Jump to content

Дикий человек

(Перенаправлено с «Дикие люди» )
Дикие люди поддерживают гербы на боковых панелях портрета Альбрехта Дюрера , 1499 год (Старая пинакотека, Мюнхен).

Дикий человек , лесной человек , или лесной/водохоз — мифическая фигура и мотив, который появляется в искусстве и литературе средневековой Европы , сравнимый с типом сатира или фавна в классической мифологии и с Сильваном , римским богом лесные массивы .

Определяющей характеристикой фигуры является ее «дикость»; с XII века его постоянно изображали покрытым волосами. Изображения диких людей появляются на резных и раскрашенных выступах крыши там, где пересекающиеся своды- огии встречаются в Кентерберийском соборе , в местах, где также можно встретить Зеленого Человека -растения . Образ дикого человека сохранился и стал основой геральдических гербов , особенно в Германии, вплоть до 16 века. Граверы эпохи Возрождения в Германии и Италии особенно любили диких мужчин, диких женщин и дикие семьи, в том числе примеры Мартина Шонгауэра (умер в 1491 году) и Альбрехта Дюрера (1471–1528).

Терминология

[ редактировать ]
Гобелен конца XV ​​века из Базеля , изображающий лесного зверя, укрощенного добродетельной женщиной.

Обычным среднеанглийским термином, который также используется и по сей день, было woodwose или wodewose (также пишется woodehouse , wudwa и т. д., что, возможно, понимается как единственное или множественное число). [ 1 ] [ 2 ] Вода [ 3 ] встречается в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» (ок. 1390 г.). [ 4 ] Среднеанглийское слово впервые встречается в 1340-х годах в ссылках на дикого человека, популярного в то время в декоративном искусстве, как, например, в латинском описании гобелена Великого гардероба Эдварда III . [ 5 ] но как фамилия она встречается еще в 1251 году некоего Роберта де Вудевузе . В отношении реального легендарного или мифологического существа этот термин встречается в 1380-х годах в Библии Уиклифа , переводя שעיר ( LXX δαιμόνια , латинское pilosi означает «волосатый») в Исаии 13:21. [ 6 ] События в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» датируются вскоре после появления Библии Уиклифа, ок. 1390. [ 7 ]

форма Древнеанглийская слова woodwose не подтверждена, но это могло быть либо * wudu-wāsa , либо * wude-wāsa . Первый элемент обычно объясняется как от вуду «дерево, лес». [ 2 ] Второй элемент менее ясен. Оно было идентифицировано как гипотетическое существительное *wāsa «существо», от глагола wesan , wosan «быть, быть живым». [ 8 ] Альтернативно это может означать одинокого или брошенного человека, родственного немецкому Waise и голландскому wees , которые оба означают «сирота».

«Бой в лесу» , рисунок Ганса Бургкмайра , возможно, сцены из средневерхненемецкой поэмы «Зигенот» , о Дитрихе фон Берне.

В древневерхненемецком языке были термины schrat , scrato или scrazo , которые появляются в глоссах латинских произведений как переводы fauni , silvestres или pilosi , идентифицируя этих существ как волосатых лесных существ. [ 2 ] Некоторые местные имена наводят на ассоциации с персонажами древней мифологии. В Ломбардии и италоязычных частях Альп распространены термины salvan и salvang , которые происходят от латинского Silvanus , имени римского бога-покровителя садов и сельской местности. [ 2 ] Точно так же фольклор Тироля и немецкоязычной Швейцарии в 20-м веке включал в себя дикую женщину, известную как Фанге или Фанке , которая происходит от латинской фауны , женской формы фавна . [ 2 ] Средневековые немецкие источники называют дикую женщину именами ламией и гольцмойей (или некоторыми их вариациями); [ 9 ] первое явно относится к греческому демону дикой природы Ламии, тогда как второе происходит в конечном итоге от Майи , греко-римской богини земли и плодородия , которую в других местах отождествляют с фауной и которая оказала большое влияние на средневековые предания о диких людях. [ 2 ] В славянском есть леший «лесной человек».

