Дикий человек

Дикий человек , лесной человек , или лесной/водохоз — мифическая фигура и мотив, который появляется в искусстве и литературе средневековой Европы , сравнимый с типом сатира или фавна в классической мифологии и с Сильваном , римским богом лесные массивы .
Определяющей характеристикой фигуры является ее «дикость»; с XII века его постоянно изображали покрытым волосами. Изображения диких людей появляются на резных и раскрашенных выступах крыши там, где пересекающиеся своды- огии встречаются в Кентерберийском соборе , в местах, где также можно встретить Зеленого Человека -растения . Образ дикого человека сохранился и стал основой геральдических гербов , особенно в Германии, вплоть до 16 века. Граверы эпохи Возрождения в Германии и Италии особенно любили диких мужчин, диких женщин и дикие семьи, в том числе примеры Мартина Шонгауэра (умер в 1491 году) и Альбрехта Дюрера (1471–1528).
Терминология
[ редактировать ]
Обычным среднеанглийским термином, который также используется и по сей день, было woodwose или wodewose (также пишется woodehouse , wudwa и т. д., что, возможно, понимается как единственное или множественное число). [ 1 ] [ 2 ] Вода [ 3 ] встречается в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» (ок. 1390 г.). [ 4 ] Среднеанглийское слово впервые встречается в 1340-х годах в ссылках на дикого человека, популярного в то время в декоративном искусстве, как, например, в латинском описании гобелена Великого гардероба Эдварда III . [ 5 ] но как фамилия она встречается еще в 1251 году некоего Роберта де Вудевузе . В отношении реального легендарного или мифологического существа этот термин встречается в 1380-х годах в Библии Уиклифа , переводя שעיר ( LXX δαιμόνια , латинское pilosi означает «волосатый») в Исаии 13:21. [ 6 ] События в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» датируются вскоре после появления Библии Уиклифа, ок. 1390. [ 7 ]
форма Древнеанглийская слова woodwose не подтверждена, но это могло быть либо * wudu-wāsa , либо * wude-wāsa . Первый элемент обычно объясняется как от вуду «дерево, лес». [ 2 ] Второй элемент менее ясен. Оно было идентифицировано как гипотетическое существительное *wāsa «существо», от глагола wesan , wosan «быть, быть живым». [ 8 ] Альтернативно это может означать одинокого или брошенного человека, родственного немецкому Waise и голландскому wees , которые оба означают «сирота».

В древневерхненемецком языке были термины schrat , scrato или scrazo , которые появляются в глоссах латинских произведений как переводы fauni , silvestres или pilosi , идентифицируя этих существ как волосатых лесных существ. [ 2 ] Некоторые местные имена наводят на ассоциации с персонажами древней мифологии. В Ломбардии и италоязычных частях Альп распространены термины salvan и salvang , которые происходят от латинского Silvanus , имени римского бога-покровителя садов и сельской местности. [ 2 ] Точно так же фольклор Тироля и немецкоязычной Швейцарии в 20-м веке включал в себя дикую женщину, известную как Фанге или Фанке , которая происходит от латинской фауны , женской формы фавна . [ 2 ] Средневековые немецкие источники называют дикую женщину именами ламией и гольцмойей (или некоторыми их вариациями); [ 9 ] первое явно относится к греческому демону дикой природы Ламии, тогда как второе происходит в конечном итоге от Майи , греко-римской богини земли и плодородия , которую в других местах отождествляют с фауной и которая оказала большое влияние на средневековые предания о диких людях. [ 2 ] В славянском есть леший «лесной человек».
