семьей Бадена еще в 1514 году.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Филлис и Аристотель , Париж, Лувр. 1503
- Два крыла алтаря (Карл Великий, Св. Георгий), Аугсбург, Государственная галерея.
- Портрет юноши , Хэмптон-Корт, Королевская коллекция 1509 г.
- Рождение Христа , Базель, Художественный музей Базеля, 1510 г.
- Поклонение волхвов , Дессау, Художественная галерея Анхальта, 1510 г.
- Ведьмы , 1510 год.
- Месса Святого Григория , Кливленд, Кливлендский художественный музей, 1511 год.
- Распятие Христа , Базель, Художественный музей Базеля, 1512 г.
- Распятие Христа , Берлин, Gemäldegalerie, 1512 г.
- Святая Троица , Лондон, Национальная галерея, 1512 г.
- Отдых на пути в Египет , Вена, Картинная галерея Академии художеств, 1513 год.
- Портрет мужчины , Лондон, Национальная галерея, 1514 г.
- Оплакивание Христа , Берлин, Gemäldegalerie, 1516 г.
- Смерть и дева , Базель, Художественный музей Базеля, 1517 г.
- Крещение Христа , Франкфурт-на-Майне, Штедель, 1518 г.
- Забивание камнями святого Стефана , Страсбург, Музей творчества Нотр-Дам, 1522 г. (содержит автопортрет с усами )
- Две ведьмы , Франкфурт-на-Майне, Штедель, 1523 г.
- Венера с Амуром , Оттерло, Рейксмузеум Креллер-Мюллер, 1525 г.
- Пирам и Фисба , Берлин, Gemäldegalerie, около 1530 г.
- Амброзиус Вольмар Келлер , Страсбург, Музей творчества Нотр-Дам, 1538 г.
- Христос как садовник , Дармштадт, Государственный музей Гессена, 1539 г.
- Адам и Ева , Флоренция, Галерея Уффици - Уффици
- Невероятная пара , Ливерпуль, Художественная галерея Уокера, 1527 год.
- Три возраста человека и смерти , Музей Прадо, Мадрид.
- Портрет дамы , Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, 1530 г.
- Меркурий как планета-бог , Стокгольм, Национальный музей , 1530–1540 гг.
- Гармония, или Три грации Die Jugend (Die drei Grazien) Юность (три грации) Музей Прадо между 1541 и 1544 годами.
- Семь возрастов женщины , Музей изящных искусств , Лейпциг , 1544 год.
- Богородица как Царица Небесная с Младенцем Христом на руках , дата неизвестна.
- Иоанн Патмосский , 1510 г.
- Месса Святого Григория , 1511 г.
- Гравюра на дереве Филлис и Аристотель , 1515 г.
- Отдых на пути в Египет , ок. 1515
- Матер Долороза , ок. 1516
- Оплакивание Христа , 1516 год.
- Усекновение главы святой Доротеи , 1516 год.
- Рождество , 1516 г.
- Смерть и девушка , 1517 год.
- Лукреция , 1520. Рисунок телесными красками.
- Две ведьмы , 1523 год.
- Адам , гр. 1525-1526 гг.
- Ева , гр. 1525-1526 гг.
- Венера с Амуром , 1525 год.
- Меркурий, 1530–1540 гг.
- Гармония , 1541 г.
- Мадонна в виноградной беседке , 1541–1543 гг.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ в биографических словарях девятнадцатого века пишутся по-разному Ганс Бальдунг или Ханс Бальдунг Грин , написание его имени, теперь подтвержденное подписью художника, теперь соблюдается основными биографами художника. [1]
- ↑ В рукописи, известной как «Collectanea Genealogica», она цитируется как «Маргред Хэрлерин». [7]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бэйнс и Смит 1880 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Брэди 1975 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Брэди 1975 , с. 304.
- ^ Брэди 1975 , стр. 303–304.
- ^ Келлехер и Ботт 1986 , стр. 363.
- ^ Тери 1894 , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б фон Петтенегг 1877 , с. 2.
- ^ Брэди 1975 , с. 305.
- ^ Хаген 2001 , стр. 18–27.
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 , с. 640.
- ^ Jump up to: а б с Салливан 2000 , стр. 333–401.