Различные языки и традиции включают имена, предполагающие родство с Оркусом , римским и курсивным богом смерти. [ 2 ] В течение многих лет люди в Тироле называли дикого человека Орке , Лорке или Ноэрглейном , тогда как в некоторых частях Италии его называли орко или хуорко . [ 10 ] Французский людоед имеет то же происхождение, [ 10 ] как и современные литературные орки . [ 11 ] Важно отметить, что Оркус связан с Майей в танце, который празднуется достаточно поздно, чтобы быть осужденным в испанском покаянии 9-го или 10-го века . [ 12 ]

Этот термин обычно заменялся в литературе раннего современного английского периода классическими эквивалентами или «дикий человек», но он сохранился в форме фамилии Вудхаус или Вудхаус (см. Семья Вудхаус ). «Дикий человек» и его родственники — это общий термин для обозначения этого существа в большинстве современных языков; [ 2 ] по-немецки он появляется как wilder Mann , по-французски как homme sauvage и по-итальянски как uomo selvatico «лесной человек». [ 13 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Понт и его свита, переодетые дикарями, на свадьбе Женелет и Сидонии. Иллюстрация рукописи немецкого варианта «Понта и Сидонии» (CPG 142, л. 122р, ок. 1475 г.).

Фигуры, похожие на европейского дикого человека, встречаются во всем мире с очень давних времен. Самый ранний зарегистрированный пример этого типа — персонаж Энкиду из древнего месопотамского эпоса о Гильгамеше . [ 14 ]

Описание Навуходоносора II в Книге Даниила (2 век до н.э.), возможно, сильно повлияло на средневековые европейские представления. [ 15 ] В книге Даниила 4 изображен Бог, смиряющий вавилонского царя за его хвастовство; обезумевший и изгнанный из человеческого общества, он выращивает волосы на своем теле и живет как зверь. Этот образ был популярен в средневековых изображениях Навуходоносора. В позднесредневековых легендах о святом Иоанне Златоусте святого (умер в 407 г.) аскетизм сделал его настолько изолированным и диким, что поймавшие его охотники не могли определить, человек он или животное. [ 16 ]

Средневековая концепция дикого человека также опиралась на знания о подобных существах из классического мира, таких как римский фавн , Сильван и, возможно, даже Геракл . Некоторые народные традиции о диком человеке соответствуют древним обычаям и верованиям. Примечательно, что крестьяне Граубюндена пытались поймать дикаря, напоив его и связав в надежде, что он отдаст им свою мудрость в обмен на свободу. [ 17 ] Это предполагает связь с древней традицией, записанной еще Ксенофонтом (ум. 354 г. до н. э.) и появляющейся в произведениях Овидия , Павсания и Клавдия Элиана , – в которой пастухи поймали лесное существо, названное здесь Силеном или Фавном , в таким же образом и с той же целью. [ 17 ]

Помимо мифологического влияния, средневековые предания о диких людях также опирались на научные сочинения древних историков, хотя, вероятно, и в меньшей степени. [ 18 ] Эти древние дикие люди обнажены и иногда покрыты волосами, хотя, что важно, тексты обычно локализуют их в какой-то далекой стране. [ 18 ] отличая их от средневекового дикого человека, который, как считалось, существовал на границе цивилизации. Первый историк, описавший такие существа, Геродот ( ок. 484 г. до н. э. – ок. 425 г. до н. э. ) помещает их в западной Ливии рядом с обезглавленными людьми с глазами на груди и существами с собачьими мордами . [ 19 ] После появления бывшего персидского придворного врача Ктесия книги «Индика » (относительно Индии ), в которой зафиксированы персидские верования об Индийском субконтиненте , и завоеваний Александра Великого , Индия стала основным домом фантастических существ в западном воображении, и там часто описывались дикие люди. [ 19 ] Мегасфен , Селевка I Никатора посол в Чандрагупте Маурье , писал о двух типах людей, которых можно найти в Индии, которых он прямо описывает как диких: во-первых, о существе, принесенном в суд, пальцы ног которого были обращены назад; во-вторых, племя лесных людей, не имевших ртов и питавшихся запахами. [ 20 ] И Квинт Курций Руф , и Арриан ссылаются на то, что сам Александр встретился с племенем дикарей, питающихся рыбой, во время своей индийской кампании. [ 21 ]