Различные языки и традиции включают имена, предполагающие родство с Оркусом , римским и курсивным богом смерти. [ 2 ] В течение многих лет люди в Тироле называли дикого человека Орке , Лорке или Ноэрглейном , тогда как в некоторых частях Италии его называли орко или хуорко . [ 10 ] Французский людоед имеет то же происхождение, [ 10 ] как и современные литературные орки . [ 11 ] Важно отметить, что Оркус связан с Майей в танце, который празднуется достаточно поздно, чтобы быть осужденным в испанском покаянии 9-го или 10-го века . [ 12 ]
Этот термин обычно заменялся в литературе раннего современного английского периода классическими эквивалентами или «дикий человек», но он сохранился в форме фамилии Вудхаус или Вудхаус (см. Семья Вудхаус ). «Дикий человек» и его родственники — это общий термин для обозначения этого существа в большинстве современных языков; [ 2 ] по-немецки он появляется как wilder Mann , по-французски как homme sauvage и по-итальянски как uomo selvatico «лесной человек». [ 13 ]
Происхождение
[ редактировать ]
Фигуры, похожие на европейского дикого человека, встречаются во всем мире с очень давних времен. Самый ранний зарегистрированный пример этого типа — персонаж Энкиду из древнего месопотамского эпоса о Гильгамеше . [ 14 ]
Описание Навуходоносора II в Книге Даниила (2 век до н.э.), возможно, сильно повлияло на средневековые европейские представления. [ 15 ] В книге Даниила 4 изображен Бог, смиряющий вавилонского царя за его хвастовство; обезумевший и изгнанный из человеческого общества, он выращивает волосы на своем теле и живет как зверь. Этот образ был популярен в средневековых изображениях Навуходоносора. В позднесредневековых легендах о святом Иоанне Златоусте святого (умер в 407 г.) аскетизм сделал его настолько изолированным и диким, что поймавшие его охотники не могли определить, человек он или животное. [ 16 ]
Средневековая концепция дикого человека также опиралась на знания о подобных существах из классического мира, таких как римский фавн , Сильван и, возможно, даже Геракл . Некоторые народные традиции о диком человеке соответствуют древним обычаям и верованиям. Примечательно, что крестьяне Граубюндена пытались поймать дикаря, напоив его и связав в надежде, что он отдаст им свою мудрость в обмен на свободу. [ 17 ] Это предполагает связь с древней традицией, записанной еще Ксенофонтом (ум. 354 г. до н. э.) и появляющейся в произведениях Овидия , Павсания и Клавдия Элиана , – в которой пастухи поймали лесное существо, названное здесь Силеном или Фавном , в таким же образом и с той же целью. [ 17 ]
Помимо мифологического влияния, средневековые предания о диких людях также опирались на научные сочинения древних историков, хотя, вероятно, и в меньшей степени. [ 18 ] Эти древние дикие люди обнажены и иногда покрыты волосами, хотя, что важно, тексты обычно локализуют их в какой-то далекой стране. [ 18 ] отличая их от средневекового дикого человека, который, как считалось, существовал на границе цивилизации. Первый историк, описавший такие существа, Геродот ( ок. 484 г. до н. э. – ок. 425 г. до н. э. ) помещает их в западной Ливии рядом с обезглавленными людьми с глазами на груди и существами с собачьими мордами . [ 19 ] После появления бывшего персидского придворного врача Ктесия книги «Индика » (относительно Индии ), в которой зафиксированы персидские верования об Индийском субконтиненте , и завоеваний Александра Великого , Индия стала основным домом фантастических существ в западном воображении, и там часто описывались дикие люди. [ 19 ] Мегасфен , Селевка I Никатора посол в Чандрагупте Маурье , писал о двух типах людей, которых можно найти в Индии, которых он прямо описывает как диких: во-первых, о существе, принесенном в суд, пальцы ног которого были обращены назад; во-вторых, племя лесных людей, не имевших ртов и питавшихся запахами. [ 20 ] И Квинт Курций Руф , и Арриан ссылаются на то, что сам Александр встретился с племенем дикарей, питающихся рыбой, во время своей индийской кампании. [ 21 ]
Искаженные сведения об обезьянах , возможно, способствовали формированию как древних, так и средневековых представлений о диком человеке. В своей «Естественной истории» Плиний Старший описывает расу сильвестров, диких существ в Индии, у которых были гуманоидные тела, но шерсть, клыки и отсутствие способности говорить – описание, которое подходит гиббонам, обитающим в этой местности. [ 20 ] Древний карфагенский исследователь Ханно Мореплаватель (ок. 500 г. до н.э.) сообщил о встрече с племенем диких мужчин и волосатых женщин на территории, которая могла быть Сьерра-Леоне ; их переводчики называли их «гориллами», и эта история намного позже привела к названию вида горилл и действительно могла относиться к человекообразным обезьянам . [ 20 ] [ 22 ] Точно так же греческий историк Агатархид описывает то, что, возможно, было шимпанзе, как племена проворных, беспорядочных «пожирателей семян» и «пожирателей древесины», живущих в Эфиопии . [ 23 ]
