Мартин Шонгауэр

Мартин Шонгауэр (ок. 1450–1453, Кольмар - 2 февраля 1491, Брайзах ), также известный как Мартин Шен («Мартин красивый») или Хюбш Мартин («красивый Мартин»), своими современниками [2] [3] был эльзасским гравером и художником. Он был самым важным гравером к северу от Альп до Альбрехта Дюрера , молодого художника, который собирал его работы. Шонгауэр - первый немецкий художник, ставший выдающимся гравером, хотя, похоже, у него было семейное прошлое и образование в области ювелирного дела , что было обычным для первых граверов. [4]
Основную часть сохранившейся продукции Шонгауэра составляют 116 гравюр. [5] все с его монограммой , но ни одна не датирована, [6] которые были хорошо известны не только в Германии, но и в Италии и даже пробились в Англию и Испанию. [7] Вазари говорит, что Микеланджело скопировал одну из его гравюр «Суд над святым Антонием» . В его стиле нет следов итальянского влияния, но есть очень четкая и организованная готика , основанная как на немецкой, так и на ранней нидерландской живописи .
Недавние исследования, основанные на работах Макса Лерса , приписывают ему 116 гравюр, многие из которых также были скопированы другими художниками (включая его монограмму), что было обычным явлением в тот период. Его плодовитый современник Исраэль ван Мекенем сделал закрытые копии 58 гравюр, ровно половину работ Шонгауэра, и взял мотивы или фигуры из большего количества, а также, по-видимому, гравировал некоторые рисунки, которые сейчас утеряны. [8]
Есть несколько прекрасных рисунков, в том числе датированных и подписанных его монограммой, а также несколько сохранившихся картин маслом и фресками.
Биография
[ редактировать ]
Шонгауэр родился около 1450–1453 годов в Кольмаре , [9] Эльзас , третий из четырех или пяти сыновей Каспара Шонгауэра, [10] ювелир и аристократ из Аугсбурга , переехавший в Кольмар около 1440 года; ювелиров Каспар стал мастером гильдии в 1445 году, что, вероятно, потребовало пятилетнего проживания. [11] Предположительно, он научил своего сына искусству гравировки — особенному и сложному навыку, который ювелиры издавна использовали при изготовлении металлических сосудов. [12] Двое его братьев работали ювелирами в Кольмаре, а еще один стал художником. [13] Кольмар сейчас находится во Франции, но тогда он был частью Священной Римской империи и говорил по-немецки.
Что наиболее необычно для художника готики или эпохи Возрождения, его отправили в университет, предположительно с намерением превратить его в священника или юриста, и он поступил в Лейпцигский университет в 1465 году. [14] но, кажется, ушел через год. В то время студенты университетов часто начинали учиться в возрасте двенадцати или тринадцати лет. [15] Традиционно считалось, что он обучался граверу у Мастера ES , но ученые теперь сомневаются в этом, отчасти потому, что гравюрам Шонгауэра потребовалось некоторое время для развития технических достижений, которым мог бы научить ученик Мастера ES. [16]
Считается, что он учился живописи у главного местного мастера Кольмара Каспара Изенмана (ум. 1472), соседа его родителей, на которого большое влияние оказала ранняя нидерландская живопись Рогира ван дер Вейдена и других, и, возможно, учился в Нидерланды, и немногие сохранившиеся картины Шонгауэра отражают это. Вероятно, это было около 1466 и 1469 годов; [17] он был записан как еще в Кольмаре в 1469 году. [18] Его старший брат Людвиг Шонгауэр, вероятно, предшествовал ему в мастерской.