Искаженные сведения об обезьянах , возможно, способствовали формированию как древних, так и средневековых представлений о диком человеке. В своей «Естественной истории» Плиний Старший описывает расу сильвестров, диких существ в Индии, у которых были гуманоидные тела, но шерсть, клыки и отсутствие способности говорить – описание, которое подходит гиббонам, обитающим в этой местности. [ 20 ] Древний карфагенский исследователь Ханно Мореплаватель (ок. 500 г. до н.э.) сообщил о встрече с племенем диких мужчин и волосатых женщин на территории, которая могла быть Сьерра-Леоне ; их переводчики называли их «гориллами», и эта история намного позже привела к названию вида горилл и действительно могла относиться к человекообразным обезьянам . [ 20 ] [ 22 ] Точно так же греческий историк Агатархид описывает то, что, возможно, было шимпанзе, как племена проворных, беспорядочных «пожирателей семян» и «пожирателей древесины», живущих в Эфиопии . [ 23 ]

Одним из исторических прецедентов, которые могли вдохновить на создание образа дикого человека, могли быть Грейзеры ; группа монахов в восточном христианстве , которые жили одни, не ели мяса и часто совершенно обнаженными. [ 24 ] обществе их считали святыми В византийском , а агиографические описания их жизни были распространены во всем христианстве, возможно, оказав влияние на более поздних авторов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Средневековые представления

[ редактировать ]
Рыцарь спасает женщину от дикаря, сундук из слоновой кости, 14 век.

Некоторые из самых ранних свидетельств традиции диких людей можно найти в вышеупомянутом испанском покаянии 9-го или 10-го века. [ 12 ] В этой книге описывается танец, участники которого облачались в образы фигур Оркуса, Майи и Пелы, и предписывается небольшое покаяние для тех, кто участвует, что, по-видимому, было возрождением старого языческого обычая. [ 12 ] Личность Пелы неизвестна, но богиня земли Майя появляется как дикая женщина ( Holz-maia в более поздних немецких глоссариях), а имена, связанные с Оркусом, ассоциировались с диким человеком в средние века, что указывает на то, что этот танец был ранняя версия праздников диких людей, отмечавшихся в средние века и сохранившихся в некоторых частях Европы до наших дней. [ 12 ]

Дикие люди на полях Часослова конца XIV века.

Как следует из названия, главной характеристикой дикого человека является его дикость . Цивилизованные люди считали диких людей существами дикой природы, антитезой цивилизации . [ 27 ] Другие характеристики развивались или трансмутировались в разных контекстах. С древнейших времен источники связывали диких людей с волосатостью; к XII веку их почти всегда описывали как имеющих волосы, покрывающие все их тело, за исключением рук, ног, лиц над длинными бородами, а также груди и подбородков женщин. [ 28 ]

В искусстве волосы чаще покрывают те же области, что и сорочка или платье, за исключением женской груди; колени у мужчин также часто безволосые. Как и в случае с колготками ангелов, на это, вероятно, повлияли костюмы популярных драм. Женское изображение также следует за прической Марии Магдалины в искусстве; в средневековом предании это чудесным образом появилось, когда она удалилась в пустыню после смерти Христа, и ее одежда развалилась. [ 29 ]

Романская Европа

[ редактировать ]

Дикий человек описан в книге Konungs skuggsjá ( Speculum Regale или «Королевское зеркало»), написанной в Норвегии около 1250 года:

Случилось однажды в этой стране (и это кажется действительно странным), что в лесу было поймано живое существо, о котором никто не мог сказать определенно, человек ли это или какое-то другое животное; ибо никто не мог получить от него ни слова или быть уверенным, что он понимает человеческую речь. Однако оно имело человеческую форму во всех деталях, как в отношении рук, так и лица и ног; но все тело было покрыто шерстью, как у зверей, а на спине у него была длинная грубая грива, как у лошади, которая падала на обе стороны и волочилась по земле, когда существо при ходьбе наклонялось.

«Черный и волосатый» лесной изгой упоминается в сказке Рено де Монтобана , написанной в конце XII века. [ 16 ]

Кельтская мифология

[ редактировать ]