Одним из исторических прецедентов, которые могли вдохновить на создание образа дикого человека, могли быть Грейзеры ; группа монахов в восточном христианстве , которые жили одни, не ели мяса и часто совершенно обнаженными. [ 24 ] обществе их считали святыми В византийском , а агиографические описания их жизни были распространены во всем христианстве, возможно, оказав влияние на более поздних авторов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Средневековые представления
[ редактировать ]
Некоторые из самых ранних свидетельств традиции диких людей можно найти в вышеупомянутом испанском покаянии 9-го или 10-го века. [ 12 ] В этой книге описывается танец, участники которого облачались в образы фигур Оркуса, Майи и Пелы, и предписывается небольшое покаяние для тех, кто участвует, что, по-видимому, было возрождением старого языческого обычая. [ 12 ] Личность Пелы неизвестна, но богиня земли Майя появляется как дикая женщина ( Holz-maia в более поздних немецких глоссариях), а имена, связанные с Оркусом, ассоциировались с диким человеком в средние века, что указывает на то, что этот танец был ранняя версия праздников диких людей, отмечавшихся в средние века и сохранившихся в некоторых частях Европы до наших дней. [ 12 ]

Как следует из названия, главной характеристикой дикого человека является его дикость . Цивилизованные люди считали диких людей существами дикой природы, антитезой цивилизации . [ 27 ] Другие характеристики развивались или трансмутировались в разных контекстах. С древнейших времен источники связывали диких людей с волосатостью; к XII веку их почти всегда описывали как имеющих волосы, покрывающие все их тело, за исключением рук, ног, лиц над длинными бородами, а также груди и подбородков женщин. [ 28 ]
В искусстве волосы чаще покрывают те же области, что и сорочка или платье, за исключением женской груди; колени у мужчин также часто безволосые. Как и в случае с колготками ангелов, на это, вероятно, повлияли костюмы популярных драм. Женское изображение также следует за прической Марии Магдалины в искусстве; в средневековом предании это чудесным образом появилось, когда она удалилась в пустыню после смерти Христа, и ее одежда развалилась. [ 29 ]
Романская Европа
[ редактировать ]Дикий человек описан в книге Konungs skuggsjá ( Speculum Regale или «Королевское зеркало»), написанной в Норвегии около 1250 года:
Случилось однажды в этой стране (и это кажется действительно странным), что в лесу было поймано живое существо, о котором никто не мог сказать определенно, человек ли это или какое-то другое животное; ибо никто не мог получить от него ни слова или быть уверенным, что он понимает человеческую речь. Однако оно имело человеческую форму во всех деталях, как в отношении рук, так и лица и ног; но все тело было покрыто шерстью, как у зверей, а на спине у него была длинная грубая грива, как у лошади, которая падала на обе стороны и волочилась по земле, когда существо при ходьбе наклонялось.
«Черный и волосатый» лесной изгой упоминается в сказке Рено де Монтобана , написанной в конце XII века. [ 16 ]
Кельтская мифология
[ редактировать ]9 века Ирландская сказка Буиле Шуибне. [ 30 ] ( «Безумие Суини ») описывает, как Суибне или Суини, языческий король Дал нАрайди в Ольстере , нападает на христианского епископа Ронана Финна и в результате подвергается проклятию безумия. Когда проклятие проходит полностью, у него начинают отрастать перья и когти, он летает, как птица, и проводит много лет, путешествуя обнаженным по лесу, сочиняя стихи среди других безумцев. Чтобы получить прощение от Бога, король Суибне перед смертью сочиняет прекрасное стихотворение, восхваляющее Бога. Есть и другие стихи и рассказы, повествующие о жизни и безумии короля Суибне. [ 31 ] Валлийцы более рассказали похожую историю о Мирддине Уиллте , происхождении Мерлина из поздних романов. В этих историях Мирддин — воин, находившийся на службе у короля Гвенддолеу ап Кейдио во время битвы при Арфдеридде . Когда его господин убит в битве, Мирддин в припадке безумия отправляется в Каледонский лес , что наделяет его способностью сочинять пророческие стихи; ему приписывают ряд более поздних пророческих стихотворений. [ 32 ] «Житие святого Кентигерна» включает почти ту же историю, хотя здесь сумасшедшего из Арфдерида вместо этого зовут Лайлокен , что может быть оригинальным именем. [ 30 ] Фрагментарный бретонский текст XVI века «Диалог Etre Arzur Roe D'an Bretounet Ha Guynglaff» ( «Диалог между Артуром и Гюнглаффом» ) повествует о встрече короля Артура и дикаря Гюнглафа, который предсказывает события, которые произойдут уже в 16 веке. . [ 33 ]
Джеффри Монмутский пересказывает легенду о Мирддине Уиллте в своей латинской Vita Merlini около 1150 года, хотя здесь фигура была переименована в «Мерлин». По словам Джеффри, после того, как Мерлин стал свидетелем ужасов битвы:
... странное безумие охватило его. Он уполз и убежал в лес, не желая, чтобы кто-нибудь увидел его уход. Он пошел в лес, радуясь, что можно спрятаться под ясенями. Он наблюдал за дикими существами, пасущимися на пастбищах полян. Иногда он следовал за ними, иногда проходил мимо них на своем пути. Он использовал корни растений и трав, плоды деревьев и ежевику в зарослях. Он стал Человеком Леса, словно посвященным лесу. Так целое лето он скрывался в лесу, никем не обнаруженный, забывая о себе и о себе, скрываясь, как дикий зверь.