Его более ранние гравюры также демонстрируют явное влияние нескольких ранних нидерландских художников, что позволяет предположить, что он следовал традиционному образцу странствий, путешествующих в конце своего обучения. Один рисунок, датированный 1469 годом, представляет собой копию фигуры Христа из Рогира ван дер Вейдена » «Алтаря Бона , предположительно сделанную перед картиной. [19] Различные детали костюма и экзотические растения в « Отдыхе на пути в Египет » наводят некоторых ученых на мысль, что он также посетил Испанию и, возможно, Португалию. [20]
Он вернулся в Кольмар и основал мастерскую к 1471 году, когда были выплачены деньги за алтарь для доминиканской церкви, который сейчас находится в музее и считается мастерской. [21] Его Мадонна с Розовой беседкой , долгое время выставленная в церкви в Кольмаре, для которой она была создана, но в 1973 году перенесена в доминиканскую церковь неподалеку. [22] датируется 1473 годом (его единственная датированная картина). Ее стиль соответствует самой ранней из его гравюр, которые расположены в широко согласованной последовательности, основанной на их технике и стиле, оба из которых демонстрируют значительное развитие. [23] В некоторых случаях terminus ante quem представляют собой копии на различных носителях, которые можно датировать. [24]

Экономика гравюры пятнадцатого века неясна, и хотя его гравюры широко распространили его известность по всей Европе, он, возможно, больше полагался на доходы от своего «главного призвания» - живописи. [25]
Он умер в Брайзахе в 1491 году, возможно, не дожив до сорока лет. С 1488 года он занимался написанием большого « Страшного суда» в соборе. [26] и был записан там как гражданин в июне 1489 года. [27] Это была самая большая фреска к северу от Альп, и на момент его смерти она осталась незавершенной. [28]
В следующем году Дюрер во время своего странствия отправился в Кольмар, чтобы встретиться с ним, но обнаружил, что тот умер. Дюрер был поклонником, коллекционировавшим его рисунки и, несомненно, гравюры. Его собственная гравюра «Бегство в Египет » из серии «Жизнь Девы » включает в себя те же два экзотических дерева, что и у Шонгауэра, в знак уважения . [29] В Германии Дюрер, чьи гравюры стали известны в течение следующего десятилетия, считался следующим лидером традиции, в которой Шонгауэр доминировал в течение двадцати лет. [30]
Среди его учеников был Ганс Бургкмайр Старший, аугсбургский художник и дизайнер гравюр на дереве (но не гравюр), который работал с ним с 1488 по 1490 год. [31] Нарисованный портрет Шонгауэра с его гербом вверху слева необычен для художника пятнадцатого века, но панель, находящаяся сейчас в Мюнхене, похоже, была сделана намного позже его смерти и, возможно, является копией рисунка или картины, сделанной дата на картине - 1483 год. Ее приписывают Гансу Бургкмаиру Старшему, а утерянный оригинал, возможно, принадлежал его отцу, Томану Бургкмайру , который весьма правдоподобно встретил Шонгауэра в Аугсбурге, где Шонгауэр зарегистрирован как минимум как посетитель. [32]
Другой ученик Шонгауэра, художник Урбен Хутер , долгое время считался основным автором Алтаря Буля — произведения, очень близкого по замыслу и исполнению как к собственным гравюрам Шонгауэра, так и к продукции живописной мастерской Шонгауэра. Предполагается, что некоторые граверы, чьи гравюры часто являются копиями гравюр Шонгауэра и чьи оригинальные композиции близки его стилю, были его учениками. К ним относятся Master ie, приписываемый 55 гравюрами Лерса, 31 копия его мастера, Master BM, и Master AG, приписываемый 34 гравюрам, 13 копиям его мастера. [33]
Гравюры
[ редактировать ]Общепризнано, что сто шестнадцать гравюр сделаны его рукой. Многие из пластин его учеников, а также его собственные, подписаны M †S, как и многие копии, вероятно, сделанные художниками, не имеющими к нему никакого отношения. Считается, что он начал подписывать гравюры в начале 1470-х годов. [34] Редчайшее сохранилось в трех оттисках, [35] и в отличие от большинства других гравюр того века, вероятно, сохранились образцы всех сделанных им гравюр. [36]
Подавляющее большинство его сюжетов религиозны, но есть несколько комических сцен из обычной жизни, таких как ранняя крестьянская семья, идущая на рынок или драка двух учеников , которые могут отражать его прошлое, проведенное в доме ювелира. [37] Отпечаток слона — это уникальное произведение в популярном «вундеркиндском» жанре; оказывается, что слона действительно путешествовали по Германии в 1483 году, прежде чем он утонул в канале недалеко от Мейдена . [38]

Он также создал девять первых орнаментальных отпечатков , первоначально предназначавшихся для использования мастерами различных видов искусства, в том числе резчиками по дереву и ювелирами, в качестве образцов для сложных и изысканных дизайнов. [39] Имеются также два отпечатка металлических предметов: курильницы и посоха . [40]
По семейному происхождению и во время учебы в университете он, несомненно, был знаком с зарождающейся торговой буржуазией и профессиями, которые обеспечивали основной рынок высококачественных гравюр. [41] но сюжеты из классической мифологии, столь популярные в немецких гравюрах следующего столетия и уже присутствующие в итальянских, в его творчестве вообще не появляются.