- ^ Роулендс 1981 , с. 263.
- ^ Ненонен и Тойво 2013 , стр. 56.
- ^ Халтс 1987 , стр. 249–276.
- ^ Jump up to: а б Томас 1870 , с. 251.
- ^ Клиф 1907 .
- Бэйнс, Т.С.; Смит, WR, ред. (1880). Британская энциклопедия . Том. 11 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 224. .
- Клиф, Огастес Ван (1907). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Брэди, Томас А. (1975). «Социальное место немецкого художника эпохи Возрождения: Ганс Бальдунг Грин (1484/85-1545) в Страсбурге». Центральноевропейская история . 8 (4): 295–315. дои : 10.1017/S0008938900017994 . ISSN 0008-9389 . JSTOR 4545752 . S2CID 145063604 .
- Халтс, Линда К. (1987). «Бальдунг и ведьмы Фрайбурга: свидетельства изображений» . Журнал междисциплинарной истории . 18 (2): 249–276. дои : 10.2307/204283 . ISSN 0022-1953 . JSTOR 204283 .
- Роулендс, Джон (1981). «Вашингтон и Йель. Ганс Бальдунг Грин» . Журнал Берлингтон . 123 (937): 263. ISSN 0007-6287 . JSTOR 880364 .
- Салливан, Маргарет А. (2000). «Ведьмы Дюрера и Ганса Бальдунга Грина» . Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 53 (2): 333–401. дои : 10.2307/2901872 . ISSN 0034-4338 . JSTOR 2901872 . S2CID 191545286 .
- Терей, Габор (1894). «Список картин Ганса Бальдунга под названием Грин, составленный» . 1-й . Страсбург: JHE Heitz.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Петтенегг, Эдуард Гастон Петтик (1877). «Новогодняя книга - Геральдико-генеалогического общества «Орел» » [Новогодняя книга Геральдико-генеалогического общества «Орел»] (на немецком языке). 4-й . Грац: Геральдико-генеалогическое общество «Адлер».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Атрибуция:
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Грюн ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 639–640. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Библиография
[ редактировать ]- Бартрум, Джулия (1995). Немецкие гравюры эпохи Возрождения, 1490–1550 гг . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2604-3 .
- Кернер, Джозеф (1993). Момент автопортрета в искусстве немецкого Возрождения . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-44999-9 .
- Бах, Сибилла Вебер (2006). Ганс Бальдунг Грин (1484/85-1545). Образы Марии в эпоху Реформации [ Ганс Бальдунг Грин (1484/85-1545). Образы Марии в эпоху Реформации . Исследования христианского искусства (на немецком языке). Том 6. Регенсбург: Шнелл и Штайнер.
- Хаген, Райнер (2001). ( Живопись 16 века на французском языке). Кёльн: Ташен . ISBN 3-8228-5559-6 .
- Келлехер, Брэдфорд Д.; Ботт, Герхард (1986). О'Нил, Джон П.; Эллен, Шульц (ред.). Искусство готики и Возрождения в Нюрнберге, 1300-1550 гг . Перевод Стокмана, Рассела М. Мюнхен: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-466-1 .
- Мейер, Юлиус (1878). Общий словарь художника [ Общий словарь художника ] (на немецком языке). Том 2-й. Том Лейпциг: Вильгельм Энгельманн .
- Наглер, Георг Каспар (1863). Монограммисты, известные и неизвестные художники всех школ . ] (на немецком языке). Том 3-й. Том Мюнхен: Георг Франц.
- Ненонен, Марко; Тойво, Раиса Мария (2013). Написание историй об охоте на ведьм: вызов парадигме . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-25791-7 .
- Томас, Джозеф (1870). Универсальный произносящий словарь биографии и мифологии . Том. 1-й том. Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт и компания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гравюры и люди: социальная история печатных изображений , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Гансе Бальдунге (см. Указатель)
- Статья: «Священное и мирское: христианские образы и колдовство в гравюрах», Ганс Бальдунг Грин, Стэн Парчин. Архивировано 28 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- «Ганс Бальдунг Грин» [ постоянная мертвая ссылка ] , Национальная художественная галерея
- Ганс Бальдунг во «Всемирной истории искусства»
- Некоторые ведьмы и эротические гравюры Бальдунга