Славянская мифология
[ редактировать ]
Дикие (диви) люди — персонажи славянской народной демонологии, мифические лесные существа. [ 34 ] Имена восходят к двум родственным славянским корням *дик- и *див- , сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный».
В восточнославянских источниках упоминаются: саратовский дикар, дикий, дикой, дикенкий мужичок – леший ; невысокий мужчина с большой бородой и хвостом; Украинские лисови люди – старики с заросшими волосами, которые дают серебро тому, кто потирает нос; Костромской дикий чорт ; Вятский диконкий нечистый дух, насылающий паралич; украинский лигий див – болотный дух, насылающий лихорадку; Украинская карпатская дика-баба – привлекательная женщина в сапогах-скоростных , приносит в жертву детей и пьет их кровь, соблазняет мужчин. [ 34 ] Есть сходство между восточнославянскими сообщениями о диких людях и книжными легендами о дивиях (необычных людях из средневекового романа «Александрия») и мифическими изображениями чудесных народов. Например, уральские русские верят, что дивые люди невысокого роста, красивы, имеют приятный голос, живут в пещерах в горах, могут предсказывать будущее; у белорусов Волковысского уезда дзикие люди — одноглазые каннибалы, живущие за границей, также пьют баранью кровь; у белорусов Сокулского уезда , заморского дзикия народа , выросла шерсть, у них длинный хвост и уши, как у быка; они не говорят, а только визжат. [ 34 ]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Король Франции Карл VI и пятеро его придворных были одеты как дикари и скованы цепями для маскарада на трагическом Бале дикарей , который произошел в Париже в отеле Сен-Поль 28 января 1393 года. Они были «в костюмах из льняной ткани». пришитые к их телам и пропитанные смолистым воском или смолой, чтобы удерживать покрытие из изношенной конопли, так что они выглядели лохматыми и волосатыми с головы до ног». [ 35 ] В разгар празднества случайная искра факела подожгла их легковоспламеняющиеся костюмы, сжег заживо нескольких придворных; жизнь короля была спасена благодаря быстрым действиям его тети Джоанны , которая прикрыла его своим платьем.
Бургундский двор праздновал pas d'armes, известный как Pas de la Dame Sauvage («Проход оружия Дикой Дамы») в Генте в 1470 году. Рыцарь провел серию рыцарских поединков, имевших аллегорический смысл, в которых победа над дикой женщиной символизировала подвиги, которые рыцарь должен совершить, чтобы заслужить даму.
В некоторых ранних наборах игральных карт есть масть диких людей, в том числе колода, выгравированная Мастером игральных карт (действовавший в Рейнской области около 1430–1450 гг.), Это одни из самых ранних европейских гравюр. Набор из четырех миниатюр по поместьям общества Жана Бурдишона около 1500 года включает в себя дикую семью, а также «бедную», «ремесленную» и «богатую».
Дикие люди Мартина Шонгауэра
[ редактировать ]
Мартин Шонгауэр несколько раз изображал диких людей, в том числе на четырех гравюрах на геральдических щитах 1480-х годов, на которых изображены дикие люди, держащие герб покровителей гравюры. Каждое изображение заключено в круглую композицию диаметром примерно 78 мм, что не ново для творчества Шонгауэра.