Общепризнанная последовательность его гравюр демонстрирует возрастающее усложнение техники, но наиболее насыщенные и подробные, но высокоорганизованные композиции располагаются довольно рано, при этом «позднеготическая сложность» уступает место более простым композициям с большим количеством пустого пространства и « почти классическая упорядоченность и благопристойность». [42] Но некоторые из самых загруженных ранних отпечатков были его самыми популярными и влиятельными, о чем свидетельствует количество их экземпляров. К ним относятся «Искушение святого Антония» , «Отдых на пути в Египет» , «Смерть Богородицы» и «Христос, несущий крест» . [43]
Существует ряд серий гравюр, показывающих это развитие, из двенадцати «многолюдных и бурных» сцен из серии «Страсти » , датируемых примерно 1480 годом. [44] через Двенадцать Апостолов , [45] и круглые гербы с дикими людьми , [46] к символам позднего кругового евангелиста и Мудрым и Неразумным Девам , возможно, около 1490 года. [47] К тому времени, когда его пара показывает Благовещение , где каждая фигура занимает отдельный лист, который часто считается его последними отпечатками, фон представлен только простой линией фона. [48]
Он вышел за пределы Мастера ES в системе изображения объёма с помощью перекрестной штриховки (линии в двух направлениях), которая была в дальнейшем развита Дюрером , и был первым гравером, который выгибал параллельные линии, вероятно, вращая пластину против устойчивого резца . [49] Он также разработал технику резания, позволяющую получать более глубокие линии на пластине, а это означало, что можно было снять больше оттисков до того, как пластина изнашивается. [50]
По словам Артура Майгера Хинд , Шонгауэр был одним из первых немецких граверов, который «поднялся над готическими ограничениями как в обстановке, так и в шрифте» и что он «воплощает в жизнь идею красоты, которая в своем приближении к более абсолютным идеалам обращается к гораздо более всеобщее признание», чем более ранние граверы, такие как Мастер ES. [51]
Создав Master ES, он стал первым северным гравером, чьи гравюры не только широко копировались другими граверами, но и чьи рисунки были использованы художниками, скульпторами и художниками во всех средствах массовой информации. [52] Демоны в его «Искушении святого Антония» создали гибриды рыб, птиц и насекомых, за которыми следовали Иероним Босх и другие художники на протяжении следующего столетия. [53]
В крупных типографиях имеются хорошие коллекции гравюр Шонгауэра, большинство из которых относительно обычны для гравюр пятнадцатого века. [54] хотя впечатления сильно различаются по качеству. Различные обнаруженные водяные знаки позволяют предположить, что оттиски печатались в течение значительных периодов времени, причем большинство из них было сделано, когда медные пластины начали проявлять признаки износа. «Отдых на пути в Египет» сохранился примерно в шестидесяти отпечатках, хотя только семь из них «высшего качества». [55] Для большого «Христа, несущего крест» , самой крупной из когда-либо созданных гравюр, эквивалентные цифры составляют около семидесяти и пятнадцати. [56]
- Гравюры
- Крестьянская семья собирается на рынок
- [Отдых на] Бегстве в Египет
- Смерть Богородицы
- Христос, несущий крест , 28,8 х 43,3 см.
- Святой Иоанн на Патмосе
- Святой Мартин
- Ecce Homo , гравюра из «Страсти» . серии
- Распятие из серии «Страсти».