9 века Ирландская сказка Буиле Шуибне. [ 30 ] ( «Безумие Суини ») описывает, как Суибне или Суини, языческий король Дал нАрайди в Ольстере , нападает на христианского епископа Ронана Финна и в результате подвергается проклятию безумия. Когда проклятие проходит полностью, у него начинают отрастать перья и когти, он летает, как птица, и проводит много лет, путешествуя обнаженным по лесу, сочиняя стихи среди других безумцев. Чтобы получить прощение от Бога, король Суибне перед смертью сочиняет прекрасное стихотворение, восхваляющее Бога. Есть и другие стихи и рассказы, повествующие о жизни и безумии короля Суибне. [ 31 ] Валлийцы более рассказали похожую историю о Мирддине Уиллте , происхождении Мерлина из поздних романов. В этих историях Мирддин — воин, находившийся на службе у короля Гвенддолеу ап Кейдио во время битвы при Арфдеридде . Когда его господин убит в битве, Мирддин в припадке безумия отправляется в Каледонский лес , что наделяет его способностью сочинять пророческие стихи; ему приписывают ряд более поздних пророческих стихотворений. [ 32 ] «Житие святого Кентигерна» включает почти ту же историю, хотя здесь сумасшедшего из Арфдерида вместо этого зовут Лайлокен , что может быть оригинальным именем. [ 30 ] Фрагментарный бретонский текст XVI века «Диалог Etre Arzur Roe D'an Bretounet Ha Guynglaff» ( «Диалог между Артуром и Гюнглаффом» ) повествует о встрече короля Артура и дикаря Гюнглафа, который предсказывает события, которые произойдут уже в 16 веке. . [ 33 ]

Джеффри Монмутский пересказывает легенду о Мирддине Уиллте в своей латинской Vita Merlini около 1150 года, хотя здесь фигура была переименована в «Мерлин». По словам Джеффри, после того, как Мерлин стал свидетелем ужасов битвы:

... странное безумие охватило его. Он уполз и убежал в лес, не желая, чтобы кто-нибудь увидел его уход. Он пошел в лес, радуясь, что можно спрятаться под ясенями. Он наблюдал за дикими существами, пасущимися на пастбищах полян. Иногда он следовал за ними, иногда проходил мимо них на своем пути. Он использовал корни растений и трав, плоды деревьев и ежевику в зарослях. Он стал Человеком Леса, словно посвященным лесу. Так целое лето он скрывался в лесу, никем не обнаруженный, забывая о себе и о себе, скрываясь, как дикий зверь.

Славянская мифология

[ редактировать ]
Дикая женщина с единорогом, гобелен ок. 1500–1510 ( Базельский исторический музей ). Как и у большинства диких женщин эпохи Возрождения, у нее волосатые участки тела, которые закрывало бы платье, за исключением груди.

Дикие (диви) люди — персонажи славянской народной демонологии, мифические лесные существа. [ 34 ] Имена восходят к двум родственным славянским корням *дик- и *див- , сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный».

В восточнославянских источниках упоминаются: саратовский дикар, дикий, дикой, дикенкий мужичок леший ; невысокий мужчина с большой бородой и хвостом; Украинские лисови люди – старики с заросшими волосами, которые дают серебро тому, кто потирает нос; Костромской дикий чорт ; Вятский диконкий нечистый дух, насылающий паралич; украинский лигий див – болотный дух, насылающий лихорадку; Украинская карпатская дика-баба – привлекательная женщина в сапогах-скоростных , приносит в жертву детей и пьет их кровь, соблазняет мужчин. [ 34 ] Есть сходство между восточнославянскими сообщениями о диких людях и книжными легендами о дивиях (необычных людях из средневекового романа «Александрия») и мифическими изображениями чудесных народов. Например, уральские русские верят, что дивые люди невысокого роста, красивы, имеют приятный голос, живут в пещерах в горах, могут предсказывать будущее; у белорусов Волковысского уезда дзикие люди — одноглазые каннибалы, живущие за границей, также пьют баранью кровь; у белорусов Сокулского уезда , заморского дзикия народа , выросла шерсть, у них длинный хвост и уши, как у быка; они не говорят, а только визжат. [ 34 ]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]

Король Франции Карл VI и пятеро его придворных были одеты как дикари и скованы цепями для маскарада на трагическом Бале дикарей , который произошел в Париже в отеле Сен-Поль 28 января 1393 года. Они были «в костюмах из льняной ткани». пришитые к их телам и пропитанные смолистым воском или смолой, чтобы удерживать покрытие из изношенной конопли, так что они выглядели лохматыми и волосатыми с головы до ног». [ 35 ] В разгар празднества случайная искра факела подожгла их легковоспламеняющиеся костюмы, сжег заживо нескольких придворных; жизнь короля была спасена благодаря быстрым действиям его тети Джоанны , которая прикрыла его своим платьем.

Бургундский двор праздновал pas d'armes, известный как Pas de la Dame Sauvage («Проход оружия Дикой Дамы») в Генте в 1470 году. Рыцарь провел серию рыцарских поединков, имевших аллегорический смысл, в которых победа над дикой женщиной символизировала подвиги, которые рыцарь должен совершить, чтобы заслужить даму.