В «Дикий человек, держащий щит с зайцем и щит с головой мавра » дикий человек держит два параллельных щита, которые, кажется, выступают из паха центральной фигуры. Дикарь поддерживает вес щитов на двух скалах. Волосы на макушке головы дикаря украшены выступающими наружу веточками; как будто чтобы создать ореол. Дикарь не смотрит прямо на зрителя; на самом деле он мрачно смотрит вниз, в правую нижнюю часть своей круглой рамки. Его мрачный вид напоминает животное, пойманное в зоопарке, как бы намекая на то, что он расстроен тем, что его приручили.
Существует резкий контраст между первым отпечатком и Щитом с борзой , которую держит Дикарь, поскольку эта фигура стоит гораздо увереннее. Держа в руках дубинку, он смотрит сквозь щит вдаль, надевая корону из лоз. На третьей гравюре Шонгауэра « Щит с оленем в руках дикаря » фигура хватает свою дубинку, как трость, и идет в том же направлении, что и олень. Он тоже носит корону из виноградных лоз, которая тянется по ветру к зазубренной вершине горы.
В своей четвертой гравюре « Дикая женщина, держащая щит с головой льва » Шонгауэр изображает сцену иного рода. Эта сцена более интимная. На изображении изображена дикая женщина, сидящая на пне с грудным потомством у груди. Хотя тело женщины покрыто волосами, ее лицо остается открытым. Она также носит корону из виноградных лоз. Кроме того, по сравнению с другими дикими мужчинами, дикая женщина заметно непропорциональна.
Наконец, каждый отпечаток визуально достаточно силен, чтобы выделяться как отдельные сцены, но когда они выстроены в ряд, кажется, будто они были выштампованы из непрерывной сцены с помощью круглого штампа.
Ранние современные представления
[ редактировать ]
Дикий человек использовался как символ горнодобывающей промышленности в Германии позднего средневековья и эпохи Возрождения. В этом контексте он появляется на гербах Наилы и Вильдеманна . Город Вильдеманн в Верхнем Гарце был основан в 1529 году шахтерами, которые, согласно легенде, встретили дикого мужчину и жену, когда они отправились в дебри горного хребта Гарца .

Петрус Гонсалвус (род. 1537) был назван Улиссом Альдрованди «лесным человеком» из-за его состояния - гипертрихоза . Некоторые из его детей также пострадали. Считается, что его женитьба на даме Екатерине вдохновила на создание сказки « Красавица и чудовище» .
В ( Шекспира «Зимней сказке» 1611 г.) танец двенадцати «сатиров» на деревенской стрижке овец (IV.iv), подготовленный по рассказу слуги:
Господа, есть три извозчика, три пастуха, три пастуха, три свинопаса, которые превратились в волосатых людей, они называют себя солевыми, [ 36 ] и у них есть танец, который девицы называют галлимафри [ 37 ] гамболов...
В рассказе объединены дикие люди и сатиры. Шекспир, возможно, был вдохновлен эпизодом Бена Джонсона « маски Оберон, Волшебный принц» (поставленной 1 января 1611 года), где у сатиров «коричнево-коричневые запястья» и «лохматые бедра»; они «бегают, прыгая и совершая античные движения». [ 38 ]
Современные литературные представления
[ редактировать ]Термин wood-woses или просто Woses используется Дж. Р. Р. Толкином для описания вымышленной расы диких людей, Друэдайн , в его книгах о Средиземье . Согласно легендариуму Толкина , другие люди, в том числе Рохирримы , принимали Друэдайн за гоблинов или других лесных существ и называли их Пукель-менами (гоблины-люди). Он допускает вымышленную возможность того, что его Друэдайн были «действительным» источником диких людей из более позднего традиционного фольклора. [ 39 ] [ Т 1 ]
Британский поэт Тед Хьюз использовал форму wodwo в названии стихотворения и сборника своих сочинений 1967 года. [ 40 ]
Вымышленный персонаж Тарзан из романа Эдгара Райса Берроуза 1912 года «Тарзан из обезьян» был описан как современная версия архетипа дикого человека. [ 41 ]
Современные документированные представления
[ редактировать ]Документально подтверждено, что диким ребенком был Нг Чхайди, живший обнаженным в джунглях Индии ; ее волосы и ногти росли 38 лет, пока она не стала «дикой женщиной». [ 42 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Дикий человек обсуждался с точки зрения Фрейда как представитель «потенциальных возможностей, скрывающихся в сердце каждого человека, будь то примитивного или цивилизованного, как его возможная неспособность примириться со своим социально обеспеченным миром». [ 43 ]
Геральдика и искусство
[ редактировать ]Позднее Средневековье и Возрождение
[ редактировать ]-
Горгулья, Муленский собор
-
Пятерка диких людей, работа Мастера игральных карт , до 1460 года.