- Святой Михаил
- Мадонна с Младенцем во дворе
- Дикая женщина держит щит с головой льва
- Бык Святого Луки
- Третья Мудрая Дева
- Вторая Мудрая Дева
- Первая глупая девственница
- Пятая глупая девственница
- Архангел Благовещения
- Курильница
- Орнамент с совой, над которой издеваются дневные птицы
Картины
[ редактировать ]Сохранилось лишь несколько его картин, самой известной из которых является « Мадонна в розовом саду», написанная для церкви Святого Мартина в Кольмаре и сегодня выставленная в доминиканской церкви неподалеку. [57] Это немецкая тема, связанная, в частности, с Кельном и Стефаном Лохнером , но Шонгауэр трактует ее во многом в нидерландском стиле. Он был обрезан сверху и по бокам, чтобы соответствовать сложной поздней вырезанной раме. [58]
Кольмаре . Самая большая коллекция находится в Музее Унтерлиндена в Две двусторонние ставни (вероятно, окружающие скульптурную центральную часть) из «Алтаря Орлье», датированного ок. 1470–1475 гг.: Благовещение на внешних сторонах и Рождество и Святой Антоний с портретом дарителя внутри. Они считаются в основном работой мастера, [59] в то время как двадцать четыре панели дверей алтаря доминиканской церкви считаются главным образом написанными мастерской, несомненно, по его эскизам. [60] Берлине . Ему приписывают Рождество в
Маленькое Святое семейство в Музее истории искусств в Вене по стилю близко к его гравюрам и ненамного больше некоторых. Многие бытовые детали, такие как виноград в корзине, пшеница , которую несет Иосиф, фляга с водой в нише в стене, можно рассматривать как намеки на теологию сюжета в традициях нидерландской живописи. [61]
Этюд акварелью и гуашью листьев и цветов пиона (ныне Музей Гетти ) появился в 1988 году; это относится к цветам в « Мадонне в розовом саду» . [62]
Фрески Брайзаха сохранились на западной и южной стенах собора, хотя и «в разрушенном состоянии». [63]
- Картины и рисунки
- Мадонна, Ангел с Младенцем , 17,5 х 11,5 см, 1470–1475 гг.
- Поклонение пастухов , Берлин
- Мария, деталь, алтарь Орлье
- Алтарь Орлье
- Портрет молодой женщины , ок. 1478
- Рисунок бюста монаха, помогающего при причастии
- Бюст мужчины в шляпе, смотрящего вверх , рисунок
- Рисунок старика в меховом воротнике и шапке, 1475 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эта картина, находящаяся в Мюнхене, по-видимому, является копией XVI века, возможно, написанной Гансом Бургкмайром, с утерянной оригинальной картины или рисунка, предположительно 1483 года (дата на картине), возможно, работы Томана Бургкмайра. См. Хатчисон, 6, примечание 2; Шестак, 87
- ^ «Красавчик Мартин... Мартин Шонгауэр» . кто-л.музей . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Мартин Шонгауэр, немецкий гравер» . britannica.com . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Шестак, биография
- ↑ Подсчет Макса Лера , за которым следуют Шестак и Хатчисон, хотя в отношении одного сейчас есть сомнения - см. Бартрум, 20.
- ^ Шестак, биография, № 34.
- ^ Дукай для Испании
- ^ Шестак, 119–205, 183–194.
- ^ Хатчисон, 6; Шестак, биография. Когда-то считалось, что это около 1440 года или даже раньше, но в недавних исследованиях дата его рождения была перенесена на более позднюю дату, основанную на работе в обратном направлении от нескольких известных дат. У Бартрума, 20 лет, "ок. 1450".
- ^ Четыре на Хатчисон, 6 - в ее примечании 3 объясняется, что пятый сын, Каспар, упоминается только в одном источнике следующего века; пять на Бартрума, 20
- ^ Хатчисон, 6
- ^ Снайдер, 280
- ^ Снайдер, 230
- ^ Шестак, биография; Хатчисон, 6
- ^ Шестак, биография; Хатчисон, 6
- ^ Шестак, биография
- ^ Шестак, биография
- ^ Хатчисон, 6
- ^ Шестак, биография; Бартрум, 20 лет. На самом деле дату добавил десятилетия спустя Альбрехт Дюрер , когда ему принадлежал рисунок; Снайдер, 280–281.
