Скин-ходок
В навахо культуре оборванец ( навахо : yee naaldlooshii ) — это тип вредной ведьмы , обладающей способностью превращаться в животное, обладать им или маскироваться под него. Этот термин никогда не используется для целителей.
Йи наалдлушии, что переводится как «с его помощью он ходит на четвереньках», является одним из нескольких типов шкуроходов в верованиях навахо. Эти ведьмы рассматриваются как полная противоположность ценностям навахо: они проводят злонамеренные церемонии и используют манипулятивную магию , что резко контрастирует с благотворными действиями знахарей .
Легенда о шкуроходах глубоко укоренилась в традициях навахо и редко обсуждается с посторонними. Эта сдержанность отчасти объясняется культурными табу и отсутствием контекстуального понимания со стороны ненавахо. В историях часто изображаются оборотни, использующие свои силы во зло, и они считаются источником страха и тайн в общинах навахо. Традиционные источники описывают их как могущественных колдунов , которые после совершения различных гнусных действий обретают способность по своему желанию превращаться в животных.
Фон
На навахо языке «йи наалдлуши» переводится как «с его помощью он ходит на четвереньках». [1] пожалуй, самая распространенная разновидность, которую можно увидеть в фильмах ужасов среди людей, не принадлежащих к навахо, Хотя йи наалдлушии, она является одной из нескольких разновидностей оборванцев в культуре навахо; в частности, они представляют собой разновидность «антихний» . [1]
навахо Ведьмы , в том числе перевертыши, представляют собой полную противоположность культурным ценностям навахо. В то время как общественные целители и работники культуры известны как знахари или другие положительные термины на языке коренных народов сообщества, ведьмы рассматриваются как зло, выполняющее вредные церемонии и манипулятивную магию, извращая добрые дела, которые традиционно совершают знахари. Чтобы практиковать свои добрые дела, традиционные целители могут изучать как добрую, так и злую магию, чтобы защитить от зла. Но люди, решившие стать ведьмами, считаются коррумпированными. [2] [ необходимы страницы ]
Легенда о передвижниках не совсем понятна за пределами культуры навахо, как из-за нежелания обсуждать эту тему с посторонними, так и из-за нежелания обсуждать эту тему с посторонними. [3] а также, по «Нации чероки» словам академика Эдриен Кин, это отсутствие необходимого культурного контекста, в который встроены истории. [4] Традиционные народы навахо неохотно раскрывают знания о шкурниках ненавахо или вообще обсуждают их с теми, кому они не доверяют. Кин, основатель веб-сайта Native Appropriations , написал в ответ на то, что не-навахо включили легенды в свои произведения (и особенно на то влияние, которое оказала это Джоан Роулинг ), что, когда это будет сделано, «мы, как коренные народы, теперь открыты для шквал вопросов об этих верованиях и традициях... но это не те вещи, которые нужно или вообще следует обсуждать посторонним. Извините, если это кажется «несправедливым», но именно так выживают наши культуры». [4]
Легенда
К животным, связанным с колдовством, обычно относятся обманщики, такие как койот ; однако сюда могут входить и другие существа, обычно связанные со смертью или плохими предзнаменованиями. Они также могут владеть живыми животными или людьми и ходить в их телах. [5] [6] [7] Скин-ходоками могут быть как мужчины, так и женщины. [2]
Истории о шкуроходах, рассказываемые среди детей навахо, могут представлять собой полную борьбу не на жизнь, а на смерть, которая заканчивается тем, что шкуроход или навахо убивают друг друга, или истории о частичных встречах, которые заканчиваются тупиком. [2] Истории встреч могут быть составлены как истории побед навахо, когда оборванцы приближаются к хогану и их пугают. [7] [8]
Неместные интерпретации историй о перебежчиках обычно принимают форму историй о частичных встречах на дороге, где главный герой временно уязвим, но затем убегает от перебежчика способом, который традиционно не наблюдается в рассказах навахо. [9] [10] Иногда дети навахо берут европейские народные истории и заменяют обычных убийц вроде Крюка шкуроходами . [9]
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Уолл, Леон и Уильям Морган, Навахо-английский словарь . Hippocrene Books, Нью-Йорк, 1998. ISBN 0-7818-0247-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Клюкхон, Клайд (1962). Колдовство навахо . Бостон, Массачусетс: Beacon Press (оригинал из Мичиганского университета ). ISBN 9780807046975 . OCLC 1295234297 .
- ^ Хэмптон, Кэрол М. « Рецензия на книгу: Какая-то сила: рассказы детей-перевертышей навахо » в Western Historical Quarterly . 1 июля 1986 г. По состоянию на 17 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кин, доктор Адриенн, « Магия в Северной Америке, часть 1: Тьфу ». в Native Appropriations , 8 марта 2016 г. По состоянию на 9 апреля 2016 г. Цитата: «Вера в эти вещи (существа?) занимает глубокое и мощное место в навахо. Это связано со многими другими концепциями и многими другими церемониальными представлениями и образом жизни. Это не просто страшная история или что-то, что можно рассказать детям, чтобы заставить их вести себя хорошо, это гораздо глубже».
- ^ Картер, Дж. (28 октября 2010 г.). Ковбой и Оборотень. Новости Руидосо .
- ^ Теллер, Дж. и Блэкуотер, Н. (1999). Оборотень навахо, колдовство и связанные с ним явления (1-е издание). Чинл, Аризона: Издательство Infinity Horn Publishing.
- ^ Перейти обратно: а б Брэди, МК и Тоелкен, Б. (1984). Какая-то сила: рассказы детей-перевертышей навахо . Солт-Лейк-Сити, Юта: Издательство Университета Юты.
- ^ Зальцман, Майкл (октябрь 1990 г.). «Создание межкультурного центра по обучению персонала, не являющегося навахо». Журнал образования американских индейцев . 30 (1): 25–36. JSTOR 24397995 .
- ^ Перейти обратно: а б Брунванд, Дж. Х. (2012). Современные легенды коренных американцев. В JH Brunvand, Энциклопедия городских легенд (2-е изд.). Санта-Барбара, Калифорния.
- ^ Уотсон, К. (1996, 11 августа). «Завтрак с перевертышами». Звездная Трибьюн .