-
Ранний пример дикого человека, выступающего в роли геральдического сторонника, появляется на печати Кристиана I Датского (1450 г.).
-
Дикая семья, миниатюра Жана Бурдишона , из серии « Четыре состояния общества».
-
Сторонник дикого человека с 1589 года (герб семьи Хольцхаузенов )
-
Классический Дикий человек» дизайн витража « , мастерская Ганса Гольбейна Младшего , ок. 1525–1528 ( Британский музей )
геральдика
[ редактировать ]-
17-го века Монета Талер из Брауншвейг-Вольфенбюттеля с традиционным изображением дикого человека на монетах монетных дворов в Гарц . горах
-
Кантинговый герб города Лаппеенранта , Финляндия : шведское название города — Виллманстранд , первоначально писалось как Вилтманстранд.
-
Немецкая династия Глюксбургов использовала Геракла как эллинскую версию дикого человека, когда они стали королевской семьей Греции.
-
Герб голландского муниципалитета С-Хертогенбос (ден Бош), столицы провинции Северный Брабант.
-
Дикий человек с надписью «полудикарь» на гербе шотландского клана Мюррей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ OED , "Вудвос"
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бернхаймер, с. 42.
- ^ возможно, понимается как множественное число в словах wodwos и других wylde bestes , как единственное число в словах Wod wose, который выиграл в кнаррезе
- ^ Представитель Poetry Online, АНОНИМНО (1100–1945). Архивировано 19 января 2007 г. в Wayback Machine , Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь , строка 720.
- ^ диаспре [возможно: вышита по всей равнине рябью
- ^ там должны обитать страусы и водевозис ; KJV «там будут жить совы и сатиры »). там танцевать
- ^ Ханс Курат, Роберт Э. Льюис, Шерман Макаллистер Кун, Среднеанглийский словарь , University of Michigan Press, 2001, ISBN 978-0-472-01233-6 , с. 285
- ^ Роберт Уитингтон, Английское зрелище: исторический очерк , том. 1, Айер Паблишинг, 1972 г., ISBN 978-0-405-09100-1 , с. 74
- ^ Бернхаймер, с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Берхаймер, стр. 42–43.
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Кристофер Толкин (ред.). Война драгоценностей . Бостон: Хоутон Миффлин . п. 391. ИСБН 0-395-71041-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернхаймер, с. 43.
- ^ Бернхаймер, с. 20.
- ^ Бернхаймер, с. 3.
- ^ Бернхаймер, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Бернхаймер, с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Бернхаймер, с. 87.
- ^ Бернхаймер, с. 88.
- ^ Перипл Ханно, последний абзац. Архивировано 14 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Бернхаймер, стр. 87–88.
- ^ Перейти обратно: а б Менье, Бернар (31 декабря 2010 г.). «Христианская пустыня, олицетворение древних утопий?» . Кентрон (26): 79–96. дои : 10.4000/кентрон.1369 . ISSN 0765-0590 .
- ^ Патрик, Джозеф, изд. (2001). Сабаитское наследие в Православной Церкви с V века до наших дней Восточная Лвания Аналекта. Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-0976-2 .
- ^ Дерош, Винсент (31 декабря 2007 г.). «Когда аскетизм становится грехом: излишества в византийском монашестве по современным свидетельствам» . Кентрон (23): 167–178. дои : 10.4000/кентрон.1752 . ISSN 0765-0590 .
- ^ Ямамото, стр. 150–151.
- ^ Ямамото, стр. 145;
- ^ Джонстон, Барбара, Священное царствование и королевский покровительство в «Жизни Магдалины: паломничество, политика, страстные пьесы и жизнь Луизы Савойской» , Университет штата Флорида, Р. Нойман, Диссертация, PDF , 88-93
- ^ Перейти обратно: а б Бромвич, г. 459.