- ^ Шестак, биография; Хатчисон, 6 и примечание 6. Деревья представляют собой финиковую пальму и драцену драконовую или драцену Канарских островов, которая в то время была очень редким новичком, встречавшимся в нескольких садах Иберии. Говорят, что один из демонов, напавших на Святого Антония, основан на иберийской ящерице .
- ^ Бартрум, 20 лет.
- ^ «Турбулентный график времени» . Доминиканцы Кольмара. Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Шестак, биография, № 34, 35, 36, 37; Хатчисон, 6
- ^ Например, Шестак, №№ 68–73, скопированный с купели собора Святого Стефана в Вене , датируемый 1481 годом.
- ^ Шестак, биография
- ^ Шестак, биография
- ^ Бартрум, 20 лет.
- ^ Хатчисон, 6
- ^ Бартрум, 35 лет; Снайдер, 282 года
- ^ Бартрум, 21; Хатчисон, 6
- ^ Бартрум, 130
- ^ См. Хатчисон, 6, примечание 2; Шестак, 87
- ^ Шестак, № 116-122.
- ^ Шестак, биография
- ^ Хаятт Мейджор, 130
- ^ Шестак, биография
- ^ Shestack, #79; Snyder, 284
- ^ Snyder, 285; Shestack, 87; Bartrum, 8 on prodigy prints
- ^ Shestack, biography, # 106–109; Snyder, 285
- ^ Шестак, № 110, 111.
- ^ Бартрум, 8
- ^ Шестак, биография (цитируется); Снайдер, 285 лет
- ^ Хатчисон, 6–7; Шестак, № 37, 40, 41; Бартрум, 21 год; Снайдер, 282–284.
- ^ Shestack, #s 51–82
- ^ Shestack, #s 68–73
- ^ Shestack, #s 90–97
- ^ соответственно, Шестак, № 98–100 и № 101–104.
- ^ Снайдер, 285–286.
- ^ Хаятт Мейджор, 130
- ^ Бартрум, 21 год.
- ^ Хинд, Артур М. (30 октября 2011 г.). История гравюры и офорта с XV века до 1914 года . Дуврские публикации. стр. 28–29. ISBN 9780486209548 . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ Шестак, Введение; Хатчинсон, 6
- ^ Хаятт Мейджор, 133; Снайдер, 282 года
- ^ Шестак, биография; Бартрум, 20 лет
- ^ Хатчисон, 6
- ^ Хатчисон, 7
- ^ Бартрум, 20 лет.
- ^ Снайдер, 231
- ^ «Алтарь Орлье» в Музее Унтерлиндена.
- ^ «Алтарь доминиканцев» в Музее Унтерлиндена.
- ^ Снайдер, 231–232.
- ^ Бартрум, 20 лет; изображение ; Страница Гетти
- ^ Шестак, биография
Ссылки
[ редактировать ]- Бартрум, Джулия , Немецкие гравюры эпохи Возрождения, 1490–1550 ; Британское музейное издательство, 1995, ISBN 0-7141-2604-7
- А. Мэр Хаятта, Гравюры и люди: Социальная история печатных изображений , Метрополитен-музей / Принстон, 1971, ISBN 0-691-00326-2 , полностью доступен в Интернете.
- Хатчисон, Джейн Кэмпбелл, в К.Л. Спангеберге (редактор), Шесть веков мастер-принтов , Художественный музей Цинциннати, 1993, №№ 6–8, ISBN 0931537150
- Алан Шестак, Гравюры Северной Европы пятнадцатого века , 1967, Национальная художественная галерея (Каталог), LOC 67-29080 (нумерация страниц отсутствует; за биографией следуют пронумерованные записи, 34–115)
- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964
- Мария дель Кармен Лакарра Дукей. «Влияние Мартина Шонгауэра на первобытных арагонцев», Бюллетень музея и института «Камон Аснар» , том. XVIII (1984), стр. 15–39.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- www.kulturpool.at , полный(?) набор изображений гравюр из австрийских коллекций, в основном Альбертины в Вене.
- Каталоги выставок Мартина Шонгауэра