В некоторых ранних наборах игральных карт есть масть диких людей, в том числе колода, выгравированная Мастером игральных карт (действовавший в Рейнской области около 1430–1450 гг.), Это одни из самых ранних европейских гравюр. Набор из четырех миниатюр по поместьям общества Жана Бурдишона около 1500 года включает в себя дикую семью, а также «бедную», «ремесленную» и «богатую».

Дикие люди Мартина Шонгауэра

[ редактировать ]
Мартина Шонгауэра Гравюра «Щит с борзой» , 1480-е годы.

Мартин Шонгауэр несколько раз изображал диких людей, в том числе на четырех гравюрах на геральдических щитах 1480-х годов, на которых изображены дикие люди, держащие герб покровителей гравюры. Каждое изображение заключено в круглую композицию диаметром примерно 78 мм, что не ново для творчества Шонгауэра.

В «Дикий человек, держащий щит с зайцем и щит с головой мавра » дикий человек держит два параллельных щита, которые, кажется, выступают из паха центральной фигуры. Дикарь поддерживает вес щитов на двух скалах. Волосы на макушке головы дикаря украшены выступающими наружу веточками; как будто чтобы создать ореол. Дикарь не смотрит прямо на зрителя; на самом деле он мрачно смотрит вниз, в правую нижнюю часть своей круглой рамки. Его мрачный вид напоминает животное, пойманное в зоопарке, как бы намекая на то, что он расстроен тем, что его приручили.

Существует резкий контраст между первым отпечатком и Щитом с борзой , которую держит Дикарь, поскольку эта фигура стоит гораздо увереннее. Держа в руках дубинку, он смотрит сквозь щит вдаль, надевая корону из лоз. На третьей гравюре Шонгауэра « Щит с оленем в руках дикаря » фигура хватает свою дубинку, как трость, и идет в том же направлении, что и олень. Он тоже носит корону из виноградных лоз, которая тянется по ветру к зазубренной вершине горы.

В своей четвертой гравюре « Дикая женщина, держащая щит с головой льва » Шонгауэр изображает сцену иного рода. Эта сцена более интимная. На изображении изображена дикая женщина, сидящая на пне с грудным потомством у груди. Хотя тело женщины покрыто волосами, ее лицо остается открытым. Она также носит корону из виноградных лоз. Кроме того, по сравнению с другими дикими мужчинами, дикая женщина заметно непропорциональна.

Наконец, каждый отпечаток визуально достаточно силен, чтобы выделяться как отдельные сцены, но когда они выстроены в ряд, кажется, будто они были выштампованы из непрерывной сцены с помощью круглого штампа.

Ранние современные представления

[ редактировать ]
«Дикий человек», гр. 1521/22 , бронза работы Паулюса Фишера.

Дикий человек использовался как символ горнодобывающей промышленности в Германии позднего средневековья и эпохи Возрождения. В этом контексте он появляется на гербах Наилы и Вильдеманна . Город Вильдеманн в Верхнем Гарце был основан в 1529 году шахтерами, которые, согласно легенде, встретили дикого мужчину и жену, когда они отправились в дебри горного хребта Гарца .

Педро Гонсалес. Анон, гр. 1580 г.

Петрус Гонсалвус (род. 1537) был назван Улиссом Альдрованди «лесным человеком» из-за его состояния - гипертрихоза . Некоторые из его детей также пострадали. Считается, что его женитьба на даме Екатерине вдохновила на создание сказки « Красавица и чудовище» .

В ( Шекспира «Зимней сказке» 1611 г.) танец двенадцати «сатиров» на деревенской стрижке овец (IV.iv), подготовленный по рассказу слуги:

Господа, есть три извозчика, три пастуха, три пастуха, три свинопаса, которые превратились в волосатых людей, они называют себя солевыми, [ 36 ] и у них есть танец, который девицы называют галлимафри [ 37 ] гамболов...