- ^ Морин О'Рурк Мерфи , Джеймс МакКиллоп , ред., Ирландская литература: читатель , стр. 30–34, 1987, Syracuse University Press, ISBN 0815624050 , 9780815624059, книги Google
- ^ Бромвич, г-н. 458.
- ^ Лейси, Норрис Дж . (1991). «Диалог Etre Arzur Roe D'an Bretounet Ha Guynglaff». В Норрисе Дж. Лейси, Новая энциклопедия Артура , стр. 114–155. (Нью-Йорк: Гарланд, 1991). ISBN 0-8240-4377-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Belova, 1999, p. 92.
- ^ Барбара Тачман; Далекое зеркало, 1978, Alfred A Knopf Ltd, стр. 504
- ^ Солт , «прыжок».
- ^ Галлимауфри , «беспорядок, попурри».
- ^ JHP Pafford, примечание к IV.iv.327f в «Зимней сказке» , «Арден Шекспир», 1963.
- ^ Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз. стр. 74, 149. ISBN. 978-0261102750 .
- ^ «Тед Хьюз: Хронология» . Проверено 21 мая 2009 г.
- ^ Бернхаймер, Ричард (1952). Дикие люди в средние века . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 3 . ISBN 9780674734234 .
- ^ Каутлр, Рухани; Бхутиа, Лендуп Г. (19 августа 2012 г.). «Дикий цветок Мизорама» . Открытый журнал . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ Э., Новак, Максимилиан (1972). Дикий человек внутри: образ западной мысли от эпохи Возрождения до России . [Место публикации не указано]: Univ Of Pittsburgh Press. п. 35. ISBN 0822984407 . OCLC 948757535 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бауэрсокс, Джефф (13 февраля 2017 г.). «Дикие люди и мавры (ок. 1440 г.) – Черная Центральная Европа» . Черная Центральная Европа . Сеть чернокожих исследований Центральной Европы . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ де Врис, Х. Герб Нидерландов . Амстердам, 1995 год.
- ^ Толкин, Дж.Р.Р. , Возвращение короля , Книга 5, гл. 5, «Поездка Рохиррим».
- Муж Тимати (1986 г.р.). Дикий человек: средневековый миф и символика . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9780870992544 .
- Бартра, Роджер, Дикие люди в Зазеркалье: мифические истоки европейской инаковости , Анн-Арбор, Издательство Мичиганского университета, 1994.
- Бартра, Роджер, Искусственный дикарь: современные мифы о диком человеке , Анн-Арбор, Издательство Мичиганского университета, 1997.
- Ричард Бернхаймер, Дикие люди в средние века , Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1952; Нью-Йорк: Книги Октагона, 1979, ISBN 0-374-90616-5
- Рэйчел Бромвич (2006). Трио Инис Брайдейн: Триады острова Британия . Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-1386-8 .
- Тимоти Хасбэнд, Дикий человек: средневековый миф и символика , Каталог выставки, проходившей в Клойстерс, Метрополитен-музей, 1980, ISBN 0-87099-254-6 , ISBN 0-87099-255-4
- Ребекка Мартин, Дикие люди и мавры в замке любви: гобелены осады замка в Нюрнберге, Вене и Бостоне , диссертация (доктор философии), Чапел-Хилл / Северная Каролина , 1983
- Норрис Дж. Лейси (1991). Новая энциклопедия Артура . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0-8240-4377-4 .
- О. В. Белова, Славянская древность. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого; Институт славистики РАН. Москва: Международные отношения, 1999. ISBN 5-7133-0982-7
- Ямамото, Дороти (2000). Границы человека в средневековой английской литературе . Оксфорд.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергхольм, Анна Ауне Александра. «Король, поэт, провидец: аспекты кельтской легенды о диком человеке в средневековой литературе». В: Сеть FF . 2013 г.; Том. 43. С. 4–9.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Дикие люди
- Кельтские легендарные существа
- Английские легендарные существа
- Французские легендарные существа
- Итальянские легендарные существа
- Немецкие легендарные существа
- Славянские легендарные существа
- Германские легендарные существа
- Средневековые европейские легендарные существа
- Геральдические звери
- Средневековые легенды
- Иконография
- Словенская мифология
- Мифические гуманоиды
- Фавны
- Культурные изображения Навуходоносора II
- Книга Даниила
- Иоанн Златоуст
- Мифология Геракла
- Силен