В рассказе объединены дикие люди и сатиры. Шекспир, возможно, был вдохновлен эпизодом Бена Джонсона « маски Оберон, Волшебный принц» (поставленной 1 января 1611 года), где у сатиров «коричнево-коричневые запястья» и «лохматые бедра»; они «бегают, прыгая и совершая античные движения». [ 38 ]

Современные литературные представления

[ редактировать ]

Термин wood-woses или просто Woses используется Дж. Р. Р. Толкином для описания вымышленной расы диких людей, Друэдайн , в его книгах о Средиземье . Согласно легендариуму Толкина , другие люди, в том числе Рохирримы , принимали Друэдайн за гоблинов или других лесных существ и называли их Пукель-менами (гоблины-люди). Он допускает вымышленную возможность того, что его Друэдайн были «действительным» источником диких людей из более позднего традиционного фольклора. [ 39 ] [ Т 1 ]

Британский поэт Тед Хьюз использовал форму wodwo в названии стихотворения и сборника своих сочинений 1967 года. [ 40 ]

Вымышленный персонаж Тарзан из романа Эдгара Райса Берроуза 1912 года «Тарзан из обезьян» был описан как современная версия архетипа дикого человека. [ 41 ]

Современные документированные представления

[ редактировать ]

Документально подтверждено, что диким ребенком был Нг Чхайди, живший обнаженным в джунглях Индии ; ее волосы и ногти росли 38 лет, пока она не стала «дикой женщиной». [ 42 ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Дикий человек обсуждался с точки зрения Фрейда как представитель «потенциальных возможностей, скрывающихся в сердце каждого человека, будь то примитивного или цивилизованного, как его возможная неспособность примириться со своим социально обеспеченным миром». [ 43 ]

Геральдика и искусство

[ редактировать ]

Позднее Средневековье и Возрождение

[ редактировать ]

геральдика

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ OED , "Вудвос"
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бернхаймер, с. 42.
  3. ^ возможно, понимается как множественное число в словах wodwos и других wylde bestes , как единственное число в словах Wod wose, который выиграл в кнаррезе
  4. ^ Представитель Poetry Online, АНОНИМНО (1100–1945). Архивировано 19 января 2007 г. в Wayback Machine , Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь , строка 720.
  5. ^ диаспре [возможно: вышита по всей равнине рябью
  6. ^ там должны обитать страусы и водевозис ; KJV «там будут жить совы и сатиры »). там танцевать
  7. ^ Ханс Курат, Роберт Э. Льюис, Шерман Макаллистер Кун, Среднеанглийский словарь , University of Michigan Press, 2001, ISBN   978-0-472-01233-6 , с. 285
  8. ^ Роберт Уитингтон, Английское зрелище: исторический очерк , том. 1, Айер Паблишинг, 1972 г., ISBN   978-0-405-09100-1 , с. 74
  9. ^ Бернхаймер, с. 35.
  10. ^ Перейти обратно: а б Берхаймер, стр. 42–43.
  11. ^ Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Кристофер Толкин (ред.). Война драгоценностей . Бостон: Хоутон Миффлин . п. 391. ИСБН  0-395-71041-3 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Бернхаймер, с. 43.
  13. ^ Бернхаймер, с. 20.
  14. ^ Бернхаймер, с. 3.
  15. ^ Бернхаймер, с. 12.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 17.
  17. ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 25.
  18. ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 85.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 86.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Бернхаймер, с. 87.
  21. ^ Бернхаймер, с. 88.
  22. ^ Перипл Ханно, последний абзац. Архивировано 14 марта 2017 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Бернхаймер, стр. 87–88.
  24. ^ Перейти обратно: а б Менье, Бернар (31 декабря 2010 г.). «Христианская пустыня, олицетворение древних утопий?» . Кентрон (26): 79–96. дои : 10.4000/кентрон.1369 . ISSN   0765-0590 .
  25. ^ Патрик, Джозеф, изд. (2001). Сабаитское наследие в Православной Церкви с V века до наших дней Восточная Лвания Аналекта. Левен: Питерс. ISBN  978-90-429-0976-2 .
  26. ^ Дерош, Винсент (31 декабря 2007 г.). «Когда аскетизм становится грехом: излишества в византийском монашестве по современным свидетельствам» . Кентрон (23): 167–178. дои : 10.4000/кентрон.1752 . ISSN   0765-0590 .
  27. ^ Ямамото, стр. 150–151.
  28. ^ Ямамото, стр. 145;
  29. ^ Джонстон, Барбара, Священное царствование и королевский покровительство в «Жизни Магдалины: паломничество, политика, страстные пьесы и жизнь Луизы Савойской» , Университет штата Флорида, Р. Нойман, Диссертация, PDF , 88-93
  30. ^ Перейти обратно: а б Бромвич, г. 459.
  31. ^ Морин О'Рурк Мерфи , Джеймс МакКиллоп , ред., Ирландская литература: читатель , стр. 30–34, 1987, Syracuse University Press, ISBN   0815624050 , 9780815624059, книги Google
  32. ^ Бромвич, г-н. 458.
  33. ^ Лейси, Норрис Дж . (1991). «Диалог Etre Arzur Roe D'an Bretounet Ha Guynglaff». В Норрисе Дж. Лейси, Новая энциклопедия Артура , стр. 114–155. (Нью-Йорк: Гарланд, 1991). ISBN   0-8240-4377-4 .
  34. ^ Перейти обратно: а б с Belova, 1999, p. 92.
  35. ^ Барбара Тачман; Далекое зеркало, 1978, Alfred A Knopf Ltd, стр. 504
  36. ^ Солт , «прыжок».
  37. ^ Галлимауфри , «беспорядок, попурри».
  38. ^ JHP Pafford, примечание к IV.iv.327f в «Зимней сказке» , «Арден Шекспир», 1963.
  39. ^ Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз. стр. 74, 149. ISBN.  978-0261102750 .
  40. ^ «Тед Хьюз: Хронология» . Проверено 21 мая 2009 г.
  41. ^ Бернхаймер, Ричард (1952). Дикие люди в средние века . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 3 . ISBN  9780674734234 .
  42. ^ Каутлр, Рухани; Бхутиа, Лендуп Г. (19 августа 2012 г.). «Дикий цветок Мизорама» . Открытый журнал . Проверено 20 августа 2012 г.
  43. ^ Э., Новак, Максимилиан (1972). Дикий человек внутри: образ западной мысли от эпохи Возрождения до России . [Место публикации не указано]: Univ Of Pittsburgh Press. п. 35. ISBN  0822984407 . OCLC   948757535 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  44. ^ Бауэрсокс, Джефф (13 февраля 2017 г.). «Дикие люди и мавры (ок. 1440 г.) – Черная Центральная Европа» . Черная Центральная Европа . Сеть чернокожих исследований Центральной Европы . Проверено 19 августа 2024 г.
  45. ^ де Врис, Х. Герб Нидерландов . Амстердам, 1995 год.
  1. ^ Толкин, Дж.Р.Р. , Возвращение короля , Книга 5, гл. 5, «Поездка Рохиррим».
  • Муж Тимати (1986 г.р.). Дикий человек: средневековый миф и символика . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  9780870992544 .
  • Бартра, Роджер, Дикие люди в Зазеркалье: мифические истоки европейской инаковости , Анн-Арбор, Издательство Мичиганского университета, 1994.
  • Бартра, Роджер, Искусственный дикарь: современные мифы о диком человеке , Анн-Арбор, Издательство Мичиганского университета, 1997.
  • Ричард Бернхаймер, Дикие люди в средние века , Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1952; Нью-Йорк: Книги Октагона, 1979, ISBN   0-374-90616-5
  • Рэйчел Бромвич (2006). Трио Инис Брайдейн: Триады острова Британия . Издательство Уэльского университета. ISBN   0-7083-1386-8 .
  • Тимоти Хасбэнд, Дикий человек: средневековый миф и символика , Каталог выставки, проходившей в Клойстерс, Метрополитен-музей, 1980, ISBN   0-87099-254-6 , ISBN   0-87099-255-4
  • Ребекка Мартин, Дикие люди и мавры в замке любви: гобелены осады замка в Нюрнберге, Вене и Бостоне , диссертация (доктор философии), Чапел-Хилл / Северная Каролина , 1983
  • Норрис Дж. Лейси (1991). Новая энциклопедия Артура . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN   0-8240-4377-4 .
  • О. В. Белова, Славянская древность. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого; Институт славистики РАН. Москва: Международные отношения, 1999. ISBN   5-7133-0982-7
  • Ямамото, Дороти (2000). Границы человека в средневековой английской литературе . Оксфорд.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергхольм, Анна Ауне Александра. «Король, поэт, провидец: аспекты кельтской легенды о диком человеке в средневековой литературе». В: Сеть FF . 2013 г.; Том. 43. С. 4–9.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6d200cbd52ff14a13b3f641e65e28d9__1723010580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/d9/b6d200cbd52ff14a13b3f641e65e28d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wild man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)